Развитие речи у ребенка: с чего начать?

Развитие речи у ребенка

Развитие речи у ребенка: с чего начать?

Становление речевых навыков – важная задача в формировании личности в первые годы жизни малыша. Этот процесс зависит от множества факторов: пола, возраста, социальной среды, деятельности головного мозга.

Большинство ученых сходятся во мнении, что изучение языка зависит от совместного воздействия различных механизмов: от врожденных, которыми располагает ребенок, до практических мер.

Многочисленные исследования показали положительную корреляцию между разговорами матери в последние месяцы беременности и определенным поведением, реакцией на звуковые раздражители со стороны новорожденного.

Разновидности нарушений

  1. Определить задержку и различные нарушения речи важно на раннем этапе. С этой целью лучше обратиться к опытному специалисту – детскому неврологу или логопеду. Существует много причин, почему малыш не разговаривает. В таком случае, важно вовремя определить проблему.

Среди расстройств выделяют дизартрию, дисфонию, заикание, специфические расстройства артикуляции.

К одной из основных причин в задержке речи у малышей можно отнести невостребованность: когда с ним просто мало разговаривают, а бывает и наоборот – пытаются угадывать его желания. В таком случае, у него отсутствует реакция и необходимость отклика на эмоции и слова родителей. Так же к причинам в отставании относят различные дисфункции мозга, а также генетические заболевания.

    К наиболее частым видам нарушений у детей относят:

  • дислалию – нарушения в произношении определенных звуков. Такой дефект можно устранить, обратившись к опытному логопеду. Специалист скорректирует развитие речи, игры и упражнения помогут изменить произношение.
  • отклонение от норм в строении артикуляционного аппарата. Характеризуется нарушение искажением в произношении ряда слов. Малыш в таком случае говорит что-то несуразное и непонятное, не может произнести слова четко, чтобы его поняли. Родителям необходимо обратится к опытному отоларингологу, который поможет справиться с проблемой.
  • дизартрия — следствие нарушения периферического речевого аппарата. В таком состоянии малышу трудно произносить ряд звуков. Могут быть обнаружены дефекты в ритме, темпе, мелодики и громкости голоса. Подобное состояние может сопровождать другими заболеваниями (ДЦП или дисфункциями головного мозга). Если в один год и шесть месяцев он не разговаривает, родителям следует обратиться к специалистам – неврологу, логопеду. Так как это может говорить о поражении ряда речевых каналов головного мозга, а также вызвать в будущем сложности в обучении, освоении предметов школьной программы.За последние десять-пятнадцать лет ученые, врачи сделали очень многое, чтобы научиться выявлять патологии на ранних этапах. Можно с уверенностью сказать, что если в возрасте двух лет у ребенка скудный словарный запас, он не разговаривает, тогда необходим определенный контроль. Желательно каждые три-четыре месяца, который поможет выявить уровень.
    Возрастные нарушения можно подразделить на следующие условные группы:

  • с нуля до четырех месяцев малыш не реагирует на обращение родителей и других людей (через плач, улыбки и т.д.);
  • с восьми до двенадцати месяцев — не выговаривает и не может произнести буквы (на-на-на, ба-ба-ба), в таком случае необходимо начать выполнять упражнения для развития речи у детей;
  • с двенадцати месяцев до полугода – отсутствие реакции на слова и обращения;
  • с полутора до двух лет – не составляет предложения из простых слов, отсутствует реакция на просьбы родителей, взрослых;

Ребенок в возрасте 3,5 до 4,5 должен иметь хороший словарный запас и уметь лексически грамотно составлять предложения полные и структурированные, правильно произносит звуки без искажений.

Если малыш не разговаривает или произносит отдельные слова, родители должны внимательно понаблюдать за малышом. Особое внимание необходимо обратить на поведение, играет ли он со своими сверстниками, ищет ли общения? Особенно важно развитие речи у детей дошкольного возраста, так как чем ближе к школе, тем хуже может быть ситуация.

1Только с помощью наблюдений за малышом можно сделать вывод о нарушениях, например, об аутизме или других психических отклонениях.

2Вторым важным этапом может стать обследование у специалиста – логопеда, невролога, психолога.

3Третий этап – выявление проблем со способностью слышать. Случается и такое, что для многих мам и пап оказывается новостью тот факт, что малыш плохо слышит.

В случае обнаружения специалистами причин проблем, необходимо следовать указаниям логопеда, делать упражнения для речи ребенка или начать лечение.

Иногда для лечения доктор может назначить определенные препараты. Такие лекарственные средства оказывают положительное воздействие на функцию головного мозга, улучшают процесс обучения и память. Но родители должны помнить главное: выписывать и назначать лекарственные препараты должен доктор!

Советы и упражнения по развитию речи детей 5-6 лет

  1. Если же у малыша не выявлено никаких проблем, достаточно с ним заниматься, выполнять задания по стимулированию произношения новых слов.

    Полезными, по словам экспертов, в этом случае являются следующие занятия: чтение книг, сказок с множеством иллюстраций.

В этом помогут различные скороговорки.

Взрослым нужно быть терпеливыми и творчески настроенными, чтобы суметь проделать эту серьезную работу. Как правило, ребенку трудно сосредоточиться, и непонятно, почему все эти упражнения нужно выполнять.

  1. Логопедические упражнения помогают развить речь у ребенка. Занятия могут носить спонтанный характер. В таком случае он не заметит, как пролетит время, будет радоваться и смеяться. Положительные эмоции улучшают усвоению материала и стимулируют к дальнейшему усвоению материала.

Не рекомендуется просить повторять слова с единственной целью сделать его произношение совершенным. Этого не стоит так же делать, чтобы улучшить его языковые навыки. Скорее всего, такой способ воспитания окажется нежелательным и может спровоцировать обратный механизм – капризы и нежелание выполнять задания.

Родителям не стоит избегать выполнять упражнения и занятия с ребенком для развития речи. Только заботливое отношение и внимание помогут исправить все дефекты речи.

  1. Терапия и необходимость выполнять занятия – выглядят на первый взгляд серьезно, однако все сводится к формированию моторики пальцев рук, артикуляции (для языка и губ), повторение стихов, пополнению словарного запаса. Очень хорошо помогает в этом эмоциональное общение с мамой и папой, освоение мелкой моторики. Помимо этого, игры можно разнообразить дыхательными упражнениями.

Таким образом, речевое развитие – это целенаправленный и планомерный процесс воспитания. Начните заниматься с любимым чадо всего по две минуты в день и через пару сеансов увеличивайте время до двадцати минут.

Если вам удастся его заинтересовать, тренировки пройдут незаметно, а эффект от них будет ощутимым. Лучше всего организовать дружественную атмосферу игры, выбрав для этого подходящее время.

Всегда верьте в свое любимое чадо и всегда демонстрируйте ему, как вы рады его успехам и как вы его поддерживаете!

Источник: https://pjizni.com/semja/razvitie-rechi-u-rebenka

Как научить ребенка говорить в 1 год

Развитие речи у ребенка: с чего начать?

От агуканья до первого слова, от малопонятного лопотания до вполне осознанных и четких фраз – такой путь предстоит проделать вашему малышу в его речевом развитии. Но как же трудно порой даются крохе эти усилия! Задача родителей — помочь своему чаду. О приемах развития речи, специальных упражнениях, играх и занятиях, а еще о трудностях детей в овладении словом расскажем в этой статье.

Этапы развития речи у малышей

Совсем крошечный ребенок уже издает первые звуки, таким образом общаясь с мамой. Считайте, что процесс формирования речи начался. До года младенец проходит его в несколько этапов.

1-2 месяца: интонирование криков (довольные, недовольные), спонтанные отдельные звуки.

2-3 месяца: гуканье, гуление (а-а-а, у-у-у, э-э-э).

4-5 месяцев: лепет, мелодичное гуление, повторение одинаковых слогов.

6-7 месяцев: имитация слышимых звуков, своего рода диалог со взрослым (ма-ма-ма, да-да-да), понимание смысла слов.

8-10 месяцев: лепетные слова (ляля, няня, баба), звукоподражания (ав-ав, би-би, пи-пи).

11-12 месяцев: использование облегченных слов в качестве целого предложения, подражание новым словам.

Психологи разработали примерные нормативы, как проходит поэтапное развитие речи детей.

6 месяцев

  • Воспроизводит звуки с интонацией.
  • Реагирует на свое имя.
  • Реагирует на голоса других людей без визуальных подсказок, поворачивает голову и глаза к источнику звука.
  • Отвечает надлежащим образом на дружественный и сердитый тона.

12 месяцев

  • Использует одно или несколько простых слов со значением (это может быть фрагмент слова).
  • Понимает простые инструкции, особенно, если слова сопровождаются жестами.
  • Осознает социальное значение слова.

18 месяцев

  • Имеет активный словарь около 5-20 слов.
  • Словарь состоит, в основном, из существительных.
  • Часто повторяет слово или фразу снова и снова.
  • Способен выполнять простые команды.

24 месяца

  • Называет целый ряд объектов из своего окружения.
  • Использует как минимум два предлога, обычно «в», «на», «под».
  • Составляет короткие предложения, в основном, по модели существительное-глагол, длина предложений 1-2 слова.
  • Примерно 2/3 того, что ребенок говорит, понятно взрослому.
  • Активный словарь примерно 150-300 слов.
  • Иногда правильно использует местоимения «я» и «ты». Хотя «мне» и «я» часто путает.
  • Начинают появляться понятия «я и «мои».
  • Реагирует на команды «покажи мне свои глаза (нос, рот, волосы)».
  • Задает вопросы типа «что это?».

36 месяцев  

  • Правильно использует местоимения «я» и «ты».
  • Знает по крайней мере три предлога: «на», «под», «за».
  • Знает основные части тела и может показать их и назвать.
  • Активный словарный запас около 900-1000 слов.
  • Около 90% из того, что ребенок говорит, должно быть понятно взрослым.
  • В речи начинают преобладать глаголы.
  • Понимает простые вопросы, связанные с окружающей средой и деятельностью.
  • Должен знать свой пол, имя, возраст, адрес, имена родителей.

После 3-х лет словарный запас малыша увеличивается, он знает больше 1000 слов. Любит задавать вопросы «кто?», «что?», «почему?». Ребенок может рассказать, что происходило в комнате в ваше отсутствие. Отвечает на вопросы по прочитанному тексту. 

4-5 лет: общается легко, в лексиконе уже до 2000 слов. Большинство звуков произносит правильно, но могут быть сложности с «р», «л», «ш», «ж». Способен дать описание картинки в 4-5 предложений. Использует слова, обозначающие время. Понятно излагает свои мысли.

Развитие речи малыша первого года жизни

Заботливые родители практически с рождения помогают своей крохе освоить родной язык. Благо, методы для этого существуют самые разные.Ошибочно считать – дитя еще ничего не понимает, о каком развитии речи можно говорить. На самом деле уже на раннем этапе жизни крохи ему требуется общение. И не просто физический или эмоциональный контакт, но и словесный.

 Говорите с ребенком побольше! Ласково, нежно, не спеша, но четко произнося слова. Пока малышу важнее не смысл сказанного, а мамины интонации, артикуляция звуков, ритм речи.Гуление и лепет – это же разговор с мамой и папой. Кроха следит за движением ваших губ и постепенно будет пытаться повторить.

Пойте ему песенки, читайте стишки, разговаривайте, обращаясь именно к малышу.

К концу первого года жизни карапуз начинает произносить первые слова. Теперь нужно читать ему больше книжек, в играх побуждать выполнить конкретную просьбу: положи зайку на диван, дай маме куклу. Используйте звучащие игрушки – малыш будет подражать этим звукам.

Учите кроху показывать вслед за вами, как мяукает кошечка, лает собачка, кудахчет курочка, гудит машина.

Бывая с малышом на природе, рассматривайте деревья, цветы, облака.

На городской прогулке, рассказывая об окружающем мире, комментируйте действия – смотри, тетя катит коляску, мальчик едет на велосипеде. Пока можно употреблять упрощенные формы слов: ляля, ту-ту, бай-бай. Но ближе к году предметы и действия нужно называть правильно. Кроха говорит – би-би, мама – да, машина поехала; ав-ав – это собачка лает. 

Не копируйте детское произношение, никаких сюсюканий – иначе получите проблемы с развитием речи.

Развитие речи от года до двух

Очень полезны тренировки мышц губ и щек. Вам понадобятся музыкальные инструменты – губные гармошки, дудочки, свистульки. Учите ребенка дуть в них. Полезно и забавно пускать мыльные пузыри. 

А можно даже погримасничать вместе – высовывать язык, строить рожицы, изображать широкую улыбку, радость, страх (как побороть детские страхи, читайте на нашем сайте). Такая игра увлечет малыша и он станет повторять разные движения.

Слова должны подкрепляться жестами. Малыш запомнит слово «мячик», если подержит его в руках, бросит маме, «барабан» – постучит по нему, «шапка» — когда наденет на голову.

Новые слова нужно предлагать ребенку в сочетаниях – это карандаш, возьми карандаш в ручку, карандаш рисует. Предметы полезно рассматривать и в виде изображений – вот рукавичка, она теплая, мягкая, у Ани тоже есть рукавичка. У Ани красная, а на картинке синяя.

В этом возрасте отличным средством развития речи являются потешки и прибаутки. Они просты, доступны, напевны, описывают реальные действия, природные явления. 

Водичка, водичка, умой Тане личико,
Чтобы щечки краснели, чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.Под такую потешку хорошо умываться, заодно показывая, где у Тани глазки, ротик и прочее.

Потешки и прибаутки есть практически на все случаи жизни. Активнее используйте их, просите карапуза повторять какие-то слова за вами.

Развитие мелкой моторики и речи тесно связано между собой. Самое простое упражнение для любого возраста – массаж ладошек. Водите пальцем по ладошкам крохи, слегка массируйте и гладьте их. Загибайте детские пальчики, сопровождая действия присказкой про сороку-белобоку.

Малышам интересны пальчиковые краски, которыми рисуют на большом листе бумаги.

Детям нравятся подвижные игры с речевым сопровождением. Обычно они короткие, предполагают активные действия под веселые ритмичные стишки – «Заинька, выйди в круг», «Гуси-гуси», «У медведя во бору».

Развитие речи ребенка 2-3 лет

Хорошо помогает простая артикуляционная гимнастика. Ежедневно по 5-10 минут делайте вместе с малышом несложные упражнения:

  • Облизываем верхнюю губку.
  • Достаем язычком до верхних зубок.
  • Изображаем цоканье копыт лошадки – щелкаем язычком.
  • Лопаем шарик – надуваем щеки, хлопаем по ним, воздух выходит с шумом.
  • Целуем маму – вытягиваем губы трубочкой.
  • Показываем, как разговаривают рыбки, – хлопаем губками (получается звук п-п-п).
  • Чистим зубки – водим кончиком языка по нижним и верхним зубам.

Пальчиковые игры пока весьма актуальны. Например, «Мы делили апельсин», «Кораблик», «Варежка».

Маша варежку надела: (сжать пальцы в кулак)
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал, в свой домишко не попал». (все пальцы разжать, кроме большого)

Маша варежку сняла:
«Поглядите-ка, нашла! (разогнуть оставшийся согнутым палец)
Ищешь, ищешь — и найдешь.
Здравствуй, пальчик, как живешь?» (сжать пальцы в кулачок).

Музыкальные игры в этом возрасте незаменимы. Карапузам так нравится двигаться под музыку, подпевать, использовать шумовые инструменты. Вам не обойтись без традиционных «Баба сеяла горох», «Каравай». Можно придумать свои забавы, пусть ребенок попробует сочинить свою песенку, если пока сложно – просто попеть ла-ла-ла, повторить за мамой напетую ею строчку.

Ролевые игры уже можно применять, чтобы стимулировать развитие речи ребенка. Пока ведущую роль выполняет взрослый. Предложите малышу поиграть в телефон. Пускай звонит маме, папе, любимой игрушке, сказочному герою.
Любая игра должна побуждать малыша побольше говорить – укладывая спать мишку, ребенок общается с любимцем, предложите вместе спеть ему колыбельную.

И конечно, чтение книг – художественное слово с самого раннего возраста должно стать доброй традицией. Обсуждайте с детьми прочитанное, рассматривайте картинки и просите рассказать об изображенных персонажах и действиях.

Учите стихи. Постепенно пытайтесь добиться выразительного декламирования, четкого произношения. Развитие речи проходит успешнее, когда малыш с интересом повторяет детские стишки.

Чем больше у ребенка ярких впечатлений, тем быстрее ему захочется выразить свои эмоции в слове. Сделайте жизнь своего чада интересной и насыщенной. Но в меру!

Если ребенок вовремя не заговорил

Раньше начинают говорить девочки, у мальчиков это происходит позже. Девчонки предпочитают предметы, а мальчишки – действия. Пример: оба киндера хотят игрушку, Настя попросит «киса», а Коля потребует «дай!».

Психологи делят детей на два типа. «Говоруны» активны и любопытны, коммуникабельны. Говорить они начинают раньше других ровесников, главная предпосылка – правильная речь взрослых.

«Молчунам» нужна спокойная обстановка, они любят наблюдать. Заговорить могут позже других детей, им нужно особое внимание, доверительная атмосфера. Иначе такой малыш может замкнуться в себе.

По поводу раннего развития специалисты расходятся во мнениях. Некоторые вполне резонно считают: каждому возрасту свои знания и навыки. Нагружая крошку с пеленок фигурами, цифрами, буквами, вы рискуете замедлить становление речи.

Важнее знакомить малыша с окружающей его средой, реальными предметами и действиями. При этом постоянно общаясь – приветливо, терпеливо, доброжелательно.

Когда родителям нужно беспокоиться по поводу молчания ребенка? Если он не говорит к 2-м годам, но пробует общаться жестами, интонацией, что-то по-своему лопотать, то ожидайте скорого появления понятной речи. Если и в 3 года понять вашего отпрыска сложно, пора обратиться к специалистам.

Обязательная причина искать помощи докторов – отсутствие у ребенка желания контактировать с внешним миром. Малыш может не откликаться на свое имя, монотонно повторять одни и те же движения, не реагировать на ваши вопросы, проявлять агрессию. 

Вам явно понадобится визит к психологу. Дальнейшую схему действий он определит индивидуально – нужны ли обследования других специалистов, коррекционные занятия с логопедом.

Когда заговорит ваш ребенок, зависит в первую очередь от вас. Умные и добрые мамы начинают общаться со своей кровиночкой, еще нося ее во чреве. А первый крик новорожденного – сигнал родителям: новый человек пришел в этот мир и ему есть, что сказать! Ответьте ему ласковым словом и продолжайте ваш диалог длиною в жизнь.

Развитие речи. С чего начать?

Источник: http://megapoisk.com/kak-samostojatelno-razvit-rech-rebenka

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.