Воспитатели и родители: конфликты, ревность и решения

Детские конфликты в детском саду

Воспитатели и родители: конфликты, ревность и решения

Дети растут, учатся ходить и разговаривать, знакомиться и играть со сверстниками, вместе с тем начинаются и первые детские конфликты: неподеленные лопатки в песочнице, ссоры из-за правил игры в детском саду. На этом этапе очень важно, чтобы воспитатели и родители на своем примере показали, как правильно вести себя при конфронтации и разрешать споры без агрессии и применения физической силы.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист “Детские комплексы: причины и способы борьбы”. Скачайте его и и узнайте как избежать психологических проблем у малыша.

Причины детских конфликтов

Конфликт — это неизбежнаячасть детства, поэтому невозможнопредупредить и обезвредить всеконфронтации, с которым столкнется вашкроха. В ссорах со сверстниками ребятишкиучатся находить компромиссы, отстаиватьсвое мнение. Все эти навыки пригодятсяподросшим деткам в школе, университетеи взрослой жизни.

Задача родителей и воспитателей в детском саду— научить их правильно разряжатьситуацию без нанесения физическихувечий, криков и истерик, чтобы в будущемони могли уверенно чувствовать себя влюбом коллективе.

Адаптация ребенка к условиям детского сада, чем родители могут помочь малышу?

Важно понимать причины иистоки детских ссор в разном возрасте

  • Например, двух- и трехлетние детичаще всего ссорятся из-за неподеленныхигрушек и разрушенных сооружений. Ониеще не умеют выражать свои мысли иэмоции, поэтому часто прибегают кфизической силе и плачут, чтобы привлечьвнимание взрослых к своей беде.
  • К возрасту 4-5 лет дети лучше изъясняются и могут находитьобщий язык, но одновременно возникаюти споры. Очень часто конфликты возникаютиз-за нежелания совместно играть,когда один игрок отказывается потакатьдругому. Становясь старше, дошколятаспорят из-за правил игры, ее сюжета и«обязанностей» своих персонажей.
  • Ребята до 5-6 лет еще неосмысливают свои эмоции и желания,поэтому они так небрежно относятся кпожеланиям и предпочтениям окружающих.Дошколята не умеют ставить себя на местодругого, не могут представить себе егопереживания. Именно поэтому ребеноквсегда до последнего будет отстаиватьсвое мнение, будет говорить, вместотого, чтобы послушать собеседника. Всеэто приводит к возникновению споров иссор, когда играющие не могут найтиправильную модель поведения в ситуациях,которые требуют совместной деятельности.Научить ребятишек конструктивно вестисебя в условиях конфронтации должныродители.

Как нельзя реагировать надетский конфликт?

  • Невмешательство — однаиз распространенных ошибок родителей.Если вы на своем примере научили ребенка,как вести себя в конфликтной ситуации,безусловно, можно и нужно позволять емусамостоятельно заканчивать спор. Еслиже он становится жертвой агрессора ине может без посторонней помощи найтивыход из конфронтации, нужно вмешатьсяи спокойно прекратить конфликт с позициивзрослого.
  • Избегание — также нелучший способ разрешения конфликтовдетей. Во-первых, уход в другой детскийсад или на соседнюю игровую площадкуне разрешает конфликт, а лишь затягиваетвремя до наступления нового кризиса.Во-вторых, кроха не получает необходимыхзнаний о том, как отстаивать свою позициюв споре, чувствует себя неуверенно ибеззащитно. Если такая модель поведениярегулярно повторяется, малыш и в будущембудет избегать конфликтов в школе и наработе.
  • Активная конфронтация особенно популярна среди импульсивныхи вспыльчивых людей, которые ни за чтоне дадут свое чадо в обиду. Переход накрик, чтение нотаций, грубость и обвиненияв адрес обидчика лишь напугают вашегодошкольника, а также закрепят в егосознании некорректную модель завершенияспора. Более того, по закону, вы не имеетеправа наказывать и воспитывать чужихдетей и даже проводить с ними разъяснительныебеседы, эту работу должны взять на себяих родители.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист “Детские комплексы: причины и способы борьбы”. Скачайте его и и узнайте как избежать психологических проблем у малыша.

  • Необъективное отношение ксобственному ребенку часто мешаетродителям разобраться в причинах ссоры.Как бы сильно вы не любили своего кроху,помните, что и он может быть зачинщикомссоры.
  • Запрет на общение с обидчиком в большинстве случаев абсолютно неоправдан. Ребята спорят и воюют оченьчасто, но и мирятся в считанные секунды.Не нужно запрещать своему чаду игратьс детками, с которыми он ссорится.Разлучите их на пару дней, а затемпозвольте снова поиграть вместе. Такогосрока вполне достаточно, чтобы деткизабыли об обидах и восстановили дружескиеотношения. Запрет на общение действительнонужен только если вы столкнулись сасоциальным поведением кого-то изигровых компаньонов своего крохи.
  • Публичное наказаниепровинившегося малыша, так популярное среди воспитателей в детских садах, недопустимо,если не хотим уничтожить самооценку ребенка. Любые разъяснительныеразговоры и наказания нужно реализоватьнаедине. Даже если же обиженные требуютпубличного наказания, не позволяйте имоскорблять и ругать своего малыша,пообещайте разобраться в ситуации дома.

Как правильно разрешатьконфликты детей?

Иногда предупредить детскую конфронтацию проще, чем разрешить ее,но не всегда есть возможность распознатьпризнаки назревающей ссоры. Поэтому воспитателям в детском саду и родителям важно выстроить правильную модельповедения на случай конфликта междудетьми.

Если личные границы малыша нарушили, например, его кто-тотолкнул или отобрал любимую игрушку,можно выступить в качестве третейскогосудьи. Попросить обидчика извинитьсяи вернуть отобранную вещь или найти взрослого, ответственного за драчуна.

В случае ссоры важно разобратьсяв причинах конфликта. Воспитатель или родитель должен попросить обоихдеток объяснить свои эмоции и желания,чтобы они смогли понять причины поведениядруг друга. Нужно задать спорщикам нескольковопросов, которые заставят их задуматься:

  • Из-за чего произошел спор?
  • Вы пытались разрешить конфликтмежду собой?
  • Как можно было избежать ссоры?
  • Что должен был сделать каждыйиз вас, чтобы получить желаемое не обижаядруга?
  • Как вы будете вести себя вследующий раз в подобной ситуации?

Важно учить детей правильнознакомиться, мирно играть и сосуществоватьсо сверстниками на примере сказок,мультфильмов, сюжетных игр. Чем раньшевы научите ребенка отстаивать своюпозицию в споре, не оскорбляя и не обижаяпартнера, тем увереннее будет себячувствовать ваш малыш.

В данном обзоре мы рассмотрелиобщие случаи конфликтных ситуаций средидетей. Если же ваш малыш стал участникомдраки в детском саду, почитайте статью,посвященную этой теме.

Особенности воспитания девочек: советы родителям.

Источник: https://viline.tv/moda/article/konflikty-detej-v-detskom-sadu-sovety-roditelam

6.Причины возникновения межличностных конфликтов

Воспитатели и родители: конфликты, ревность и решения

Рассмотрим основныепричины возникновения межличностныхконфликтов:

1) Наличие противоречиймежду интересами, ценностями, целями,мотивами, ролями отдельных индивидов;

2) Присутствие противоборствамежду различными личностями, вызванногоразностью социальных статусов, уровнемпритязаний и др.;

3) Появлениеиустойчивое доминирование негативныхэмоций и чувств как фоновых характеристиквзаимодействия и общения между людьми;

4) Несовпадениерассуждений,т.е. несогласие с порядком (последовательностью)умозаключений оппонента, которое вопределенных ситуациях приводит кпоявлению ощущения собственногопсихологического проигрыша;

5)Особенности восприятия,в ходе которого происходит потерязначительной части информации. По даннымисследований установлено, что еслипринять задуманное за 100%, то высказанноесодержит 70% первичной информации.Услышанное составляет 80% от высказанного,а в сумме это 56% от первоначальнойинформации.

Понимается 70% от услышанного(39% от первичной информации). Запоминается60% от понятого (24% от исходного уровня).При пересказывании запомненногоутрачивается около 30% информации.

Витоге восприятия от первичной информацииостается лишь 16%, что объясняет большоечисло ошибок и возможность возникновенияконфликтов;

6)Субъективная предрасположенность кконфликтам, которая проявляется всочетании следующих психологическихкачеств: неадекватная самооценка,стремление к доминированию, консерватизммышления, излишняя прямолинейность,критицизм, тревожность, агрессивность,упрямство, раздражительность, обидчивость.

7.Профилактика и разрешение конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе

 Вповседневной жизни человек имеет делос самыми разнообразными ситуациями. Ихобщая совокупность, проявляющаяся и наработе, и дома, образует жизненноепространство человека.

    Средиэтих ситуаций особо выделяются те,которые требуют от человека поискановых решений и энергетических затрат.Типичными жизненными ситуациями такогорода и являются конфликты.

  Конфликт —это противоречие, воспринимаемоечеловеком как значимая для негопсихологическая проблема, требующаясвоего разрешения и вызывающая активность,направленную на его преодоление.

   Педагогическийколлектив, как и любой другой, имеетсвою специфику. Основная спецификаколлектива детского сада заключаетсяв том, что основной контингент — женщины.Данный факт оказывает дополнительноевлияние на количество и качествоконфликтов.

Участникамиконфликта могут быть:

  • Администрация (заведующая, зам. зав по АХЧ, старший воспитатель).

  • Педагоги (воспитатели, воспитатели со специализацией, специалисты (учитель-логопед, инструктор по физической культуре и др.)).

  • Родители.

 Рассмотримнаиболее часто встречающиеся конфликтыв дошкольном учреждении и причины ихвозникновения:

1. Воспитатель — воспитатель

Причины: личнаяантипатия, несовпадение точек зренияпо профессиональным вопросам, ревностьк отношениям с родителями, детьми,ощущение собственной нереализованности.

2.Старший воспитатель — воспитатель

Причины: недостаточнаязаинтересованность педагога в реализацииобразовательных программ и в ихрезультатах, игнорирование воспитателемпредложений старшего воспитателя, новыхразработок. Отсутствие конструктивноймодели взаимодействия старший воспитатель— воспитатель.

3.Заведующий — старший воспитатель

Разногласияпо поводу внедрения различных программ,игнорирование педагогических принципови взглядов друг друга.

4.Администрация — воспитатель

Завышенныетребования и неадекватная оценка труда.Несоответствие деятельности воспитателяожиданиям администрации, неудовлетворенностьстилем руководства.

5.Воспитатель — родитель

Разногласияпо поводу психологических особенностейребенка, неадекватного поведения ребенкав группе. Завышенные требования кребенку, неадекватная оценка способностейребенка, недостаточное внимание кребенку.

6.Родитель — Администрация

Недостаточнаяосведомленность родителя о деятельностиДОУ, специалистах и их деятельности.Недостаточная информированностьадминистрации о семье.

  Любойиз перечисленных конфликтов можетоказать положительное влияние насамоорганизацию, достижение цели,развитие педагогического коллективаили, напротив, спровоцироватьнестабильность, дезорганизацию, разрушитьустоявшиеся взаимоотношения и традиции.

  Говоряо прогнозировании конфликтов в ДОУ,следует учитывать личностные особенностивоспитателей, разногласия по поводупрофессиональной деятельности, наличиестрессовых факторов у воспитателя.

  Более эффективныйспособ профилактики конфликтов впедагогическом коллективе – созданиеблагоприятной атмосферы, повышениепсихологической культуры администрациии педагогов, овладение приемамисаморегуляции эмоциональных состоянийв общении.

  Сцелью профилактики возникновенияконфликтов в педагогическом коллективенашего детского сада я используюследующие методы работы:

I.Изучение педагогического коллектива. Используюследующие диагностические методики:

  1. Методику определения индекса групповой сплоченности коллектива (Сишора).

  2. Изучение психологического климата коллектива (карта-схема Лутошкина).

  3. Тест “Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации” (К. Томаса).

  4. Опросник “Взаимоотношения в педагогическом коллективе”.

  5. Изучение привлекательности работы .

  6. Диагностика срабатываемости и совместимости.

  7. Методику определения стиля руководства трудовым коллективом.

  8. Диагностику доминирующей стратегии психологической защиты.

  Использованиеданных методик (по мере кадровых измененийпедагогического коллектива, присоставлении программ развития, программэкспериментальной работы, при подведенииитогов работы за определенный периодвремени) позволяет не только выявитьмежличностные конфликты, но и провестипрофилактическую работу по предупреждениюконфликтных ситуаций. Обратить вниманиечленов педагогического коллектива,администрации на возможность возникновенияразного рода конфликтов.

  Порезультатам диагностики составляюпсихологические портреты воспитателей,даю рекомендации по расстановке кадров(таким образом, можно исключить личнуюантипатию), разрабатываю методическиерекомендации (администрации иливоспитателю) для коррекции стиля общенияс другими сотрудниками ДОУ, администрациейи родителями воспитанников, стиляпедагогической деятельности. Дляадминистрации детского сада это облегчаетработу по координации действийсотрудников, контролю и делегированиюполномочий.

II. Взависимости от полученных результатовсовместно со старшим воспитателем,выстраиваем направления дальнейшейдеятельности в работе с педагогическимколлективом:

Источник: https://StudFiles.net/preview/2230478/page:8/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.