Учим малыша правильно произносить звуки!

Как научить ребенка говорить букву Р: постановка звука быстро в домашних условиях

Учим малыша правильно произносить звуки!

Процесс звукопроизношения осуществляется несколькими отделами речевого аппарата:

  • генераторным (голосообразовательным);
  • энергетическим (дыхательным);
  • резонаторным (звукообразовательным).

К нарушениям произношения относятся дефекты, состоящие из таких нозологических форм, как:

  • дислалия;
  • ринолалия (палатолалия);
  • дизартрия;
  • афазия (частично).

Необходимо различать сбой звукопроизношения от нарушения произношения, которое развивается вследствие невысокой грамотности и культуры речи или диалектного говора.

Ниже перечислены причины, мешающие детям произносить звук Р:

  1. Нестандартная подъязычная уздечка.
  2. Тонус артикуляционного аппарата.
  3. Сбой фонематического слуха.
  4. Нарушенное звукопроизношение.
  5. Проблемы с поведением.
  6. Горловая Р.
  7. Психологические отклонения.

В любой из этих ситуаций главное – выявить причину, в результате которой малыш не может самостоятельно справиться с выговариванием Р. Почему грудничок высовывает язык и стоит ли это проявление считать неврологической проблемой вы можете узнать здесь.

До какого возраста неумение выговаривать Р считается нормой

Специалисты полагают, что проблемное произношение буквы Р является серьезным симптомом лишь по достижении 5-летнего возраста. До этого периода нарушение звукопроизношения является нормой. Это можно объяснить тем, что органы речи развиваются около первых 5 лет жизни.

Если по достижению 5-ти летнего возраста у вашего ребенка, несмотря на ваши старания, трудности с произношением звука «Р», имеет смысл показать его логопеду

Однако это не значит, что родители не должны прикладывать усилия к развитию малыша. Рекомендуется укреплять языковые мышцы своего чада самостоятельно с помощью речевой гимнастики, тем самым подготавливая аппарат речи к произнесению этой непростой буквы.

Как научить говорить букву Р? Чтобы научить ребенка, как правильно говорить букву Р, стоит соблюдать следующие правила организации упражнений, артикуляционной гимнастики, а также развития речевого дыхания:

  1. До 2-летнего возраста не нужно требовать от малыша выговаривания сложных звуков, так как дети сначала учатся произносить простые. Лучше всего подготовить речевой аппарат с помощью легких заданий.
  2. Начинать занятия стоит по достижении ребенком 5 лет. Они могут совпасть с периодом, когда он учится читать, это позволит расширить круг занятий.
  3. Наиболее действенные методики проводятся в игровой форме, так как маленькие дети не имеют интереса к обычным заданиям.
  4. Родителям необходимо провести полный курс до конца. В противном случае, их чадо может не освоить умение полностью. Например, не научится выговаривать мягкий или твердый звук.
  5. Тренировку целесообразно выполнять ежедневно согласно составленному графику, так как длительные перерывы могут свести к нулю все достигнутые успехи. Только регулярное повторение приведет к автоматическому правильному звукопроизношению.

Следует помнить, что исправление дефектов речи под силу каждому родителю, но для этого нужно ознакомиться с полным курсом речевой гимнастики. Артикуляционная гимнастика для постановки звука Р поможет решить обе задачи:

  • Готовит органы речи к произнесению буквы.
  • С ее помощью происходит «разогревание» языка, губ, щек перед тренировкой.

Хороший выдох – основополагающая составляющая успешного результата. Выработать выдох помогут мыльные пузыри или маленький шарик от пинг-понга, который сильным и точным выдохом необходимо задуть в ворота. Эти и другие веселые тренинги способствуют организации правильной воздушной струи. Далее представлены упражнения для постановки звука Р:

Возьмите на заметку просто и доступное упражнения для развития хорошего выдоха – игра с мыльными пузырями

  • «Индюк». С приоткрытым ртом, дотянувшись до губы, расположенной сверху, двигать краем язычка вперед и назад по ней. Не отрываясь от губы, постараться выговорить «бл – бл – бл – бл — бл», увеличивая темп.
  • «Маляр». Задание заключается в «окрашивании» языком всей внутренней поверхности рта (в том числе щек, неба, зубов). Делать это движениями «назад-вперед».
  • «Лошадка». Суть заключается в щелканье языком по нёбу, имитируя лошадиное цоканье.
  • «Грибочек». Это задание считается продолжением «Лошадки». Остановить язычок, «приклеить» его к небу и удержать в таком положении 10 секунд. Натянутая подъязычная уздечка считается «ножкой грибочка».
  • «Моторчик». Название главного задания основано на похожем звучании Р с моторным запуском. «Моторчик» — продолжение «Грибочка». Под язычок, прижатый к верхнему небу, поставить пальчик. Рекомендуется использовать палец самого ребенка или обычную ватную палочку. Малышу нужно одновременно сильно выдохнуть и произнести длительное «дддддд». В это же время следует производить колебательные движения из стороны в сторону пальчиком ребенка или ватной палочкой. Язык начинает вибрировать и издавать «ррррр». Это означает, что «мотор» завелся.

При легком выполнении логопедических упражнений для постановки звука Р у детей можно переходить к запуску самой буквы. Также можно посмотреть видео уроки для постановки звука Р, чтобы наглядно увидеть, каким образом происходит тренировка.

Учим правильно произносить звук Р: автоматизация звука

Даже если «мотор» завелся, его очень трудно автоматизировать в беглую речь, так как звук Р считается самым коварным.

https://www.youtube.com/watch?v=YP-gZ2A-u2A

Как исправить дефекты речи? Перед тем, как доводить Р до автоматизма в словах, фразах, предложениях и в речи в целом, необходимо сначала обучить малыша соединению этого звука с другими: гласными и согласными. Далее рассмотрим способы постановки звука Р. Сначала отрабатывать Р через облегченные Д и Т в таких слогах, как:

  • «тро/три/тра»;
  • «дро/дри/дра».

Детский язык «отталкиваясь» от этих твердых звуков, постепенно переходит к Р. Затем ввести обратные слоги на: «ро/ри/ра» — «ор/ир/ар». До тех пор, пока у малыша не получится повторять Р в слогах с вибрацией до автоматизма, нельзя переходить к следующему этапу.

После четкого выполнения этих заданий можно переходить к словам. Начинать следует со слов, где рассматриваемая буква стоит впереди или через звукосочетание «тр» (рубашка, трава, трон и т. д.). Далее приступать к словам с серединным и конечным Р (корова, забор).

Затем, подобным образом, обучить различию твердого Р от мягкого. Как правило, малыш сам понимает различия и совершает звуковую подмену. Но иногда нужно объяснить ему, что для смягчения Р стоит передвинуть язычок. В результате всего этого развивается автоматизация Р.

Скороговорки

Учимся говорить букву Р. Для этой цели существует великое множество скороговорок. Ниже рассмотрим наиболее распространенные:

  • На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
  • Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
  • Испугался грома Рома, заревел он громче грома. От такого рева гром притаился за бугром.
  • Рома с мамой мыли раму и смотрели панораму.
  • Прокоп пришел – кипит укроп. Прокоп ушел – кипит укроп. И при Прокопе кипит укроп, и без Прокопа кипит укроп.

Абсолютно каждое задание необходимо делать не спеша, широко раскрывая рот.

Стоит осознавать, что речевая гимнастика является существенной нагрузкой для язычка, поэтому необходимо прерываться на небольшой отдых во время выполнения упражнений для устранения дефектов речи у детей.

  • «Качели». Раскрыть как можно шире рот, двигать вверх – вниз языком, касаясь зубов. После этого задержать язычок у верхней челюсти примерно на 15 секунд. Это поможет растянуть подъязычную уздечку и натренировать язычок для потягивания вверх.
  • «Футбол». По очереди дотрагиваться кончиком языка то до правой щеки, то до левой, будто катая мяч во рту.
  • «Котенок». Налить немного какого-либо лакомства в тарелку. Суть упражнения состоит в том, чтобы малыш слизал вкусность, как котенок.
  • «Дотянись до подбородка». Для выполнения малышу необходимо дотянуться язычком до подбородка. Чем дальше он дотянется, тем больше уздечка растянется.

Как говорилось выше, самостоятельно научить свое чадо правильному произношению Р возможно. Однако более верным решением станет обращение к логопеду, так как при осмотре грамотный специалист проверит фонематический слух, уздечку, тонус, горловой Р и сможет выявить точную причину трудностей. А также составит индивидуальную систему для формирования внятной и четкой речи.

Занимайтесь артикуляционной гимнастикой с ребенком постоянно. Если у вас лично не хватает времени, берите уроки у логопеда, не оставляйте проблему на самотек

Первичный визит стоит запланировать в возрасте 2-3 лет. Он заключается в плановом осмотре перед началом посещения детского сада. Помимо логопеда, должен проводиться осмотр невропатологом, чтобы исключить заболевания головного мозга.

Выводы

В заключение можно сказать, что обучение детей правильному произношению буквы Р – это длительный процесс, который требует как от малыша, так и от родителей немалых усилий. Для успешного результата необходимы ежедневные тренировки. Поэтому, если родители приняли решение не обращаться к логопеду за помощью, то нужно регулярно заниматься речевой гимнастикой самостоятельно.

[

Источник: https://ipupsik.com/razvitie/ranee-razvitie/kak-nauchit-rebenka-govorit-bukvu-r.html

Как быстро научить ребенка говорить букву «р» — выговариваем звук дома, легкие занятия и видео упражнения

Учим малыша правильно произносить звуки!

Речевой аппарат ребенка развивается постепенно. Поэтому многие сложные звуки дети часто не выговаривают в раннем возрасте.

Одним из наиболее проблемных считается звук «р».

Иногда даже дети младшего школьного возраста не выговаривают этот звук.

Быстро научить ребенка говорить букву «р» поможет логопед.

Зная упражнения для развития речевого аппарата научить ребенка говорить букву р можно и самостоятельно.

Почему ребенок не говорит букву «р»

Звук «р» не зря считается одним из сложных звуков для произношения в русском языке. Это звук дети учатся произносить дольше всего.

Для четкого постановки звука «р» должен быть достаточно хорошо развит речевой аппарат, чего у ребенка пока не наблюдается.

Попробуйте произнести это звук. Кончик языка при произношении касается неба, а боковые части языка прижаты к верхним жевательным зубам.

Воздух выходит с такой силой, чтобы передняя часть языка вибрировала. Речевые связки напряжены, и даже в горле чувствуется дрожание. Очень непросто настолько хорошо управлять своим речевым аппаратом для крохи.

Поэтому звук «р» дети начинают произносить ближе к 5-6 годам.

Если к указанному сроку ребенок все еще не осилил эту букву, то причинами этого могут быть:

  1. Особенности строения языка. А именно, короткая подъязычная уздечка. При этом язык просто не достает до неба. Необходимо ее разрабатывать специальными упражнениями, или же выполняют подрезание уздечки.
  2. Неразвитость артикуляции. Язык в таком случая малоподвижен, у него малая амплитуда. Возникает, если ребенок мало разговаривает. Необходимо тренировать язык.
  3. Нарушение фонематического слуха. В этом случае ребенок замещает звук «р» иным звуком «л», «й», «г».
  4. Неправильное дыхание, связанное с заболеваниями дыхательных путей (аденоиды, ринит, прочее). Исправляется с помощью дыхательной гимнастики.

Постановкой произношения можно заниматься и самостоятельно, но сначала необходимо показать ребенка специалисту, для исключения физиологических нарушений.

Бывает, что родители довольно долго не обращают внимание на картавость.

Считают это нормальным и ждут, когда он сам освоит букву.

Конечно, когда малыш маленький и только учится произносить буквы, то некая картавость выглядит забавно.

Но когда школьник не выговаривает звуки, это уже не хорошо.

Если ребенок после 5 лет не произносит звук «р», то необходимо показать его логопеду. Ведь не исправленный во время недостаток может сохраниться на всю жизнь.

Нарушения речи ограничивает общение, провоцирует создание комплексов, замкнутость, стеснительность. Ему будет сложно добиться успеха в дальнейшей жизни.

Поэтому чем раньше родители начнут заниматься упражнениями для разработки языка и развития артикуляции, тем быстрее малыш сможет освоить звуки.

Начинать выполнять артикуляционную гимнастику можно и в 3 года. Для этого лучше всего подойдут специальные игры, а позже и упражнения для развития подвижности языка. Тогда к 5 годам малыш наверняка сможет правильно произносить звук «р».

Вы заметили в речи малыша и другие ошибки? Постарайтесь исправить их как можно скорее, читайте как научить ребенка правильно ставить ударения при помощи игровых методик.

Ваш малыш совсем ничего не говорит? Это может быть связано с серьезными нарушениями речи. Подробнее о них читайте в материале почему ребенок не разговаривает в 3 года?

Когда обращаться к логопеду

Если малыш не «рычит» в 5-6 лет визит к специалисту обязателен.

Прежде всего, врач осмотрит ребенка на возможные физиологические проблемы.

При выявлении недостатка, может направить к другим специалистам для его устранения.

Например, вылечить насморк, удалить аденоиды, подрезать короткую уздечку и прочее.

Логопед может обнаружить, что есть проблемы и с другими звуками, так как слух обычного человека, не профессионала, не воспринимает нарушение артикуляции в полной мере.

Кроме того, врач расскажет, как быстро научить ребенка правильно произносить звуки, покажет упражнения, необходимые для их постановки. Объяснит, как правильно их выполнять.

Проводить эти упражнения необходимо дома самостоятельно или ходить на занятия к логопеду. Выполнять гимнастику для развития речевого аппарата необходимо регулярно, иначе результата не будет.

Итак, как быстро научить ребенка говорить букву «р»?

Не всегда у родителей есть возможность показать ребенка логопеду, да и часто найти свободного логопеда, который сможет заниматься с ребенком, не так просто.

Если малыш хорошо произносит остальные звуки и проблемным остается только «р», то можно попробовать поставить звук занимаясь самостоятельно.

Чтобы успешно развивать речевой аппарат малыша, логопеды рекомендуют придерживаться таких правил:

    Когда ваш малыш научился произносить «р»?

  1. Осваивать букву нужно постепенно.Сначала учим произносить правильно слоги: ар, ра, ор, ро и так далее. Уже после этого можно осваивать сложные скороговорки.
  2. Старайтесь заинтересовать ребенка. Гимнастику необходимо проводить в игровой форме.

    Упражнения должны увлечь малыша, чтобы он выполнял их с удовольствием.

  3. Занятия должны проводиться регулярно. Нескольких занятий может быть недостаточно для постановки звука «р». Необходимо каждый день проводить гимнастику.

Часто обучать ребенка начинают скороговоркам для простановки определенного звука. Это не верно. Для начала необходимо освоить звук отдельно.

После этого добиться правильного произношения простых слогов с этим звуком. Потом закрепляем звук в произношении коротких легких слов. И лишь после этого начинаем заучивать скороговорки для выработки автоматизма при произношении звука «р».

Игры для развития навыка

Дети, особенно раннего возраста не могут долго концентрировать свое внимание. Поэтому быстро устают выполнять однообразные упражнения.

Лучше если подготовка к постановке звука «р» будет происходить в игровой форме. Для разработки речевого аппарата важна подвижность языка.

https://www.youtube.com/watch?v=wB34pNZlrxc

Поэтому можно придумать много игр – упражнений для языка. Далее мы приводим несколько примеров таких игр:

  1. Поиграйте с малышом в лошадку. Всем знакомо, она как цокает. Покажите это ребенку.

    Пусть повторяет за вами. Потом лошадку останавливаем: «тппррр». Поехали дальше: «ноо». Продолжаем цокать.

  2. Играем в котика. «Как котик лакает молочко?». Ребенок выполняет движения, сильно высовывая язычок и «лакает» им. «Как котик облизывается?» Малыш облизывается, водя язычком по верхней и нижней губам.
  3. Играем в собачку. «Как собачка дышит, когда ей жарко?». Малыш широко открывает рот, и высовывает язык. Дышит так какое-то время. «Как собачка рычит, когда сердится?». Ребенок пытается порычать.
  4. Можно имитировать любых животных: лягушку, которая ловит муху языком, медведя, и других.

Такая артикуляционная гимнастика сможет подготовить речевой аппарат к произношению сложных звуков. К тому же ребенку понравится играть с мамой или папой. Можно придумывать новые игры, когда малыш потеряет интерес к прежним упражнениям.

Чтобы не пропустить возможных тревожных признаков, важно знать, что должен уметь делать ребенок в 3, 4, 6 месяцев и полтора года.

Во сколько месяцев малыш начинает самостоятельно сидеть и ходить. А еще вам обязательно пригодится материал о том, как развить у ребенка усидчивость и внимательность.

Зарядка для языка

Существуют специальные артикуляционные упражнения и зарядка для языка. Такие занятия проводят в игровой форме, чтобы было интересно и легко.

Если поначалу что-то не будет получаться, не настаивайте сильно и не ругайте ребенка.

Можно выбрать те упражнения, которые больше нравятся, а потом иногда их менять. Главное выполнять зарядку ежедневно.

  1. Гармошка. Губы растянуты, язык «приклеен» к небу. Не смыкая зубы, открываем и закрываем рот, язык не отрываем.
  2. Кисточка. Представим, что язык это малярная кисть. Не спеша «красим» небо от верхних зубов к горлышку и назад. Пусть язычок хорошо прокрасит все места.
  3. Зубная щетка. Язык с силой проводит по всем зубкам, как бы обметая каждый снизу вверх.
  4. Парашют. Язык высунут в форме чашечки, пытается достать до носа. Подуть в таком положении.
  5. Футбол. Язычок бьет то в одну, то в другую щеку.
  6. Маятник. Рот приоткрыт. Язык немного высунут. Двигаем язычок от одного уголка губ к другому.
  7. Высовываем язык сначала узкий «иголочку», затем широкий «лопатку».

Бывают случаи, когда даже регулярные и верно построенные занятия не приносят результата, тогда родителям стоит обратиться к врачу и внимательно наблюдать за речью.

Дело в том, что есть серьезные заболевания, которые проявляются таким образом. К примеру алалия и дизартрия. Что такое дизартрия и как ее распознать читайте в материале по нашей ссылке.

Упражнения — видео

После освоения упражнений для языка, если вы пока не решились обратиться к логопеду, можно начать выполнять упражнения для постановки звука «р».

Эти упражнения не сложные и не требуют длительного выполнения. Они помогут научить ребенка говорить букву р. Важно, чтобы занятия дома проводились регулярно. Тогда скоро вы заметите желанный результат.

  1. Рот открыт, губы растянуты. Кончик языка упирается в верхние зубы. Несколько раз произнести «д-д-д».

    Это упражнение позволяет укрепить кончик языка. Выполняем 15 секунд.

  2. Растягиваем подъязычную уздечку. Рот широко открыт. Кончик языка достает основания верхних зубов.

    Чувствуется, как натягивается уздечка. Выполняем 2-3 раза, по несколько секунд удерживая язык.

  3. Губы растянуты, кончик языка между зубами. Покусываем язык несколько секунд. Повторить 8 раз.
  4. Цокаем языком как лошадка. Язык прилепляется к небу и отлепляется со звуком. Повторяем 20 раз.
  5. Следующие упражнения проводятся с использованием логопедического шпателя. Его можно приобрести в аптеке. Если его нет, то можно использовать чистый палец свой или ребенка.

    Малыш произносит звук «ж». Не прекращая произношения, постепенно сдвигаем шпателем или пальцем язык выше к небу до получения «р».

  6. Для получения мягкого звука р, выполняем то же самое, только ребенок говорит «ззззи», для твердого – «ззззаа».

Когда звук «р» начнет получаться, то для его произношения сначала учимся говорить слоги: ра, ро, ру, ри, ре, ар, ор, ур, ир. Позже более сложные слоги или простые слова: мур, ром, рис, рак, рука, рыба и так далее. Важно научить ребенка говорить также мягкий и твердый звук «р».

Если у ребенка не все получается, ни в коем случае не ругайте его. Занятия должны приносить удовольствие. Будьте настойчивы и терпеливы. Показывайте ребенку упражнения и выполняйте вместе с ним.

Пусть повторяет за вами как отражение в зеркале. Если занятия не приносят никакого результата, то лучше все-таки показать ребенка специалисту.

Помогла статья? Оцените её (1 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://umnyash.com/razvitiye/obucheniye/rech/bystro-kak-nauchit-rebenka-govorit-bukvu-r.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.