Развитие ребенка до года — комплекс оживления младенца

Психология развития ребенка от рождения до года

Развитие ребенка до года — комплекс оживления младенца

Психика ребенка начинает формироваться еще в утробе матери и продолжает развиваться после рождения.

Именно первый год жизни играет важнейшую роль в формировании не только физического, но и психологического, и эмоционального состояния вашего чада.

Чтобы обеспечить ему развивающую среду, нужно понимать особенности развития психики новорожденного. Особенностям психологии развития ребенка от рождения до года и посвящена данная статья.

Плановые осмотры детей до года: график посещения врачей.

В конце статьи мы подготовили для вас доп. материал. Скачайте чек-лист “Психологическое развитие ребенка с рождения до трех лет”

После рождения малыш беспомощен, его мозг сформирован не до конца, потому выжить ему помогают только рефлексы: пищевые и безусловные, ориентировочные и защитные. Спустя пару недель начинают формироваться условные рефлексы, например, когда мама берет кроху на руки и придает ему позу для кормления.

Поскольку кора головного мозга младенца продолжает формироваться, его психика подчинена подкорковым центрам. В связи с этим физические ощущения новорожденного напрямую связаны с его эмоциями.

Малыш не осознает границу между своим телом и окружающим миром.

Для развития коры мозга новорожденного рекомендуются упражнения для фиксирования взгляда с использованием ярких погремушек достаточно сложной формы.

Важными вехами развития новорожденных детей являются проявления слухового и зрительного сосредоточения в ответ на общение с мамой или другими родственниками. Кульминацией же младенчества становится «комплекс оживления».

Это яркая эмоциональная реакция на приближение мамы, которая включает концентрацию взгляда на мамином лице, улыбку и активные движения ручками и ножками.

На этом период новорожденности заканчивается, и начинается этап младенчества, знаменующий потребность ребенка в общении со взрослыми.

Младенческая необходимость в общении

Младенчество начинается со второго или третьего месяца жизни новорожденного, когда он начинает осваивать навыки общения со взрослыми. Комплекс оживления при виде мамы эволюционирует и становится более бурным, а после достижения крохой четырехмесячного возраста постепенного угасает. Комплекс оживления выполняет сразу две функции.

  • он служит ответной реакцией на приближение взрослого.
  • он служит для активного привлечения внимания мамы, когда малютке требуется общение.

На этом этапе малыш воспринимает маму как целостную личность, независимо от ее одежды, настроения, действий и других признаков.

Любовь младенца к маме безусловна, поскольку ребенок любит ее не за ее действия, а за то, что она есть в его жизни.

Помните, что в этот период недостаток эмоционального и физического контакта с мамой может привести к серьезным задержкам в психологическом развитии ребенка.

На протяжении первого полугодия жизни младенец осваивает новые способы общения с окружающими людьми. При этом он использует все доступные ему способы, чтобы привлечь внимание взрослого.

Малыш еще не различает интонации и соответствующие эмоции, направленные на него, потому на любое общение с мамой реагирует исключительно положительно.

Единственным поводом для капризов и плача в этом возрасте может стать нехватка внимания и заботы со стороны взрослых.

В конце статьи мы подготовили для вас доп. материал. Скачайте чек-лист “Психологическое развитие ребенка с рождения до трех лет”

Психологи рекомендуют при общении с крохой располагать его так, чтобы он видел ваше лицо. Поддержание зрительного контакта в сочетании с ласковым тоном и словами из маминых уст значительно ускорят психологическое развитие малютки.

Общение с мамой и другими взрослыми оказывает огромное влияние на развитие психики младенца. Он начинает осознавать себя как независимое существо, благодаря чему формируется его самоощущение, которое позднее перерастет в самосознание.

Именно положительное эмоциональное общение с взрослыми становится основой дальнейшего прогресса. В частности, усиливается детская тяга к познанию окружающего мира, начиная с ближайших предметов.

Когда у крохи возникает интерес к различным объектами и развивается хватательный рефлекс, первая половина младенчества считается завершенной.

Развитие самосознания и речи у младенца

К шести месяцам малютка начинает активно познавать мир через окружающие предметы, одновременно изменяется и его отношение ко взрослым. Если раньше малышу было достаточно внимания и ласки, то теперь он жаждет совместной продуктивной деятельности.

Взрослый рассматривается как партнер по играм, при этом младенец получает гораздо больше удовольствия от активной совместной деятельности. Если же мама просто наблюдает за малышом со стороны, кроха совершает гораздо меньше специфических действий, а значит, его развитие происходит медленнее.

Прогресс ребенка тем заметнее, чем эффективнее происходит его сотрудничество со взрослыми, и тем крепче становится эмоциональная связь между ними.

Вместе с тем, на данном этапе изменяются и эмоции ребенка. Помимо положительной реакции на взрослого у него появляется и целая гамма негативных эмоциональных проявлений. Малыш учится злиться, грустить, тосковать, раздражаться. При этом младенец сохраняет привязанность к близким родственникам, а к незнакомым людям относится недоверчиво, иногда даже боится их.

Второе полугодие младенца особенно важно еще и потому, что в этом возрасте происходит подготовка к активной речи. У малютки улучшается слух, он много лепечет и пытается подражать звукам, которые произносят окружающие.

Поэтому так важно постоянно разговаривать с крохой, читать ему книги, стихи, напевать простые песенки. Чем больше малыш будет слышать мамину речь, тем быстрее он научится говорить и тем активнее будет пополняться его словарный запас.

Психологи рекомендуют вести с ребенком «беседы», отвечать на его лепетание и озвучивать свои действия, чтобы он учился связывать отдельные слова с предметами.

Если вы живете в двуязычной среде или хотите поскорее начать обучение малыша иностранному языку, знакомьте младенца с обоими языками с первых дней. Уже в восемь месяцев детки теряют способность распознавать звуки, которые не используются в их родном языке.

К первому дню рожденья крошки уже имеют представление о себе, они могут узнавать свое отражение в зеркале. За счет активной игровой деятельности и частого контакта со взрослыми, малыши начинают понимать, что могут влиять на окружение за счет собственной активности.

Именно возросшее самосознание младенца становится причиной кризиса первого года, который завершает этап младенчества и знаменует начало раннего детства. В основе первого возрастного кризиса лежит противостояние детского желания независимости и осознание своей беспомощности в отсутствии взрослых.

На протяжении первых шести месяцев для малыша жизненно важно общение с мамой, ее ласки и нераздельное внимание, позднее проявляется необходимость в совместной деятельности, а также подготовка к активной речи. Чтобы гарантировать правильное эмоциональное и психологическое развитие ребенка от рождения до года, важно разговаривать и играть с крохой, уделять ему достаточно внимания, заботы и ласки.

О том, как развивается психика младенца в период от года до двух лет, мы поговорим в нашей следующей статье.

Источник: https://viline.tv/deti/article/psihologiceskoe-razvitie-mladenca-ot-rozdenia-do-goda

Комплекс оживления – как пробудить у малыша интерес к жизни

Развитие ребенка до года — комплекс оживления младенца

Комплекс оживления – как пробудить у малыша интерес к жизни

Сегодня мы хотим предложить вам поговорить о комплексе оживления у новорожденных.

Что это такое, какое влияние на развитие ребёнка оказывает этот комплекс оживления, что необходимо знать родителям об этом состоянии и периоде развития у ребёнка, и о чём могут свидетельствовать нарушения такого комплекса…

Что такое комплекс оживления

Комплексом оживления принято считать и называть не просто определенную стадию в развитии младенца, а его  феноменальную способность проявлять интерес к окружающему миру.

На самом деле, этот феномен и по сегодняшний день (несмотря на развитие медицины и науки) по-прежнему остается практически единственным показателем развития малыша (конечно, помимо лабораторных исследований), и именно на этот комплекс оживления обращают внимание, как психологи, так педиатры, и невропатологи, когда возникает вопрос определения степени полноценного психологического и психического развитии ребёнка.

Так, одним из российских психологов была даже выдвинута теория о том, что

такой комплекс оживления для младенца является одним из доступных для его возраста способов общения, и это общение может быть разным, в зависимости от того, в какой ситуации оказывается малыш и с кем он «общается».

Так, к примеру, в случае «общения» со взрослым, который пассивный и не проявляет никакой заинтересованности по отношению к поведению и действиям малыша – ребенок начинает вести себя активнее и тем самым, как будто бы приглашает взрослого пообщаться с ним, обратить на него внимание.

Аналогично, этот принцип действует, но только в случае наоборот, когда взрослый ведёт себя достаточно активно и заинтересовано, то малыш успокаивается и ведёт себя более пассивно.

Достаточно посмотреть на детей, которые в раннем младенческом возрасте пытаются дрыгать ножками и ручками, делают попытки издавать свои первые звуки – как правило, это происходит тогда, когда… родители чем-то заняты или отвлечены от ребёнка, а малыш тем самым пытается привлечь их внимание к себе…

Соответственно, выводы напрашиваются сами собой – комплекс оживления младенца не подчиняется законам развития, но является самым настоящим первым действием со стороны ребёнка, способом общения со взрослым миром.

Что было до комплекса оживления

Появление ребёнка на свет – это радостное событие для нас, но сильный стресс для ребёнка. Ведь, он оказывается в чужом мире, наполненном светом, звуками, запахами, здесь совсем другая температура, а вокруг постоянно снуют какие-то люди… В мамином животике всё было по другом – тихо, спокойно, уютно, комфортно, а сердечный ритм мамы  – он действовал так убаюкивающе на малыша.

Для того, чтобы ребенок мог пережить этот стресс своего рождения и это не отразилось на его развитии, медики рекомендуют чаще брать малыша на руки в первые недели его жизни, особенно маме, так как только рядом с мамой, на маминых руках ребёнок чувствует себя комфортно.

Спустя 2 недели после своего появления на свет, ребёнок уже начинает фокусировать взгляд на предметах, окружающих его и даже начинает разглядывать лица взрослых. А, уже спустя месяц – он сможет различать звуки и узнавать голос своей мамы среди других и звуков.

Ну, а к концу 2-го месяца жизни, в сознании малыша уж существует единая логическая цепочка, в которую входят такие понятия, как мамины руки – еда, мамин голос – мамино лицо… Всё это для новорожденного олицетворение добра, и на всё это он начинает реагировать проявлением положительных эмоций. Появляется первая сознательная улыбка, которую ребёнок дарит своим родителям…

Пик комплекса оживления

Пик комплекса оживления

Когда малыш достигает возраста 3-4 месяцев – он абсолютно счастливый. Даже услышав вдалеке голос мамы или папы – он начинает проявлять активность и стремится привлечь внимание родителей к себе.

Примечательно, что в рекламе товаров для детей до года чаще всего показывают детей именно в этом возрасте. А, знаете почему? Потому, что улыбка практически не сходит с их лиц и они всегда счастливы.

По мнению психологов, именно на пике комплекса оживления и происходит окончательное закрепление связи между родителем и ребёнком.

Так, некоторые мамы и папы даже отмечают, что именно в это время они ощущают так отчётливо, как важен и дорог им этот маленький человечек.

Рекомендации родителям

Однажды увидев счастливую детскую улыбку, мы хотим её видеть вновь и вновь. Но, на самом деле ничего сложного в том, чтобы заставить малыша улыбаться нет.

Ваше общение с таким младенцем, положительные эмоции, сама гармоничная атмосфера в ваше доме, всё это будет способствовать тому, что ваш малыш будет чаще улыбаться, чаще проявлять комплекс оживления и как результат – он будет быстрее развиваться, а показатели его развития речи, слуха и памяти будут на несколько процентов выше, чем у тех детей, которые лишены такой возможности общения с родителями…

Однако, случаются ситуации, когда комплекс оживления младенца не проявляется или проявляется но с опозданием и в неполноценной или неполной форме. На это обязательно необходимо обращать внимание родителям, так как это может свидетельствовать о том, что у ребёнка проблемы с здоровьем или… он страдает от нехватки внимания.

В случае, когда малыш в возрасте 5 недель, не проявляет комплекса активности – не фокусирует своё внимание на лице матери, не реагирует на её голос, а громкие звуки у него не вызывают ответной реакции – возможно, ребёнок отстаёт в развитии или у него проблемы со зрением или слухом.

Когда ребёнок на 4-м месяце жизни может реагировать на маму, только когда она подходит к нему на расстояние ближе 1 метра, а, видя её вдалеке – он не проявляет никакой активности – вполне вероятно, что у ребёнка проблемы с психомоторным развитием, и в этом случае рекомендуется показать малыша педиатру и невропатологу.

Однако, какими бы не были нарушения в развитии и поведении ребёнка, как бы он пассивно не вёл себя – старайтесь как можно чаще вызвать у него комплекс оживления, добиться от него ответной реакции, как можно больше с ним разговаривайте, особенно, когда вы совершаете по отношению к нему какие-либо действия – купаете его, кормите или переодеваете…

Жизнь после комплекса оживления

И, если 2-3 месяц жизни принято считать пиком комплекса оживления у ребёнка, то к концу 5 месяца жизни малыш переходит в другую форму поведения. И, на смену комплексу оживления приходят другие, более сложные процессы.

Так, теперь малыш уже начинает понимать, что маму можно позвать к себе не только с помощью плача и крика, но и с помощью определённых звуков, которые он активно старается издавать и повторять тогда, когда  ему это необходимо.

Его робкая улыбка теперь превращается в звонкий смех, а сами движения малыша – они становятся более точными и управляемыми, тогда как ранее их характер можно было назвать хаотичным.

Малыш начинает осознанно изучать предмет, которые окружают его, своё тело и начинать идентифицировать не только самых близких людей – маму и папу, но и других людей, которые проявляют по отношению к нему внимание. Также, восторг и оживление у ребенка вызывают игрушки… Ваш малыш продолжает развиваться и познавать мир.

Источник: http://boleznimalyshej.net/kompleks-ozhivleniya-kak-probudit-u-malysha-interes-k-zhizni/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.