Послушные дети: психологические особенности

Психологические особенности воспитания современного ребенка

Послушные дети: психологические особенности

Всероссийская научно-практическаяконференция «Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе»

г. Якутск, 4-5апреля, 2013 г.

адаптация при возвращении). При общении с представителями другой культуры нередок культурный шок как состояние неприятия чуждой культуры и лингвистический шок как состояние удивления при восприятии элементов другого языка, похожих на слова его родного языка.(Белянин В. П.,2003)

Использованная литература:

1.Хоментаускас Г.Т. «Семья глазами ребенка». М.: Педагогика, 1989. – 68 с.

2.Белянин В.П. Психолингвистика: Учебник. – М.: Флинта: Московский психолого-социальныйинститут, 2003. – 222 с.

Северо-Восточныйфедеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск

Современные условия диктуют необходимость овладения родителями психологическими знаниями о закономерностях развития своего ребенка.

Родитель должен знать ориентиры по прогнозированию целей и задач психического развития ребенка в процессе обучения и воспитания, создавать условия для их решения, знать диагностические, а также развивающие методики.

Для того, чтобы своевременно оказать поддержку и помощь, а также способствовать гармоничному развитию сына или дочери.

Путь усвоения норм человеческого общения начинается с момента рождения, поэтому очень важно с первых дней встречи с ребенком помнить о том, что все хорошее и все плохое он впитывает в семье. Первый опыт социального общения и усвоения норм и правил жизни зависит от микроклимата в семье.

В воспитании ребенка необходимо исходить из того, что ребенок может реализовать свой познавательный потенциал, развивать способности, если удовлетворены его потребности в безопасности, принадлежности, в любви, уважении.

Отец и мать должны обладать позитивным отношением к своему ребенку, принимать ребенка таким, какой он есть, понимая необходимость коррекции отдельных качеств, но лишь с учетом положительного отношения к целостной личности.

Родители должны способствовать становлению чувства собственного достоинства, самоуважения и эмпатии создавая психологический комфорт для полноценного развития. Гуманность взаимоотношений важна в семье, доброта родных и близких – не пожелание, а необходимое требование к организации жизни ребенка.

Н.А.Горлова выделила особенности развития современных детей и что следует учитывать при их воспитании родителям. особенность

189

Всероссийская научно-практическаяконференция «Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе»

г. Якутск, 4-5апреля, 2013 г.

современных детей состоит в том, что они обладают новым типом сознания – системно-смысловым,а несистемно-структурным,характерным для детей прошлого века. Современные дети отличаются повышенной возбудимостью и гиперактивностью.

У современных детей повышенная потребность в восприятии новой информации. У современных детей повышенны тревожность и агрессия. Ребенку важно постоянно чувствовать любовь и нежность окружающих его людей, безопасность и защищенность.

Современные дети настойчивы и требовательны.

Современные дети не терпят насилия и протестуют, если взрослые заставляют их что-тоделать против их воли, развитие сферы духа должно протекать последовательно в рамках определенной системы семейных отношений, когда ребенок выступает не младшим по отношению к старшим, а равноправным партнером по общению и совместной деятельности. При этих условиях у ребенка развивается ощущение успеха

иуверенность в своих силах.

Внастоящее время происходит смена доминирующих форм передачи коллективного опыта: от книжно-письменнойкультуры кэкранно-клиповойкультуре, которая формируетэкранно-клиповоемышление. Мощное влияние на подрастающее поколение, к сожалению, не всегда положительное играют СМИ, Интернет, телевидение, религиозные и молодежные сообщества.

Младшие школьники, так или иначе, вовлечены в различные виды коммуникационной и социальной активности, в содержании которых присутствуют, разные, порой противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Политика средств массовой информации, внедряет в качестве нормы безнравственность, насилие, пренебрежительное отношение к профессии, к труду, к браку, к семье. В таких условиях особенно трудно приходится молодому поколению с еще неустоявшимся нравственным опытом, мировоззрением, подвижной системой ценностей.

Особо значимыми становятся ориентации ребенка в окружающем его мире объективных ценностей, в себе самом, своих возможностях, в построении образа будущего и личных перспективах.

Использованная литература:

1.Горлова Н.А. Секретаы семейного общения, или Что нужно знать современным родителям о своих детях. – Начальная школа после До и После. – №3. -2012.– С. 3-6.

2.Грэй Дж. Дети с небес. Уроки воспитания. – София, 2005.

3.Прокопьева М.М. Социально-педагогическаясамоорганизация якутской семьи / Педагогика. – М.: 2007. – № 6. -С.98-105

190

Источник: https://StudFiles.net/preview/2793472/page:89/

Психологические особенности развития детей дошкольного возраста

Послушные дети: психологические особенности

Каждому родителю, воспитывающему ребенка 3-6 лет, следует знать психологические особенности детей дошкольного возраста.

В это время стремительно развиваются познавательные процессы, закладываются основные личностные особенности будущего полноправного члена общества, его морально-нравственная и эмоционально-волевая сфера.

Для того чтобы ребенок вырос здоровой и гармоничной личностью, потребуется создать благоприятные условия для его развития.

Характеристика возрастного этапа

В дошкольном возрасте малыш быстро развивается как физически, так и психически. Он уже научился распознавать сигналы, поступающие от окружающего мира, настает этап их анализа и синтеза. Происходит накапливание знаний, умений и навыков, их совершенствование.

Данный возраст охватывает период от 3 до 7 лет. Начинается с отделения себя от родителей и заканчивается развитием самосознания. Он подразделяется на 3 этапа:

  • младший дошкольный возраст (3-4 года);
  • средний дошкольный возраст (4-5 лет);
  • старший дошкольный возраст (5-7 лет).

Каждый период имеет свои характерные психологические особенности развития. В возрасте 3-4 лет малыш начинает активно самоутверждаться. Он стремится все делать самостоятельно и по-своему, расхваливает себя, свои действия и требует того же от взрослых. Нередко проявляются такие реакции, как непослушание, упрямство, негативизм — все это признаки кризиса 3 лет.

Психологическое развитие дошкольников возраста 3-4 лет включает в себя переход от наглядно-действенного вида мышления к наглядно-образному, заканчивается период активного формирования речи, словарный запас насчитывает более 1000 слов. Внимание и память носят непроизвольный характер.

У старших дошкольников формируются устойчивые привязанности к взрослым, для психологического здоровья малышу требуется родительская любовь, внимание и понимание.

Активизируются творческие способности, появляется произвольность внимания и памяти, эмоциональные реакции становятся более стабильными, развиваются волевой и морально-нравственный компоненты личности.

Формируется совесть и чувство долга, твердо усвоены нормы и правила поведения в обществе, понятия о добре и зле, дружбе и любви. Дети этого возраста любят веселые игры, их забавляют нелепицы и небылицы.

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста характеризуются тем, что на данном этапе развития широкие познавательные интересы выходят на первый план.

Это возраст маленьких «почемучек», желающих понять, как устроен мир. Характерная особенность этого возрастного периода — любознательность, острое желание понять окружающую действительность.

Очень важно поддержать ее, чтобы в дальнейшем она трансформировалась в интерес к учебе и любовь к знаниям.

Роль игры и психические новообразования

Развитие психических процессов в дошкольном возрасте находится в стадии становления. Ребенок активно познает мир и задает массу вопросов.

Развиваются познавательные процессы — память, внимание, мышление, речь, эмоционально-волевая сфера, а также творческие способности.

Зная особенности психического развития детей дошкольного возраста, родители выстраивают с ними гармоничные отношения и воспитывают здоровую личность.

Ведущая деятельность дошкольников — игра, освоение норм поведения в обществе и мира человеческих отношений. Ребенок стремится отделиться от взрослых, формирует собственную ситуацию, где он является хозяином положения.

Но в действительности он не может принимать полноценное участие в жизни взрослых в силу ряда физических и психических ограничений.

Символической формой, помогающей самоутвердиться, выступает сюжетно-ролевая игра, в которой соблюдается ряд условий:

  • ребенок подражает действиям взрослых;
  • придумывает ситуацию, где реальные вещи замещаются игрушками;
  • символический характер происходящего;
  • процесс включает ряд правил и ограничений.

Все это обеспечивает психологическое здоровье дошкольника, его умственное и эмоциональное развитие. Посредством игры он учится взаимодействовать с окружающими, познает мир, а благодаря подчинению правилам развивается произвольность поведения.

Психологические особенности дошкольного возраста включают ряд новообразований, характерных для данного этапа развития:

  • формирование наглядно-образного мышления, предвосхищение будущего результата деятельности;
  • развитие произвольности психических процессов (памяти, внимания), возможность приостанавливать реакции для оценки ситуации и прогнозирования;
  • расширение спектра мотивов;
  • становление и развитие самооценки и самосознания;
  • активная функция речи;
  • в нравственном развитии осуществляется сознательное принятие норм поведения в обществе;
  • психологическая готовность к школе (интеллектуальная и личностная).

В большинстве случаев по достижении 7 лет у ребенка имеются данные новообразования в том или ином качестве.

Трудности психического развития

Психология дошкольного возраста такова, что стремительный рост и развитие обуславливают возникновение ряда противоречий, влияющих на поведение и эмоциональные проявления дошкольника. Обилие внешних впечатлений и новых возможностей, повышенная двигательная активность, возрастающая потребность в общении со сверстниками — это основные движущие силы развития ребенка дошкольного возраста.

Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте может быть затруднено в силу ряда проблем:

  • эмоционально-личностные проблемы (плохое настроение, агрессия, тревожность, страхи и т.п.);
  • замедленное развитие познавательных процессов (нарушение внимания, сложности запоминания, недостаточное понимание, ограниченный словарный запас);
  • поведенческие проблемы (лживость, дерзость, зазнайство);
  • неврологические проблемы различной специфики (расстройство сна, быстрая утомляемость, энурез);
  • проблемы общения (отстраненность от других детей, обидчивость, чрезмерная замкнутость).

Дошкольная психология утверждает, что несмотря на усложнение переживаний, психика дошкольников достаточно гибкая и адаптивная, способная справиться с рядом погрешностей в воспитании и негативными факторами. Разобраться в подобных трудностях поможет диагностика психического развития детей.

Диагностическое обследование дошкольников психологом

С целью исследования особенностей развития дошкольников используются разнообразные методики.

Преимущественно это тесты, позволяющие определить личностные особенности ребенка, уровень его психического развития, а также психологическую готовность к школе.

Разработкой подходов к обследованию, методов, правил проведения, интерпретации результатов занимается психология детей дошкольного возраста.

К 5-6 годам ребенок уже хорошо воспринимает информацию на слух, может пересказать услышанное, пояснить ответ на вопрос. Развивается логическое мышление, операции анализа и синтеза, обобщения, классификации.

Поскольку произвольность поведения в этом возрасте еще только формируется, психодиагностика детей должна включать задания, затрагивающие как произвольный, так и непроизвольный уровень познавательных процессов.

Методики для дошкольников в основном направлены на определение сформированности предпосылок к учебной деятельности, уровня личностного и познавательного развития дошкольника, особенностей его мотивационно-потребностной сферы.

Методы психодиагностики детей дошкольного возраста не ограничиваются специальными заданиями и тестами. Оптимальными психодиагностическими результатами обладает наблюдение за детьми в процессе игры со сверстниками или в одиночестве.

Как правило, в этом процессе отражаются особенности взаимоотношений с родителями, степень конфликтности и агрессивности ребенка, умение подчиняться правилам и нормам. Проективные, рисуночные тесты отлично подходят для маленьких детей.

На листе бумаге отображаются все переживания и проблемы, эмоциональное состояние и степень уверенности в себе.

Важным условием получения достоверных результатов является установление психологического контакта между дошкольником и психологом. Только в этом случае диагностика развития будет оправданной.

Если ребенка заставлять или запугивать, результаты обследования могут быть сильно искажены.

При необходимости будет рекомендовано посещение коррекционно-развивающих занятий с психологом, логопедом, дефектологом или другим специалистом.

Самооценка дошкольника и психологические рекомендации

Социально-психологические особенности взаимоотношений и взаимодействия дошкольника и взрослого, прежде всего родителя, оказывают непосредственное влияние на формирование самооценки ребенка.

В раннем возрасте она базируется преимущественно на отношении к нему родителей, с которыми малыш идентифицирует себя и которым подражает.

Если взрослые не поддерживают активность и непосредственность ребенка, у него может сформироваться неадекватная самооценка, как правило, заниженная.

Застенчивые дети дошкольного возраста доставляют родителям немало беспокойства. Ведь такого ребенка сложно отдать в детский сад или на развивающие занятия, оставить под присмотром другого взрослого.

Он замкнутый, не играет со сверстниками на площадке, стесняется проявлять себя, часто плачет и переживает. Дошкольники с высокой самооценкой лучше ориентируются в детских играх и отношениях, уверенно чувствуют себя в коллективе, активные и инициативные.

Но если самооценка завышена, это может привести к заносчивости и высокомерию.

Советы психолога родителям по формированию адекватной самооценки дошкольника включают следующие рекомендации:

  • привлекать ребенка к повседневным делам, поручить ему простые обязанности, выполняя которые, он будет чувствовать свою значимость и полезность;
  • для застенчивых детей важно создавать ситуацию успеха, хвалить и поддерживать все начинания;
  • все воспитательные воздействия (как похвала, так и наказание) должны быть адекватными возрасту и поступкам дошкольника;
  • поощрять активность и инициативу;
  • сравнивать ребенка только с ним самим (каким он был вчера и каким стал на данный момент);
  • формировать адекватное отношение к неудачам, вместе разбирать ошибки и делать выводы;
  • принимать малыша таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками.

Родителям не стоит забывать, что наряду с возрастными психологическими особенностями происходит индивидуальное личностное развитие дошкольника с присущими ему уникальными качествами.

Наследственность, особенности темперамента, стиль воспитания, семейная атмосфера — факторы, оказывающие непосредственное влияние на формирование и развитие личности дошкольника.

Уважение, принятие и поддержка со стороны семьи помогут маленькому человеку вырасти уверенным в себе, активным и целеустремленным.

Источник: https://doshkolnik.net/stati/psihologiya-doshkolnogo-vozrasta.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.