Риторика для детей: 5 советов для развития красноречия

Риторика упражнения для развития устной речи

Риторика для детей: 5 советов для развития красноречия

Красноречие – это не только полезный навык, но и возможность для любого человека комфортно ощущать себя при коммуникациях с обществом.

Конечно же, умение говорить – это обязательная часть физиологического развития человека, а вот возможность говорить так, чтобы собеседникам было приятно и интересно слушать оратора – это уже навык, который требует дополнительного обучения и тренировки.

В этой статье подробно представлены упражнения для развития речи: какие цели ставит перед собой риторика, как правильно проводить занятия, на что нужно делать упор и т. д.

Цели и задачи занятий

Для того чтобы научиться ораторскому искусству, необходимы постоянные занятия и тренировки. Достижение результата напрямую зависит от правильно поставленной цели, поэтому, прежде чем приступать к упражнениям по риторике, нужно четко определиться, какой результат должен быть достигнут.

Общие цели риторических упражнений для детей и взрослых:

  • сформировать культуру речевого поведения;
  • сформировать начальные ораторские умения у детей;
  • развить коммуникативные навыки;
  • научиться речевому этикету;
  • улучшить общую моторику и координацию.

Также стоит отметить, что упражнения по риторике для школьников младших классов также носят воспитательный характер: занятия проводятся, в том числе для того, чтобы воспитать у детей внимательность к чувствам и эмоциям собеседников, научить их проявлять доброжелательность и тактичность к другим людям, побороть их страх перед публичными выступлениями или даже перед проявлением инициативы к диалогу.

Методики и техники

Для того чтобы успешно тренировать красноречие, необходимо обращаться сразу к нескольким методикам развития устной речи. Комплексный подход включает в себя следующие составляющие:

  1. работа по оценочным листам (необходимо для каждого упражнения подготовить специальные чек-листы, по которым будет проводиться оценка содержательности, ясности и выразительности речи);
  2. работа со словарем (нехватка словарного запаса – одна из самых популярных причин проблем с выразительностью речи, поэтому рекомендуется завести специальный личный словарь, с которым нужно изучать по несколько новых слов каждый день);
  3. пересказ и устное изложение (для того, чтобы научиться излагать свои мысли, нужно постоянно в этом практиковаться, поэтому ежедневно рекомендуется вслух проговаривать своими словами какой-либо текст, часть литературного произведения или даже техническую инструкцию, главное – не учить текст, а воспроизводить его из собственной головы);
  4. домашняя презентация (одна из самых эффективных методик, не требующих вмешательства специалиста, это взять самый простой предмет быта – кастрюлю, поварешку, зубную щетку и т. д., и рассказать о ней как можно более интересно, используя литературные средства языка. Домашняя презентация должна получиться интересной и захватывающей, как будто это художественное произведение, а не рассказ о предмете ежедневного использования).

Важно! Представленные выше методики не требуют присутствия специалиста и подходят для самообразования.

Эти упражнения по риторике подойдут для студентов, которые готовятся к защите перед аудиторией, или для взрослых людей, которые хотят научиться работать с публикой.

Если же речь идет о коррекции речи (особенно у детей), то занятия обязательно должен проводить квалифицированный логопед (по крайней мере, на начальных стадиях, чтобы дать рекомендации для дальнейших тренировок).

Упражнения по риторике

Важно! Представленные ниже упражнения ориентированы на детскую аудиторию, основное направление занятий с применением этих упражнений – это развитие устной речи и коммуникативных навыков.

  • Алфавит. Преподаватель на доске пишет алфавитную последовательность букв (исключая особо сложные – Ъ, Ь, Ё, Ы и т. д.). К каждой букве ученики группы должны придумать несколько слов, которые начинаются именно на нее (если уровень группы – продвинутый, то к буквам участники должны придумать рассказ, все слова в котором начинаются именно на эту букву).
  • Свободная тема. На выступление приглашается один участник, остальные – публика (соблюдается очередность, чтобы каждый ученик в группе побывал и в той, и в другой роли). Преподаватель дает краткую вводную – какую-либо ситуацию, о которой участник должен рассказать (для сложных упражнений это может быть сухой научный факт или даже вычисление). Выступление оратора перед аудиторией должно быть как можно более интересным – публика должна задавать ему вопросы, эмоционально реагировать, спорить и т. д.
  • Иллюстрация жестами. Согласно очередности, каждый член группы выступает и в качестве оратора, и в качестве слушателя. Дается краткая вводная, по которой нужно составить интересный рассказ, и, представляя его аудитории, жестикулировать каждый смысловой фрагмент. То есть, рассказчик должен не только придумать, что он говорит, но еще и показать это – тем самым развиваются не только навыки устной речи, но также и способность к многозадачности, координация движений, общая моторика, логическое мышление.
  • Диктофон. Используется при индивидуальных занятиях для того, чтобы выявить изъяны в речи, учесть особенности произношения и расстановки акцентов, тренировать рефлексивность мышления. На диктофон записывается: чтение текста и его пересказ. Таким образом, можно не только отточить навыки произношения, но и грамотно оценить способности к самостоятельному изложению мысли, выявить области, над которыми необходимо работать, оценить привлекательность своей речи для потенциального собеседника или аудитории.

Правила выполнения упражнений

Для того чтобы риторические упражнения для развития устной речи были эффективны, необходимо соблюдать несколько правил:

  1. Проводить занятия следует регулярно – несколько раз в неделю, если позволить себе пропускать тренировки или не делать домашние упражнения, то результативность снизится в несколько раз.
  2. Хотя бы на первых занятиях по развитию связной речи обязательно должен присутствовать логопед – он подберет самые эффективные упражнения, укажет, на что следует обратить особое внимание, определит, какие области нуждаются в дополнительной проработке.
  3. Каждое упражнение должно быть оценено по чек-листу. Постоянная оценка тренировок позволит выявить динамику в достижении результатов, с помощью которой можно будет выстраивать направление для дальнейших занятий.
  4. Особое внимание следует уделить дыханию. Поставить правильную последовательность вдохов и выдохов при речи должен специалист – особенно это касается выполнения риторических упражнений для детей, у которых легкие еще находятся в стадии развития.

Источник: https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/ritorika/ritorika-uprazhneniya-dlya-razvitiya-ustnoj-rechi.html

Развитие красноречия

Риторика для детей: 5 советов для развития красноречия
Personal development

Когда-то прочитал такой афоризм : '”Подумайте минуту о том, какое дело, которым вы будете заниматься каждый день, принесет вам больше всего результата в жизни.””

И я осознал, каким делом, я буду заниматься каждый день, это – красноречие. Главный плюс в том, что это мне приносит огромное удовольствие, не сравнимое не с чем. Я готов, уделять этому навыку столько времени, сколько потребуется. На данный момент, это мой основной приоритет.

Конечно, я начинаю не с нуля( ведь я не был изолирован от людей всю жизнь), определенный опыт у меня есть, и весьма неплохой. Я красиво и своевременно жестикулирую, у меня правильная осанка, я себя эффектно держу на людях, у меня недурно подвешен язык, с дикцией все в порядке, да и с актерскими данными дела обстоят хорошо.

Многих бы людям, моего красноречия было бы достаточно, и они не парились бы, над его улучшением. Но я амбициозный, и для достижения моих целей это уровня недостаточно. И я не думаю, что когда-то будет достаточно. Это такой навык, над которым нужно работать и работать, постоянно стремясь к совершенству. Что я и планирую делать.

Хоть я и поставил эту цель на месяц, это не значит, что по истечению срока, я это оставлю. Напротив, если этот небольшой шаг будет успешно пройдет, я буду ещё больше мотивирован работать в этом направлении.

Для лучших результатов, использую систему постановки цели m100%M.

Где m – это минимум времени, которое я вкладываю каждый день в развитие красноречия. Это 1 час.

100% – говорит само за себя. Сколько обычно я трачу на развитие красноречия. Это 3 часа.

M – это максимум. Частенько будет и так. Это 5 часов.

Итого:

m – 1 ч.

100% – 2 ч.

М – 3 ч.

Тренируюсь каждый день, кроме субботы – выходной.

Направление в которых я работаю:

– Голос

  • Тембр
  • Интонация
  • Дыхание
  • Дикция

1. Скороговорки

– Лигурия

– Другие

2. Запись на диктофон и анализ

3. Работа у зеркала

1. Надувание грелки

2. Другие упражнения

– Словарный запас

1. Монофон

– Сочинять

– Читать: свои, других.

2. Говорить на любую тему

1. Классика, художественная литература.

2. Вслух

3. Скорочтение

1. Эрудит

2. Балда

3. Боггл

4. Кроссворд

– Постоянное общение

1. Ведение блога

2. Переписки

3.

4. Отзывы

– Невербалика:

– Память

  • Мнемоника
  • Запоминать: афоризмы, анекдоты, стихи, песни
  • Упражнение “Вспоминать весь прожитый день”( в дальнейшем дни)

– Риторика

– Обдуманность

  • Почему?
  • Зачем?
  • Молчание
  • Думать перед тем, как что-то сказать
  • Напоминание
  • Еженедельный отчёт( месячный, квартальный, полугодовой, годовой)

Актерское искусство

– Логическое мышление

– Эрудиция

– Грамотность

– Выступления

– Психология

– Здоровье

Плавание

– Аутогенная тренировка

– “Слепой” 10-пальцевый метод печати

– Быстрослушание

Над многим я уже работаю, что-то начну позже, но шаг за шагом, я двигаюсь в нужном направлении.

Список направлений ещё не закончен, и будет постоянно пополнятся.

У меня поставленный голос, обширный словарный запас, великолепная дикция, и я ясно излагаю свои мысли.

 Personal resources

Время, большое желание, много энергии, информация, финансы, перфекционизм, коммуникабельность, напористость, сила воли, позитивный настрой, молодость, здоровье, гибкость, друзья, семья, девушка, знание психологии, скоропечатание, скорочтение, быстрослушание, аутотренинг, жонглирование.

 Goal ecological compatibility

Общение является неотъемлемой частью моей жизни, оно затрагивает практически все сферы деятельности, которыми я занимаюсь. Без умения четко и ясно излагать свои мысли, страдает качество жизни. Мне важно развить красноречие, так как оно положительно скажется на бизнесе и личных отношениях. И самое главное, это один из важных шагов на пути к достижению моей мечты.

  1. Каждый день тренируюсь в произношении и запоминании не меньше 20 минут. Учу по 3 строчки в день( за 10 дней полностью выучу). Тренировка происходит следующим образом: Я несколько раз прочитываю полностью скороговорку (останавливаясь и отрабатывая те места, которые получаются плохо).

    Потом начинаю учить на память несколько строчек. Выучив, повторяю 3 раза по памяти без ошибок( если ошибся, попытка не засчитывается, и повторение продолжается до тех пор, пока я не смогу безупречно произнести, то что выучил).

    После, читаю всю скороговорку несколько раз( не забывая работать над сложными местами).

    Записываю на диктофон произношение до и после тренировок.

    В среднем скороговорку произносят, за 2:30 минуты. Достигнув этой отметки, буду уменьшать время, увеличивая скорость, но не теряя качество произношения.

    Пример проговаривания скороговорки:

    Более скоростной вариант с несколькими ошибками:

    В четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал да дорапортовал да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Бранденбурга – бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе дёготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали; но грех – не смех – не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, – вот и не до бомбардира ворам было, но и не до дёготниковой вдовы, и не до дёготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова – не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везёт Сенька Соньку с Санькой на санках: санки – скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел; Сонька же – Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту ещё и три ватрушки – аккурат в медовик, но ей не до медовика – Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, – перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола – Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврёт, что – вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа – ужата, у ежа – ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, – о всём о том около кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин – зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортёра констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка – не пытка.

  2. Записаться на прием к отоларингологу, чтобы он проверил все ли у меня нормально с горлом.

  3. С 05.08.14 начал двухнедельное лечение миндалин, они у меня воспалены, и это негативно отражается на всем организме.

  4. Изучать и практиковать, изучать и практиковать.

  5. Увеличить свое общение с людьми в два раза.

  6. Очень много начал в последнее время общаться, и знакомится с новыми людьми. Это очень интересно, каждый новый человек, это удивительный и неповторимый мир, который очень увлекательно познавать. Не у всех он занимательный, но не узнаешь какой, пока не пообщаешься. Я стараюсь от каждого знакомства (несмотря на то, было это познавательно или нет) извлечь для себя пользу.

    Новые знакомства происходят практически каждый день, этому очень способствует мой новый электровелосипед( так как он привлекает к себе много внимания), который я сам собрал с помощью нескольких людей, которым я очень благодарен.

    Если знакомства в течении дня не произошло, то на следующий день я должен познакомится, уже с двумя людьми, если опять не получилось, то на следующий 3 человека, и т.д. К концу недели не должно быть задолженностей. Но если в день знакомств было больше нормы, на последующие дни они не переносятся.

  7. – Изучить весь функционал своего диктофона, чтобы я мог извлечь из него максимум пользы.

    – Обработать все записи. Удалить ненужные, остальные оставить для последующего анализа.

  8. Изучить просторы интернета, выбрав самое полезное о красноречии. Это – книги, упражнения, цитаты, видео уроки, и другое.

    Сортировать информацию, выбрав самые полезные книги, видео, цитаты для вдохновения, эффективные упражнения которые мне нравятся, все остальное в архив для дальнейшего использования.

    Этот этап пока не имеет окончания. Изучение, сбор и сортировка будут постоянными.

  9. Говоря, делать перед каждым словом паузу в 2-3 секунды. Тренироваться 10-30 минут.

    Паузы очень важны в разговоре. Они дают время слушателям отдохнуть и переварить информацию. Оратору, время для подбора нужных слов, и для выделения предложения или слов. Привлекают внимание и придают большую уверенность оратору.

  10. Монофон — это краткий учебный рассказ, все слова которого начинаются на одну и ту же букву. Упражнения с монофонами способствуют активизации произношения, расширяют словарный запас, формируют стиль говорящего и способствуют становлению мастерства речи.

    Пример:

    ЛетомЛюблю лицезреть лазурный ландшафт лагуны, Лизать лимонный леденец,Лопать лакомые ломтики лазаньи,Лишать лень лелеять ламантином лежбище,Лихачить, ломая лисапед,Лазить, летать, ликовать,Лосниться лошадиной лыбой,Листать любопытную литературу,Легкомысленно ловить ладонями ласковые лучи луны…

    Лепота!

Как показывает практика, наибольшую эффективность монофоны приносят в том случае, если их составлять самостоятельно. Чем я и занимаюсь.

Каждый день составляю один монофон, минимум из дюжины слов. И каждый день на новую букву. Когда пройду все буквы, начинаю по новому кругу.

После написания, работаю со словарем, дополняя свой рассказ и пополняя словарный запас.

Также буду читать вслух как свои так и чужие монофоны.

Перед чтением, зажимаю рукой нос и не открываю рот. В этом положении пытаюсь проговорить звук, на который я составлял текст,а затем, убрав руку, читаю монофон. Звучание будет более выразительное.

  • Выбираю любой предмет, будь то телефон или вазон, что угодно. И начинаю его описывать не меньше 5 минут. Рассказывать всё, что я знаю о нем. При этом не повторятся, излагать мысли красиво.

    Способствует увеличению словарного запаса, быстрому подбору правильных слов. В общем развивает красноречие.

    Со временем усложняю задачу, увеличивая время рассказа и сложность темы.

  • Анализировать каждый день одну запись с диктофона и одно видео с очков (они у меня с камерой).

    На аудио анализирую свои недостатки в речи: слова паразиты, интонирование, ударение, объем подаваемой информации, правильность подачи информации, дикция, дыхание, голос, эмоции и т.п.

    На видео также, плюс анализ реакции людей на меня, на то как и что я говорю, как себя поддаю, и т.д. Также делаю записи видео перед зеркалом, и провожу анализ своей мимики, жестикуляции, позы, другими словами, невербальной подачи информации.

    Плюс ко всему, делаю анализ видео, где снимали меня. Прорабатываю все моменты, что описаны выше.

    Все найденные недостатки выношу в отдельный список, и работаю над каждым в отдельности.

  • Во время и после общения с людьми анализировать, как всё идет/прошло. Что получается хорошо, что плохо, над чем стоит работать больше.

    Один из главных навыков, для развития красноречия.

  • Источник: https://smartprogress.do/goal/58591/

    Риторика для детей: значение и подборка эффективных упражнений

    Риторика для детей: 5 советов для развития красноречия

    Развитие детской речи – важнейшая задача, стоящая перед родителями. Очень важно не упустить момента, в противном случае наверстать будет очень нелегко. Бесценную помощь окажет риторика для детей – такие занятия можно проводить с дошкольного возраста. Предлагаем познакомиться с их особенностями и правилами проведения.

    Что такое риторика и зачем она детям?

    Под риторикой, или ораторским искусством, понимается умение четко и правильно излагать свои мысли, высказываться таким образом, чтобы у собеседников не возникало вопросов. Такое умение очень пригодится в дальнейшей жизни – в учебном процессе, на работе.

    Выполнять упражнения для развития способности хорошо говорить можно с 5 лет. К счастью, разработаны специальные методики, которые окажутся полезными малышам, но не сильно утомят их.

    Кроме того, возможность четко излагать свои мысли сделает любого ребенка приятным собеседником, у него появится много новых друзей и знакомых, что благоприятным образом скажется на самооценке. Некоторые приемы риторики помогают овладеть наукой убеждения, что в современной жизни просто бесценно.

    Многие родители могут сомневаться в целесообразности занятий по риторике, полагая, что дошкольники и младшие школьники еще не должны постигать основ красноречия, что это умение придет само с возрастом, а небольшой словарный запас все равно не позволит превзойти Цицерона.

    Однако такая позиция считается неверной. И причин тому несколько:

    • Чем раньше начнется знакомство крохи с богатствами родного языка, тем более грамотной и гармоничной личностью он вырастет.
    • Овладение приемами риторики поможет ребенку в процессе обучения, избавит от стрессов и волнений, станет помощником в получении отличных оценок. Нередки ситуации, когда ребенок знает ответ на вопрос, но не может его сформулировать. Учитель недоволен, обвиняет ученика в том, что тот не готов, а такая несправедливость вдвойне обидна. В результате из-за неспособности управлять своей речью ребенок может утратить интерес к учебе.
    • Из-за неумения разговаривать ребенок может стесняться общаться с ровесниками, заслужит репутацию нелюдимого буки, у него не будет друзей.

    Не стоит думать, что занятия не подходят по возрасту. Есть множество упражнений, которые вполне по силам дошкольникам и младшим школьникам, их можно смело использовать.

    Польза

    Какие же коммуникативные навыки способны развить упражнения по риторике?

    • Задавать вопросы и четко формулировать ответы на них.
    • Использовать интонацию, мимику, жесты для того, чтобы более четко донести свою идею до слушателя.
    • Проработать дикцию.
    • Обрести уверенность в себе.
    • Улучшить навык выразительного чтения.
    • Делать публичные выступления более яркими и интересными.
    • Научиться общаться.

    Таким образом, занятия по ораторскому мастерству не только ценны сами по себе, но и помогут формированию самодостаточной и духовно развитой личности. Тренировки речи вполне способны раскрыть творческий потенциал.

    • Три готовых сценария комплексных развивающих занятий в формате pdf;
    • -рекомендации по проведению комплексных игр и по их самостоятельному составлению;
    • План-схему для составления таких занятий дома

    и получите бесплатно:

    Как заниматься?

    Такой предмет, как риторика, преподают отнюдь не во всех учебных заведениях, что не отменяет его важности. Именно поэтому проводить уроки можно и нужно дома. Кроме того, можно записать ребенка в театральный кружок, там также будет уделяться внимание развитию ораторских способностей.

    Занятие должно включать в себя два блока:

    1. Общение. Детям следует рассказать о целях и задачах этого коммуникативного процесса, темпе и речевом тоне, роли мимики и жестов, позы. Также важно пояснить важность выслушивания собеседника.
    2. Речевые жанры. Это направление подразумевает рассказ о письменной и устной речи, различных жанрах (например, рассказе, заметке, статье).

    занятий напрямую зависит от возраста учеников.

    • Для младших школьников наиболее актуальным является отработка правильного и четкого произнесения звуков, поэтому им рекомендуется работать со скороговорками, считалками. Кроме того, полезно для них будет и обучение вежливому общению.
    • Детям постарше полезны будут тренинги по публичным выступлениям.

    Все это поможет развитию риторических способностей детей.

    Упражнения для красивой речи

    Рассмотрим 7 основных видов упражнений для развития ораторского дара.

    • Подбор слов по теме. Родитель задает область – например, животные. Задача ребенка 7-8 лет – подобрать как можно больше подходящих слов. Если детей несколько, игра приобретает соревновательный элемент.
    • Поясни. Ребенок должен как можно подробнее описать загаданный родителем предмет.
    • Сделай словесную копию. Родитель зачитывает небольшое предложение из книги, подходящей по возрасту, задача ребенка – дословно повторить.
    • Подбор рифм к выбранному взрослым слову.
    • Разбор пословиц. Они учат меткости, образности, поэтому можно прочитать несколько подходящих по возрасту вариантов и обсудить смысл.
    • Найди перемену. Игра отлично развивает умение формулировать точные вопросы и доказывает их значимость. Суть такова: малыш осматривает комнату (или какую-то ее зону), стараясь по максимуму запомнить расположение предметов. Затем отворачивается, родитель вносит какое-либо изменение. Задача ребенка – при помощи наводящих вопросов вычислить, что же произошло.
    • Найди отличие. Ребенку дается задание – кратко и емко описать, чем отличаются два предмета, например воздушный шар и футбольный мяч.

    Еще один эффективный прием – составление рассказа по картинке. Подойдет он для детей 10-12 лет и даже для ребятишек помладше.

    Задание простое – мама показывает иллюстрацию, ребенок должен как можно более подробно и точно ее описать. При необходимости можно задавать вопросы, чтобы подтолкнуть ребенка.

    Допустимо несколько отойти от рисунка, поинтересовавшись, что думает ученик по тому или иному фрагменту картинки.

    Не стоит ругаться, если у ребенка пока получается плохо. С каждым занятием результат будет все лучше и лучше, словарный запас расширится, умение подбирать слова улучшится.

    Рекомендации для родителей

    Чтобы домашние уроки действительно пошли во благо, необходимо учитывать советы специалистов:

    • Очень важно вызвать у ребенка неподдельный интерес к обучению, а не насильно заставлять его учиться.
    • Следует обращать внимание на характер и темперамент ученика. Если холерики и сангвиники сами нередко «рвутся в бой», то флегматикам и меланхоликам нужна поддержка.
    • Необходимо активно использовать современные приемы, в частности ролевые игры, тренинги, для детей помладше идеально подойдет кукольный театр.
    • Нужно постоянно репетировать дома публичные выступления, периодически меняясь с ребенком ролями – становясь то оратором, то публикой.
    • Стать живым примером. Авторитетом для младшего школьника выступают его родители, поэтому можно показать ребенку, как они владеют своей речью, прочитав выразительно небольшой текст.
    • Побольше импровизации. Следует включить в ритм жизни своей семьи домашние концерты, где каждый выступит со своим номером. Такие вечера не только сплотят родственников, но и помогут раскрепоститься, проявить творческое начало, поупражняться в умении работать на публику.
    • Следует предоставить ученику свободу в выборе материала. Если он хочет, пусть читает выразительно сказку. Если нет – пусть декламирует стихотворение.
    • Использовать средства записи. Многие смущаются, если приходится прослушивать или смотреть собственные выступления, а меж тем это отличный прием, позволяющий со стороны посмотреть на собственные ошибки и понять, как можно было их избежать.
    • Для полной достоверности мама или папа должны внимательно слушать выступление малыша, а не просто присутствовать. В противном случае интерес юного оратора быстро угаснет.

    Надо постараться с детских лет приучить ребенка к чтению, поскольку оно поможет обогатить лексикон и сделать речь более грамотной.

    Упражнения для навыков общения

    Согласно определению, риторика – это ораторское искусство. Поэтому недостаточно просто знать большое количество слов и уметь составлять из них предложения. Важно уметь говорить так, чтобы собеседник хотел слушать.

    И научить ребенка живому общению на практике оказывается гораздо труднее, чем раскрыть перед ним богатство родного языка. Следует проработать с такие моменты:

    • извинение и ответ на него;
    • комплимент и как на него ответить;
    • неязыковые средства общения (жесты, мимика).

    Добиться желаемой цели помогут регулярные занятия. Важно обратить внимание на 3 главных правила:

    1. Побольше практики. Следует репетировать с ребенком телефонные переговоры, публичные выступления, ведение диалога различной тематики и различных жанров.
    2. Проведение уроков должно войти в привычку, регулярность – залог успеха.
    3. Развитие творческого потенциала. Лучше всего предложить ученику самому написать текст, например сказку, короткий рассказ или стихотворение.

    Такие уроки помогут развитию гармоничной личности ребенка, сделают его уверенным в себе, коммуникабельным и успешным.

    Мы рассмотрели понятие риторики и ее роль в жизни современного человека. Очень важно с детских лет прививать любовь к слову, умение пользоваться им, общаться с ровесниками и взрослыми. Регулярные занятия, в том числе и в домашних условиях, ведут к избавлению от страха публичных выступлений, что поможет в дальнейшей учебной и рабочей деятельности.

    Источник: https://Razvivashka.online/razvitie-rechi/ritorika-dlya-detey

    » Риторика для детей от 6 до 12 лет

    Риторика для детей: 5 советов для развития красноречия

    Прав был великий Михаил Ломоносов, считавший риторику королевой всех наук. Известно, что от того, насколько чётко и правильно ребёнок умеет излагать свои мысли, зависит успешность его обучение — сначала в школе, а позже — в университете.

    От умения общаться и находить друзей будет зависеть его уверенность в своих силах и самооценка, а умение аргументировать и доказывать собственную точку зрения поможет ему стать успешным в делах, обеспечив хороший доход.

    Обучение школьника ораторскому искусству может стать хорошей основой для будущей успешной жизнедеятельности.

    Что это — риторика? Риторика, другими словами — ораторское искусство, — это мастерство правильно и красиво говорить, точно выражать свои мысли, убеждать. Сегодня риторика — это и наука, и учебный предмет. А задача такой дисциплины — обучить хорошей речи. Риторика основана на достижениях современной лингвистики, психологии и других наук.

    Сегодня в центе риторики — Человек, которого нужно научить эффективно использовать речь, общаться. Приоритет в настоящее время в том, чтобы воспитать такую личность, которая, обладая информацией, была бы способна грамотно высказываться, строить диалог, выражать ход своих мыслей. Это значит, что таким полезным умениям и навыкам нужно учить.

    С какого возраста можно приступать к постижению премудростей ораторского искусства?

    Родители и учителя часто сталкиваются с тем, что дети, поступив в начальную школу, далеко не всегда умеют ставить вопросы и отвечать на них, сообщать информацию, общаться с одноклассниками. Иногда ученик, который готов к уроку, не может ответить ни с места, ни у доски.

    Школьник волнуется, путает слова, запинается. Эта речевая проблема связана с замедленными процессами восприятия и воспроизведения информации. И ещё: можно быть достаточно развитым умственно, он иметь плохое произношение, неправильный темп передачи информации.

    Такой ребёнок не умеет удачно выстраивать свое выступление, его высказывания – унылы и неинтересны.

    Опыт работы учителей словесности свидетельствует о том, что на одних только уроках родной речи невозможно решить задачи по формированию уверенной речи, приобретения навыков общения.

    Все эти проблемы с успехом решает риторика.

    Исходя из этого, становится понятно, что возраст от 6 до 12 лет – весьма удачный момент для обучения ребёнка чёткому, ясному и уверенному выражению своих мыслей на разную тематику, а также приобретения нужных коммуникативных умений и навыков:

    • правильно спрашивать и быстро формулировать ответы
    • верно пользоваться интонацией, мимикой, жестами
    • грамотно выстраивать выступление
    • улучшить дикцию
    • стать более уверенным в себе
    • понятно и доступно доносить информацию
    • научиться общаться.

    Цели и задачи

    «Совет. Начиная уроки ораторского мастерства, нужно помнить основную цель таких занятий: мы, прежде всего, стараемся сформировать гармонично развитую, духовную личность ребёнка».

    Задачи риторики:

    • обучение красивой речи
    • совершенствование коммуникативной культуры
    • моральное воспитание
    • стимулирование способностей думать глубоко и правильно выражать мысли
    • выразительное чтение
    • обучение нормам литературного произношения
    • тренировка дикции
    • приобретения навыков публичных выступлений
    • приобретение уверенности в себе
    • развитие творческих и литературных способностей.

    Регулярные и серьёзные занятия по риторике не только будут формировать дикцию и артикуляцию школьника, его умение чётко изъясняться, налаживать контакт с людьми, но и раскрывать творческий потенциал. В итоге — ученик не только научится говорить, но и станет увереннее в себе, будет проявлять интерес к учёбе, научиться общаться.

    Уроки риторики

    Где ребёнку можно заняться риторикой? Хорошо, если она включена в школьную программу или в школе есть соответствующий факультатив (кружок). В школах с углублённым гуманитарных наук такой предмет будет изучаться вероятнее всего.

    Если школьник посещает театральную студию, то там он тоже будет иметь возможность изучить элементы ораторского искусства, попрактиковаться в закреплении навыков. Если в вашем городе есть специальные курсы, а у родителей есть финансовая возможность отвести туда ребёнка — прекрасно: занятия будут вести бизнес-тренеры, психологи или актёры.

    При отсутствии возможностей, но при условии огромного желания, родителям можно попробовать самим заниматься с ребёнком.

    занятий по риторике для младших школьников включает два основных направления:

    1. «Общение». Ученики узнают о:
    • целях, задачах и причинах общения
    • выборе тона и темпа речи
    • необходимости учитывать мимику, позу, жесты
    • важности уметь слушать собеседника
    • силе слова
    • вербальном и невербальном общении
    • правилах вежливости.
    1. «Речевые жанры». Дети получают представление о:
    • устной и письменной речи
    • письме, поздравлении, объявлении
    • словарной статье
    • рассказе
    • информации, хронике, заметке.

    Ученики начальных классов отрабатывают технику речи (скороговорки, чистоговорки, считалки), рассуждают на нравственную тематику, учатся вежливому общению, много придумывают сами. Ученики постарше уже учатся первым навыкам самопрезентации и публичных выступлений.

    Учимся выступать

    Далеко не каждый взрослый может преодолеть волнение, выступая перед публикой. А ведь научить ребёнка успешно выступать публично можно ещё в детстве. Вот несколько советов для родителей:

    1. Учитывайте характер и темперамент ребёнка. Раскрепощенным детям (сангвиникам и холерикам) нередко сами проявляют инициативы выступить, что-то рассказать, а вот тихоням (меланхоликам, флегматикам) нужно помочь, поддержать их.
    2. Не заставлять, а заинтересовать. Принуждение может отбить желание появляться на публике во взрослом возрасте. Лучше заинтересовать ребёнка.
    3. Репетируем дома. Попросите ребёнка рассказать (прочитать) какой-то интересный текст с выражением. Вначале будьте в качестве внимательного зрителя, потом — поменяйтесь ролями. Страх перед выступлением поможет снять то, что ученик будет и в роли оратора, и в роли наставника.
    4. Играем с пользой. Специальные психологические игры, ролевые игры, домашний кукольный театр помогут снять напряжение.
    5. Импровизировать — полезно. Придумывайте и импровизируйте всей семьёй на семейных праздниках и домашних концертах. Сочиняйте вместе сказки, стихи и песни, веселитесь от души. В выступлениях пусть участвуют и взрослые, и дети.
    6. Свой пример. Покажите ребёнку сами, как можно красиво выступить. Прочитайте текст выразительно, с нужной интонацией, паузами, знаками препинания, проговаривая чётко звуки.
    7. Слушайте внимательно. Всегда будьте внимательным слушателем, когда говорит ваш ребёнок. В противном случае он может осознать никчемность своих высказываний и не будет хотеть выступать на публике.
    8. Сделайте аудио- или видеозапись. Зафиксируйте момент тренировки выступления ребёнка. Прослушайте или просмотрите потом вместе, чтобы проанализировать и мягко указать на ошибки.
    9. Свобода выбора. Пусть ученик сам выберет, что будет читать: любимую сказку, стихотворение или доклад на урок.
    10. Приучаем к чтению. Ребёнок, который достаточно много читает, привыкает к правильной письменной речи. Обсуждайте прочитанное, формируя навык и речи устной.

    Выполняя предложенные рекомендации, родители могут помочь ребёнку научиться быть уверенным во время выступления, развить речь, стать более раскрепощённым.

    Упражнения по технике речи

    Существует огромное количество упражнений для развития техники речи: для дикции и дыхания, для логического мышления и памяти и прочие. Приведём лишь избранные, которые родители могут легко использовать в домашних занятиях:

    1. «Объясни». Показывая обычные бытовые предметы, просим ребёнка дать подробное описание каждому из них.
    2. «Слова по теме». Называем тему (например, «человек», «город», «кухня» и т. д.) и просим ученика назвать все слова, которые он сможет помнить на эту тему. Упражнение может иметь вид соревнования, где играют несколько человек.
    3. «Придумай рифму». Предложите ребёнку слова или пары слов, на которые нужно придумать рифмы.
    4. «Повтори дословно». Взяв детскую книгу, зачитывайте выборочно по одному предложению и просите ребёнка повторить его дословно. Лучше делать это играючи и с юмором, иначе интерес к игре может быстро улетучиться.
    5. «Слушаем тишину». Игра на сосредоточение. Предложите помолчать и прислушаться к окружающим звукам: в доме и за окном. Пусть ребёнок опишет услышанное.
    6. «Поиски пропажи». Ребёнок запоминает всё, что видит в комнате, выходит, а после ему сообщают, что один предмет пропал. Ребёнок с помощью наводящих вопросов ведущему пытается отгадать, какой предмет пропал.
    7. «Отличия». Нужно кратко описать отличие между двумя словами. Например, мячик-апельсин.
    8. «Рассказ по картине». Это школьный приём эффективен и дома. Попросите ребёнка подробно описать картину. Можно описывать картину, глядя на неё, а можно убрать её и попросить ребёнка вспомнить, что он увидел. Можно попробовать разнообразно проявлять фантазию: «Что происходит на картине? Как ты думаешь, а что было до этого действия? А что будет потом? Как бы ты сам назвал картину?».

    «Совет. Для овладения техникой речи весьма полезны скороговорки. Не просто их проговаривайте, а театрализуйте действие».

    Учимся общаться

    Ребёнок очень рано начинает общаться. Уже с дошкольного возраста малыш вступает в контакт со сверстниками и взрослыми. Отметим, что общение не всегда бывает успешным и ему нужно учить. С этой задачей опять же отлично может справиться риторика, одна из задач которой – научить эффективно общаться.

    Эффективное общение – это соответствие речевых норм собеседника нормам литературного языка. Приступая к обучению в начальной школе, дети постигают особенности учебно-научного стиля изложения материала, однако тут же сталкиваются с развитием связной речи.

    Речь ученика младших классов утрачивает раскованность и эмоциональность, приобретает некую трафаретность. Такая тенденция вовсе не способствует тому, чтобы школьники приобрели настоящее умение общаться.

    Желаемых результатов по формированию нормальной связной речи ребёнка можно достичь, занимаясь с ним ораторским искусством.

    Изучая риторику, ребёнок выучит нормы поведения при общении, научится правильно вести беседу – живую и по телефону, узнает, какой стиль общения лучше выбрать в тех или иных ситуациях, научится обращаться с просьбами, правильно говорить и быть внимательным слушателем.

    В процессе занятий школьники научатся:

    • оценивать и анализировать ситуации общения
    • общаться в соответствии с речевым этикетом
    • правильно использовать вербальные (словесные) и невербальные средства общения (мимику, жесты, позы, телодвижения)
    • верно выбирать интонации при общении
    • ориентироваться в различных коммуникативных ситуациях
    • успешно вступать в контакт.

    Выводы

    Уделив внимание такому необходимому аспекту развития детей, как формирование эффективных речевых навыков, применяя методы риторики, ваш ребёнок не только научится правильно говорить, но и будет уверенным в себе, научиться общаться, приобретёт много друзей, станет более успешным в обучении.

    Если у вас возникли сложности или проблемы – вы можете обратиться к сертифицированному специалисту, который обязательно поможет!

    Источник: https://paidagogos.com/ritorika-dlya-detey-ot-6-do-12-let.html

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.