В каком возрасте ребенок наиболее уязвим: взгляд психолога

Влияние на развитие и характер ребенка разлуки с матерью в раннем возрасте

В каком возрасте ребенок наиболее уязвим: взгляд психолога

(Фильм можно посмотреть в разделе видео-лекции).

1969г. В небольшом английском городке у супругов Робертсон появляются новые соседи — молодая семейная пара с малышом. Отец семейства переведен в этот город на более престижную и высокооплачиваемую должность в рамках корпорации. Мать занимается домашней работой, воспитанием малыша и беременна вторым ребенком.

У молодой семьи пока нет близких знакомых на новом месте жительства, кроме дружелюбных соседей, и они вынуждены обратиться к соседям за помощью. В скором времени молодая женщина должна несколько дней провести в роддоме. Не могут ли соседи посоветовать, куда на это время можно пристроить малыша?

 Джеймс и Джойс Робертсон не только благожелательные соседи. Они сотрудники местного детского дома, поэтому решение проблемы приходит само собой. На необходимое время ребенка можно поместить в детский дом, где они работают.

Там за ним будет обеспечен квалифицированный уход, и, что немаловажно, он регулярно будет видеться со своей соседкой Джойс — доброжелательная знакомая фигура рядом уменьшит болезненность расставания малыша с матерью. Хотя мальчик активный, здоровый, умный, для своих полутора лет хорошо развит, но разлука с матерью в столь раннем возрасте для него довольно тяжела.

Вещи, ранее принадлежавшие малышу, и люди, вместе с родителями присутствовавшие в его жизни, призваны снизить тревогу расставания ребенка с домом.

Предполагается, что пребывание мальчика в детском доме будет фиксироваться на кинопленку. Когда-то Джеймс Робертсон снял фильм для профессора Дж.Боулби о том, как влияет на поведение ребенка расставание с близкими людьми. На этот раз есть все условия, чтобы сделать то же самое — киносъемку приветствуют и родители малыша, и администрация детского дома.

Супруги Робертсон работают в детском доме в качестве психологов и параллельно заняты исследованием влияния разлуки с матерью на поведение и характер ребенка. Они — сторонники и последователи английского психиатра и психоаналитика Дж.Боулби и его теории привязанности.

Съемка ведется все дни подряд с утра до вечера, пока мальчик находится в детском доме. Благодаря этому, у Джойс Робертсон есть возможность находиться рядом с малышом как можно больше времени и в то же время выполнять свои рабочие обязанности.

Так был создан фильм о мальчике, на 9 дней разлученном с матерью. При просмотре фильма можно заметить, что периодически малыш подходит к оператору — на тот момент самому близкому для него человеку.

Этот рядовой исследовательский фильм получился настолько захватывающим и пронзительным, что слухи о нем довольно быстро просочились в сферы, не имеющие отношения к детской психологии.

В скором времени фильм был показан по английскому телевидению в прайм-тайм и произвел переворот в социальной политике английского общества по отношению к детям.

Министр образования, увидевший фильм, поставил вопрос о закрытии детских домов на заседании правительства.

Была разработана специальная программа, по которой в течение четырех лет практически все детские дома Англии были закрыты, а дети, оставшиеся без родителей, размещены в приемных семьях.

По отзывам очевидцев, сейчас в Англии «нет не только брошенных детей, нет даже брошенных собак и кошек».

Фильм «Джон», оказавшийся радикальным для социальной политики английского правительства, привлек внимание к теории привязанности Дж.Боулби, выведя ее из стен институтов и клиник, где она разрабатывалась более двадцати лет, и показал ее практическую значимость.

Влияние разлуки с матерью на поведение и характер ребенка

С точки зрения Дж.Боулби, привязанность — поиск и поддержание контакта со значимыми другими — базовая человеческая потребность.

Потребность в эмоциональной привязанности к другим людям не менее свойственна человеку, чем потребность в пище и сексе. Она не следствие этих потребностей, а врожденная равноправная и независимая потребность.

Именно за эту идею Дж.Боулби в 1947 году был исключен из Британского психоаналитического общества, которое сочло, что дополнять (речь шла именно о дополнении, но отнюдь не о пересмотре) теорию З.Фрейда никому не позволено.

Однако с течением времени влияние эмоционального контакта ребенка с матерью на развитие и становление психики была доказано и в настоящее время признано большинством направлений современной психологии. 

По мнению Дж.Боулби, потребность в эмоциональной привязанности к значимому другому — наследство наших биологических предков.

Что влияет на характер ребенка? Контакт с фигурой привязанности — внутренний механизм выживания вида, естественная защита особи от тревоги и уязвимости. Страх и неопределенность активирует потребность привязанности. В моменты, когда мы особенно уязвимы, нам жизненно важно ощущать, что мы не одиноки.

Поведение и характер взрослого человека во многом определяются тем, насколько была удовлетворена потребность в эмоциональном контакте в процессе его роста и развития, в процессе формирования психики.

В зависимости от степени удовлетворения формируется тип привязанности. Он складывается в первые три года жизни и определяется отношением к ребенку первичной фигуры привязанности — матери.

Если мать была способна удовлетворить естественные потребности развития ребенка, то формируется надежный тип привязанности. В основе надежной привязанности лежит чувство безопасности и доверия к окружающему миру.

Дети с надежным типом привязанности уже в раннем возрасте проявляют общительность, сообразительность, изобретательность в играх.

В дошкольном и подростковом возрасте демонстрируют черты лидерства, отличаются инициативностью и отзывчивостью.

Если мать способна удовлетворить естественные потребности развития ребенка лишь частично, то в зависимости от того, как и насколько удовлетворяются эти потребности, формируется аффективно ненадежная (амбивалентная, двойственная) или индифферентно ненадежная (избегающая) привязанность. Дети с ненадежными типами привязанности требуют большего внимания со стороны взрослых, их поведение неустойчиво и противоречиво.

В процессе формирования привязанность подвергается испытаниям, которые вызваны поведением матери вследствие различных жизненных обстоятельств. Основное испытание — разлука с матерью как с первичной фигурой привязанности. Оно может оказаться слишком травмирующей для неокрепшей психики, подвергая ее опасности нарушения.

Эффект разлуки с матерью, как правило, включает  в себя три стадии.

Первая — стадия протеста: оставшись без матери, ребенок протестует: плачет, кричит, отвергает все виды предлагаемой помощи.

Затем стадия протеста переходит в стадию отчаяния: малыш затихает, уходит в себя, становится пассивными и, по-видимому, находится в состоянии глубокой печали.

Далее наступает стадия отчужденности: ребенок становится более оживлен, может принять заботу других людей, и кажется что его состояние улучшается.

В этот период страдания ребенка не всегда явно проявляются, может создаться впечатление, что ребенок «забыл», однако это не так.

Когда мать возвращается ребенок либо отворачивается, не хочет ее признавать, теряя к ней всякий интерес, либо вцепляется в нее, не отпуская ни на минуту, ни на шаг.

С течением времени большинство детей восстанавливают подвергшуюся испытанию разлукой связь с матерью. Однако слишком продолжительное разлучение с родителями в раннем возрасте накладывает серьезный отпечаток на личность ребенка, проявляясь в особенностях характера.

Дети, пережившие травму разлуки с матерью, отличаются повышенной тревожностью. Защитные психологические механизмы, призванные справиться с избытком тревоги, вносят свой вклад в формирование личности.

Так может возникнуть «личность, лишенная любви» — человек, утративший доверие ко всем людям, не умеющий заботиться об окружающих. Или наоборот, «личность, которая любит слишком сильно» — человек, жертвующий своими интересами,  разрушающий себя ради интересов других.

За историей формирования, на первый взгляд, столь разных типов личности, стоит один и тот же страх — страх потери первичного объекта привязанности, страх потери матери.

Зачастую это приводит либо к отсутствию близких  отношений, либо к квази-близким отношениям, когда отношения с самыми значимыми людьми не удовлетворяют, кажутся «ненастоящими», оставляют желать лучшего. Как правило, попытки их улучшить терпят крах, сталкиваясь с непониманием и отчужденностью.

При этом необходимо учесть, что отсутствие эгоизма, готовность жертвовать своими интересами ради других — социально одобряемые качества и далеко не всегда признаются следствием ранних детских травм. Однако с близкими людьми они приводят к тому, что человек вынужден сохранять мучительные для него отношениях, будучи не в силах пережить расставание.

Исследования Дж.Боулби и его последователей показали, что сформированная в раннем детстве первичная привязанность в дальнейшем достаточно устойчива и постоянна во времени. Большинство детей демонстрирует характерные черты привязанности к другим людям, как в младенчестве, так и в школьном возрасте.

Более того, во взрослом периоде люди часто проявляют те же самые качества в межличностных отношениях. Например, отношения, которые молодые люди устанавливают с лицами противоположного пола, так же как и отношения с родителями, можно разделить на надежные, двойственные и избегающие.

Люди среднего возраста подобным же образом относятся к своим пожилым родителям.

По мнению, Дж.Боулби и И.

Брефертона, в процессе формирования того или иного типа привязанности, в процессе многократно повторяющихся взаимодействий с матерью и другими близкими у ребенка развиваются так называемые «внешние рабочие модели себя и других людей». На протяжении жизни они используются для ориентации в различных ситуациях, для интерпретации происходящих событий и выработки ответной реакции.

Внимательные и заботливые родители, создавая у ребенка надежный тип привязанности, чувство базисного доверия к окружающему миру, способствуют формированию позитивной рабочей модели поведения.

Внимательное и чувствительное отношение к ребенку убеждает его, что другие люди являются надежными партнерами.

Проявления позитивной рабочей модели — инициативность, самостоятельность, уверенность и уважение к себе, когнитивная открытость новому опыту.

Нечувствительность к ребенку — пренебрежение его интересами или, наоборот, подавление его интересов излишней навязчивостью, формирует ненадежный тип привязанности.

В дальнейшем, по мере взросления малыша неадекватный родительский уход приучает его к мысли, что окружающие ненадежны, и он не доверяет им.

Как результат – возникновение у ребенка так называемой негативной рабочей модели, для которой характерны пассивность, зависимость от поведения других, искаженность восприятия своего образа и окружающего мира.

Помимо создания позитивной или негативной модели других, у ребенка формируется «рабочая модель себя». От ее «позитивности» или «негативности» зависит в будущем уровень самостоятельности личности и уважения к самому себе.

Ребенок – начало взрослого

В фильме «Джон» показано, как 9 дневная разлука с матерью в возрасте полутора лет отражается в поведении ребенка. Налицо возможность превращения надежной привязанности, сформированной полутора годами отношений с внимательной, отзывчивой мамой, в ненадежную, избегающую привязанность в течение всего лишь девяти дней.

К сожалению, неизвестно, как сложилась судьба Джона в дальнейшем. Создатели фильма поддерживали связь с семьей Джона еще какое-то время, пока семья не переехала в другой город. Спустя много месяцев после девятидневного помещения в детский дом Джон очень волновался, когда мать отсутствовала рядом.

Как уже упоминалось, это был не первый фильм, показывающий влияние разлуки с матерью на поведение ребенка. В 1952 году Джеймс Робертсон, будучи сотрудником лаборатории Дж.Боулби, снял фильм о восьмидневной госпитализации девочки Лоры.

Как было принято в то время, при помещении в больницу двухлетняя Лора была разлучена с матерью, и посещение ее членами семьи было строго ограничено.

Страдания двухлетнего ребенка, разлученного с близкими ради лечения соматического заболевания, тогда тронули лишь сердца сотрудников Дж.Боулби и близких Лоры.

Более 20 лет понадобилось английским психологам и психиатрам, чтобы донести до общества идею, что разлука с матерью в раннем возрасте разрушительна для психики ребенка.

У нас, к сожалению, до сих пор бытует представление, что пока маленький ребенок сыт, в тепле и под присмотром взрослого, ничего плохого случиться с ним не может.

Оказывается, может — травма детской психики, возникающая при расставании с матерью, неминуемо скажется на дальнейшем развитии, характере и поведении человека.

Фильм «Джон: 9 дней в доме ребенка» поможет тем, кто пережил травму разлуки с матерью в глубоком детском прошлом,  лучше понять себя в настоящем

Наше сегодняшнее нерациональное, нелогичное, непонятное поведение зачастую обусловлено  детским травмирующим опытом. Если Вы готовы встретиться с ним, будучи взрослым, и осознанно взглянуть на него с точки зрения сегодняшнего дня, у Вас есть возможность решить проблемы, мешающие жить успешной, полноценной жизнью.

Источник: http://spb-nv.com/info/articles/vliyanie-na-razvitie-i-kharakter-rebenka-razluki-s-materyu-v-rannem-vozraste/

Психика ребенка

В каком возрасте ребенок наиболее уязвим: взгляд психолога

Психикой называется свойство нашего мозга воспринимать и давать оценку окружающему; создавать свой внутренний образ мира; формировать свое мировоззрение; определять на основе этого свое поведение.

Развитие детской психики происходит под влиянием социальных и наследственно-биологических факторов. Психика ребенка непрерывно развивается.

Но происходит это скачкообразно, неравномерно, с периодами медленного созревания и новообразованиями в определенном возрасте. Узнаем об этом подробно.

Врожденные рефлексы проявившегося на свет малыша регулируются нервными центрами. Кора его больших полушарий не сформирована полностью, нервные волокна не покрыты оболочками. Следствием этого является быстрое возбуждение новорожденных.

Особенность психического развития новорожденных состоит в том, что их анализаторы формируются быстрее, нежели движения тела. В частности, очень быстро развивается и зрение, и слух малыша, на основе чего формируется его ориентировочный рефлекс, условно-рефлекторные связи.

В первые две недели у грудничка формируется первый условный рефлекс. Это положение при кормлении, вызывающее сосательный рефлекс.

В 2-3 месяца появляются эмоционально-двигательные реакции. Дитя концентрирует взгляд на близких, которые к нему склоняются. Оно радостно машет ногами и руками. Это так называемый комплекс оживления. Его появление является переходом из периода новорожденности к младенчеству.

В младенчестве формируются преднамеренные действия ребенка. Он тянется к игрушкам. У него формируются подражательные способности. Это и есть первые этапы развития интеллекта малыша.

Так, в 10 дней дитя удерживает движущийся предмет в поле своего зрения; в месяц может проследить за предметом, который движется; в 6 месяцев рассматривает интересные ему предметы; в год знакомое лицо может узнать на фотографии.

В младенчестве жизнь малыша полностью зависит от взрослых. Именно их задача состоит в том, чтобы удовлетворять потребности ребенка.

Младенец, являясь социальным существом, полностью копирует взрослых, и для этого необходимо постоянное общение, эмоциональные контакты родителей и малыша.

Взрослые стимулируют активность ребенка, развивают его речь посредством личного примера, повторений и стимуляции первых успехов.

К 12 месяцам дитя обычно произносит с десяток простых слов, а  если родители уделяют общению много внимания, то значительно больше.

При этом не все слова понятны чужим людям, а вот мама прекрасно понимает, о чем говорит кроха. То есть речь его пока своеобразная.

У него формируются связи между предметом и его названием, что проявляется в возможностях показать, где находится кошка, сказать, кто пришел. Это и есть начальный этап понимания речи.

Психика ребенка в 2, 3, 4 года

В возрасте до четырех лет психика формируется очень активно. По этой причине родителям необходимо серьезно и ответственно отнестись к малышу, помнить, что каждый ребенок — индивидуален, а его личность формируют взрослые.

Необходимо относиться к ребенку, как взрослому человеку, и не забывать, что ведущим видом деятельности у него в это время является игра, а важной основой развития психики служит подражание. Малыши перенимают и копируют поведение взрослых людей.

У них проявляется интерес к окружающему, большая любознательность, которая зачастую прерывается отговорками или запретами нерадивых родителей. Не надо бесконечно повторять ребенку, что он маленький, думать, что он еще глупый. Ведь некоторые детишки бывают смышленее своих родителей.

И если дитя постоянно останавливать, не отвечать на его вопросы, ругать, то связи между родителями и детьми, а главное доверие, легко утрачивается. От дефицита внимания родителей у ребенка развивается замкнутость.

Такому малышу будет сложно адаптироваться в среде одногодок, будет „хромать” его социальное развитие.

Следует отметить важность периода трех лет в развитии детской психики. Это так называемый психологический кризис „я сам”.

Проявляется он в том, что ребенок стремится даже непосильные ему действия выполнять самостоятельно, проявлять себя как личность, действуя наперекор взрослым или просто игнорируя их требования, обычные правила поведения.

В этот период родителям важно не пресекать самостоятельность малыша постоянными табу, руганью, а постараться быть спокойными и проявить уважение к его личности. Ведь кризис трехлетки как раз и является важным этапом становления психики маленькой личности.

Ребенок в этом возрасте самоутверждается и доказывает, что и он – личность со своими взглядами, возможностями, характером. Результатом успешного преодоления кризиса должно быть то, что дитя воспринимают равноценно.

Это придает ему уверенность, делает отношения со взрослыми более доверительными и помогает далее правильно формироваться его психике.

Психика ребенка в 5, 6, 7 лет

Дети старшего дошкольного возраста уже более самостоятельны. У них сформирован определенный тип поведения и интересы. В 7 лет уже точно можно определить тип темперамента малыша.

По его поведению видно, холерик он или меланхолик, флегматик или сангвиник. Главенствующую роль в поведении старших детей играет любознательность.

Дети этого возраста отличаются откровенностью, могут задавать взрослым (и не только родителям) любые вопросы.

Важным фактором развития психики, формирования норм поведения является общение со сверстниками. И родители должны обеспечить своему малышу достаточную возможность совместного времяпровождения с его одногодками.

Дети, посещающие дошкольное учреждение, и те, которые воспитываются дома, совершенно разные. А к школе легче адаптируются первые.

Чтобы избежать коммуникативных проблем в школе, ребенок должен владеть навыками поведения в детском коллективе.

До 7-летнего возраста родители должны определиться с наклонностями своего ребенка. Спорт, художественная школа, танцы, конструирование — это источники положительных эмоций, уверенности в себе, занятости малыша.

А еще это та же возможность общения со сверстниками и накопление личного опыта. В старшем дошкольном возрасте мальчики и девочки учатся мыслить независимо от взрослых, у них формируются моральные представления и нормы поведения, база ценностей.

В это время дефицит внимания со стороны родителей способствует формированию у ребенка духа соперничества, причем нездорового. Это проявляется в привлечении к себе внимания любым образом, особенно негативным.

Возможно и обратное — замкнутость и формирование закомплексованности, чувства собственной ущербности.

Недолюбленный в детстве малыш будет в дальнейшем, как минимум, не уметь сочувствовать и проявлять искренность в отношении к другим людям.  

Психика ребенка после развода родителей

Семейные разрывы неизбежно влияют на детскую психику. Это эмоциональная травма, стресс. И чем взрослее ребенок, тем сильнее переживания, связанные с разводом родителей. Проявляется это приступами агрессии в общении со сверстниками и учителями. Дитя, что называется, отбивается от рук.

А некоторым приходится испытывать чувство стыда за семью. проблема заключается в том, что развод воспринимается как нечто личное, как собственное чувство вины за это. Ребенок может проявлять озлобленность на маму. Ведь чаще всего дети остаются после развода именно с ней. Надломленная психика — это и ухудшение общего здоровья.

Проявляется это в склонности к частым заболеваниям.

Нередко дети чувствуют себя никому ненужными, убегают из дома. Именно поэтому очень важно поговорить с ними о разводе по-взрослому.

Объяснить, что папа, который ушел из семьи (а чаще всего случается именно так), продолжает его любить и будет дальше общаться с ним, навещать, проводить выходные. Приведите пример (если такой имеется) семьи, где папа не живет с семьей, но, тем не менее, не забывает о своих детях и тепло к ним относится.

Психика ребенка без отца

Самым лучшим вариантом после ухода отца из семьи для ребенка является регулярное общение с ним. Особенно это важно для мальчиков. В этом случае говорить об отклонениях в психике малыша не придется. Когда же отец совсем прекращает общение с детьми, то компенсировать это помогает наличие нескольких детишек в неполной семье.

Если же ребенок один, ему гораздо тяжелее пережить уход из семьи папы. Неоценимой в этом плане будет помощь бабушек и дедушек. Но главное в процессе компенсации госпитальной роли папы — не перегибать палку со вниманием к сыну или дочери, не баловать и главное — не формировать у малыша образ плохого папы.

Не нужно делать переоценку детских ценностей и вешать ярлыки на ушедшего из семьи отца.

Другая крайность заключается в том, что мама начинает брать на себя роль строгого отца. Но дети по-разному воспринимают авторитарность родителей. И материнская критика подсознательно воспринимается как отказ в любви. Ребенок может бороться за эту любовь и при этом использовать арсенал своего упрямства и капризов.

А может быть и наоборот: дитя растет инфантильным, доминирование женщины для него становится нормой, что в перспективе чревато деформацией половой идентификации.

Если же после ухода из семьи папы все проникаются жалостью к сиротинке, то это создает условия для проявления эгоизма и нарушений детской психики в виде агрессивности, жестокости и чрезмерной самоуверенности.

Нарушенная психика у ребенка

Во всех дошкольных учреждениях есть воспитанники, психика которых значительно отклоняется от нормы. Это могут быть агрессивные и неуправляемые дети (холерики), вялые и плаксивые. Коррекцией поведения таких ребят занимается психолог.  

Следует отметить, что к 3 годам у малышей может быть выражена конфликтность, заикание, онанизм, нервные тики, энурез.

В 4 года это пугливость, медлительность, тики. В 5 лет мальчики склонны к реакциям торможения, а девочки, наоборот, к возбудимости.

Психологи отмечают, что самым трудным в воспитательном плане и в плане формирования отклонений в психике является и для мальчиков, и для девочек возраст 3 лет. Далее мальчики становятся в психическом плане более уязвимыми в 6 лет, девочки — в 5.

Поэтому родителям не надо стесняться, бояться обращаться за помощью к психологам, психиатрам, семейным врачам, если замечаются первые звоночки в отклонении психики, например, тот же энурез.

Важно помнить, что главный источник формирования здоровой детской психики — семья, отношения в ней и атмосфера взаимопонимания и взаимоуважения.

Специально для nashidetki.net- Диана Руденко

Источник: https://nashidetki.net/vospitanie-detej/psikhika-rebenka.html

В каком возрасте ребенку необходима помощь психолога

В каком возрасте ребенок наиболее уязвим: взгляд психолога

У редакции ProDetki возникли противоречивые чувства, нужен ли ребенку психолог и в каком возрасте возможен поход ребенка к психологу, чтобы не нарушить его психологическую целостность.

Поведение ребёнка

Эмоции ребенка / Фото взято из открытых источников

Когда родителей начинает беспокоить поведение ребенка, его эмоциональное состояние или самочувствие – возникает логичный вопрос: пройдет с возрастом или же стоит обратиться к специалисту? Проявление новых особенностей поведения – это яркий знак того, что в жизни ребенка что-то изменилось. Взрослея, дети сталкиваются с новыми проблемами. Рано или поздно они узнают и о таких вещах как стресс, горе, с которыми они пока не знают, как справиться самостоятельно.

Так в каком же возрасте можно вести ребенка к психологу?

Ребенок и психолог / Фото взято из открытых источников

В случае обнаружения проблем с ребенком в возрасте от одного года до пяти лет, родителю можно и даже нужно пойти на прием самому, ведь это тот возраст, когда еще формируется личность ребенка, и повлиять на ее развитие может только самое близкое ему окружение.

В большинстве случаев проблема у детей в этом возрасте – это проблема семьи.

Недостаток или избыток внимания, трудности в отношениях между родителями, подавление проявления родительских чувств, большие перемены в семье – все это заставляет малыша приспосабливаться к новой окружающей среде и зачастую он не может сделать это никак иначе, чем через изменения в своем поведении.

Кроме того, естественной реакцией ребенка на обстоятельства в этом возрасте может быть капризность, агрессия, страх, плохой аппетит, даже психосоматические симптомы, такие как частые простудные заболевания, астма и другое – это может быть поводом обращения к психологу.

Специалист расскажет, что явилось причиной перемен в ребенке, посоветует как вести себя в той или иной ситуации, как разговаривать с ребенком. В первую очередь родители должны сами разобраться со своими проблемами, выявить, что стало причиной стресса у ребенка и минимизировать их воздействия на него.

Психологическая помощь

Агрессия ребенка / Фото взято из открытых источников

В возрасте от 5 до 12 лет психолог уже может оказать ребенку помощь напрямую.

В этом возрасте поводом для консультации со специалистом чаще всего становится: агрессивное поведение ребенка, грубость, злость, воровство, отсутствие интересов, нежелание учиться, навязчивый страх, беспричинная тревога и другое.

Однако это тот возраст, когда ребенок уже более скрытен, у него появляются секреты, поэтому отсутствие жалоб не является показателем хорошего психического самочувствия.

Он может не рассказывать родителям о своих беспокойствах из чувства страха или стыда, что он не может справиться с этим самостоятельно. Причиной расстройств могут стать любые перемены в окружающей среде: переезд, смена школы, развод родителей, расставание с друзьями или вовсе их полное отсутствие. Эти обстоятельства могут нанести серьезную психическую травму ребенку, если вовремя не было проведено правильной беседы со стороны взрослых.

Помощь подросткам

Психолог и подросток / Фото взято из открытых источников

Особое внимание следует уделить подросткам.

В возрасте от 12 до 16 лет тревожным звонком для обращения к специалисту может стать снижение успеваемости, отсутствие увлечений и интересов, вспышки агрессии, сильно заниженная самооценка, негативное отношение к себе, апатия, расстройства сна, плаксивость, анорексия.

В этом возрасте ребенок склонен к подростковой депрессии, которая затрагивает многие аспекты его жизни, создает проблемы дома и в школе, провоцирует наркоманию и в некоторых случаях влечет угрозу для жизни подростка.

Зачастую близкие и учителя в школе считают такое состояние этапом переходного возраста и уверены, что с возрастом все само собой разрешится. Однако стоит проявить бдительность и в случае обнаружения тревожных симптомов поговорить с подростком, сблизиться с ним, поднять его самооценку, дать ему понять, что он может рассчитывать на вашу поддержку. Если он не идет на контакт – обратиться к профессионалу.

Работа психолога со всеми членами семьи

Психолог и семья / Фото взято из открытых источников

Задачей детского психолога является оказать помощь не только детям, но и родителям – организовать доверительные семейные взаимоотношения, научить родителей ограждать детей от взрослых проблем.

Эффективность работы с психологом зависит напрямую от вовлеченности в эту работу родителей и их готовности к переменам. В детском возрасте гораздо проще проработать психологическую травму, нежели чем во взрослом возрасте, с накопленными страхами и обидами.

Поэтому обращение за консультацией к специалисту в детском возрасте – это возможность получить необходимую профессиональную помощь в области развития ребенка и становления его психики.

Смотрите видео ниже. Доктор Комаровский рассказывает о том, как понять родителям, что психологическое развитие ребенка находится в норме.

Источник: https://prodetki.com/territory/s-kakogo-vozrasta-vozmozhno-znakomstvo-rebenka-s-psihologom/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.