Учим малыша правильно излагать мысли

» Учим ребёнка правильно выражать свои мысли

Учим малыша правильно излагать мысли

Умение словами выражать свои мысли – жизненно важный навык, который необходимо развивать с раннего детства. Конечно, самыми верными помощника для детей в этом возрасте являются родители.

Ведь именно они постоянно находятся рядом и знакомят с предметами и понятиями окружающей действительности. При этом заставить ребёнка думать и правильно выражать свои мысли нельзя. Можно лишь своим примером показать, как нужно передавать словами возникшие в голове идеи.

Когда родители много разговаривают с ребёнком, окружающими людьми, малыш волей-неволей сам начинает больше говорить, копируя близких ему людей.

А если при этом родные называют слова и объясняют их значение, то развивается не только речь, но и запускаются сложные механизмы мышления.

Игры, которые помогают детям выражать мысли

Игра развивает, обучает и воспитывает ребёнка

Психологи и педагоги несколько десятилетий назад пришли к выводу, что малышам легче постигать мир через игру. Именно игра развивает, обучает и воспитывает ребёнка.

Поскольку первые годы жизни, когда происходит усвоение основных поведенческих принципов, рядом с малышом находятся родители, то и методы обучения ребёнка правильно выражать свои мысли должны быть усвоены, прежде всего, мамой и папой.

Итак, существует несколько методик, которые обыгрывают жизненные ситуации и учат ребёнка объяснять их словами: 

  • Игра «Что общее?» тренирует логическое и абстрактное мышление. Нужно взять два предмета и предложить малышу назвать общие черты. Для начала лучше брать предметы, которые имеют много общего, и постепенно переходить к менее схожим.
  • Игра «Скажи по-другому» развивает словарный запас малыша. Показать богатство языка и вариативность выражения одного и того же понятия разными словами можно с помощью занимательной игры. Например, если ребёнок подошёл с просьбой дать ему конфету, достаточно предложить ему высказать своё пожелание двумя разными способами, чтобы вовлечь в увлекательную игру.

Чтение развивает словарный запас ребёнка

  • Игра «Сочиняем историю» помогает не только расширить словарный запас, но и развивает творческие способности ребёнка. Понадобятся карточки с картинками. Нужно тщательно перемешать картинки и разложить их изображениями вниз. Взрослый и ребёнок берут по три карточки (в дальнейшем количество можно увеличивать – это усложнит игру) и сочиняют по ним историю. Ещё одним вариантом этой развивающей забавы может быть условие использования понятий всего набора карточек в одном предложении. Но эта модель подойдёт детям школьного возраста, у которых уже больше социального опыта.
  • Игра «Буриме». Суть заключается в том, что ребёнку нужно придумать рифму к данному слову. Чтобы усложнить игру, берётся не слово, а словосочетание. Можно взять строку из известного стихотворения и предложить придумать свою рифму к ней. Если добавлять рифмы по очереди, то продукт совместного словотворчества может получиться очень интересным и смешным. 

Прежде чем обращаться к врачам, есть смысл попробовать самостоятельно позаниматься со своим ребёнком

Многие родители переживают, что их любимое дитя к двум годам разговаривает мало, а мысли выражает одним-двумя словами, а не предложениями, в то время как соседская ребятня уже лопочет небольшими монологами.

Однако при этом взрослые не задумываются, что ребёнок – это их продолжение, а значит, вряд ли малыш будет неудержимым болтуном, если маме с папой достаточно перекинуться парой фраз в течение дня. Эта особенность, кстати, крайне важна, если родители всё же решились отвести ребёнка к логопеду.

Обязательно нужно сказать специалисту о темпераменте мамы и папы, так ему будет проще построить схему работы с малышом, и занятия будут более эффективными.

. Когда Василия Александровича Сухомлинского спросили, как развить в малыше интеллектуальные способности, он ответил: «Радость словотворчества — самая доступная для ребёнка интеллектуальная одухотворённость».

И всё же, прежде чем обращаться к врачам, есть смысл попробовать самостоятельно позаниматься со своим ребёнком, ведь лучше родителей никто не знает его. А маме с папой вполне по силам раскрыть потенциал своего чада и способствовать тому, чтобы на жизненном пути ему сопутствовала удача.

: Развитие речи — с чего лучше начать

  • Лариса
  • Распечатать

Источник: https://paidagogos.com/uchim-rebyonka-pravilno-vyirazhat-svoi-myisli.html

Развитие речи. Как научить ребенка правильно разговаривать?

Учим малыша правильно излагать мысли

Конечно, логопеды могут поставить крохе правильное произношение. Но чтобы сделать ребенка красноречивым, нужно приложить немного усилий и родителям. Как происходит развитие речи? Как научить ребенка правильно разговаривать? Как развить у малыша ораторские способности?

Одни люди говорят, словно читают по книге. Другим же пробраться сквозь дебри слов и  ясно изложить свою мысль невероятно сложно с самого детства.

А если к тому же эти бедняжки осознают нелепость своего положения и краснеют каждый раз, обронив несколько фраз? В таком случае неприятные ощущения нарастают как снежный ком и заставляют людей избегать любых публичных выступлений.

Понятное дело, это никоим образом не способствует  ни продвижению по службе, ни успехам в учебе, ни простому человеческому общению. Избегая собственного косноязычия, человек начинает избегать сам себя, что называется «наступает на горло собственной песне», и тем самым превращает себя в неудачника. Круг замыкается.

И все эти проблемы из-за того, что когда-то родители не научили ребенка излагать свои мысли, не обращали внимание на развитие речи. Но ведь для этого не требуется много времени и больших усилий. Уделите 10-25 минут в день занятиям ораторским искусством с дошколенком и, повзрослев, он поблагодарит Вас за свои успехи.

Развитие речи. Домашняя оратория

Хороший оратор всегда:—  уверен в себе;—  понимает, о чем говорит;—  логически выделяет в своей речи главное и второстепенное;—  умеет задавать вопросы и отвечать на них;—  имеет сильный голос;—  владеет своим телом, мимикой, жестами;

—  имеет хорошую дикцию.

Многие родители возразят, что делать с ребенком, который и пару минут не может посидеть на месте, заниматься одним делом? Да еще для него самым естественным делом является мямлить и тыкать пальцем на «срочно» необходимый ему предмет, а не говорить об этом с толком и расстановкой, как древние греки, например. Какое там развитие речи у детей?

Однако среди воспитанных людей тыканье пальцем считается некультурным и вам все равно придется воспитывать кроху выражать свои просьбы словами.

К тому же 99,9 процентов хороших ораторов овладели этим искусством не благодаря своим данным, а вопреки им (вспомните заикающегося Домокла с его мечом!).

Поэтому давайте отложим в сторону наши оправдания и начнем занятия с малышом. Попробуем развить ораторские способности крохи.

Коленки трясутся. Развитие речи у детей

У малыша трясутся коленки перед дебютным выступлением на утреннике?
Значит, он слишком сильно переживает, как бы не опозориться на глазах у всех.

Но не пытайтесь снять это волнение, усаживая малыша в ряды зрителей, — наоборот, поощряйте всеми силами любую возможность попрактиковаться в ораторском искусстве, где бы то ни было – на сцене, дома на кухне или в гостях у тети.

Ведь повторение не только мать учения, но и лучший способ добиться совершенства.

Разучивайте вместе с крохой интересные стихи, а потом устраивайте небольшие домашние концерты, и пусть это будут не стишки о погоде и природе, а произведения с каким-нибудь неожиданным сюжетом, чтобы малышу было легче удерживать внимание аудитории. Главное – действие. Большинство озорников с удовольствием забираются на табуретку, чтобы быть не ниже взрослых и общаться на равных, и декламируют забавные стихи, например такие:

Говорила мышке мышка:— До чего люблю я книжки!Не могу я их прочесть,

Но зато могу их … съесть!

Заметив, как взрослые ахнули «в страхе» или прыснули со смеху, малыш наверняка захочет повторить свой успех. Подберите такой репертуар, чтобы он всегда мог почувствовать реакцию публики и … собственное на нее влияние. Тогда со временем выступления перестанут ассоциироваться для него с провалом.

И даже в том случае, если он вдруг забудет слова какого-нибудь стихотворения, он сможет, извинившись, заменить этот «номер программы» другим. Как мудро заметил однажды Уинстон Черчилль, оратор должен исчерпать тему, а не терпение слушателей.

Поэтому главное, что Вам следует объяснить крохе, — говорить со сцены, даже импровизированной необходимо так, чтобы другим было интересно слушать, а ошибаться при этом совсем не страшно (ну, с кем не бывает?!).

Развитие речи и мысли. Ясно мыслю – ясно излагаю

Еще одна распространенная причина, по которой ребенок тушуется перед публикой, — непонимание того, о чем ему придется говорить.

Если на занятиях с логопедом крохе нужно встать перед всей детсадовской группой произнести заданную для заучивания на дом фразу «оса боса и без пояса», а он не понял о ком и о чем здесь вообще идет речь, то нелепо ожидать от него хорошей декламации – скорее всего, выйдет нечленораздельное «осабоса беспоеса».

Поэтому, развивая ораторские способности малыша, заучивая стихи, пословицы и поговорки, пересказывая просмотренный фильм или сказку, кроха точно должен знать, что означают новые для него слова. Спрашивайте его, как он понял их значение и давайте правильный ответ, если он в чем-то заблуждается. Важно помнить, развитие речи у детей — это и развитие мышления.

Развитие речи и сестра таланта

Часто взрослые, начав со слов, «ну я не оратор, поэтому буду говорить кратко», затягивают свое выступление на три часа.

… Или в поисках ускользающей мысли, не закрывают ни на секунду рта, боясь, что при первой же паузе их перебьют… Но подобное словоблудие никак не свидетельствует об ораторских способностях, скорее наоборот, раздражает и становится причиной для насмешек  над говорящим без умолку.

Например, английский писатель Пелем Вудхауз, устав от длинных политических спичей, язвительно советовал ораторам упражняться, редактируя телеграммы – развивая таким образом логику и умение лаконично высказываться.

Чтобы избежать подобных проблем в будущем, учите  кроху мыслить логично с самого детства. Придумывайте и предлагайте ему загадки на сообразительность. Вот несколько примеров, которые непременно повлияют на развитие речи:

—  Среди детей всегда популярна игра типа «найди 10 отличий». Это задание прекрасно развивает наблюдательность и активизирует поиск решения, а чтобы игра могла пригодиться еще и для развития речи, попросите юного следопыта комментировать  вслух ход его мыслей.

—  Предложите крохе объяснить, чем похожи яблоко и арбуз, сахар и соль, телефон и дверной звонок и так далее. Он научится выделять главные признаки предметов.

—  Фамилии Гали и Нади – Чернова и Белова. Какая фамилия у каждой из девочек, если известно, что Галя на 2 года старше Беловой?

Таких задачек существует великое множество. Это будет темой отдельной статьи.

Развитие речи и самообладание

Чаще всего выступающие не знают, куда деть руки, и начинают ими размахивать, а заодно и перекатываться с пятки на носок или топтаться на месте – но это считается плохим тоном и свидетельствует о неуверенности оратора.

Что же делать? Проще всего – опустить руки, даже если хочется сцепить их в замок. Эту излишнюю психологическую защиту можно снять, обратив ситуацию в шутку или подарив ребенку перед выступлением «талисманчик храбрости», который следует незаметно зажать в кулачке. Помните, что каждое выступление требует особого подхода, и где-то жестикуляция может, наоборот, оказаться очень уместной.

Постановка голоса и развитие речи у детей

Обычно для постановки красивого голоса специалисты рекомендуют петь. Но нельзя путать его с надрывом глотки. Кстати, второе чаще всего происходит, если с ребенком не занимаются индивидуально.

То есть, музорг в детском садике не следит, как именно поет каждый воспитанник, или родители просят ребенка спеть так громко, чтобы во всем дворе было слышно.

В результате сильного перенапряжения (крика) и несоблюдения гигиены голоса (слишком высокого или низкого звукового диапазона песен, дыхания через рот) у ребенка может развиться дисфония, нарушение, при котором голос становится слабым и хриплым. Голосовые связки нужно беречь.

К сожалению, часто у детей возникают проблемы с красноречием из-за существующих проблем, с которыми поможет справиться только специалист. Если Вы видите, что у Вас не получается, или Вы не знаете как научить ребенка правильно разговаривать, то обратитесь к специалисту.

Вполне может быть, что нескольких занятий будет достаточно. Обязательно поприсутствуйте на этих занятиях, чтобы понять, что и как делать дома. Не исключено, что специалист даст Вам правильное направление, и Вы сможете заниматься с малышом самостоятельно.

Моему сыну очень помогла замечательная женщина и очень грамотный логопед Аверченко Ирина Александровна, которая за полгода исправила все его «фифекты фикции» и научила его разговаривать очень красиво.

Вот, например, артикуляционная гимнастика, которая прекрасно развивает речевой аппарат ребенка.

Кроме того, с младенческого возраста мой ребенок слышал стихи, сказки, рассказы, на которых учился излагать свои мысли. Поэтому в первом классе, рассказывая сказку «Курочка ряба» на свой лад, умудрился удержать внимание всего класса и учителей (даже из соседних классов) в течение 20 минут.

На развитие речи у детей прекрасно влияет развитие мелкой моторики пальцев рук. В этом Вам помогут пальчиковые игры, лепка из пластилина, глины или теста, занятия оригами, всевозможные игры-шнуровки, мозаики и так далее.

А главное, разговаривайте со своими детьми.

Надеемся, что наши советы, как превратить развитие речи в интересную игру, помогут Вам развить ораторские способности Вашего малыша, и он будет удивлять своим красноречием и Вас, и друзей, и одноклассников, и учителей, и всех окружающих в будущей взрослой жизни.

Пусть наши детки всегда будут здоровы и счастливы!

Если Вы хотите быть в курсе наших новостей, подпишитесь на рассылку блога! Заполните форму ниже и получайте наши новости на свою электронную почту!

Друзья! Не забудьте поделиться с друзьями! Жмите на кнопочки соцсетей!

Источник: http://nashydetky.com/razvitie-rebenka-2/kak-nauchit-rebenka-pravilno-razgovarivat

Как научить детей общаться и формулировать свои мысли

Учим малыша правильно излагать мысли

Да, мы учим детей правильно общаться. Здоровайся, прощайся, благодари. Но вежливость и этикет в целом — это не все общение. Еще одна задача родителя — научить ребенка выражать свои мысли, доносить их до собеседника. Наш блогер, специалист по коммуникациям Мила Кузнецова рассказывает о простых шагах, которые помогут ребенку в общении с другими детьми и взрослыми.

Всё про ЕГЭ. Рассылка

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Я профессионально занимаюсь коммуникациями, поэтому моя дочка в свои десять лет уже в курсе, что такое простейшая коммуникационная модель. Мы часто обсуждаем ее приложения в реальной жизни, в том числе разбирая основные ошибки. Этой модели и этим самым ошибках, которые я замечаю за ребенком чаще всего, и посвящен этот пост.

Многие знают анекдот, что после рождения ребенка родители сначала мечтают о том, чтобы он пошел и заговорил, а после — чтобы сел и замолчал. В каждой шутке есть доля шутки. В этой — в том числе.

Как только ребенок учится говорить, а следом и задавать вопросы, его тут же начинают учить «хорошим манерам» — то есть лишний раз не раскрывать рта, особенно в присутствии взрослых. В результате к наступлению подросткового возраста ребенок оказывается совершенно не способен управлять словами и формулировать собственные мысли.

С самых первых лет в школе детей учат решать транспортные задачи по перемещению объектов из пункта А в пункт B. Перемещают автомобили, поезда, катера и прочие физические субстанции. Но никто не учит решать задачи по перемещению… информации из собственной головы в головы других людей.

А ведь именно навык доставки и получения информации в эпоху информационного бума и всеобщего «информационного ожирения» — исключительно важен для современного человека.

Простейшая коммуникационная модель

Простейшая коммуникационная модель — это базовая схема, по которой информация передается от человека к человеку.

Здесь всего пять шагов, которые описаны ниже на схеме. Плюс пример. Чтобы не создавать лонгрид, в конце поста я комментирую это на видео.

Я каждый день стараюсь донести ребенку, что информация, прежде чем быть переданной от одного человека другому, должна быть должным образом подготовлена, т. е. «упакована». Точно так в магазине мы покупаем в аккуратных удобных упаковках, например, сахар или соль.

Упаковка превращает абстрактную массу (сахара, соли или собственных мыслей) в удобный для потребления порционный объект, который легко взять и легко использовать.

Дети склонны вытряхивать из своей головы мысли потоком сознания, в котором часто пропадают важные для понимания смысла ключевые слова

Из-за этого искажается смысл (в терминах модели — страдает «упаковка»). Ребенок считает, что содержимое его головы так же очевидно всем остальным, как и ему самому.

Часто моя дочка торопится рассказать что-то очень интересное о событиях в школе и начинает обижаться, когда я переспрашиваю, потому что не понимаю.

Такие моменты я использую для обсуждения того, как передается информация от одного человека другому, и почему прежде, чем озвучить какую-то мысль, ее нужно подготовить и «упаковать».

Мы обсуждаем с ней такие насущные вещи, как разница между «я сказал» и «меня услышали»; между «меня услышали» и «мою мысль поняли». Мы говорим о том, что «подумал» и «понятно озвучил свою мысль» — это не одно и то же. Что важно не только «сказать», но быть услышанным и понятым.

«Перекресток» или перекресток?

Объяснение подобных вещей рождается каждый день из практической необходимости. Я использую житейские ситуации, в которых возникают проблемы с формулированием мыслей, как повод это обсудить в терминах простейшей коммуникационной модели.

Для ребенка не всегда очевидно, что он выражает свою мысль не достаточно понятно. Не очевидно даже то, что озвучиваемая им мысль, в принципе, может быть не понятной окружающим (и даже маме).

Ниже — как раз одна из таких реальных историй из нашей жизни. Мы стояли на перекрестке рядом с магазином «Перекресток». Дочка говорила о магазине, но слово «магазин» из предложения пропало, поэтому для меня ее слова были… о дороге.

Мне кажется очень важным проговаривать такие вещи именно сейчас, в начальной школе. В началке детям еще многое прощается. Но потом наступает момент, когда ребенок взрослеет, и от него — внезапно — начинают требовать взрослого общения. А общаться как взрослый он не умеет, потому что его никто не учил и собственного опыта нет.

Прошлым летом дочка ходила в лагерь «Московская смена». Там был кружок психологии. Я предполагаю, что именно психологии общения. И дочка на него, конечно, собралась ходить. Но оказалось, что это кружок для старшеклассников, и ее туда не взяли.

Я считаю это ошибкой — в начальной школе учить таким вещам не только можно, но и нужно

Чем раньше ребенок освоит простые принципы передачи информации, тем комфортнее ему (и его семье) будет пройти через подростковый период, тем увереннее он будет себя чувствовать во взрослой жизни. По крайней мере, обсуждая с дочкой подобные вещи, я на это очень надеюсь.

Если вам интересна эта тема ниже я записала небольшое видео с объяснением простейшей коммуникационной модели и с примерами наиболее часто встречающихся препятствий при передаче информации. В тексте выше приведен всего один пример препятствий, в видео вы найдете еще три. Приятного общения!

Примечание: Автором всех использованных в посте изображений и видео является автор этого поста.

Источник: https://mel.fm/blog/mila-novichenkova/73140-kak-nauchit-detey-obshchatsya-i-formulirovat-svoi-mysli

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.