Топ-3 причины, почему дети все делают назло

Ребенок делает все назло: Почему? Кризис у ребенка. Советы

Топ-3 причины, почему дети все делают назло

Любой кризис в жизни семьи – тяжелое испытание, пройти его надо с достоинством. Почему ребенок меняется на глазах (и, заметьте, не в лучшую сторону), как долго это продлится и как реагировать на проявления основных линий поведения в столь сложный период мы и обсудим в этой статье.

 Ребенок делает все назло или кризис трех лет

Другое название этого кризиса «Я — сам», оно гораздо глубже объясняет всю сущность проблемы. Обусловлена она осознанием собственной личности крохи. До этого периода ребенок не воспринимает себя, как члена общества.

Он уже четко уяснил свое имя, имена своих родных, названия и значения многих слов, но вот до познания внутреннего мира до сей поры дело все никак не доходило… Часто от двухлетних крошек можно слышать «Лиза хочет то-то», «Ваня сделал то-то».

То есть ребенок не употребляет «Я», а заменяет его собственным именем, не понимает взаимосвязь.

Так же в основу личностного конфликта ложатся новые возможности малыша – он преуспевает в основах самообслуживания и ему кажется, что он вполне может справится с «проблемами» самостоятельно. Отрицание помощи, настаивание на собственном мнении, проба подчинить себе мир не заставляют себя ждать.

7 проявлений кризиса у ребенка

Психологами подмечено, что реакцией на изменение привычных мироощущений становится так называемое «семизвездие» — 7 проявлений этого кризиса. Совершенно не факт, что вы прочувствуете на себе все семь и степень их проявления «зашкалит», но кто предупрежден…

  1.           Итак, первым проявлением назовем упрямство. Это наиболее часто встречающийся вариант. Ребенок настаивает на чем-то не по необходимости, а просто потому, что уже сказал. В данном случае уговоры не помогут – ребенок делает все назло. Ищите компромиссы, не настаивайте на своем, учитесь договариваться путем изменений формулировки вопроса. Если ваши нервы крепки, а требование ребенка не угрожает его жизни и здоровью, согласитесь с его решением. Таким образом, вы воспитываете волю и умение «держать слово». Однако чрезмерно потакать не стоит – рискуете вырастить эгоиста и деспота.
  2. Вторым проявлением является поведение «наоборот» или негативизм (виденье мира в противоположных красках). Здесь тоже очень закономерен вопрос «почему ребенок делает все назло?». Потому, что хочет противоречить взрослым. И проблема здесь не в плохом поведении, а в реакции на взрослых, на их предложения. Ребенок стремиться найти истину методом «от противного» (противоположного). Правильно реагировать можно только используя ситуацию, предлагайте то, что вредно и молчите о полезном, ребенок попросит сам. Так вы формируете собственное мнение малыша и способность его отстаивать.
  3. Третий вариант поведения – строптивость. Выражение собственного недовольства, становление под вопрос любого утверждения взрослого и опять же поведение ребенка, когда он делает все назло, сопротивляется, устанавливает свои рамки во всех направлениях жизнедеятельности. Здесь главное терпение и ненавязчивые предложения в момент, когда «гнев сменился на милость». Понимая, что не все, что родители говорят – «плохо», ребенок учится доверять, уважать мнение окружающих, принимать и следовать советам.
  4. Четвертая звезда – своеволие. «Все будет по-моему» — как бы решают малыши и категорически отрицают любую помощь. Берясь за все подряд, не спросив совета или разрешения, они рискуют причинить себе вред, поскольку их возможности в собственных глазах серьезно завышены. Действия взрослых – давайте делать посильные дела и контролируйте и помогайте, когда деточка берется за что-то посерьезнее. Не оставляйте кроху одну там, где он (или она) может травмироваться, начав подражать вам (например на кухне, где есть кипяток, газ, ножи и прочее).
  5. Пятым симптомом кризиса считается бунтарное  поведение. Невероятная агрессия, направленная на все окружающее, желание «воевать» со всеми – очень неприятное проявление этого периода. Направьте энергию в мирные цели, выматывайте протестанта, выплеснув накопившуюся агрессию, малыш навряд ли найдет в себе силы скандалить. Если такой возможности нет пытайтесь выяснить, что послужило причиной столь яркой эмоциональной вспышки, проговорите с ним проблему, так вы научите малыша формулировать мысли и полноценно общаться.
  6. Шестое проявление – деспотизм. Тут кроха, который решил поделить пальму первенства, пытается управлять всей семьей. Допускать этого нельзя категорически, если вы не можете совладать с таким малышом, что же будет позже, например, в подростковом возрасте? Давайте малышу разумную свободу в тех жизненных ситуациях и решениях, которые касаются его самого. Все остальные вопросы решают «вожаки» (мама, папа или люди, находящиеся «у руля семейной лодки»).
  7. И, наконец, последний «алмаз» — обесценивание. Все вокруг изменилось. Правила поведения – пересматриваются, авторитет – теряется, интересы – сменились. Ребенок резко перестает считаться и интересоваться всем тем, что когда-то было для него любимо и свято. Что делать измученным родителям – подождать. Когда «новый мир» станет скучным, вы можете предложить варианты замещения увлечений, занятий, ценностей.

Ребенок делает все назло – не страшно. Вооружайтесь терпением, запасайтесь пониманием и продолжайте воспитывать будущего человека! Не бойтесь, все пройдет. И это тоже!

Источник: http://razvitiedetei.info/doshkolnoe-razvitie/rebenok-delaet-vse-nazlo.html

Ребенок делает все назло: как быть родителям?

Топ-3 причины, почему дети все делают назло

Здравствуйте, дорогие читательницы! Как быть, если ребенок делает все назло? Не слушается, поступает вопреки словам родителей… Такие жалобы я слышу очень часто.

Речь пойдет преимущественно о детях до 5-7 лет. В более старшем возрасте такое поведение свидетельствует лишь о серьезных проблемах в ваших отношениях с ним. И в этих случаях необходимо усиленно налаживать контакт с ребенком, заслуживать его доверие.

Разберем различные ситуации в зависимости от возраста малыша.

Ребенок до года

Это звучит совсем абсурдно. Конечно, грудничок не в состоянии делать что-то назло родителям. Он не может «назло» не спать, плакать, проситься на руки и т.п.

Я писала о том, что в этом возрасте родители обязаны удовлетворять все запросы малыша. Носить на руках столько, сколько требуется. Давать грудь по каждому требованию. И если мама считает, что малыш манипулирует ею, осознанно пытается ей навредить… Это говорит лишь о том, что мама очень устала… И даже в криках младенца видит какой-то злой умысел.

Я не буду пересказывать содержание предыдущих статей… Напомню только, что для малыша до года является совершенно нормальным постоянно находиться на руках. Плакать, если не дают желаемое. Спать только рядом с мамой. Часто висеть на груди… Далеко не все дети нуждаются во всем этом вплоть до года. Но если у ребенка столь высокие потребности — это нормально.

Ребенок 1-3 года

Вот здесь жалобы на детское непослушание встречаются значительно чаще. И бывает, что молодой маме очень сложно разглядеть за «манипулированием» малыша — особенности его развития.

«У дочки кризис одного года. Она не воспринимает никакие запреты! Вредничает, капризничает, истерит…» — подобные фразы приходится слышать очень часто. И хочется еще раз очень громко и четко сказать: дети до 5-7 лет не могут воспринимать запреты!

Давайте повторю еще раз, это очень важно. И на осознание этого может уйти не один год… Дети до 5-7 лет не в состоянии воспринимать запреты!

На это раздаются возгласы: «Нет, нет! Я не согласна! Он все понимает! Я вижу, как он понимает! Понимает, и при этом не слушается! Смотрит на меня, улыбается, и делает назло!»

Что значит — слушаться?

Давайте поясним, что значит — адекватно реагировать на запреты. Дети в 1 год действительно понимают почти все, что вы им говорите. И действительно понимают, что вы от них хотите, произнося слово «нельзя». Более того, они могут «послушаться» вас. По следующим причинам:

  • у них почти нет желания брать запретное. Им это не так интересно;
  • их притягивает обещанный «пряник», который для них оказался интереснее запретного. Но такое обычно бывает только после 2 лет;
  • они боятся наказания. Вы запугали ребенка, и теперь он из страха готов отказаться от чего угодно. И честно говоря, не стоит радоваться такому «послушанию».

А теперь слушайте главное: мне 25 лет. Я знаю слово «нельзя». Я знаю, что нельзя есть после 6 вечера. Но не всегда мне хватает силы воли не есть пирогов на ночь.

Хотя я вроде бы не дурочка. И мне много раз говорили, что ночные поедания мучного — это очень плохо. Иногда я даже сама замечаю это по своему самочувствию… Но все равно не могу отказаться от этой тяги. Конечно, такое происходит не каждый день, но все же…

А теперь представьте ребенка. В год, два или три. У которого нет такого органа, как разум и сила воли. Разум начинает развиваться только в 5-7 лет. До этого есть только эмоции и желания. И мы не можем винить своих малышей за это…

Таковы особенности развития человека. Новорожденный не может ходить и говорить… А дошкольник еще не обладает разумом. И не может совершать никакие аскезы без мощного пинка.

Так вот, у детей эмоции гораздо сильнее, чем у взрослых. И если взрослые не всегда могут противостоять своим желаниям, то почему вы ждете этого от малышей?

Да, ребенок будет активно «манипулировать» родителями. Всеми силами добиваться желаемого. Это нормально. У него есть какое-то сильное желание. Он пока не способен понять, насколько оно разумное, правильное, безопасное… И если родитель говорит ему «нет» — это вызывает бурю различных эмоций.

Это нормально. И ваша задача — не «воспитывать» карапуза. А сделать следующее:

  1. Оценить, насколько осуществимо желание малыша. Если есть хоть какая-то возможность его исполнить — лучше исполнить.
  2. Если желание ребенка небезопасно (залезть куда-то слишком высоко, включить плиту, разрезать мамино пальто) — попробовать отвлечь ребенка чем-то другим. Предложить интересную игру или что-то еще более завораживающее.
  3. Если ничего не выходит — остается только мягко поставить ребенка перед запретом. И принять любые его эмоции. Спокойно и с любовью.

Это значит, что если карапуз упорно лезет туда, куда нельзя — просто снимаем его оттуда и уносим. Снова туда лезет — снова уносим. Спокойно, мягко, с любовью. По своему опыту, скажу, что через 20-30 минут ребенку эта игра надоедает. Но даже если не надоест — повторяйте эти действия столько, сколько нужно.

Если ваша кроха в 2 года поливает пол водой из ванны и не реагирует на первую просьбу, вы можете предложить ей переливание из стаканчика в стаканчик. Не помогло? Значит, просто вытаскиваем свое чадо из ванны. Все. Не надо ни ждать послушания, ни злиться, ни пытаться что-то долго объяснять про свойства воды и риск затопления неизвестных соседей снизу.

Если ребенок при этом начинает истерику — не злитесь. Отнеситесь к этому с пониманием. Говорите ласковые слова, обнимайте, жалейте. Проговаривайте его эмоции: «Как ты злишься! Унесли из ванны! Как тебе обидно!» Сочувствуйте. Но оставайтесь непреклонными.

Если малыш не дает себя обнимать — также отнеситесь к этому с пониманием и уважением. Проговариваем эмоции и сочувствуем на расстоянии. Когда первый всплеск проходит — обязательно обнимаем.

Также читайте статью «Ребенок в 1 год не слушается».

Еще хочу добавить: не важно, с каким выражением лица ваш карапуз не слушается. Он может улыбаться, принять хитрый вид, вредный, упрямый или любой другой… Это не важно. Такая у него реакция на запрет. Однако, в любом случае, он делает все это не потому что ему нравится поступать «назло»… А потому, что он просто ребенок.

Ваша задача — напитать свою кроху любовью. Просто напитать любовью. По-максимуму. Не воспитывать, а дать максимум принятия и любви. Вы еще успеете научить свое чадо строгости… До 5 лет ребенку для гармоничного развития нужна только ваша безусловная любовь.

От 3 до 5 лет

В общем-то, с 3 до 5 лет почти ничего не меняется. Есть только две особенности:

  • в 3 года малышу свойственно реагировать на запреты особенно остро. Об этом читайте в статье о кризисе трех лет;
  • в 3-5 лет уже можно многое объяснить ребенку. Конечно, не всегда… Но уже стоит попробовать.

Поэтому, в 4-5 лет с детьми уже значительно проще. Но все равно нельзя забывать, что от них нельзя требовать подавления их желаний и большой силы воли.

Конечно, в этом возрасте хорошо работает «кнут и пряник». Когда мы либо подкупаем своего ребенка, либо чем-то угрожаем. Однако, я против таких методов воспитания (хотя они являются нормой в нашем обществе). Подробнее — читайте в статье «Как воспитывать детей без наказаний?»

Мне очень хотелось бы, чтоб эта статья оказалась для вас полезной.

Также рекомендую посмотреть вот это небольшое видео психолога, который рассказывает, как уменьшить проявления бунта у малышей:

Поделитесь ссылкой на этот пост в социальных сетях и подпишитесь на новые статьи блога. Я желаю вам счастья. До встречи!

Источник: http://pozdnyakova.org/rebenok-delaet-vse-nazlo-2/

Ребенок не слушается в 3 года и ведет себя плохо: что делать?

Топ-3 причины, почему дети все делают назло

Период между двумя с половиной и тремя годами занимает особенное место в психологии развития. Это возраст, когда очаровательный малыш уже многое умеет делать сам.

Ребенок отделяется от матери эмоционально, он уже не так зависим от нее, и хочет проявлять себя как самостоятельная личность. Иначе данный момент называют кризисом трех лет. С ним неизбежно сталкивается каждый родитель.

Основные проявления этого периода заключаются в том, что ребенок часто становится неуправляемым и агрессивным. Из милого, ласкового и послушного крохи он превращается во вредное существо, которое испытывает родительское терпение и все делает наперекор.

Ребенок нарочно ведет себя плохо, чтобы продемонстрировать близким людям свой индивидуальный характер. Почему малыш так поступает, что руководит его поступками и как следует реагировать родителям?

Причины

Если вашему ребенку 3,5 года, вероятно, вы уже успели познакомиться с переменами в его поведении. Вас может удручать и беспокоить то обстоятельство, что изменения произошли стремительно и не в лучшую сторону.

Ребенок совсем перестал слушаться, он ведет себя ужасно: закатывает скандалы, устраивает истерики и требует, чтобы его желания немедленно удовлетворялись. Крики здесь не помогают, иногда мамам бывает стыдно перед окружающими людьми за поведение своего чада.

Что делать в этом случае? Для начала необходимо разобраться в причинах.

Отстаивание независимости

Ребенок трех лет хочет чувствовать себя автономным от мамы. Он начинает осознавать, что является отдельной личностью, у которой есть свои вкусы, желания, предпочтения.

Такое осознание приводит к формированию внутреннего протеста: ребенок отказывается есть кашу, сваренную мамой, обзывается, ломает игрушки, обижает других детей.

Иногда создается впечатление, что малыш не просто не слушается взрослых, а испытывает их нервы на прочность: он ведет себя не просто плохо, а отвратительно. Многие родители в этот период не знают, что предпринять, оказываются в ситуации тупика.

Ребенку же кажется, что его свободу хотят ограничить какими-то мнимыми правилами и условностями. И вот он начинает проверять, насколько для взрослых значимы эти рамки и что будет, если нарушить запрет.

Каждый родитель малыша 3,5 лет знает, что как только чадо что-то запрещаешь, он тут же начинает требовать именно эту вещь.

Если у соседского мальчика имеется красная машинка, то маленькому Гришеньке срочно требуется такая же! Не важно, что уже через несколько минут он про нее забудет, намного значительней для него сейчас момент сиюминутности.

Проявление самостоятельности

Малыш 3,5 лет хочет, чтобы взрослые воспринимали его как большого мальчика или девочку. Смешно, но сын или дочь даже могут обижаться, если при ком-то продолжать называть их маленькими.

У детей в это время начинает выстраиваться положительный образ собственного «Я», потому они так любят находиться в центре внимания и выставлять напоказ успехи. Достижения придают им оптимизма для того, чтобы продолжать считать себя хорошими.

Если ребенка слишком много ругать и одергивать за плохое поведение, то у него может разрушиться это счастливое представление о себе самом.

Дети в возрасте трех лет мечтают быть самостоятельными во всем. Они не хотят ничего делать по указке взрослых, потому что каждую непреложную истину подвергают сомнению. Тщательный пересмотр прежних правил поведения помогают им сформировать собственный взгляд на мир, пусть пока детский и достаточно примитивный.

Что делать

Иногда кажется, что с этим маленьким чудовищем сложно справиться. Легче маме самой убрать за ним игрушки, поднять с пола опрокинутую тарелку, чем просить об этом любимого баловника. Бездействовать, однако, нельзя.

Если не ставить маленькому сыну или дочери никаких рамок, то ребенок не будет ощущать границ в своем поведении. Между тем, важно знать, как удовлетворить значимые потребности ребенка, и тогда его поведение можно будет скорректировать.

Конечно, избежать проявлений негативизма и яростного бунта не удастся, но всякое воспитание начинается с попытки понять друг друга, изучения особенностей поведения. Маленький человек – не исключение.

Четкое соблюдение режима дня

Многие родители грешат тем, что никак не нормируют день малыша, не делают четких моментов кормления, игры, познавательных занятий, отдыха. Крайне важно на все эти составляющие выделять время, и лучше включать в график одни и те же часы.

Такие действия помогают формировать у крохи привычку следовать указанным правилам. Четкое соблюдение режима дня позволит ему в дальнейшем оставаться дисциплинированным человеком, вырабатывать в себе ответственность и серьезный подход к любому делу.

Кроме того, когда есть точное расписание действий, которые необходимо совершить, и родителям гораздо проще находиться с малышом: не придется его ежеминутно успокаивать, отвлекать от чего-либо. Ребенок, который следует четкому распорядку, сам со временем становится спокойнее, уравновешеннее.

Он привыкает, что за одними событиями дня следуют другие. Такая предсказуемость способствует созданию ощущения безопасности, снятия тревоги, агрессивности, всяческого раздражения.

Запреты и ограничения

Если маленькому человечку все позволять, то в конечном итоге это выльется во вседозволенность. Тогда и не стоит удивляться тому, что ребенок вас не слушается. Уступив ему однажды, вы рискуете оказаться в незавидной роли. Родителям на самом деле крайне легко потерять авторитет в глазах своего чада.

С малых лет ваш наследник должен хорошо усвоить, что ему разрешается, а что нет. По вполне понятным причинам от многих вещей следует оградить малыша заранее. Годам к пяти и мальчики, и девочки обычно начинает четко осознавать, как можно поступать, а чего делать не следует. Сколько бы ребенку ни было лет, запреты должны присутствовать.

Они являются неотъемлемым элементом правильного воспитания.

Запреты и ограничения, если не переходят всякие границы, являются полезными для формирования адекватного отношения к миру и самому себе. Если ребенку все позволять, то он очень скоро перестанет ценить то, что имеет и станет принимать все как должное.

Когда любимый сыночек в три года не слушается маму с папой, мало у кого возникнет желание наказать его. Лет ему совсем еще мало для осознания, что он ведет себя некрасиво. Но и родителям надлежит понять свое чадо. Ребенок просто хочет чувствовать себя важным и значительным.

Поэтому нельзя запрещать слишком много. Этим вы тоже создаете препятствия для развития.

Когда уместны уступки

Родителям важно понимать, что если не уделять достаточно внимания и сил воспитанию, то малыш очень скоро начнет пользоваться тем, что ему всегда уступают.

Ребенок всегда сможет найти некоторую слабину в характере близкого человека, причем распознает он ее с легкостью. Никто не говорит о том, что собственное дитя не нужно жалеть, а надо ограничить во всем. Разумный подход поможет преодолеть любые трудности.

Уступать, конечно, нужно, даже необходимо, ведь ребенок только узнает этот мир, поэтому ему простительны самые нелепые ошибки.

Главное, что стоит уяснить: оставляйте всегда незыблемыми те вещи, которые помогают вырабатывать характер, повторяются изо дня в день или попросту представляют собой опасность. Например, малыш должен с малых лет знать, что нельзя играть с огнем, перебегать дорогу на красный свет светофора (даже если ему очень хочется), баловаться в общественном месте, устраивать истерики в магазине.

В противном случае вы не сможете справиться с ним, когда он станет старше. Дети имеют обыкновение быстро привыкать к приятным вещам. А вот в чем можно уступить: купите ребенку желанную игрушку, только не по первому требованию со слезами, а на какой-нибудь ближайший праздник. Пусть ваше чадо помечтает о какой-то вещице, он должен знать, что все стоит денег, ничего не дается просто так.

Следует уступить ребенку, когда он болеет и плохо себя чувствует. В такие моменты малыш особенно нуждается в вашем внимании и поддержке. Будет несправедливо и неправильно оставлять его страдать еще больше.

В детстве так важно чувствовать, что есть на свете кто-то могучий и сильный, кто всегда сможет защитить тебя и убережет от всяких опасностей (реальных или мнимых, существующих лишь в воображении).

Объясняйте, за что наказываете

Если вы все же прибегаете в процессе воспитания к некоторым методам воздействия, то нужно обязательно пояснять ребенку свой поступок. Иначе он может очень сильно обидеться и затаить злость на долгие годы. Вряд ли родители стремятся к такому повороту событий.

Иногда может казаться, что объяснять ничего и не нужно, но это не так. Маленький человек не всегда оказывается в состоянии сразу сопоставить некоторые факты и сделать соответствующие выводы.

Объяснение своего поступка поможет снизить степень обиды ребенка на происходящее и сделать соответствующие выводы.

Наказание может быть словесным и физическим. В первом случае на ребенка идет воздействие посредством неодобрения со стороны отца и матери. Он начинает понимать, что ведет себя не лучшим образом.

Если ребенок капризничает и позволяет себе различные шалости, то самым лучшим методом является просто сделать ему замечание, объяснив, почему так вести себя не нужно. Прибегать к физическому наказанию не рекомендуется.

Доказано, что данная мера воздействия не способствует восстановлению контакта детей с взрослыми, а напротив, отдаляет их друг от друга. Физическое наказание ведет к непониманию в отношениях, к формированию различных комплексов, обид, неадекватного поведения в дальнейшем.

Отделяйте поступок от личности

Так часто бывает: сделал что-нибудь нехорошее малыш трех лет, и его сразу называют плохим. Но ребенок на самом деле не плохой! Он просто совершил что-то противоречащее общественным представлениям о норме.

Поступок может быть некрасивым или характеризовать человека с дурной стороны, но личность при этом никак не должна затрагиваться. Когда малышу только 3,5 года, ему очень просто поверить в собственную неполноценность и никчемность.

Не нужно спешить взращивать в наследнике многочисленные комплексы, ведь вы не хотите, чтобы в дальнейшем он страдал? Постепенно в нем может утвердиться мысль о своем дурном характере и тогда разовьется неуверенность в себе.

Таким образом, прожив три года жизни, ребенок выходит на новый этап. Ему хочется познать этот мир во всей своей полноте. Но тут вмешиваются родители и ставят ему запреты.

Источник: http://apatii.net/otnosheniya/roditeli-i-deti/esli-rebenok-ne-slushaetsya-v-tri-goda

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.