Особенные дети: советы психолога как адаптироваться мамам

Содержание

Рекомендации психолога молодым мамам

Особенные дети: советы психолога как адаптироваться мамам

У вас появляется ребенок, и вы не слишком-то понимаете, что с ним теперь делать. Он плачет, капризничает и не может объяснить, что ему нужно. Вы плачете вместе с ним и не знаете, как поступить  – в школе и университете этому не учат.  В это время отношения с супругом разлаживаются, а за каждый добрый совет хочется убить и маму и свекровь.

Психолог Республиканского научно-практического центра «Мать и дитя» Елена Зеневич рекомендует мамам  не доверять слепо чужим советам, вдумчиво относится к своей новой роли и не забывать о том, что с появлением ребенка муж никуда не исчез и тоже хочет быть причастным к новым семейным ценностям.

Книжка поможет, но она не панацея!

Сейчас масса книг  с советами по воспитанию детей и коммерческого направления и с более основательным научным подходом.

  Своего ребенка я растила, пользуясь некоторыми рекомендациями  Бенджамена Спока. Но я против того, чтобы мама без разбора выполняла все книжные рекомендации.

  Не нужно перекладывать на Спока всю ответственность за воспитание вашего собственного ребенка.

Но его книга мне помогла в одной трудной ситуации. Я думаю, немногие знают, что ребенок начинает манипулировать мамой  с трехмесячного возраста.

В течение двух недель мой малыш засыпал и продолжал спать, только в том случае, если его  все время укачивать. Как только перестаешь качать – он тут же просыпается и начинает плакать.

Мы с мужем просто были вынуждены круглосуточно, по очереди, качать ребенка и оба были совершенно измучены, с синяками под глазами.

И когда я перепробовала уже все возможные варианты, которые мне пришли в голову, то открыла Спока, потому что не знала, что дальше делать.

В книге было написано, что если  происходит то-то и то-то – прямое описание нашей ситуации –  то все, вы попали, ваш ребенок сел вам на шею, хотя вам кажется, что он такой маленький и этого просто не может быть.

В этом случае вам нужно проявить твердость, положить ребенка, убедившись, что он сыт и у него сухой памперс, пожелать ему спокойной ночи, закрыть дверь и оставить его спать, четко понимая, что этим вы не причиняете ему этим никакого вреда. 

Но в книжке написано все хорошо и красиво, а вы попробуйте выдержать, когда ваш ребенок разрывается от крика. Меня муж держал на кухне сорок минут, не выпуская. Но на третий день мой ребенок засыпал через три минуты, и мы забыли напрочь, что такое укачивание.

С любой литературой стоит поступать обдуманно, не надо сразу все реализовывать, пробуйте посмотреть осмысленно, как можно или нельзя применять какие-то рекомендации и советы к своим детям, оценив ситуацию. Быть родителем – это все равно брать ответственность на себя, ни на кого ее нельзя перекладывать.

Добрый доктор Айболит?

Часто мамы жалуются на то, что врач уделяет ребенку недостаточно внимания, один доктор рекомендует одну процедуру, другой – противоположную. И маме сложно в этом всем разобраться и сориентироваться.

Сразу бы  хотелось сказать, что нужно меньше ходить по врачам, иногда это превращается у молодых мам в манию. Таких в медицинской среде называют «ходоками» –  у них есть определенное мнение, и они будут ходить по разным врачам до тех пор, пока не услышат то, что хотят услышать.

Расскажу показательный пример, который случился в практике моего знакомого доктора. Он работал в трех местах – двух государственных клиниках и в коммерческом центре.

К нему на консультацию пришла молодая  женщина, которой он поставил диагноз и порекомендовал операцию, от которой пациентка наотрез отказалась, и очень недовольная покинула кабинет. Прошла неделя, открывается дверь кабинета этого же доктора в другой поликлинике, и входит та же женщина.

Она очень смутилась, сказала, что просто хотела еще раз посоветоваться и так далее.

  Но когда она через две недели открыла дверь в кабинет коммерческого центра и снова увидела того же врача, она пришла в полный ступор, сказала «Выписывайте направление на операцию» и больше с доктором не спорила.

Поэтому не нужно изначально не доверять вашему врачу. Старайтесь максимально полно говорить с доктором, и если вам кажется, что он что-то пропускает  – заострите на этом внимание. Если вы видите, что что-то идет не так, не стесняйтесь об этом говорить и принимать самостоятельные решения, даже не имея медицинского образования.

Хотя сотрудничество между врачом и мамой необходимо, врачи, как и представители любых других профессий, бывают плохие и хорошие, и с ними тоже нужно быть осторожной, не исполнять слепо все назначения, относиться к ним с умом. Если нет полного доверия доктору – поменяйте его.

Не изводите себя и ребенка!

Часто бывает, что мама постоянно проверяет, жив ли ребенок, спящий в кроватке, дышит ли он, теплая ли у него кожа.  Конечно, чем  выше значимость объекта, о котором человек беспокоится, тем выше уровень тревоги о нем, и мы начинаем суетиться.

У меня есть ряд пациентов, которые просто измучили и себя и детей подобными проверками, это можно отнести к категории навязчивых состояний, самостоятельно с этим  человек справиться не может.

Такие проверки дыхания, постоянное измерение температуры – это способ избавится от тревоги, которая живет в человеке, в его мыслях, в его голове. И часто промежутки между этими проверками, как схватки при родах, становятся все меньше и меньше.

Или в моей практике был пример, когда молодая мама узнала от случайного человека на улице – они вместе гуляли с колясками – что внук у одной женщины в пять лет умер от заболевания, связанного с кровью. Это был для нее толчок, она с ужасом поняла, что и в таком возрасте дети могут умирать, а значит, это может случиться и с ее детьми.

После этой роковой встречи она стала постоянно водить своих детей сдавать анализы. Сначала ежемесячно. Потом раз в две недели, потом еще чаще – маме казалось, что они непременно заболеют в промежуток между анализами. Эти детки из поликлиник не вылезали.

В таком сложном случае уже нужно обращение к специалисту.

В первую очередь человеку нужно самостоятельное желание  справиться с таким навязчивым состоянием и начинать надо не с хода мыслей, а с осознания того, что то, что вы делаете – неправильно,  с коррекции поведения.

Нужно запрещать себе поступать согласно стереотипному отлаженному механизму, сложившемуся в вашей голове.

Нужно убедить себя, что в этих измерениях температуры и проверках дыхания нет никакого смысла, это не приносит пользы ни вам, ни малышу.

Если у вас не получается справиться самостоятельно –  надо обращаться за помощью, потому что само собой это не рассосется и ни к чему хорошему не приведет.

Не путайте послеродовую депрессию с периодом адаптации!

Послеродовая депрессия – нередкое явление, но его нельзя путать с периодом адаптации женщины к новым условиям: семья состояла из двух человек, а теперь из трех. Новые обязанности, новое распределение ролей, на  это нужно время и силы, естественно, этот период протекает сложно.

Очень часто ко мне в кабинет приходят люди, которые столкнулись с какими-то жизненными трудностями, они садятся в кресло и говорят: «Я в депрессии». Я отвечаю: «Не надо на себя наговаривать, сплюньте три раза».

Потому это очень страшное зрелище, депрессия – тяжелейшая болезнь, больные по восемь месяцев сидят на сильных препаратах.

Не надо самим себе приписывать диагнозы,  программировать себя и загонять в непонятное состояние.

Существует очень легко определимое отличие адаптации от послеродовой депрессии.

У женщины в период адаптации есть перепады настроения, сонливость, усталость, раздражительность, но все это компенсируется проблесками радости от контакта с ребенком.

Послеродовая  же депрессия характеризуется постоянным негативным отношением к ребенку. Идет или отторжение ребенка или даже агрессия к новорожденному.

Причина этого, возможно, сформировалась еще до появления малыша на свет – неустойчивые отношения с партнером, противоречивые чувства по поводу желания иметь ребенка – с одной стороны женщина его хочет, а с другой это будет мешать ее карьере…

Есть женщины, которые имеют косвенные мотивы для рождения ребенка – чтобы порадовать мужа или удержать любимого, например. И в этом случае процент послеродовых депрессий очень высок.

То, что мужчину можно удержать ребенком – это заблуждение из заблуждений.  Потому что не может быть, чтобы усложнение системы приводило к улучшению ее состояния.

Появление ребенка – это сложности и трудности, и в нестабильных и деструктивных  отношениях ребенок может только подтолкнуть мужчину к уходу, и тогда женщина осознает, что обманывала сама себя. Эти противоречивые мотивы нужно очень хорошо изначально корректировать в рамках подготовки к беременности, чтобы потом не плакать.

Не забудьте про папу!

Когда женщина беременна, у нее меняется организм и мировосприятие, когда она рожает ребенка – у нее меняется весь мир, способ и смысл существования.

В это же самое время у отца ребенка жизнь не меняется совершенно, кроме того, что у него появляются дополнительные заботы и новый объект любви.

Новоявленные папы как ходили на работу, так и ходят, как смотрели по вечерам телевизор, так и смотрят.

И молодые мамы, замучавшиеся, невыспавшиеся, постоянно обижены на своих мужей за невнимание и недостаточную помощь. Как найти взаимопонимание в этой ситуации и объяснить мужчине, чего от него ждут?

Многие молодые  мамы находятся в обиде на своих мужей. Потому что они  в голове нарисовали схему «он должен» и обижаются на него за то, что он что-то не делает. Они изначально воспринимают себя как жертву, хотя  я с такой позицией не соглашусь.

Безусловно, женщина, принимая решение родить ребенка, на 80 процентов должна рассчитывать на себя. Это факт. Но если женщина хочет 10-15 процентов заботы о малыше отдать своему мужу,  в этом случае надо постараться. Да, так устроена жизнь – мы вынашиваем ребенка, мы его рожаем, и основная часть ответственности лежит на нас – это нужно осознать.

Взаимосвязь матери  и ребенка гораздо сильнее, чем у отца с малышом, и если мы хотим привлечь своего партнера к помощи, то мы обязаны вычеркнуть из головы слово «должен». Молодой отец не знает и не чувствует, что он должен, он не умеет читать ваши мысли. А даже если вы придете и скажете мужу «ты должен», ни одному человеку не нравится делать что-то по принуждению.

Фраза « Ты мне  совсем не помогаешь» – совершенно неконструктивная констатация факта, которая заставляет мужчину защищаться и искать оправдания. Позиция умной женщины – говорить своему партнеру «мне хотелось бы». «Мне хотелось бы, чтобы ты мне помог, потому что без твоей помощи я не могу обойтись». Нужно дать человеку почувствовать свою значимость.

В первые месяцы жизни малыша очень важно привлечь мужчину  к участию в процесс воспитания. Потому что если не доверять ему, или давать какие-то мелкие поручения, отстраняя от ребенка – он очень быстро решит, что он здесь не нужен, и будет заниматься своими делами.

Нужно проявить гибкость и смекалку. Даже если мужчина будет бояться взять ребенка на руки, вы можете просто однажды отдать ему ребенка с возгласом «Ой, у меня там суп кипит, подержи, пожалуйста» и убежать.

Женщина все-таки ответственна за то, чтобы организовать союз между тремя людьми и объединять усилия для того, чтобы этот союз был крепким.

Куда обращаться будущей маме за психологической помощью

Думаю, не слишком рационально – организовывать на базе каждой поликлиники кабинет психологической помощи конкретно для беременных или молодых мам, потому что, скорее всего, не наберется столько желающих проконсультироваться. У нас  не слишком распространены походы к психологу.

С другой стороны, если человек испытывает чувство страха, тревоги и напряжения, он может пойти к государственному психотерапевту, и там все эти вопросы будут решаться, вне зависимости от того, кто пациент – беременная женщина или пожилой мужчина.

Но в Минске есть несколько центров, которые проводят курсы и консультации. Информации о них явно недостаточно. Поэтому если человек будет испытывать чувство тревоги, чувство страха и напряжения, у него есть следующие пути.

Есть Центр пограничных состояний и психотерапии, который находится на Менделеева, 4, от этого центра в каждом районе в определенной (не в любой!) поликлинике есть психотерапевт, который работает с тревожностью, со страхами, проводит психологическую подготовку, сеансы релаксации. И женщина имеет возможность туда обратиться.

Также беременной женщине окажут поддержку в нашем научном центре «Мать и дитя», он находится на улице Орловская, 66.

Женщина должна проявлять инициативу. Ведь беременные постоянно наблюдаются у гинеколога, и если у будущей мамы появляются психологические проблемы, она должна говорить о них, озвучивать свои тревоги и вместе с врачом искать способ помощи.

Но, конечно, лучше не доводить дело до психотерапевта.

Есть знания чисто профилактического характера, которые женщина может получить самостоятельно, из книг – о психологии женщины после родов или об элементах психологического контроля над собой, о возрастных особенностях ребенка до года. Не ленитесь читать, спрашивать, узнавать – это ваша жизнь и ваше здоровье, нельзя все пускать на самотек и ждать, что как-нибудь само исправится.

В ваших силах сделать все, чтобы материнство стало счастливым и не доставляло проблем!

Источник: https://www.interfax.by/article/27958

Мам особенных детей нужно выводить из депрессии. Иначе и детям не помочь

Особенные дети: советы психолога как адаптироваться мамам

В Кыргызстане увеличивается количество детей с особенностями (аутизм, ДЦП, синдром Дауна и так далее).

И если для самих детей реабилитационные и ресурсные центры открываются, то мамы таких ребятишек, которые получили психологическую травму, специализированную помощь как правило не получают, оставаясь один на один со своей бедой.

Восполнить этот пробел решили психологи Светлана Дорохова и Светлана Нагорнова. Они создали пилотный проект “Психологическая работа с мамами особых детей”.

Светлана Дорохова рассказала Kaktus.media об идее и результатах проекта.

Научить справляться со стрессом

Идея проекта возникла случайно. Читала информацию на форуме “Дизель” по поводу помощи проблемным деткам в разделе “Благотворительность”. Там рассказывалось и о “Движении вперед” – организации, которая создана для родителей особенных детей.

Это движение организует встречи для мам, где они могут просто общаться. Я предложила коллеге Светлане Нагорновой сходить на встречу, возможно, мы сможем оказать какую-то помощь. Мы с ней профессиональные практикующие психологи. И, конечно, работаем за деньги.

Но что-то делаем и бесплатно, потому что есть такое понятие – благотворительность.

Когда мы пришли на встречу с мамами особенных деток, то увидели, что они пребывают в тяжелом психологическом состоянии. Мы решили оказать им определенную поддержку: научить их хотя бы справляться со стрессом, немного снять уровень агрессии, уровень тревоги за детей.

И вы знаете, за одно-два занятия нам удалось привести мам в более-менее удовлетворительное состояние.

Тогда у нас родилась идея открыть группу на постоянной основе, чтобы не просто помочь улучшить психологическое состояние, но и проработать какие-то внутренние проблемы мам.

Согласно научным данным, состояние родителя напрямую влияет на состояние маленького ребенка. К тому же у особенных детей к мамам особое отношение, они без них вообще не выживут.

Государство оказывает поддержку родителям лишь в виде небольших пособий. Поскольку, как правило, такие дети не могут себя обслуживать, мамы сидят дома, никакого общения нет, отцы не выдерживают нагрузки и уходят, отношение в обществе к таким детям тоже оставляет желать лучшего. Мамы не могут справиться с такой нагрузкой.

Так появился первый пилотный проект “Психологическая работа с мамами особых детей”, в котором было 10 мам. Проект реализовывался в течение года. Были в основном мамы деток с ДЦП тяжелой формы: некоторые не говорят, а есть и те, кто даже есть не может.

Мамы стали уверенными

Сама идея, как я уже говорила, заключалась в том, чтобы помочь маме решить внутренние проблемы, сохранить отношения в семье, а потом уже выйти, скажем, с коляской на улицу, чтобы приучать людей к тому, что особенный ребенок (каким бы проблемным он ни был) – это часть общества. Например, у нас есть пятилетняя девочка с ДЦП, которая не может ходить, но пишет замечательные стихи. Это обычный ребенок, который любит играть и которому нужна поддержка.

Результаты показали, что благодаря таким проектам мамы становятся более уверенными. Они перестают стесняться детей. У многих нормализуются отношения в семье. Папы постепенно начинают проявлять заботу о детях. задача в том, чтобы от этих детей не отказывались, не оставляли их.

Мы показали мамам, что они могут быть красивыми, счастливыми. Одна из мам так воодушевилась, что научилась фотографировать (тоже в рамках благотворительного проекта) и сейчас проводит фотосессии для мам с особенными детками. Получаются отличные фотографии: дети, при том что они тяжело больны, также красиво улыбаются, также любят своих родителей, также радуются жизни, игрушкам.

Это важный социальный проект, потому что детей не будут бросать в домах малюток, в родильных домах. ДЦП определяется не сразу, а деток с синдромом Дауна сразу видно, и родители не хотят их забирать. Но без материнского тепла такие дети, как правило, не выживают.

Прежде чем начать работать по проекту, мы провели психологические тесты. У всех мам была депрессия. У некоторых были даже скрытые суицидальные попытки. Сейчас эти женщины сумели наладить отношения с мужьями. Или возникли новые отношения с мужчинами. При этом женщины не скрывали, что у них есть больной ребенок.

Почти все мамы пошли работать. Все мамы без исключения пошли и оформили своим детям инвалидность. Это успех, потому что для многих мам назвать своего ребенка инвалидом страшно.

А тут они стали выбивать льготы, требовать от государства того минимума, которое оно обязано давать. Они перестали прятать своего ребенка дома. Более того, мамы начали налаживать связи с различными организациями.

К примеру, с кукольным театром, который организовал благотворительный спектакль, на который попали даже лежачие детки.

Вслед за мамами преображаются и дети

Мамы стали заявлять о себе, участвовать в различных мероприятиях. Стали более активными.

Мы увидели, что и дети начинают лучше развиваться. Даже врачи не могут объяснить, почему улучшились показатели детей, прежде всего физические. Есть даже примеры, что начали ходить дети, про которых говорили, что они ходить не смогут. Или дети, считавшиеся немыми, начали произносить звуки.

Нужно, чтобы проект продолжился, но поскольку он благотворительный и все материалы мы покупали на свои деньги, то далее реализовывать его самостоятельно и охватить большее количество мам мы просто не можем. Нам бы очень хотелось, чтобы о проекте узнали. Это важно для мам особенных деток. Пока центры, которые у нас работают, направлены на реабилитацию детей.

Однако если мама в депрессии, то работать со своим ребенком она не станет. А с ребенком нужно заниматься каждый день. Она может отвести его в центр, но там поддержки такой не дадут.

Может быть если проект будет продолжаться и у нас будет какая-то поддержка со стороны, возможно, финансовая, то мы сможем передать эту информацию другим людям, обучить нашей программе тренеров. И за счет этого больше мам особенных детей получат поддержку.

Отзывы мам о проекте

“Я одна из мам, с которыми ведут групповую работу наши глубоко уважаемые и любимые психологи Светланы. И могу с уверенностью сказать, что группа меняет и возвращает нас в жизнь и мы начинаем дышать полной грудью. Я благодарна им, что они проявляют столько силы и профессионализма в работе с нами. Они поставили все мое мышление с головы на ноги. Они – профессионалы с большой буквы”.

“Я тоже одна из мам, которая с огромным уважением и восхищением относится к работе, которую проводят с нашей психологической группой психологи Светланы.

Хочу сказать, что то, что происходит с моей жизнью, и изменения, которые происходят в моей жизни, – это чудо! Состояние, в котором я пребывала после того как заболела моя дочь, нельзя было назвать жизнью.

Это были сплошная грусть, отчаяние и неприятие этого факта, невозможность поделиться этим ни с кем, отчуждение от всех и вся, жизнь потеряла краски, чувство постоянного горя и страха, которое никому нельзя показать, рассказать, описать”.

“Я также являюсь членом данной группы.

Мне посчастливилось попасть именно сюда к двум прекрасным психологам, мамам и просто женщинам – Светланам! За весь период нашей совместной работы я многому научилась, через многое прошла, о многом еще предстоит узнать, но самое главное – я научилась жить с этим! Мои близкие видят во мне перемены в лучшую сторону и все чаще говорят мне об этом. Я думаю, что каждая мама в нашей группе испытала те же чувства, что и я. Каждая девочка в группе меняется на глазах. И это очень радует. Конечно, это состояние отражается и на наших детях, они тоже меняются, пусть медленно, но верно! Это вдвойне радует. Я считаю, что такая группа просто необходима семьям с детьми с ОВЗ. И нужно решать этот вопрос на государственном уровне. Спасибо вам, Светланы, за то, что меняете меня”.

Заинтересованные в поддержке проекта могут обратиться к Светлане Дороховой по электронной почте: [email protected]

Источник: https://kaktus.media/doc/337968_mam_osobennyh_detey_nyjno_vyvodit_iz_depressii._inache_i_detiam_ne_pomoch.html

Адаптация ребенка к детскому саду, учитывая индивидуальные особенности

Особенные дети: советы психолога как адаптироваться мамам

Пришло время отдавать вашего карапуза в детский сад. Впервые так на долго он вынужден быть без мамы, без ее покровительства и ежеминутной защиты.

Возникают смешанные чувства – и радость, от того что малыш становится взрослее, и нотки грусти от необходимости каждый день расставаться со своим солнышком.

Действительно, адаптация мамы к новому периоду не менее важна, чем адаптация ребенка к детскому саду.

С этого дня ее малыш становится участником коллектива, активно запускаются процессы социализации. Ребенок учится навыкам взаимодействия с другими, формируется способность «находить себя» среди людей, умение жить в обществе и быть активным гражданином государства.

Для того чтобы с первого шага ребенок соотносил детский сад с приятными переживаниями, важно мягко адаптировать его к новой атмосфере, новым людям. Общие рекомендации приведены в статье «5 причин, по которым ребенок не хочет идти в садик». Здесь мы остановимся на индивидуальных особенностях малыша, используя знания системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Адаптация шустрого ребенка

Как говорит системно-векторная психология Юрия Бурлана, все дети разные. И отличаются они друг от друга по своим психическим свойствам.

Если ваш ребенок шустрый и активный, не сидит на месте, постоянно нуждается в движении – он обладатель кожного вектора. Такие дети легче других адаптируются к любым новым условиям, в том числе и к садику. Веселые игры и возможность посоревноваться с другими их увлекают моментально.

Единственное, что необходимо учесть – соблюдение режима. В одно и то же время просыпаться и ложиться спать, ужинать и гулять. Маленький кожник природно нуждается в ограничениях и законах. Это развивает его способности к самоорганизации, что позволяет ему легко организовать и других, быть лидером среди детей.

Адаптация медлительного ребенка

А есть дети спокойные и обстоятельные от природы (анальный вектор). Это самые послушные дети, но им всегда надо давать чуть больше времени даже на усвоение элементарных навыков. Стрессом для них всегда является что-то новое, и детский сад -особенно. Для такого ребенка это двойной стресс: и новое пространство, и расставание с мамой, которая для него самый важный человек в жизни.

У нас для этого есть тонкие системные советы.

1. Именно с таким ребенком надо ЗАРАНЕЕ знакомиться с садиком. Проследить, чтобы малыш там освоился задолго до того, как пойдет в первый раз. Если вы сделаете прогулки на детской площадке в детском саду привычными, он легче адаптируется.

2. Медлительным крохам нужно давать чуть больше времени на все утренние процедуры и в любом случае приобщать его к процессу одевания. Хвалите малыша при этом. Ни в коем случае не торопите его на горшке, он все должен сделать в своем темпе.

Если есть возможность вставать утром загодя, чтобы ваш бутуз успевал сделать все необходимое в спокойном темпе – умыться, позавтракать, выбрать ботиночки и самостоятельно их зашнуровать.

Это очень важно еще и потому, что ребенок с анальным вектором очень зависит от мнения мамы и неохотно проявляет инициативу: важно подталкивать его к самостоятельности (сам выбирает, что наденет, сам собирается и т.д).

3. Так как такой ребенок все делает очень основательно, то приготовиться к садику можно и с вечера. Когда же его торопят, то он начинает упрямиться, что родителями часто воспринимается как истерика. Упрямство – это первые звоночки, что срочно нужно менять тактику воспитания, так как упрямство сигнализирует, что развитие свойств у малыша притормаживается.

А вот истерики и «концерты» устраивают малыши со зрительным вектором.

Когда самый чуткий ребенок плачет и не хочет идти в садик

Ребенок со зрительным вектором –самый эмоциональный. Он готов лить слезы по любому поводу. Такой вот плакса. Ему жалко игрушку, мишку, куклу. Он может рыдать из-за завядшего листочка или раненой птички.

Диапазон эмоций у таких малышей огромен. Они очень любят рисовать, играть с разными игрушками и эмоционально к ним привязываются.

Именно у них есть любимый плюшевый мишка или кукла, которую они любят обнимать и даже засыпать с ней рядом.

Итак, если эмоциональный карапуз истерит не хочет идти в садик, что же делать родителям?

Советы психолога для зрительных детей

Вот некоторые советы для снятия эмоциональной напряженности у дошколят со зрительным вектором.
Они очень простые, попробуйте и вы убедитесь в их действенности.

1. Таких детишек ни в коем случае нельзя пугать, нельзя говорить: «Плакса! Как некрасиво себя ведешь», «Будешь капризничать, бабайка тебя заберет» и т.д.

2. Наоборот, необходимо развивать их чувственность и с пониманием относиться к их плаксивости: читать хорошие добрые сказки на сострадание. На портале системно-векторной психологии есть целый список книг для зрительных малышей.

Выносить эмоции наружу поможет кукольный театр и ролевые игры, в которые вовлечь чуткого ребенка со зрительным вектором – проще простого.

Когда ваша кроха научается бояться не за себя, а переживает за других, у него уходят страхи и от истерики не останется и следа.

3. Исключить страшные мультфильмы. А если даже что-то попадает в поле зрения вашей кровиночки, сразу же переводить акцент его внимания на то, что надо пожалеть другого (игрушку, листочек, ребенка, героя сказки).

4. Такому малышу важно показать, что в садике много игрушек, которые его ждут, чтобы поиграть. А главное, там есть детки, которые хотят с ним общаться и вместе играть. Придумывайте разные волшебные истории и вместе творите разноцветный мир детства.

5. Именно таким детишкам помогает идти в садик любимая игрушка. Когда он вроде как ее ведет с собой в садик. В дальнейшем вы увидите, что маленький фантазер найдет себе друга и будет с радостью бежать в садик.

6. Одевайте ребенка в яркую одежду. Это тоже будет его радовать, что он красивый идет в садик, как на праздник.

Ребенок «сам по себе»

Малыши со звуковым вектором заметно отличаются от своих товарищей – они могут «зависнуть», словно о чем-то задумались. Такие дети с одной стороны очень сообразительные и умненькие, но с другой – ведут себя отстраненно, чуть поодаль от других. А когда к ним обращаются, порою кажется, что они не слышат или будто нарочно игнорируют просьбу.

Именно им адаптация к садику дается особенно нелегко, ведь большинство звуковиков активируются к вечеру и ночи, а рано утром им очень тяжело просыпаться. Поэтому на фоне других активных с утра пораньше детей, звуковик выглядит сонным и вялым.

Грубейшая ошибка, которые допускают взрослые в отношении такого малыша – они начинают повышать голос, пытаясь его «разбудить» и вытащить из себя.

Но повышенные интонации ситуацию только усугубляют – маленький гений очень восприимчив к звукам, и от давления на него криком уходит в себя, либо ведет себя странно.

Если есть возможность, звуковику выбирайте садики с небольшой по численности группой и особое внимание обратите на воспитательницу – она должна быть деликатной и интеллигентной, с приятным голосом.

Садик – важнейший этап в развитии ребенка

Как уже говорилось выше, в садике ребенок проходит важнейший для его дальнейшей судьбы период адаптации среди других людей. Если пропустить этот этап, то, как говорит системно-векторная психология Юрия Бурлана, в дальнейшем могут быть проблемы при социализации в других детских, а далее и взрослых, коллективах, сложности с созданием отношений и семьи.

Некоторые советы родителям в период адаптации к детскому саду:

— Больше общайтесь со своим малышом.

— Он идет в садик: это сложный, но важный этап в его жизни. Ему необходима поддержка мамы.

— Сама мама не должна истерить и нервничать по поводу садика. И провожать и встречать ребенка с полным эмоциональным включением.

— Когда вы идете из садика, посвятите это время малышу.

— Спрашивайте его и внимательно слушайте. Чем они занимались, с кем и во что играли. Конечно же, ребенок мал и не может все вспомнить. Вы помогайте ему вопросами.

— Всегда обнимайте при расставании и встрече, общайтесь ласковыми словами. Обязательно будьте честны с ребенком. Если пообещали забрать после обеда – сделайте это.

— И обязательно будьте в контакте с воспитателем, чтобы убедиться, что малыш в коллективе сверстников чувствует себя комфортно.

Это очень простые и одновременно действенные советы по адаптации к детскому саду, которые успешно используют участники тренинга.

Вот что они говорят:

«…Если надо было идти в сад, это была целая истерика, в машине ездить она тоже не могла, брыкалась, била ногами по окну и по сиденьям, отстегивалась, кричала истошно, мешала вести машину… Если ей не давали то что она хочет (новую игрушку или конфеты), закатывались «падучие» истерики.

Мне было очень сложно с ней общаться, даже когда мы общались всего 2-3 часа вечером после сада, мне было это выше крыши, я от нее уставала ужасно, про выходные и говорить нечего, это был кошмар.

Не могу точно сказать каким образом СВП повлияла на поведение ребенка, но она очень изменилась, стала нормально разговаривать, без крика и плача, стала нормально реагировать на отказы (например сладкого), с ней стало возможно и даже очень легко договориться!..»
Надежда У., переводчик Москва

Наиболее мягко пройти период адаптации к детскому саду помогают знания всех особенностей психики вашего малыша. А учитывая, что современные детишки имеют не один, а три-пять векторов, то важно учитывать сразу несколько проявлений характера.

Глубже понять своего малыша и обеспечить наилучшую адаптацию к детскому саду можно на ближайшем бесплатном онлайн-тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Регистрируйтесь здесь.

Автор Виктория Винникова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Раздел: Педагогика

30 Дек, 2016 Комментариев: 3 1437

Источник: http://svp.expert/pedagogika/adaptaciya-rebenka-k-detskomu-sadu-sovety-psixologa/

Адаптация ребенка к детскому саду

Особенные дети: советы психолога как адаптироваться мамам

Детский сад – это место, где ребенок проводит большую часть своего дошкольного времени.

Детский сад представляет собой первый социальный институт, в котором малышу приходится находиться, взаимодействовать с другими детьми.

Именно в нем дети учатся общаться друг с другом, выстраивать дружеские связи, делиться игрушками и т.д. Каждого малыша, который поступает в детский сад, не минует сложный процесс адаптации.

Адаптация представляет собой процесс привыкания малыша к группе, воспитателям, другим детям. Зачастую требования, которые предъявляются к ребенку во время поступления в детское образовательное учреждение, достаточно высоки.

Ребенку необходимо время, чтобы привыкание прошло гладко и безболезненно, не оставив грубых следов на психике. Адаптация ребенка – это сложный психологический процесс, который может сопровождаться различными негативными проявлениями. Родителям и воспитателям следует быть тактичными и доброжелательными.

В этот период важно помогать малышу, всячески поддерживать его и успокаивать.

Особенности адаптации ребенка к детскому саду

Детский сад поначалу кажется маленькому человечку пренеприятным местом на свете. Во-первых, ребенок разлучается с мамой – самым близким и родным существом.

Во-вторых, он должен войти в свой первый в жизни коллектив и занять там свое индивидуальное место. И то, и другое сделать очень нелегко.

Поддержка взрослого на данном этапе крайне важна, потому что без такой помощи малыш либо замкнется в себе, либо станет проявлять агрессию. Какие советы следует принять во внимание родителям и воспитателям?

Изменение режима дня

Находясь в кругу семьи, ребенок живет в определенном ритме и режиме. Когда он поступает в детский сад, то его жизнь стремительным образом меняется. Происходит изменение режима дня, к которому не так-то просто приспособиться.

Малышу бывает нелегко привыкнуть к тому, когда нужно кушать, когда спать или пробуждаться. Дома все эти действия выполнялись в совершенно другие часы. Для того чтобы адаптация к детскому саду проходила легче, рекомендуется и в домашних условиях соблюдать тот же график.

Упорядоченный образ жизни поможет ребенку скорее освоиться в новой обстановке.

Привыкание к группе

Следует принять во внимание то обстоятельство, что ребенку не всегда легко привыкнуть к атмосфере самой группы. Ему может что-то не нравится во внешнем пространстве. Не со всеми детьми всегда сразу складываются хорошие отношения. Дети, особенно в маленьком возрасте, еще не умеют дружить, учитывать и принимать чужую точку зрения.

Необходимо учить их правильно выражать свои эмоции, проявлять свои лучшие качества характера (а они есть у каждого малыша). Иногда забирая ребенка вечером из детского сада, родители отмечают, что он стал нервным и раздражительным. Это происходит по той причине, что в течение дня присутствовали какие-то внутригрупповые конфликты.

Возможно, они не были своевременно выражены или разрешены.

Здоровье ребенка

Отдавая ребенка в детский сад, родителям нужно быть готовыми к тому, что здоровье у него в ближайшее время может заметно снизиться. Этот феномен стал основной особенностью адаптации. Иммунитет ребенка начинает стремительно перестраиваться. Болезнь является защитной реакцией маленького человечка. Его организм учится приспосабливаться к изменяющимся условиям.

Дома он находился в изолированной обстановке, где по возможности всегда царят чистота, любовь и внимание. Детский сад несет в себе незнакомые запахи, звуки и яркие впечатления. Ребенок учится контактировать с другими детьми, моментально заражается от внезапно заболевшего одногруппника.

Обычно, поступая в детский сад, ребенок начинает стабильно болеть раз в две недели или даже чаще.

Возможность проявить себя

У каждого ребенка имеются свои индивидуальные особенности. Если вы хотите в будущем видеть свое чадо успешным, то предоставьте ему возможность выражать свою личность. Чтобы вырастить счастливого человека, необходимо создавать ему соответствующие  условия в реальности.

Процесс адаптации к детскому саду иногда сопровождается конфликтными ситуациями. В них ребенок учится отстаивать свою точку зрения, выражать собственные чувства. Не мешайте ему в этом.

Не нужно пытаться превращать ребенка в робота, который должен оправдывать возложенные на него взрослыми ожидания. У вашего сына или дочери в коллективе обязательно должна иметься возможность как-то проявить себя. Пусть он почувствует себя важным, значимым, принимаемым и любимым.

Только тогда малыш будет посещать детский сад с удовольствием, не закатывая родителям громкие истерики по утрам.

Желание быть замеченным

Другой особенностью адаптации является потребность быть замеченным в группе. Если такого не происходит, ребенок может открыто провоцировать ссору, идти на конфликт и даже драться.

Некоторые воспитатели сталкиваются с нецензурной бранью своих маленьких воспитанников и хватаются за голову. В любом случае необходимо помнить о том, что подобное поведение продиктовано желанием быть замеченным, принимаемым коллективом.

Все эти негативные проявления вполне могут являться частью адаптации, привыкания ребенка к новому месту.

Тоска по маме

Ребенок, оказываясь в детском саду, испытывает сильную тревогу и страх. Эти эмоции вызваны не просто сменой привычной обстановки, а тоской по самому близкому человеку – маме. Даже взрослому порой бывает трудно найти общий язык с коллегами в новом коллективе.

Ребенку страшно оставаться одному в незнакомом месте. Все действия воспитателя и других детей вызывают у него страх, на который он реагирует недоверием, истерикой, дополнительными капризами.

Пока малыш не осознает, что в детском саду с ним ничего страшного не случится, он будет продолжать плакать. Плач здесь выступает способом обратить на себя внимание. Следует учитывать такую особенность адаптации как выраженную тоску по матери.

Ребенок должен чувствовать и знать, что родители обязательно заберут его домой, а не оставят «с чужой тетей» навсегда.

Степени адаптации ребенка в детском саду

В зависимости от условий детского сада привыкание ребенка проходит легче или тяжелее. Следует отметить три основные степени адаптации, которые свидетельствуют о различном психологическом состоянии малыша, особенностях его нервной системы.

Легкая степень

Легкая степень адаптации характеризуется быстрым привыканием ребенка к новой социальной среде. Ребенок буквально через неделю начинает свободно ориентироваться в пространстве, знать всех присутствующих в лицо, устанавливает дружеские отношения с одногруппниками.

Легкая степень встречается реже, чем средняя и тяжелая. При таком подходе дети меньше устают, меньше проявляют агрессию и замкнутость.

В большинстве случаев при легкой степени привыкания ребенок реже болеет и пропускает внутригрупповые занятия, беспрепятственно вступает в контакт со сверстниками.

Средняя степень

Средняя степень адаптации характеризуется достаточно длительным привыканием. Ребенок долгое время не может понять, почему мама его отвела в данное учреждение и отчего так долго за ним не приходит. Малышу двух-трех лет совершенно не понятен смысл пребывания в государственном здании.

Он видит вокруг себя множество ребятишек, но не осознает, что за каждым родители возвращаются вечером. Если понаблюдать за реакцией малыша, то станет понятным, что он думает, что мама оставляет его навсегда. Он каждый раз переживает разлуку с ней как в последний раз. Для ребенка, не достигшего и трех лет от роду, разлука с матерью – это величайшая трагедия.

Он не знает, как вести себя в незнакомой обстановке, не ведает, что с ним происходит, не может управлять собственными чувствами.

Тяжелая степень

При тяжелой степени адаптации ребенок долгое время не может войти в детский коллектив. На утреннее прощание с мамой он реагирует бурным криком, переходящим в истерику. Такой малыш часто болеет, отказывается посещать детский сад, не соблюдает правила поведения, норовит сорвать воспитателю режимные моменты, отвлекает и обращает на себя внимание других детей.

Тяжелая степень привыкания характеризуется, как правило, нарушением сна, потерей аппетита, иногда наблюдается расстройство стула. Ребенок становится нервным, неуправляемым и одновременно беспомощным. Своим поведением он требует к себе участия, пытается обратить на себя внимание тех, кто находится рядом.

К сожалению, не всякий взрослый человек способен это понять и принять верное решение.

Время адаптации ребенка в детском саду

Многих родителей интересует вполне закономерный вопрос: как много времени ребенку необходимо для успешного прохождения адаптации? Следует заметить, что это процесс непростой, зависящий от многих факторов.

Здесь не следует торопиться и всячески подгонять чадо, заставлять его подстраиваться под установленный порядок. Адаптация к детскому саду проходит у каждого малыша сугубо индивидуально.

Время адаптации зависит исключительно от следующих значимых моментов.

Возраст

Здесь присутствует довольно спорный момент. Существует мнение, что на процесс адаптации к детскому саду влияет возраст ребенка. Но тут специалисты расходятся во мнениях.

Одни говорят, что чем младше ребенок, тем проще ему пережить разлуку с матерью и остальными членами семьи. Другие доказывают, что дети постарше лучше адаптируются к детскому саду по причине развития некоторой сознательности.

Не привыкнув к посещению детского сада с полутора-двух лет, ребенку становится тяжело полностью адаптироваться в три-четыре года.

Характер

Многое в процессе адаптации к детскому саду зависит от индивидуальных особенностей личности. Скромному и тихому ребенку тяжелее пережить разлуку, чем общительному и бойкому.

Конечно, покладистый малыш удобен для воспитателя: он никуда не лезет, не доставляет никаких хлопот.

Однако, не сумев выплеснуть свои эмоции в детском саду, ребенок копит их в себе, что не может положительно сказываться как на здоровье, так и на адаптации в целом.

Советы психолога

Если вы решили отдать ребенка в детский сад, то следуйте нижеизложенным советам психолога. Так вы поможете вашему ребенку пройти процесс адаптации в детском саду наиболее благоприятным образом. Многие родители теряются в элементарных ситуациях из-за отсутствия необходимого опыта и не знают, как лучше поступить. Советы психолога помогут справиться с данной непростой задачей.

Не оставляйте его надолго

В первые дни следует ограничить часы пребывания до двух-трех. В противном случае малыш не сможет как следует адаптироваться к окружающей обстановке и будет длительное время плакать.

Только представьте, каким большим стрессом для него является отрыв от семьи и длительное пребывание в незнакомых стенах! Тут впору любому растеряться, что уж говорить о маленьком человечке, который только начал жить.

Знакомство с группой

Познакомьте любимое чадо с детским садом заранее. Пусть ребенок постепенно привыкает к воспитателям, ребятам, окружающей обстановке. Тогда процесс адаптации к детскому саду пройдет значительно легче.

Можно для начала прийти в группу просто познакомиться, посмотреть, в каких условиях находятся дети. Это пойдет на пользу и вам, как родителю, и самому ребенку.

Малыш уже не испугается, когда вы приведете его туда в следующий раз.

Домашние беседы

Они помогут частично преодолеть внутренний конфликт, возникающий из-за того, что ребенок не понимает, почему должен оставаться в детском саду, в то время как любящая и заботливая мама покидает его. Обязательно объясните, что заберете его вечером обратно домой.

Будет еще лучше, если родители не просто молча отведут свое чадо в детский сад, но и в двух словах расскажут о том, что это за место и для чего оно предназначено.

Домашние беседы могут оказаться крайне полезными, особенно, если вы подозреваете, что процесс адаптации будет проходить у вашего малыша тяжело.

Таким образом, адаптация ребенка к детскому саду представляет собой сложный и многоуровневый процесс. Задача, которая стоит перед родителями в данный момент – помочь ему справиться с возникающими страхами, преодолеть тревогу.

Источник: http://psyh.info/detskaya-psihologiya/psihologicheskie-problemy-detej/adaptatsiya-k-detskomu-sadu.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.