Почему ребенок тянет все в рот?

Почему дети тянут в рот разные предметы, и насколько это опасно?

Почему ребенок тянет все в рот?

Деринова Елена Александровна к.м.н., врач-педиатр, психолог, доцент кафедры поликлинической педиатрии

Российской медицинской академии последипломного образования

Почему дети тянут в рот разные предметы и насколько это может быть опасно?

Стремление детей познавать окружающий мир в раннем детстве проявляется попытками все опробовать на вкус. Ротик новорожденного ребенка — первый ор­ган, с помощью которого малыш взаимо­действует с окружающим миром. Он с удовольствием обсасывает свои пальчики и кулачки.

А как только малыш на­учился захватывать предметы, тут же тянет в рот абсолютно все, что попадает к нему в руки.  Способ познания окружающего мира «через рот» – естественный процесс.

На этом этапе развития губы, язык и слизистая оболоч­ка рта являются центральными органами, с помощью которых маленький человек осваивает мир. Поэтому все попытки отучить малыша от такой привычки, как правило, терпят крах, да и не являются необходимым элементом воспитания.

Родителям же нужно направить свои усиления на то, чтобы отслеживать, что же именно оказывается во рту у их любознательного чада.

В чем же кроется опасность такого способа познания окружающего мира?

Во-первых, малыш, который еще питается жидкой пищей, может подавиться твердым предметом, а при вдохе этот предмет может попасть в дыхательные пути.

Во-вторых, повышается риск заражения инфекционными заболеваниями.

Игрушки, камни, кусочки дерева, обувь, в общем случае все, что может попасться на глаза юному исследователю, содержат на себе множество возбудителей самых разнообразных инфекционных заболеваний.

Дети подвержены «болезни грязных рук», для которых характерен фекально-оральный механизм передачи. Такой механизм актуален для кишечных инфекций вирусной (полиомиелит, ротавирусная, энтеровирусная, аденовирусная инфекции, гепатит А и др.) и бактериальной природы (шигеллез, сальмонеллёз, кампилобактериоз и др.

), а также для многих паразитарных заболеваний (аскаридоз, энтеробиоз и др.). У больного человека с калом выделяется возбудитель заболевания и если, после посещения туалета, он плохо вымыл руки, то высока вероятность, что возбудитель окажется на предметах обихода.

В результате, малыш, который тянет все в рот, либо дети старшего возраста и взрослые, не соблюдающие правил гигиены (не моют руки перед едой), могут легко заразиться.

Есть еще одна проблема. Малыш может травмировать твердым предметом нежную слизистую, в свою очередь слюна ребенка раннего возраста обладает низкой рН и содержит недостаточное количество веществ, подавляющих рост болезнетворных микроорганизмов.

Таким образом, создаются благоприятные условия для активного размножения бактерий и грибов. Поэтому достаточно частой проблемой детского возраста является стоматит.

В зависимости от возбудителя, который его вызвал, различают вирусный, бактериальный, грибковый стоматит, либо стоматит смешанной этиологии.

У детей на первом году жизни нередко встречается кандидозный стоматит (молочница). Заболевание вызывается микроскопическими грибками Candida albicans.

Они составляющая часть нормальной микрофлоры человека, часто обнаруживаются у здоровых людей на слизистых оболочках рта, желудочно-кишечного тракта, влагалища у женщин.

У большинства новорожденных обсеменение кожи и слизистых грибами Candida albicans происходит уже в первые сутки жизни при прохождении младенца через родовые пути. При определенных условиях, благоприятных для гриба, они начинают активно размножаться, вызывая заболевание.

При этом у малыша во рту можно обнаружить участки покраснения, белесоватые пленки на слизистой щек, небе, творожистый налет белого цвета на языке. Ребенок с трудом принимает пищу из-за болезненных ощущений, может отмечаться повышение температуры тела.

Советы родителям

Чтобы избежать попадания твердых предметов в дыхательные пути, перед тем, как дать малышу игрушку, убедитесь, что она лишена мелких деталей, а если такие имеются, то они должны быть хорошо укреплены. Предлагайте ребенку игрушки, которые легко моются (из резины, пластмассы). Для любителей чтения можно приобрести специальные клеенчатые книги.

Пока ребенок не научился хорошо пережевывать пищу, следите за тем, чтобы ему в рот не попадали кусочки твердой пищи (яблоки, твердый сыр, колбасные изделия, леденцы и др.), а также орехи, семечки, попкорн, жвачка. Помните, все продукты, которые вы предлагаете малышу, должны быть тщательно вымыты, термически обработаны.

Для предотвращения инфицирования все игрушки, пустышки, соски, детскую посуду следует тщательно мыть, обеззараживать кипячением и пр.

При появлении у ребенка признаков инфекционного заболевания: беспокойство или наоборот, понижение его активности, повышение температуры тела, появлении рвоты, поноса и других изменений, необходимо незамедлительно обратиться к врачу-педиатру.

При обнаружении признаков кандидозного стоматита вашему малышу поможет педиатр или стоматолог.

В лечении кандидозного стоматита хорошо зарекомендовал себя раствор для местного применения Кандид, у которого не описано ограничения по возрасту. 10-20 капель раствора для местного применения Кандид наносим на ватную палочку или марлевый тампон и аккуратно обрабатываем все пораженные участки во рту малыша 3-4 раза в день. Уже на 3-е – 5-е сутки появится эффект, но лечение следует продолжить до окончания всего курса, определенного врачом.

Дорогие родители, следите за тем, что у вашего малыша во рту, и радость юного исследователя-первооткрывателя не омрачится никакими неприятностями!

Использованная литература:     

1)  Мазанкова Л.Н., Турин И.Е, Шальнева А.П. Кандидозный стоматит у новорожденных: новые подходы к лечению // Comsilium medicum. – 2004.-Т. 6, № 1. С. 29-31.

2)  В.С. Лесовой, А.В.Липницкий, О.М. Очкурова Кандидоз ротовой полости (обзор) //  Проблемы медицинской микологии – том. 5, №1 – 2003 г.

3)  Официальная инструкция по медицинскому применению препарата Кандид – раствор для местного применения.

Имеются противопоказания, перед применением препарата необходимо проконсультироваться со специалистом.

Источник: http://stomatitu.net/mamam-vazhno-znat/pochemu-deti-tyanut-v-rot-raznye-predmety-i-naskolko-eto-mozhet-byt-opasno.html

Ребенок все тянет в рот

Почему ребенок тянет все в рот?
Оригинал здесь – http://karapuzik.org.ua/razvitie-rebenka/esli-malyish-vse-tyanet-v-rot.html

Для младенца рот – это его и руки, и глаза, и, извините, орган любви и наслаждения. Как же поступать родителям, когда он все пробует на вкус: запрещать или приветствовать? Мнения специалистов расходятся…

 Вспомните себя, когда вы нечаянно съедали что-то чрезвычайно острое – горчицу или перец или хлебнули впопыхах горячий чай. В такие моменты все ваши ощущения концентрировались исключительно во рту. Остального тела как будто не существовало.

Примерно так же чувствует себя в первые месяцы жизни ваши сын или дочка.

Живой пищевод — так характеризовали самоощущение новорожденного ученые 100 лет назад. Сейчас подобное определение считается несколько некорректным, но доля истины в нем все же есть. Маленькому еще предстоит научиться ощупывать предметы пальчиками, разглядывать глазками, обнимать маму с папой и любимого мишку ручками.

А пока единственный орган, который подчиняется младенцу и достаточно тонко различает характер поверхности предмета (шершаво-гладко, тепло-холодно-твердо-мягко) — это его ротик. Поэтому он и обожает засовывать в него игрушки и уголок наволочки.

Дня крохи это что-то вроде просмотра интересного фильма: масса впечатлений! А пустышка – как перелистывание любимой, но знакомой до последней запятой книжки. Стоит ли поощрять такую манеру познания мира?

Физиологи: ДА!

Как известно, возбуждение одной зоны коры головного мозга распространяется и на соседние. Именно поэтому, разрабатывая пальчики крохи, вы заодно тренируете и язычок.

То же самое касается и участка мозга, ответственного за сосание и распознавание вкуса. Давайте рассмотрим, какие зоны его окружают.

Сверху это моторные (отвечают за двигательную активность крохи: умение переворачиваться, садиться, вставать, ходить, плавать).

Сзади — двигательный анализатор сложных трудовых навыков (позволяет обучиться вышивке, шнуровке ботинок, работе за компьютером, сборке конструктора).

Чуть ниже – звуковой анализатор (помогает понимать речь и определять источник звука). Внизу – вестибулярная зона (обеспечивает равновесие при ходьбе и спортивных упражнениях). Спереди – центр Брока (речь и словесное мышление).

Чем чаще стимулируете у карапуза участок сосания и вкуса, тем лучше развиваются все окружающие центры. Но помните, что стимуляция должна быть разнообразной: сосание одной и той же пустышки не даст реакции возбуждения в мозгу, а, наоборот, наступит торможение.

Пусть пробует на зубок и пластмассовые погремушки и резиновые прорезыватели и свои пальчики и мамину кофточку… Вот где настоящее пиршество ощущений!

Педагоги: НЕТ!

Воспитатели и педагоги при виде младенца с пустышкой или пальчиком во рту дружно вас осудят. Во-первых, за то, что не удовлетворяете сосательный инстинкт крохи при кормлении.

А во-вторых, расскажут с десяток историй о том, как первоклассники приходили в шкалу с пустышками в карманах и как начинали пить и курить раньше, чем осваивали таблицу умножения. Мол, сигарета и пиво заменили соску. На самом деле серьезных исследований на эту тему не проводилось.

Есть детки, которые очень быстро наедаются маминым молочком и отворачиваются. Инстинкт же сосания реализовать не успели.

Конечно же, пустышка или пальчик выручают в этой ситуации, что же касается отучения от дурных привычек или приобщения к оным, то достоверно известно: именно неврозы, страхи, тревожность заставляют ребятишек сосать пальцы, грызть ногти и тянуться к сигаретам, а не наоборот (дескать, сегодня палец сосет, а завтра полностью деградирует). Вы уделяете малышу достаточно внимания и он чувствует себя любимым и защищенным? Он вовремя скажет пустышке «до свидания», а алкоголь и никотин не привлекут его и после совершеннолетия.

Психологи: ДА!

Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд, предложил классическую периодизацию психологии ребенка, которую до сих пор никто еще не отменил.

Она включает в себя оральную (пока малыш находится на грудном или искусственном вскрамливании), анальную (время приучения к горшку), фаллическую фазы (когда кроха влюбляется в родителя противоположного пола и конкурирует с родителем своего).

Есть еще латентная и генитальная, но они уже относятся к подростковому возрасту. Нас интересует оральная стадия. Она характерна тем, что самое яркое удовольствие младенец получает через слизистую оболочку рта. Сосание и глотание выступают прототипом…

полового акта! Насыщение снимает напряжение и дарит удовлетворение. А когда карапуз совершает открытие – можно сосать не только грудь, но и свой пальчик или игрушку – он здорово продвигается вперед в миропонимании.

Он перестает считать себя единым целым с мамой и ее телом, делая первый шаг к независимости. То, как малыша кормят грудью или из бутылочки, формирует его личность на всю жизнь.

Например, если ребенок не мог удовлетворить полностью свою потребность в сосании или, наоборот, на любой его крик предлагалась именно грудь или соска, без попыток общения или игры, кроха фиксируется на неразрешенных проблемах того периода и вырастает человеком орально-пассивного типа.

Он веселый, оптимистичный, ожидает от окружающих материнского отношения к себе, ищет одобрения любой ценой, слишком доверчив и зависим.

Такой подход к жизни чреват разочарованиями и часто заканчивается депрессией и плотной дружбой с психотерапевтами.

При не особенно нежном отношении мамы к маленькому, резком отлучении его от груди или чересчур бурной реакции окружающих на укусы крохи формируется другой оральный тип личности – агрессивный.

Он любит спорить, делать язвительные замечания, пессимистичен, склонен во всем подмечать лишь негативные стороны.

Медики: НЕТ!

Терапевты и травматологи против того, чтобы ребенок тащил в рот все подряд. Это приводит к стоматитам, вызывает удушья и травмы ЖКТ.

Давайте крохе лишь те предметы, которые можно часто окатывать кипятком и от которых невозможно откусить мелкую деталь.

И конечно, никаких лохматых игрушек: малыши любят отрывать шерсть и глотать ее! Также напоминаем родителям, что нужно тщательно подходить к выбору игрушек для малыша.

Сосет, кусает или облизывает?

Посасывание кроха осваивает раньше всего, еще внутриутробно. У мамы в животике он успокаивал себя тем, что «обрабатывал» собственный пальчик. Пик этой привычки приходится на 1,5-2 года, а к 4 она должна затухать. Если карапуз продолжает сосать палец или ухо любимого зайца, возможно, имеет место невроз. Вам – к детскому психологу!

Кусание – следующий этап развития любознательности.

Сжимая челюстями погремушку или мамино плечо, кроха добывает информацию: твердый или мягкий предмет? Причинить боль он никому несобирался! Но если в ответ он слышит громкое «ой-ой-ой!», то обязательно повторит забавную игру.

Чтобы не приучать карапуза кусать живое, спокойно скажите: «Нельзя кусаться!» — и переключите его внимание. Малыш упорствует? Возможно, кусая вас, он получает более эмоциональный ответ, чем когда ведет себя хорошо. Общайтесь с ним темпераментно!

Облизывание – самый поздний оральный навык. Проверять предмет на твердость ребенок уже научился пальчиками, и теперь роговая полость у него служит лишь для осторожной (язычком!) вкусовой дегустации.

Источник: https://baby-secret-net.livejournal.com/227198.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.