Возрастные кризисы у ребенка

Содержание

Возрастные кризисы у детей — как помочь ребенку преодолеть возрастной кризис

Возрастные кризисы у ребенка

Сегодня хочется поговорить на тему, которая рано или поздно затрагивает любую семью:

Возрастные кризисы у детей — как распознать возрастной кризис, и как помочь ребенку преодолеть кризис возрастного развития

У всех детей возрастные кризисы проходят примерно в одном и том же возрасте. Проходят через возрастные кризисы все дети.

Особенностью развития детей младшего возраста является ее скачкообразность — периоды плавного и спокойно усвоения и переваривания информации сменяются своеобразными скачками в развитии.

И, хотя, для родителей периоды детских кризисов становятся проверкой на прочность, большинство детских психологов едины в своем мнении — кризисы необходимы ребенку для полноценного развития.

Каждый возрастной кризис у детей — это переход ребенка на новую ступеньку самостоятельности.

Это, пожалуй, ключевая мысль, которую нужно понять и помнить родителям.  После этого родителям проще понять потребность ребенка и мотивацию его поведения во время кризиса любого возраста.

И помните вам тяжело, но ребенку в это время еще тяжелее.

Поэтому задача родителей — помочь ребенку научиться понимать себя, свои желания и потребности и таким образом преодолеть очередной кризис возрастного роста.

В детской психологии принято выделять 3 кризисных периода у детей младшего возраста:

  • Первый период — это кризис новорожденности. Наступает он примерно в 6-8 месяцев;
  • Второй период — кризис раннего детства или кризис одного года. Он проходит в период от 12 до 18 месяцев;
  • Третий период — так называемый кризис трех лет. Самый яркий из детских кризисов. Его можно ожидать в период от 2х и до 4х лет.

В различной литературе так же часто встречается кризис пяти лет, но по сути своей — это продолжение или развитие кризиса трех лет.

Проявление возрастных кризисов у детей

Первым признаком приближающегося возрастного кризиса у ребенка является увеличивающееся количество негативных проявлений в поведении. Родители замечают, что ребенка как будто подменили. Сладкий и послушный вчера ангелочек сегодня капризничает, раздражается по любому поводу, любую вашу просьбу воспринимает в штуки.

Начало и конец кризисного периода распознать достаточно сложно.

В начале родители не могут распознать кризис сразу потому, что не связывают изменения в поведении ребенка с кризисом, а скорее склонны жаловаться на капризность, непослушание или избалованность ребенка.

Окончание кризиса подходит незамеченным поскольку отступает он тогда, когда родители и ребенок учатся жить в гармонии, уважать и принимать интересы друг друга, а происходит это обычно не за один день.

Возрастной кризис 1 года

Возрастной кризис первого года жизни ребенка связан с тем, что ребенок переходит из состояния ползающего малыша, в малыша самостоятельно ходящего и пытающегося высказывать свои первые потребности и желания.

 Часто в этом возрасте ребенок уже хочет делать многое сам — дотянуться до верхней полки, кушать самостоятельно ложкой, исследовать пространство квартиры на уровне выше полуметра от пола, но при этом физическое развитие, развитие координации и беспокойные заботливые родители не дают ему такой возможности, ограничивая свободу и пространство для исследования и действия.

Самое верное орудие мамы в борьбе с этим кризисом — спокойствие и бесконечная любовь к своему ребенку.

Максимально обезопасьте окружающее пространство и дайте ребенку волю в исследовании пространства. Уберите все действительно опасные вещи с глаз ребенка. Вместо запретов — начинайте объяснять ребенку что это за предметы, зачем они нужны, как они работают. Исследовав многие предметы и не найдя в них ничего интересного для себя ребенок потеряет интерес.

Но только представьте как забавно для малыша наблюдать за мамой, которая каждый раз подрывается и бежит размахивая руками, стоит ему только подойти и потянуться к ручке кухонной плиты

Источник: http://HappyKids.world/vozrastnyie-krizisyi-u-detey-kak-pomoch-rebenku-preodolet-vozrastnoy-krizis/

Возрастные кризисы у детей

Возрастные кризисы у ребенка

Основной причиной кризиса первого года является несоответствие новых возможностей малыша его желаниям. При этом родители не успевают перестроить свое отношение к ребенку.

С одной стороны, у малютки появляется свобода движений, но он не всегда хорошо управляет своим телом и не может добраться до любопытных вещей, расположенных на верхних полках.

С другой стороны, карапуз уже начинает использовать короткие слова и слоги для обозначения своих желаний, но далеко не все взрослые могут расшифровать автономную речь младенца.

Ему хочется самостоятельности и независимости, окружающие же обращаются с годовалым малюткой как с новорожденным, лишая его возможности изучать окружающий мир на своих условиях.

В конце статьи мы подготовили чек-лист “Что делать, если сорвались на ребенке”. Скачайте его и действуйте правильно в этой непростой ситуации!

Первым проявлением начала критического периода является трудновоспитуемость малыша.

Он много капризничает, упрямится и при этом требует к себе повышенного внимания. Проявляя обретенную самостоятельность, кроха отказывается выполнять просьбы родителей, поступает по-своему.

В ответ на критику и запреты маленький бунтарь закатывает истерики, он становится особенно чувствителен и обидчив.

Поведение малютки в глазах родителей теряет всякую логику из-за непоследовательности желаний и поступков.

Как помочь ребенку пережить кризис 1 года?

Взрослые тяжело переносят возрастной кризис потому, что он сопровождается резкими переменами настроения у малыша. Чтобы лучше справляться со слезами и капризами, нужно выяснить, какая из трех причин их вызвала.

  • Первым поводом для истерики является запрет или отказ родителей выполнять сиюминутные пожелания крохи. В этом случае ваша задача — отвлечь малютку разговором, игрой или новым интересным занятием.
  • Второй вид капризов — это манипуляция с целью добиться от взрослых желаемого. Если ваше чадо не плачет навзрыд, а лишь канючит, просто заговорите с ним о том, что происходит вокруг, переключите внимание.
  • После насыщенного новыми впечатлениями дня часто случаются «истерики усталости». Наблюдайте за состоянием крохи, чтобы не доводить его до подобного состояния. Если же вы упустили момент начала капризов, успокойте малютку сказкой на ночь, колыбельной или создайте тихий фоновый шум, открыв краны в ванной.

Что делать родителям, чтобы свести проявления кризиса к минимуму:

  • Сохранять спокойствие и терпение, не срываться на крик.
  • Уделять ребенку больше внимания, особенно если кроха сам просит об этом.
  • Правильно организовать расставания, если приходится оставлять малыша.
  • Отвлекать карапуза от истерики при помощи забавных присказок или стишков.
  • Давать крохе право выбора в мелочах.
  • Разговаривать с ребенком, чтобы он учился выражать свои мысли и желания.
  • Создать дома безопасную среду, перенести все опасные предметы повыше. (см статью Безопасность детей от 1 до 3 лет: дома, на прогулке, в транспорте)
  • Вместо категорического и непонятного запрета использовать слово «опасно».
  • Наказывая, акцентировать внимание на том, что вас разочаровал не сам малыш, а его конкретный поступок.

Причины кризиса 3 лет и его основные симптомы

Критический этап наступает в возрасте от 2,5 до 4 лет и длится не меньше 4-6 недель. Это минимальное время, требующееся для серьезной психологической перестройки и освоения новых поведенческих навыков.

Малыш достигает перехода от раннего возраста к дошкольному, и его главным приоритетом становится исследование мира и своих возможностей. Именно в три года формируется личность. Малышу хочется все делать самому, принимать решения, но он по-прежнему нуждается в любви и заботе родителей. Если же родители ограничивают независимость крохи, назревает бунт.

Психологи выделяют семь основных симптомов кризиса трех лет:

  1. Негативизм проявляется в резком отрицании любых предложений взрослого. Кроха стремится делать все наоборот, по-своему.
  2. Детки часто проявляют упрямство, когда хотят добиться чего-то «из принципа», а не из-за сильного желания.

  3. Строптивость проявляется в недовольстве, попытках сломать привычный уклад жизни, отказаться от используемых родителями норм воспитания.
  4. Желание независимости пробуждает детское своеволие.

    Малыши желают делать все сами, не осознавая, что некоторые занятия им пока не по силам.

  5. Протест-бунт часто превращает дом в поле боевых действий. Малыш раздувает конфликт на пустом месте, доводя и себя, и родителей до истерики.

  6. Обесценивание проявляется в том, что свою ценность для ребенка теряют многие предметы и понятия: игрушки, привычки, авторитет родителей.
  7. Деспотизм наблюдается у детей, которые пытаются управлять действиями окружающих, не отпускают от себя маму, командуют бабушками.

Эти симптомы не всегда проявляются одновременно и с одинаковой силой. Обычно два-три признака заметны в детском поведении наиболее ярко, а другие лишь дополняют картину.

Малыш взбунтовался. Как с ним взаимодействовать?

В конце статьи мы подготовили чек-лист “Что делать, если сорвались на ребенке” Скачайте его и действуйте правильно в этой непростой ситуации!

  • При первых признаках истерики, постарайтесь отвлечь карапуза игрой, сказкой или новым занятием. Если истерика уже разгаре, остается лишь переждать ее.
  • Никогда не отвечайте руганью и криками на детский скандал, это лишь придаст вашему чаду уверенности в том, что он может вами управлять.
  • Позвольте истерике прийти к логичному завершению, после чего скандалист сам придет просить прощения.
  • Озвучивайте свои действия и эмоции. Попробуйте словами описывать яркие эмоции малыша, чтобы он научился их различать.
  • Всячески демонстрируйте свое одобрение самостоятельности малютки.
  • Щедро хвалите его и напоминайте про свою любовь.
  • Не сравнивайте своего отпрыска с другими детками. Любые сравнения можно проводить лишь со способностями вашего чада в прошлом.
  • Используйте детский негативизм в своих целях. Предложите строптивцу остаться дома, как он тут же помчится собираться на прогулку.
  • Оставьте кроху наедине с собой, если он отказывается от развивающих игр или прогулок. Ему быстро станет скучно и легче согласится на ваши предложения.
  • Давайте ребенку право принимать решения, делать выбор, ведь именно этого так хочется вашему чаду.
  • Даже если самостоятельная затея не удалась, не ругайте малыша, а похвалите его настойчивость.
  • Избегайте резко негативных ведь ребенок особенно чувствителен и эмоционален в этом возрасте.

Родителям нужно выстроить общую стратегию воспитания и никогда не озвучивать противоречивые требования, которые лишь собьют кроху с толку.

Сформулируйте четкие правила поведения для всех членов семьи и следите за их исполнением. Если папа заслуженно наказал, мама не должна моментально бросаться на защиту малютки.

Нельзя также спорить и осуждать поведение и методы наказания друг друга в присутствии отпрыска.

Понять, что кризис закончился можно по нескольким признакам. Эти психологические и поведенческие изменения сигнализируют о начале периода дошкольного детства:

  • Стремление ребенка получить результат собственной деятельности. Препятствия на пути к цели больше не останавливают кроху, а лишь повышают значимость конечного результата.
  • Желание получить отклик на свои действия со стороны окружающих. Ребенок не просто демонстрирует результаты, но жаждет услышать положительную оценку своих достижений.
  • На фоне обострения чувства собственного достоинства формируются новые черты характера. Ребенок может преувеличивать свои достижения, хвастаться, а также обижаться на отсутствие похвалы.

Что делать, если сорвались на ребенке?

Причины кризиса 7 лет и его признаки

В возрасте семи лет детки теряют свою непосредственность. Теперь вы больше не сможете понять, о чем думает ваш шалопай по одному его внешнему виду. Кроха учится заранее обдумывать последствия своих поступков. Благодаря этому, он не бросается моментально воплощать в жизнь свои затеи, а предварительно оценивает вероятную реакцию взрослых и возможные наказания.

Самосознание семилеток позволяет им различать и оценивать собственные переживания и эмоции окружающих. Яркие эмоции и переживания могут вступать в противоборство, из-за чего дошкольник становится раздражительным, капризным и нервным.

На фоне психологических изменений происходят корректировки детской самооценки. Как и дошколята, семилетки также стремятся к достижению идеала, но собственные способности не считают выдающимися, потому оценивают их более объективно.

В конце статьи мы подготовили чек-лист “Что делать, если сорвались на ребенке”. Скачайте его и действуйте правильно в этой непростой ситуации!

Признаки кризиса выделяются на фоне других проявлений взросления:

  • Внезапные вспышки непослушания начинаются с «пауз», когда в ответ на мамину просьбу малыш задумывается и не спешит выполнять поставленную задачу, оттягивает неизбежное.
  • Споры появляются, когда кроха напрочь отказывается выполнять ваши просьбы и поручения. Чаще всего используются аргументы, приводящие в пример поведение старшего брата или сестры, знакомых или мамы с папой.
  • Непослушание проявляется и в постоянных противоречиях. Малыш делает все наперекор, отказывается следовать правилам и выполнять просьбы.
  • Маленькие бунтари часто прибегают к хитрости, в попытке уклониться от навязанного взрослыми поведения.
  • Они используют скрытность, чтобы добиться желаемого результата или избежать наказания.
  • На пике критического этапа семилетки пытаются всячески показать свою «взрослость». Они отказываются от любимых игрушек, примеряют взрослую одежду, подражают старшим членам семьи.

Откуда у дошколят столько агрессии и что с ней делать?

Хотя в период кризиса дошколят тяжело заставить слушаться, они с охотой берутся за «взрослые» задания, которые сами себе назначают.

Выполнение домашних обязанностей, уход за домашними животными и другие ответственные занятия помогают крохе почувствовать себя самостоятельным и независимым, ведь именно к этому он и стремится.

Правила поведения для родителей семилетки

  • Отыщите баланс между желанием приучить ребенка к самостоятельности и стремлением сделать его максимально послушным.
  • Демонстрируйте свое доверие и уважение к подрастающему члену семьи, подчеркивайте его взрослость и всячески хвалите за достижения.
  • Откажитесь от категорических запретов. Они накаляет конфликты, и при этом семилетка лишается возможности получить важный жизненный опыт.
  • Не допускайте абсолютное попустительство. Оно вызывает острое чувство неудовлетворенности, занижающее самооценку.
  • Поэтапно перекладывайте ответственность за благосостояние ребенка на его собственные плечи. С другой стороны, пусть кроха почувствует ответственность за необдуманные действия, чтобы учиться на собственном опыте.

Установите базовые правила поведения малыша в любых ситуациях.

Перечень правил должен включать категорические запреты, защищающие кроху от опасности, а также список нежелательных поступков, с которыми вы способны примириться при определенных условиях. Наиболее обширным должен быть перечень действий, которые малютка может выполнять по своему усмотрению.

Эта категория должна с возрастом расширяться, охватывая все сферы жизни ребенка.

Во время возрастного кризиса семи лет ребенок по-прежнему нуждается в вашей поддержке и любви, хотя и стремится к большей самостоятельности. Вам нужно помочь своему крохе стать немножко взрослее, формируя у него полезные привычки и прививая правила поведения в обществе.

Источник: https://viline.tv/deti/article/vozrastnye-krizisy-u-detej-a-a-a-kuda-bezat-i-cto-delat

Возрастные кризисы у ребенка

Возрастные кризисы у ребенка

Гостевой пост. Парецкая Елена Михайловна, врач-педиатр ДЦ «Мамино Солнышко» и «Карапуз», Волгоград.

В детской психологии существует понятие о кризисных возрастах – это особые периоды в жизни ребенка, когда он достаточно быстро переходит с одной ступени развития на другую, в связи с чем поведение и настроение ребенка может меняться, и родители замечают эти резкие изменения в идее капризности, истеричности и плача. Кризисных возрастов в развитии несколько, но наиболее ярко проявляются кризис «годовасика», кризис «трехлетки» и кризис «семилетки».

Первый кризис у детей возникает в периоде новорожденности, хотя он не столь яркий и эмоциональный, как все последующие. Ребенок после рождения осваивается в новой для себя среде, привыкает к самостоятельному обитанию: его организм учится самостоятельно регулировать температуру тела, дышать и принимать пищу.

Но вот общаться полноценно с родителями и окружающими ребенок еще не может, поэтому в этот период ему крайне нужна помощь и поддержка со стороны родителей.

Чтобы период адаптации к новым условиям жизни проходил наиболее спокойно, родителям нужно уделять ребенку как можно больше внимания, его нужно часто брать на руки, обнимать и целовать, кормить грудью, защищать от тревог и различных стрессов, общаться с ним.

Кризис «годовасика»

Этот период многие психологи считают истинным кризисом, самым первым, так как ребенок уже способен на общение и выражение своих эмоций и желаний, он начинает самостоятельное активное познание мира.

В это время малыш учится самостоятельно ходить и говорит свои первые слова, начинает активно понимать тот факт, что его мама и папа, которые являются его центром мировоззрения, могут иметь и какие-то другие, собственные интересы и собственную жизнь.

Это приводит ребенка к мысли о том, что он может стать потерянным или брошенным, что родители могут его покинуть.

Именно из-за этого, едва научившись самостоятельно ходить и как бы отделяясь от мамы, малыши могут вести себя достаточно странно – они могут каждые пять минут проверять, где находится мать, любыми способами начинают добиваться полного и всеобъемлющего внимания родителей.

На втором году жизни дети уже могут сравнивать себя с другими детьми или взрослыми, принимать определенные решения, которые могут выливаться в протестное поведение против установленных в доме правил и порядка.

Родителям в это время важно понимать, что ребенок уже давно не беспомощный, ему необходимо давать определенную свободу в действиях и развитии, но в безопасном поле.

Не стоит ограничивать познание малыша, нужно находиться рядом, но принять роль наблюдателя и помощника.

Кризис «трехлетки»

Этот кризис проявляется наиболее ярко и остро, обычно сопровождаясь достаточно трудным для восприятия родителями поведением. Возраст этого кризиса колеблется от двух до четырех лет, но большинство детей переживают его в трехлетнем возрасте, откуда и пошло его название.

Ребенок из чудесного и воспитанного малыша становится практически неуправляемым маленьким «монстриком», чье поведение очень сложно корректировать и регулировать. На любые предложения родителей в ответ слышится только «я не буду» или «я не хочу», и при этом все свои слова ребенок может подтверждать активными действиями.

К примеру, родители говорят о том, что пора идти домой с прогулки, на что ребенок начинает убегать и всячески сопротивляться, на просьбы складывать игрушки он только сильнее и агрессивнее их раскидывает, швыряет. Если ребенок слышит в свой адрес замечания или запреты, он начинает громко истерично кричать, топать ногами, драться и кусаться, закатывать истерики.

Не стоит пугаться подобного поведения, хотя оно порою может выглядеть просто ужасающе! Ваш ребенок начинает себя осознавать как отдельную личность, пытаясь проявить активность, самостоятельность и настойчивость, да, порой вот в таких вот формах.

В такой нелегкий для всех период стоит запастись терпением и выдержкой, нельзя на протесты ребенка кричать, ругаться на него, и особенно наказывать, в том числе и физически. Подобные ваши реакции не улучшат поведения ребенка, а только усугубят его протестные настроения, а в особо запущенных случаях могут сформировать негативные черты в характере вашего малыша.

Однако стоит четко обрисовать ребенку границы дозволенного и строго следовать одной линии поведения, не отступая от этих границ.

Если верх возьмет ваше чувство жалости, ребенок моментально это почувствует, и это приведет к манипулированию вами, он будет предпринимать все новые и новые попытки манипуляции, применяя все более выраженные и активные капризы.

Во время выраженных истерик ребенка в этом периоде психологи рекомендуют оставить малыша в одиночестве, наедине с самим собой, без зрителей истерика потеряет смысл и прекратится.

Кризис «семилетки»

В этом возрасте происходит смена социальной роли ребенка – из дошколенка он превращается в школьника. Ребенок в этот период активно растет, у него совершенствуются мелкие движения, формируется психика, его окружение. Происходят смены поведения, может возникать агрессия, желание спорить, кривляться или огрызаться.

Ребенок может скрывать свои эмоции, становится тревожным, переживает за успехи в школе. В этом возрасте нужно уделять ребенку много внимания, не перегружать его занятиями и не забывать о том, что у него должно быть детство и игры, выход негативной энергии.

Попробуйте сменить отношение к нему на взрослое, дайте ему какие-либо несложные домашние обязанности, помогите в обретении уверенности в себе.

Вам понравилась эта статья?
Поделитесь, пожалуйста, с друзьями в социальных сетях

Источник: http://detskilepet.com/vozrastnye-krizisy-u-rebenka/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.