Вальдорфская педагогика: чему обучают детей в вальдорфских садах?

Вальдорфская педагогика Штейнера: плюсы и минусы

Вальдорфская педагогика: чему обучают детей в вальдорфских садах?

Вальдорфская система образования несколько лет назад была признана ЮНЕСКО самой популярной альтернативной системой образования.

Эта педагогика до сих пор вызывает массу споров о ее пользе или вреде, школы Штейнера имеют миллионы поклонников по всему миру и примерно столько же ярых противников. Некоторые сравнивают вальдорфские школы с сектами, а некоторые считают их лучшим, что когда-либо было создано для обучения детей.

В этой статье мы постараемся подробно ответить на самые популярные вопросы от родителей на тему обучения в вальдорфских школах и детских садах.

Историческая справка о вальдорфской педагогике

Вальдорфская педагогика зародилась в начале ХХ столетия в немецком городе Штутгарте. Там жил Эмиль Мольт — немецкий предприниматель, владелец табачной фабрики «Вальдорф-Астория». В 1919 году до него дошли жалобы рабочих на систему образования в средних школах — в послевоенное время наблюдался кризис и упадок во всех сферах жизни и система образования не была исключением.

Знаете ли вы?Дженнифер Энистон, Рутгер Хауэр, Анджелина Джоди, Сандра Баллок и Фердинанд Порше — это лишь малая часть длинного списка выпускников, которые добились всемирного успеха.

Депрессия, безынициативность и отсутствие творческого подхода к обучению привели к тому, что дети рабочих испытывали жесткую неприязнь к школе, что отрицательно сказывалось на их личностном росте и стремлении к познанию мира.

Сам Эмиль Мольт имел довольно-таки прогрессивные мысли для того периода времени и его посетила идея создать абсолютно новую школу, с новыми методами обучения, которые помогут вернуть детям жажду к получению новых знаний.

В этой школе все изучаемые предметы должны были бы преподаваться с учетом возраста детей и их увлечений. И тогда судьба свела его с Рудольфом Штейнером — автором прогрессивных методик по воспитанию детей.

Ученый разработал специальную программу для новой школы, строительство которой началось в этом же году.Из 256 новоприбывших учеников 119 были детьми рабочих с табачной фабрики.

Но уже через год эта программа обучения обрела популярность, и в школу под руководством Рудольфа Штейнера стремились попасть дети со всей Германии.

Что такое вальдорфская система образования

Система образования в таких школах основана на предоставлении возможности ребенку быть ребенком и прожить период детства в гармонии. На деле это означает, что у детей пробуждают интерес к получению знаний, привлекая их к различным методам познания мира.

Вальдорфская система образования базируется на индивидуальном подходе к каждому воспитаннику, формируя тем самым инициативность, эмоциональную зрелость и ответственность. Такое модное в последние годы раннее развитие детей, согласно вальдорфской методике запрещено. Раннее обучение цифрам, чтению, письму приводит к ограниченности и абстрактности мышления.

Обучение точным наукам, чтению и письму начинается с 3-го класса — вальдорфские педагоги считают, что до этого возраста идет полным ходом развитие творческих начал.

Важно!Обучение в вальдорфской школе длится 12 лет. Уйти после 9 класса, как это возможно в обычных школах, нельзя.

Основные принципы организации детских садов и школ

Вот главные принципы организации вальдорфских детских садов и школ:

  1. Каждый воспитанник в этой системе образования — отдельная и целостная личность. А это значит, что педагоги стремятся вырастить личность каждого ученика, в котором физическое здоровье, моральные качества, эстетическое восприятие мира и сила духа находятся в гармонии.
  2. Запретам — нет. Каждый ученик имеет право голоса, к его мнению прислушиваются, новые идеи — поощряются. Под запретом находится все то, что может принести вред ему или окружающим, в любых других случаях преподаватель помогает воплотить в жизнь идею ученика.
  3. Учебный процесс организован таким образом, чтобы ученик не чувствовал никакого дискомфорта при смене рода деятельности в течение дня — он распланирован таким образом, что предметы плавно перетекают из активных в творческие и наоборот.
  4. Обучающий педагог является авторитетом и наставником. Он своим примером задает принципы поведения в коллективе.
  5. Обучение проходит без оценок. Это означает, что каждого ученика не оценивают за знания и между учениками нет конкуренции. Приветствуется изучение предметов в своем темпе.
  6. Учеба проходит без современных гаджетов — телевизоры, телефоны и прочие технические игрушки запрещены. Весь процесс обучения построен на использовании натуральных материалов — с младших классов особое внимание уделяется поделкам из подручных материалов, пластилина, на уроках обучают гончарству, плетению и прочим ремеслам.
  7. Особое внимание уделяется природным явлениям (сбор урожая, день солнцестояния) и праздникам (день рождения одноклассников, Новый год, Пасха). Устраиваются настоящие представления, спектакли, дети учат стихи, шьют костюмы, делают поделки.
  8. Учебники практически не используются — вместо них есть одна тетрадь, в которую ученик записывает полученную информацию. Эта тетрадь со временем считается универсальным учебником. Начиная с 9 класса, преподаватель может использовать дополнительные книги, но это по его желанию.

Знаете ли вы?У детей возрастом до 9 лет обучение направлено на изучение сказок. Вальдорфские педагоги считают, что до этого возраста дети живут в своем мире — мире сказок и добра.

Вальдорфская кукла

Вальдорфская система образования дала толчок к изобретению необычной игрушки, которая способна стимулировать развитие воображения у детей — это вальдорфская кукла или кукла Штейнера. Для ее изготовления используют только натуральные материалы, каждая кукла индивидуальна и шьется, в основном, без использования швейной машинки и прочей техники.

Одна из ее особенностей — реальные пропорции тела. Это помогает малышам познавать мир без искажения его общей картины.Для каждого возраста существуют свои особенности внешнего вида куклы:

  • Для детей от 0 и до 3 лет куклы имеют примитивный вид без выраженной половой принадлежности. Они сшиты из мягких и приятных на ощупь тканей, яркие расцветки не используются. У этой куклы ярко выражена голова и руки, которые можно двигать. Волос на голове нет — вместо них косынка или другой головной убор. Такие куклы для самых маленьких часто бывают безликими — вместо лица гладкий шар.
  • Для детей от 3 и до 5 лет куклы приобретают человеческий облик — личико с вышитыми глазами, носом и ртом, тело с ногами и руками, которые можно двигать и сгибать; на теле есть одежда, которую можно снимать или переодевать. На голове — головной убор, а под ним коротенькие волосы.
  • Для детей от 5 куклы изготавливаются максимально похожими на человека — более тщательно проработанное личико, длинные волосы, конечности с пальцами. Одежда содержит мелкие детали, которые требуют особой ловкости и развитой мелкой моторики рук.

Вальдорфские игрушки идеально подходят для сюжетных, ролевых игр. Кроме того, они не навязывают никаких образов, делая игру еще более многогранной.

Важно!В случае болезни своих воспитанников, преподаватели вальдорфских школ и детских садов настоятельно рекомендуют использовать для лечения гомеопатические средства, игнорируя при этом традиционные лекарственные препараты. Применение гомеопатических лекарственных препаратов не имеет доказанной эффективности в борьбе с различными заболеваниями.

Положительные стороны методики

Вальдорфская система образования имеет огромное количество поклонников и последователей по всему миру. Это неудивительно, ведь эта методика имеет много положительных сторон:

  1. Индивидуальный подход к каждому ученику и всестороннее развитие его качеств. В вальдорфских классах к мнению и мыслям детей прислушиваются и всячески поощряют инициативность.
  2. Отсутствие оценок. Такой подход к обучению исключает соперничество в классе и помогает ученику полноценно охватывать учебный материал в своем темпе.
  3. Много времени отводится для выполнения творческих занятий. Ежедневно дети лепят, красят, клеят, учат стихи, играют на музыкальных инструментах, танцуют, поют и делают другие задания, тренируя мелкую моторику и развивая свое воображение и фантазию.
  4. Частые спектакли и концерты для родителей и педагогов помогают детям стать более артистичными, а также дают возможность проявить свои таланты. По мере взросления выступления перед публикой помогают справиться со страхом сцены.
  5. Домашнее задание не задается, тем самым экономя время ученика на собственное развитие.
  6. В классах царит дружественная атмосфера, дети хорошо ладят друг с другом. Такое отношение в коллективе благоприятно сказывается на детках, которые имеют различные отклонения: аутизм, синдром Дауна и прочие заболевания нервной системы.
  7. Обязательным является изучение двух иностранных языков.

Отрицательные моменты

Несмотря на очевидные плюсы и преимущества этой системы образования, существуют и отрицательные стороны:

  • В сравнении с обычными школами — позднее обучение счету, чтению и писанию. Если ваш ребенок после вальдорфского сада планирует посещать школу с обычной системой образования, он будет значительно отставать от сверстников. Конечно, родители могут параллельно обучать ребенка самостоятельно, но это не приветствуется, вплоть до его исключения из сада.
  • В этой методике преподаватели подают учебный материал, в котором тесно переплетены научные знания и мистические домыслы. За постоянное взывание к духовной стороне человека и оккультное направление обучения эта система образования подвергается постоянной критике со стороны православной церкви.
  • Запрет на так любимые всеми детьми игрушки — пазлы, конструкторы, машинки, куклы. Бесспорно, кукла Штейнера — однозначно интересное изобретение, но вряд ли маленький мальчик, увидев у друга со двора игрушечный самосвал, останется равнодушным и спокойно вернется к своей игре с тряпичной куклой.
  • Отсутствие ограничений и замечаний негативно сказывается на детях, имеющих очевидные проблемы с поведением.
  • Воспитание слишком доброго ребенка тоже не очень хорошо. Многие родители считают, что их детям будет тяжело адаптироваться после такого обучения во взрослом и не всегда доброжелательном мире.
  • Противники вальдорфской школы приводят очень весомый аргумент против этой системы: возраст этой методики обучения уже практически сто лет и в нее не вносились никакие изменения со дня основания. Стабильность — это хорошо, но мир развивается дальше; соответственно, обучать детей нужно, учитывая реалии нынешнего времени.

Индивидуальный подход к ребенку и полноценное развитие его личностных качеств — все это подкупает родителей, которые хотят для своих детей самого лучшего, в том числе и в системе образования. Но, учитывая имеющиеся отрицательные стороны, важно понимать, что вальдорфская педагогика все-таки должна быть адаптирована для каждой страны отдельно, учитывая менталитет ее жителей.

Источник: https://agu.life/bok/1679-valdorfskaya-sistema-obucheniya-v-shkole-i-detskom-sadu.html

Вальдорфская педагогика – Солнечный Город

Вальдорфская педагогика: чему обучают детей в вальдорфских садах?

Воспитание детей – задача сложная. Каждый из родителей индивидуально выбирает для своего ребенка подходящую систему обучения. Одной из них является вальфдорская педагогика. Эта уникальная методика кардинально отличается от остальных и имеет как последователей, так и противников.

Вальдорфская школа ориентируется исключительно на духовную личность ребенка, его желания и потребности. Они не стараются прививать детям знания с ранних лет. Все должно происходить естественно. По мнению педагогов вальдорфской школы, детство – это особый период, который не следует омрачать скучными занятиями.

Вальдорфцы не относятся к ребенку как к равному. Однако они и не демонстрируют своего превосходства. Напротив, к малышам они относятся по-особому и во многом потакают их капризам. В вальдорфской школе заперещено только то, что может навредить самому ребенку или окружающим.

Никаких специально разработанных приемов у последователей вальдорфской методики обучения нет. Главное – в какой обстановке воспитывается ребенок. Все должно благоприятствовать в первую очередь развитию внутреннего мира малыша.

История возникновения вальфдорской педагогики

Основателем вальфдорской педагогики стал немецкий философ Рудольф Штайнер. Такое название течение получило благодаря тому, что первая школа, в которой придерживались данной системы воспитания, была открыта для детей, чьи родители трудились на табачной фабрике Вардольф-Астория.

За несколько лет до открытия учебного заведения Рудольф Штайнер основал антропософию, науку о познании духовности, породившую много споров и размышлений. Перу ученого принадлежат десятки томов уникальных работ. В 24 года Рудольф Штейнер попал в семью богатого немецкого коммерсанта в качестве педагога.

На его воспитании оказалось четверо детей, одним из которых был 10-летний мальчик с серьезным врожденным заболеванием мозга – гидроцефалией. Благодаря стараниям преподавателя и специально разработанной им системе маленький ученик смог не только освоить учебную программу наравне со здоровым сверстниками, но и поступить в университет.

Таким образом Рудольф Штейнер понял, что его принципы работы с детьми дают хорошие результаты и открыл в 1917 году собственную вальдорфскую школу.

В наше время такие учебные заведения есть во многих странах мира. Это, как правило, частные школы и детские сады. Безусловно, наиболее популярны они на родине основателя, в Германии.

Однако немало поклонников системы обучения Рудольфа Штейнера имеется и на территории США, Великобритании, Швеции, Австрии, Венгрии, Норвегии и других государств. Россия не стала исключением.

Здесь вальдорфские школы появились сравнительно недавно, но уже обрели немало поклонников.

Основные принципы вальдорфской педагогики

Вальдорфцы считают, что ребята как можно дольше должны оставаться маленькими, а задача родителей – обеспечить им беззаботное детство. Главный их принцип – «неопережение». Малыши развиваются в собственном темпе. Всевозможные методики раннего развития для последователей вальдорфской школы табу. По их мнению, ребенок сам научится всему необходимому тогда, когда придет время.

В вальдорфских садах и школах особенное внимание уделяется обстановке, в которой воспитываются учащиеся. Ничто не должно подавлять индивидуальность ребенка. Создание атмосферы любви является основным условием успешного воспитательного процесса.

Воспитатель в такой школе должен уметь незаметно направить действия ребенка, помочь ему открыть в себе все таланты и развивать их. Преподаватель – это объект для подражания. Его цель – создание теплой дружеской атмосферы в коллективе.

Учит ребят воспитатель на примере собственных действий.

Воспитание посредством подражания – один из главных принципов вальдорфской педагогики. Таким образом дети начинают постигать мир еще в младенчестве. Малыши подражают не только взрослым, но и ребятам постарше.

Группы в вальдорфских садах не разделены четко по возрасту. Поэтому в одном коллективе оказываются ребята от 3 до 7 лет.

Дети живут в обстановке, близкой к семейной, когда младшие подражают старшим, а старшие заботятся о младших.

В вальдорфских школах нет компьютера, телевизора и любой другой электроники. Даже пластмассовые игрушки здесь запрещены. Куклы из ткани, животные и домики из природных материалов – лучшее развлечение для ребят. Игрушки они делают самостоятельно или при помощи родителей и воспитателя.

Даже пластилин в вальдорфских школах не используют. Его заменяет специальный воск. Только натуральные материалы применяются для воспитания и развлечения детей. Игрушки вальдорфцев отличаются еще и тем, что они направлены на развитие фантазии и творческих особенностей ребенка. Куклы без лица, например, здесь не редкость.

Детям позволяется самостоятельно додумывать образы для игр.

Утро в вальдорфской школе начинается с дружелюбного приветствия воспитателя. В течение дня малышей ждут подвижные и сюжетно-ролевые игры. Дети занимаются тем, что им по душе.

Педагоги в это время только со стороны наблюдают за воспитанниками и не руководят ими. Они занимаются рукоделием, рисованием, лепкой и составлением композиций из природных материалов.

При желании ребята присоединяются к воспитателям.

Действия детей не оцениваются. Педагог может только словесно поощрить ребенка. Вальдорфцы считают, что такая безоценочная система способствует тому, что у малыша не возникает комплексов и чувства неполноценности.

Критика вальдорфская педагогики

У любого учения есть как сторонники, так и противники. Это не может не касаться вальдорфской педагогики в силу ее особенностей. Многие родители и преподаватели скептически относятся к подобной системе обучения.

Малышам, посещающим вальдорфский садик, впоследствии трудно привыкнуть к традиционной школе. Они привыкли совсем к другим отношениям в коллективе. Кроме того, ребят здесь не знакомят с технологиями, которыми заполнен современный мир.

Безусловно, это хорошо, что малыши ограждены от СМИ. Однако азы работы с компьютером нынешние малыши должны знать с ранних лет. Совсем не понравится в вальдорфской школе детям, склонным к точным наукам.

Здесь акцент делается на изучении искусства и иностранных языков.

Некоторые сравнивают вальдорфскую систему образования с сектой. Нельзя забывать, что такая педагогика связана с антропософией, имеющей отношение к оккультным наукам. Преподаватели явно не афишируют этого. Тем не менее, знающие родители редко решаются отдавать своих детей в подобные школы, несмотря на множество преимуществ.

Источник: https://sunny-town.org/info/valdorfskaya-pedagogika.html

Вальдорфская методика: стоит ли ребенку жить в сказке

Вальдорфская педагогика: чему обучают детей в вальдорфских садах?

Раннее развитие ребенка сегодня ставится приоритетным у многих родителей. Естественно, изучаются различные методики раннего развития, которые затем внедряются в воспитание малыша. У каждой из них есть свои плюсы и минусы, но сегодня мы поговорим о наиболее спорной из них – вальдорфской методике раннего развития. В чем ее преимущества и какие недостатки?

Вальдорфская методика – педагогика равных возможностей

Основателем этой методики стал Рудольф Штайнер в начале ХХ века, положа в основу концепции постулат: «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Основными ее принципами стали:

  • уважение к личности ребенка
  • важность духовного начала
  • развитие творческого начала
  • использование природных материалов
  • каждый человек – уникален

Идея вальдорфской педагогики лежит в раскрытии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, развития в комплексе его духовного, биологического начала. Для этого на первое место во время обучения ставят комфортное психологическое состояние ребенка.

Основой обучения становятся трудовые и эстетические дисциплины. Дети участвуют в театрализованных представлениях, учатся различным ремеслам, изучают иностранные языки.

Все это происходит в естественных условиях, детство ребенка продлевают на максимально возможный срок.

Заметьте, ничего не говорится об интеллектуальном развитии. И действительно, согласно вальдорфской методике интеллектуальное обучение откладывают «на потом». По этому учению обучать точным наукам, чтению, письму стоит лет с 12, а то и позже. Многие считают это весьма спорным утверждением. Но о минусах мы поговорим позже.

Вальдорфская школа с самого начала была ориентирована на личность ребенка вне зависимости от его интеллекта, национальности, возраста. Исходя из этого, вальдорфскую методику часто называют «педагогикой равных возможностей».

Вальдорфская методика: как происходит обучение

Обучение по этой методике начинается с раннего возраста. То есть, с детского сада.

Без сомнения, сами дети просто обожают посещать такое заведение – здесь нет никакого принуждения, ребенок сам выбирает, чем он будет заниматься и как он это будет делать. Здесь не исправляют ошибки, а помогают развивать творческий потенциал.

К примеру, если воспитательница собрала вокруг себя детей, чтобы почитать книжку, любой из них может отказаться слушать чтение, выбрав другое занятие.

Кстати, с детьми занимается один учитель. И это накладывает на него определенные обязательства – он сам должен постоянно совершенствоваться и быть хорошо подготовленным, чтобы суметь заинтересовать и чему-то обучить ребенка. С раннего возраста дети изучают сразу два иностранных языка, обучаются ремеслам.

Даже обычные уроки в вальдорфском садике отличаются от тех, к которым мы все привыкли. К примеру, уроки рисования – это работа с красками.

Ребенок сам решает, как и что он будет с ними делать, находя свое творческое решение. Ему никогда не укажут, что что-то он делает «не так».

Причем для рисования ему дают всего три основные краски – желтую, красную и синюю. Получать другие цвета, смешивая эти краски, ребенок учится самостоятельно.

Здесь также нет привычных музыкальных занятий, их заменяют ритмические игры: под музыку дети свободно двигаются, декламируют стихи, поют. В группе лежат музыкальные инструменты, на которых каждый может попробовать самостоятельно сыграть. Чтение книг также сопровождается игрой воспитательницы на каком-либо музыкальном инструменте.

Дети, как говорилось выше, изучают ремесла. Они учатся гончарному мастерству, плетению из лозы, земледелию. На участке выделяются грядки, где можно посадить своими руками любую культуру, вплоть до пшеницы, которую затем можно собрать, перемолоть и испечь хлеб. В идеале, в хозяйстве должны быть и домашние животные – коза, корова или овечка, чтобы дети знали, откуда берется молоко.

В таких садах предусмотрены самые разнообразные праздники. Это могут быть как всем известные «красные даты календаря» – Пасха, Рождество, Новый год, так и свои собственные – Праздник Урожая, Праздник Фонариков, Праздник Весны.

Вальдорфская методика: основные минусы

Казалось бы: вечный праздник, ребенок гармонично развивается, уверен в себе, чего еще желать? Вот тут то и проявляются минусы такого воспитания.

Во-первых, дети абсолютно неприспособлены к современным реалиям. Попадая в обычную школу, они не могут приучиться к дисциплине, так как до этого им было все позволено, они не могут загнать себя в определенные рамки.

Во-вторых, к школе они также оказываются не готовы интеллектуально. Дети не умеют читать и писать, не знают счета. Энциклопедических знаний об окружающем мире также нет. Конечно же, это все можно изучать и дома….

Вот только в садике вас на первый раз пожурят, а на второй вообще порекомендуют либо прекратить занятия, либо перестать посещать сад. И не скроешь ведь, так как ребенок все равно проявит полученные знания.

Кстати, посещение спортивных секций, художественных или музыкальных кружков также под запретом.

Выбор игрушек многим тоже может показаться странным. Безусловно, игрушки, сделанные своими руками из природных материалов, могут заинтересовать. С ними здорово ставить кукольные спектакли. Вот только они не сравнятся по степени привлекательности с современными конструкторами или куклами.

Что получается в итоге? Если ребенок после сада пойдет дальше в вальдорфскую школу, для него будут закрыто любое техническое развитие – он продолжит жить в сказке, представляя, что такое автомобиль, но абсолютно не представляя, что заставляет его ехать. Законы физики, механики, химии как-то пройдут мимо него.

Воспитываясь в атмосфере дружелюбия и отсутствия каких-либо запретов, такой ребенок просто не сможет адаптироваться в современной реальности, где требуется дисциплина, где есть хулиганы, где не все происходит так, как хочется ребенку. От этого может произойти нервный срыв.

Так что же, вообще отказаться от этой методики? Наверное, не стоит впадать в крайности. В идеале стоит совмещать некоторые идеи вальдорфской школы с другими методиками раннего развития.

Что вам мешает соорудить вместе с малышом ручных кукол и устроить кукольное представление? Или посадить вместе с ним семена, наблюдая, что из них вырастет? Ищите способы развиваться вместе с ребенком – уверены, вам обоим понравится.

Источник: http://megapoisk.com/valdorfskaja-metodika-pljusy-i-minusy

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.