Особенности развития новорожденного

Содержание

Первый месяц жизни новорожденного ребенка – особенности развития

Особенности развития новорожденного

Счастливые молодые родители дождались появления своего малыша на  свет. Их переполняет радость, гордость, восторг и бесконечное счастье. Но вслед за этими чувствами приходит страх и беспокойство.

Долгожданное возвращение из роддома домой становится настоящим испытанием для молодой мамы. Она вдруг понимает, что остается с ребенком один на один и не знает, что и как делать дальше.

Чтобы радость не перешла в стресс (а тем более в депрессию), необходимо первые дни и недели полностью посвятить адаптации всей семьи к новому образу жизни и непривычному режиму дня.

Во время нахождения в роддоме для малыша уже установился режим кормления и сна. Очень важно, чтобы этот режим не менялся в первые дни. Это поможет и маме и малышу сохранять спокойствие налаженным ритмом. Молодая мама начнет самостоятельно применять на практике навыки ухода за новорожденным, которые она получила в роддоме.

В эти дни очень важно окружить маму и малыша заботой, вниманием и лаской. Они оба перенесли сильное эмоциональное напряжение, можно даже сказать небольшой стресс.

Домашнее тепло и уют помогут восстановиться им после перенесенного страха, тревоги и боли. И абсолютно лишними будут в эти дни пребывания различных посетителей.

Даже самые близкие родственники – это хлопоты, которые пока не желательны для кормящей мамы.

Чего не стоит бояться

В первый месяц у новорожденного малыша происходит адаптация к новой жизни. Именно поэтому у него могут появляться различные признаки на теле или в поведении, которые тревожат родителей. Они абсолютно не опасны и со временем проходят. Не стоит волноваться, если:

  • Кожа ручек и ножек имеет синюшный оттенок
  • Появилось много мелких высыпаний на лице и лобике
  • Отдельные участки кожи начали шелушиться
  • Глазки иногда косят или смотрят в разные стороны
  • Меняется цвет лица – то он желтоватого оттенка, то красного
  • Малыш плачет, кряхтит

Родители постоянно находятся с ребенком, тщательно всматриваются в него и прислушиваются к каждому звуку. Любая мелочь может вызывать панику у неопытных родителей. Хотя уже на второй неделе у малыша восстановится нормальный цвет лица. В конце первого месяца жизни грудничок будет плакать со слезками, чего не было в первые недели.

Не нужно беспокоиться по поводу несколько неправильной или не совсем симметричной формы головы ребенка.

Проходя через родовые пути, у малышей происходит некоторая деформация головки (вследствие сдавливания), которая спустя короткое время примет обычную форму.

В этом поможет периодическое поворачивание ребенка то на один бочок, то на другой, то на спинку. Это может быть и во время бодрствования и когда малыш спит.

Причинами плача новорожденного в последнюю очередь могут быть болезненные проявления. Чаще всего таким способом малыш привлекает к себе внимание, когда пришло время его покормить или сменить пеленки или подгузник.

Иногда дети в первый месяц проявляют беспокойство, когда хотят спать, когда им жарко или может быть прохладно, когда им неудобно лежать.

Молодой маме достаточно будет несколько дней, чтобы уже по первому звуку плача научиться определять, что хочет ее грудничок.

  • Читать подробную статью: Почему ребенок плачет?

И еще одной распространенной причиной беспокойства и плача ребенка могут быть кишечные колики и газики. Их появление в большей степени связано с питанием мамы и составом грудного молока.

  • Колики у грудничков, что делать и как лечить?

Уход за ребенком

Вся семья начинает жить по новому графику, который построен только под режим дня ребенка. У всех появляются новые приятные обязанности. Все семейство старается участвовать в уходе за малышом и помогать адаптироваться маме и грудничку. В понятие уход входят самые обычные процедуры:

  • Кормление в установленное время или в определенные часовые промежутки
  • Полноценный сон
  • Время бодрствования
  • Водные процедуры
  • Личная гигиена
  • Прогулки на свежем воздухе
  • Воздушные ванны и закаливание
  • Гимнастика и массаж

Устанавливать ли режим ребенку?

Режим дня новорожденного в первый месяц состоит из трех основных пунктов: сон, кормление и бодрствование. Индивидуальные биоритмы малыша сами подберут подходящий график. Не стоит строго придерживаться стандартных границ сна, отдыха и кормления.

Малыш своим поведением даст знать, когда он хочет кушать, а когда пора спать.

В зависимости от физиологических особенностей ребенка в среднем кормление происходит через два с половиной – три часа, продолжительность сна – два-три часа, а период бодрствования длится от получаса до часа.

В первый месяц новорожденный может поспать подольше или не вовремя захотеть кушать. Не стоит волноваться по этому поводу. Уже через пару месяцев все станет на свои места.

  • Подробнее: Режим дня новорожденного ребенка в первый месяц

Когда проводить первое купание

Для большинства малышей купание – это скорее приятная процедура, чем гигиеническая. Ежедневные купания перед сном дают возможность ребенку расслабиться и являются залогом спокойного ночного сна.

Первое купание можно начинать, когда отпадет пуповина и полностью подсохнет ранка на пупке. До этого момента можно обойтись влажными обтираниями. Купание проводится, учитывая индивидуальные предпочтения малыша, каждый день или два – три раза в неделю.

Один раз в неделю можно купать, используя отвары трав. Детское мыло тоже подбирается индивидуально. После водных процедур по необходимости используют присыпку или крем.

Если малыш не любит купаться, это вызывает у него плач и дискомфорт, то иногда купание можно заменить обтиранием.

  • Читать подробную статью: Как правильно купать новорожденных детей

Обязательные процедуры гигиены

Ежедневные процедуры, которые необходимы для здорового развития и роста:

  • Умывание лица и подмывание половых органов
  • Наблюдение за состоянием кожных покровов
  • Уход за пупочной ранкой
  • Мягкое причесывание
  • Чистка носика и ушек ватными тампонами, уход за глазками
  • Осторожная стрижка ноготков
  • Удаление корочек на коже головы

Прогулки и закаливающие процедуры

Прогулка – это незаменимая составляющая в развитии здорового и крепкого малыша. Свою первую порцию свежего воздуха ребенок получил при выписке из роддома. А дальнейшие прогулки должны быть построены с учетом сезона и погоды. От температуры на улице зависит их продолжительность. Очень полезно малышам спать на свежем воздухе или в комнате с открытым окном.

Молодые родители должны знать, что у грудничков еще не отлажена система регуляции теплообмена. Это нужно учитывать, когда одеваете малыша на прогулку. Не нужно одевать новорожденного в три раза теплее, чем себя. Одевайте ребенка так же, как и себя, но используйте дополнительно легкое покрывало сверху.

Закаливание малыша можно начинать уже после первой недели жизни. Самым первым шагом должны стать воздушные ванны и легкие поглаживания.

Первый раз попробуйте оставить ребенка хотя бы на одну минуту без одежды и ласково погладьте его по спинке, животику, ножкам и ручкам. Если ребенку это понравится, то включите эту процедуру в режим дня.

Это послужит отличным средством для развития и укрепления мышц. А крепкие и развитые мышцы – это залог того, что малыш в будущем вовремя научиться сидеть и ходить.

Рефлексы здорового ребенка первого месяца жизни

К концу первого месяца можете проверить, как развивается малыш. Соответствует ли развитие его возрасту. Что должен уметь малыш в возрасте одного месяца и как должен правильно реагировать здоровый ребенок?

Воспитание и развитие новорожденного происходит каждый день в процессе всех запланированных процедур и мероприятий. Так как большую часть времени ребенок находится с мамой, то он легко узнает ее прикосновение и голос. Кроме этого малыш приобретает такие умения:

  • Пытается приподнимать головку и удерживать ее некоторое время, лежа на животе
  • Засматривается на отдельные яркие игрушки и большие предметы
  • Узнает знакомый голос
  • Переводит взгляд и поворачивает голову за игрушкой
  • Реагирует на громкий или резкий звук
  • Пытается издавать первые звуки и агукать

Коснувшись ладошки ребенка, можно увидеть хватательный рефлекс – ладошка сжимается.

Дотронувшись до личика вблизи рта, можно заметить сосательный рефлекс – малыш начинает искать грудь и делает губами соответствующее движение.

Если потрогать стопу грудничка, то увидите реакцию, похожую на реакцию от щекотки – пальчики сжимаются и разжимаются. Попробуйте поставить малыша в вертикальное положение с опорой для ножек – увидите рефлекс хождения.

Источник: https://babymir.net/rebenok-v-pervyj-mesyac-svoej-zhizni-vazhnye-osobennosti-razvitiya-i-pravilnyj-uxod/

Психология развития ребенка от рождения до года

Особенности развития новорожденного

Психика ребенка начинает формироваться еще в утробе матери и продолжает развиваться после рождения.

Именно первый год жизни играет важнейшую роль в формировании не только физического, но и психологического, и эмоционального состояния вашего чада.

Чтобы обеспечить ему развивающую среду, нужно понимать особенности развития психики новорожденного. Особенностям психологии развития ребенка от рождения до года и посвящена данная статья.

Плановые осмотры детей до года: график посещения врачей.

В конце статьи мы подготовили для вас доп. материал. Скачайте чек-лист “Психологическое развитие ребенка с рождения до трех лет”

После рождения малыш беспомощен, его мозг сформирован не до конца, потому выжить ему помогают только рефлексы: пищевые и безусловные, ориентировочные и защитные. Спустя пару недель начинают формироваться условные рефлексы, например, когда мама берет кроху на руки и придает ему позу для кормления.

Поскольку кора головного мозга младенца продолжает формироваться, его психика подчинена подкорковым центрам. В связи с этим физические ощущения новорожденного напрямую связаны с его эмоциями.

Малыш не осознает границу между своим телом и окружающим миром.

Для развития коры мозга новорожденного рекомендуются упражнения для фиксирования взгляда с использованием ярких погремушек достаточно сложной формы.

Важными вехами развития новорожденных детей являются проявления слухового и зрительного сосредоточения в ответ на общение с мамой или другими родственниками. Кульминацией же младенчества становится «комплекс оживления».

Это яркая эмоциональная реакция на приближение мамы, которая включает концентрацию взгляда на мамином лице, улыбку и активные движения ручками и ножками.

На этом период новорожденности заканчивается, и начинается этап младенчества, знаменующий потребность ребенка в общении со взрослыми.

Младенческая необходимость в общении

Младенчество начинается со второго или третьего месяца жизни новорожденного, когда он начинает осваивать навыки общения со взрослыми. Комплекс оживления при виде мамы эволюционирует и становится более бурным, а после достижения крохой четырехмесячного возраста постепенного угасает. Комплекс оживления выполняет сразу две функции.

  • он служит ответной реакцией на приближение взрослого.
  • он служит для активного привлечения внимания мамы, когда малютке требуется общение.

На этом этапе малыш воспринимает маму как целостную личность, независимо от ее одежды, настроения, действий и других признаков.

Любовь младенца к маме безусловна, поскольку ребенок любит ее не за ее действия, а за то, что она есть в его жизни.

Помните, что в этот период недостаток эмоционального и физического контакта с мамой может привести к серьезным задержкам в психологическом развитии ребенка.

На протяжении первого полугодия жизни младенец осваивает новые способы общения с окружающими людьми. При этом он использует все доступные ему способы, чтобы привлечь внимание взрослого.

Малыш еще не различает интонации и соответствующие эмоции, направленные на него, потому на любое общение с мамой реагирует исключительно положительно.

Единственным поводом для капризов и плача в этом возрасте может стать нехватка внимания и заботы со стороны взрослых.

В конце статьи мы подготовили для вас доп. материал. Скачайте чек-лист “Психологическое развитие ребенка с рождения до трех лет”

Психологи рекомендуют при общении с крохой располагать его так, чтобы он видел ваше лицо. Поддержание зрительного контакта в сочетании с ласковым тоном и словами из маминых уст значительно ускорят психологическое развитие малютки.

Общение с мамой и другими взрослыми оказывает огромное влияние на развитие психики младенца. Он начинает осознавать себя как независимое существо, благодаря чему формируется его самоощущение, которое позднее перерастет в самосознание.

Именно положительное эмоциональное общение с взрослыми становится основой дальнейшего прогресса. В частности, усиливается детская тяга к познанию окружающего мира, начиная с ближайших предметов.

Когда у крохи возникает интерес к различным объектами и развивается хватательный рефлекс, первая половина младенчества считается завершенной.

Развитие самосознания и речи у младенца

К шести месяцам малютка начинает активно познавать мир через окружающие предметы, одновременно изменяется и его отношение ко взрослым. Если раньше малышу было достаточно внимания и ласки, то теперь он жаждет совместной продуктивной деятельности.

Взрослый рассматривается как партнер по играм, при этом младенец получает гораздо больше удовольствия от активной совместной деятельности. Если же мама просто наблюдает за малышом со стороны, кроха совершает гораздо меньше специфических действий, а значит, его развитие происходит медленнее.

Прогресс ребенка тем заметнее, чем эффективнее происходит его сотрудничество со взрослыми, и тем крепче становится эмоциональная связь между ними.

Вместе с тем, на данном этапе изменяются и эмоции ребенка. Помимо положительной реакции на взрослого у него появляется и целая гамма негативных эмоциональных проявлений. Малыш учится злиться, грустить, тосковать, раздражаться. При этом младенец сохраняет привязанность к близким родственникам, а к незнакомым людям относится недоверчиво, иногда даже боится их.

Второе полугодие младенца особенно важно еще и потому, что в этом возрасте происходит подготовка к активной речи. У малютки улучшается слух, он много лепечет и пытается подражать звукам, которые произносят окружающие.

Поэтому так важно постоянно разговаривать с крохой, читать ему книги, стихи, напевать простые песенки. Чем больше малыш будет слышать мамину речь, тем быстрее он научится говорить и тем активнее будет пополняться его словарный запас.

Психологи рекомендуют вести с ребенком «беседы», отвечать на его лепетание и озвучивать свои действия, чтобы он учился связывать отдельные слова с предметами.

Если вы живете в двуязычной среде или хотите поскорее начать обучение малыша иностранному языку, знакомьте младенца с обоими языками с первых дней. Уже в восемь месяцев детки теряют способность распознавать звуки, которые не используются в их родном языке.

К первому дню рожденья крошки уже имеют представление о себе, они могут узнавать свое отражение в зеркале. За счет активной игровой деятельности и частого контакта со взрослыми, малыши начинают понимать, что могут влиять на окружение за счет собственной активности.

Именно возросшее самосознание младенца становится причиной кризиса первого года, который завершает этап младенчества и знаменует начало раннего детства. В основе первого возрастного кризиса лежит противостояние детского желания независимости и осознание своей беспомощности в отсутствии взрослых.

На протяжении первых шести месяцев для малыша жизненно важно общение с мамой, ее ласки и нераздельное внимание, позднее проявляется необходимость в совместной деятельности, а также подготовка к активной речи. Чтобы гарантировать правильное эмоциональное и психологическое развитие ребенка от рождения до года, важно разговаривать и играть с крохой, уделять ему достаточно внимания, заботы и ласки.

О том, как развивается психика младенца в период от года до двух лет, мы поговорим в нашей следующей статье.

Источник: https://viline.tv/deti/article/psihologiceskoe-razvitie-mladenca-ot-rozdenia-do-goda

Нормы и отклонения развития новорожденного по неделям и месяцам, особенности ухода

Особенности развития новорожденного

Здоровье ребенка для родителей является важным условием его нормального и полноценного развития.

Они стараются тщательно следить за его успехами, которые он совершает с первых дней жизни, и искренне радуются, когда у него все получается.

Особенно важно следить за развитием малыша в первый год его жизни, на этом этапе стоит учитывать все до мелочей, чтобы не упустить важные детали.

Развитие новорожденного контролируется по неделям и по месяцам. Для этого разработаны специальные схемы, таблицы, календари, в которых отражаются все важные нюансы и критерии.

При помощи них проводится оценка физического и психического состояния ребенка.

Особенности первых дней жизни

После рождения малыша у многих родителей возникает сильное беспокойство и тревога за ребенка. Для них важно, чтобы у него было все нормально и не возникало отклонений.

У крохи в первые дни после рождения в организме происходят серьезные физиологические изменения:

  • Проходят послеродовые отеки.
  • Костная ткань черепа становится более прочной и крепкой.
  • Очертания лица становятся более четкими и выразительными.
  • Наблюдаются серьезные изменения в зрении. Происходит улучшение координации глаз и фокусировки взгляда. Улучшается работа органов чувств.
  • ЖКТ начинает привыкать к новому питанию и заполняется полезной микрофлорой.
  • У малыша начинает перестраиваться кровообращение и кроветворение. В первый месяц жизни несущие плодовый гемоглобин эритроциты разрушаются, а вместо них появляются новые красные клетки крови.

Обратите внимание! В первый месяц жизни у ребенка отмечаются частые мочеиспускания – до 6 раз в день.

Выделяемая моча имеет прозрачную структуру и не имеет запаха. Ребенок в возрасте 1 месяца опорожняет кишечник до 12 раз в сутки, обычно сразу после кормления.

При этом стул имеет желтую окраску и кашицеобразную структуру.

Основные этапы развития

После родов и до года для ребенка является важным периодом, в который важно следить за его развитием.

Каждый внимательный, заботливый и добросовестный родитель должен проявить в это время как можно больше внимания своему ребенку, чтобы его физическое и эмоциональное состояние было в норме.

Этапы развития ребенка разделяют по неделям и месяцам. При этом в каждый период педиатры выделяют главные особенности, которые помогают сделать общую оценку состояния ребенка.

Но все же все дети разные, у каждого развитие индивидуальное, по этой причине могут быть некоторые отличия от установленных норм.

Норма развития новорожденного оценивается в соответствии со следующими показателями:

  • Рост ребенка.
  • Масса тела малыша.
  • Пропорциональные показатели развития тела ребенка – окружность головы и грудной клетки.
  • Статистические функции ребенка – движения.
  • Прорезывание зубов.

Схема развития по неделям

После рождения стоит внимательно контролировать состояние и развитие малыша на протяжении первых 4 недель.

В это время могут быть обнаружены разные пороки, отклонения, болезни, которые можно будет быстро устранить.

У многих деток после рождения проявляется желтуха, которая со временем исчезает.

Ниже имеется календарь развития новорожденного по неделям, в котором отражается общая информация физической и эмоциональной сферы малыша в это время, а также его умения и достижения.

Рассмотрим:

НеделяОсобенности
ПерваяВ это время он уже начинает удерживать головку на несколько секунд, он может фокусировать взгляд на расстоянии от 5 до 15 см. Он может непроизвольно смыкать и размыкать пальчики на руках
ВтораяВ это время у него развивается слух, зрение. Он с интересом рассматривает взрослых. Реагирует на слова мамы, звуки погремушек, фиксирует взгляд на ярких игрушках
ТретьяМалыш может спокойно удерживать головку в течение 5 секунд, поднимает ее после отдыха, узнает маму и папу. Он с интересом рассматривает лица окружающих людей и предметов на расстоянии 50 см
ЧетвертаяУ малыша полностью формируется форма головы. В это время он начинает активно двигать руками ногами, он узнает маму по голосу и запаху. Спокойно сосредотачивает взгляд на людях и предметах на расстоянии до 1 метра. Приподнимает головку лежа на животе на 5 секунд

Таблица развития по месяцам

Чтобы оценить эмоциональное и физическое состояние мальчика или девочки врачи разработали специальную таблицу развития ребенка по месяцам.

Она отражает важные этапы, по которым можно понять, как малыш растет, развивается.

А главное она помогает понять, все ли у него в норме, нет ли у него задержки в росте и других показателях.

Ниже имеется таблица, в которой отражены общие показатели развития малыша от 1 месяца до года. Они помогут понять родителям, как ребенок должен расти, развиваться.

Если же у него этот период проходит не так, то это может быть первыми предпосылками для посещения детского врача, но все же все детки развиваются по-разному.

Рассмотрим:

ВозрастУмения
На момент рожденияВ это время многие родители отмечают активное оживление малыша. Двигает ножками и ручками во время бодрствования.Вздрагивает и начинает моргать при резких звуках.Отвечает на раздражитель плачем
1 месяцПытается приподнять голову в положении на животе и до 5 секунд ее удерживать.Следит за перемещающимися яркими предметами и лицом взрослого.Реагирует на резкие звуки.Отвечает улыбкой.Начинает гулить
2 месяцаВо второй месяц длительно удерживает голову.Поворачивается на звук речи взрослого.Ухватывает предметы рефлекторно.Активно интересуется окружающим миром.Агукает
3 месяцаВ вертикальной позиции хорошо держит голову.Долго рассматривает предметы.Издает разные звуки.В положении на животе приподнимается на предплечьях.Поворачивается на бок со спины.Сосет пальцы или кулачок
4 месяцаУверенно поднимает голову, лежа на животике.Держит ручками мамину грудь или бутылочку во время кормления.При играх смеется и улыбается.Подолгу гулит.Лежа на спинке, приподнимает голову и плечи
5 месяцевУзнает маму и других близких людей.Захватывает и удерживает предметы двумя руками.Берет предмет из рук взрослого.Сидит с поддержкой.Длительно нараспев гулит.Отвечает на услышанные потешки и песенки.Рассматривает картинки
6 месяцевСидит без поддержки.Тянет руки к предмету, который заинтересовал.Поднимает игрушку, которая выпала из рук.Пробует предметы «на зуб».Начинает ползать.Начинает произносить слоги
7 месяцевХорошо ползает и сидит.Стоит с поддержкой за обе руки.Длительно играет с игрушками, изучая их свойства.Пьет из кружки с помощью взрослого.Пробует садиться
8 месяцевИщет игрушку, которая упала.Перекладывает предмет из одной ручки в другую.Встает, держась за опору.Быстро ползает.Показывает знакомые предметы, отвечая на вопрос «где?».Самостоятельно держит твердую пищу (сухарик, печенье).Боится расстаться с мамой
9 месяцевПробует стоять и делать первые шаги.Подражает другим детям.Тянется к интересующему предмету и пытается его достать
10 месяцевНачинает брать маленькие предметы пальцами.Засовывает пальцы в дырочки, открывает ящики.Играет в прятки.Ходит с поддержкой за две руки взрослого.Может подняться и спуститься по лестнице (3-4 ступеньки).Пробует самостоятельно есть ложкой
11 месяцевСамостоятельно стоит.Ходит с поддержкой за одну руку.Поднимает предметы без приседания (нагибается).Умеет присесть без опоры.Складывает кубики.Начинает произносить «облегченные» слова.Развитие мелкой моторики, удерживает игрушки и изучает их
12 месяцевПробует самостоятельно ходить.Встает из позиции сидя на корточках.Самостоятельно пьет из чашки.Понимает слова «нельзя» и «можно».Узнает животных и показывает их на картинке и на улице.Произносит 10-15 слов

Правила ухода

Важно! Доктор Комаровский утверждает, что не стоит сильно переживать, если у ребенка отсутствует некоторые рефлексы и навыки в определенные месяцы. 

Все дети разные, у кого-то конкретные навыки приходят раньше, у других позже.

Каждый родитель должен обеспечить грудничку уход и заботу.

По этой причине стоит запомнить несколько важных рекомендаций:

  • Для укрепления тазобедренных суставов врачи назначают комплекс упражнений и методик, которые должны проводить специалисты.
  • С рождения и до года у малыша должно наблюдаться полноценное психическое и психомоторное развитие. Для этого ребенку требуется уже со второго дня рождения показывать разноцветные игрушки, погремушки. А когда он научится держать, стоит давать их в руки, чтобы он перебирал их пальчиками и разглядывал.
  • Питание грудничка имеет важную роль в развитии новорожденного ребенка. Оно должно состоять исключительно из материнского молока, в котором имеются все требуемые витамины. Примерно с 6 месяцев можно вводить прикорм.
  • Развитие речи и слуха для ребенка важно, поэтому с ним нужно постоянно говорить, читать ему книги, показывать картинки.

Причины пороков и отклонений должен устанавливать врач только после полного осмотра малыша.

Но все же стоит учитывать, что дети, также как и взрослые люди, имеют индивидуальные особенности развития.

Не стоит переживать, если у вашего ребенка имеются небольшие задержки. Со временем все это пройдет, главное требуется ему обеспечить полноценный уход и заботу.

Источник: https://LadyVapm.com/baby/razvitie-novorozhdennogo-normy-otkloneniya.html

Первый месяц жизни ребенка. Физиологические особенности развития новорожденного

Особенности развития новорожденного

Вам интересно, каким видит этот мир ваш новорожденный малыш? Слышит ли он ваш голос, слова вашей любви, обращенные только к нему? А, может, вас беспокоит, сколько детка должен гулять на свежем воздухе, кушать или спать?..

Вы двигаетесь в правильном направлении. Ведь родители должны научиться понимать свое дитя, чувствовать его даже на расстоянии. Так обогатите же ваш жизненный опыт новыми знаниями об особенностях физического развития вашего ребенка в самый первый месяц после его рождения!

Глаза, зрение

Ребенок рождается с полностью сформированными глазками. Но видит он при этом еще не совсем четко. И не может сфокусировать взгляд на каком-либо предмете.

Некоторые детки слегка косят, у других наблюдается подергивание глазных яблок из стороны в сторону (нистагм). Если вы заметили у своего малыша подобное, не пугайтесь. Это вполне нормальные явления.

И объясняются они незрелостью органов зрения у младенцев.

Еще одна интересная деталь. Вы видели, что ваш карапуз плачет без слез? Не заметили? А ну-ка присмотритесь. Удивительно, правда? Слезинки у крохи появятся на 3-4 неделе. И это станет первым значимым достижением в его развитии.

Что касается глазок вашего малыша, то, обязательно, обратите внимание на то, не закисают ли они по утрам. Это может быть проявлением попадания инфекции.

А может и свидетельствовать о непроходимости слезного канала. И в том, и в другом случае, если вы заметили закисание, не откладывайте визит к врачу.

Помните, что вовремя оказанная помощь всегда снижает риск возникновения осложнений, которые сопутствуют любому заболеванию.

Слух 

Многие родители задаются вопросом, слышит ли их новорожденный малыш. А вы поэкспериментируйте. Услышав ваш голос, он замирает, как бы прислушиваясь? Успокаивается, даже если перед этим кричал? Ну, конечно же, он вас слышит! Пусть он не может распознать, откуда идет шум. Пусть не поворачивает головку на звук. Но и это скоро придет.

А пока, обязательно, разговаривайте со своим маленьким. Говорите ему, как вы его любите, рассказывайте, что вы вместе сейчас будете делать, называйте предметы, окружающие его. Привыкайте, ведь именно от вас кроха, на протяжении первого года своей жизни, будет получать весь свой словарный запас и все свои знания о том мире, в котором он живет.

Нюх

С самого рождения ребенок способен узнавать запах своей мамы. Известны случаи, когда младенцы отказывались от груди другой женщины, при этом с удовольствием прикладываясь к материнской.

Именно поэтому доктора призывают новоиспеченных мам не пользоваться косметическими и парфюмерными средствами, имеющими сильный запах.

Ведь кроха вполне может принять вас за чужого человека и отказаться от кормления.

Испражнения 

Этот вопрос волновал всех мам и во все времена. Ведь взрослому человеку нелегко представить, что можно ходить в туалет «по большому» — после каждого приема пищи, а «по маленькому» — и того чаще.

Но именно так и происходит у новорожденных. Количество ежедневных испражнений у разных деток бывает разным – от трех до шести раз в день. Обычно, сколько кормлений, столько раз вы и меняете своему карапузику подгузник.

И ничего с этим не поделаешь. Такова природа.

При естественном вскармливании у младенцев стул имеет мягкую консистенцию, кисловатый запах и светло-желтый цвет. При искусственном – испражнения гуще, темнее и запах у них довольно неприятный (уже как у взрослых).

Если же вы увидите крупинки свернувшегося молока или вкрапления слизи в кале своего малыша – это повод незамедлительно обратиться к педиатру. Такие проявления – свидетельства расстройства пищеварительной системы ребенка.

А сейчас – не пугайтесь. Ведь мочеиспускание у младенцев довольно интенсивное. Ваш маленький может писать до 20-25 раз на день. И это вполне нормально. Если же количество мочеиспусканий в сутки у детки 6 и меньше, то вам следует всерьез обеспокоиться, достаточно ли молока получает ваше дитя.

Сон и прогулки 

Пусть вас не удивляет то, что ваш новорожденный малыш почти постоянно спит. Так и должно быть. Но с каждым днем ребенок все больше времени будет проводить с вами. Постепенно минуты активности детки превратятся в часы. А пока, внимательно приглядитесь, когда малютка бодрствует, а когда отдыхает.

У каждого свои биологические часы, но, в большинстве своем, каждые 2-3 часа младенцы одного месяца от роду сами просят, чтобы их покормили. Попытайтесь, по максимуму, подстроить свой день под распорядок дня малютки. Очень важно для того, чтобы ребенок правильно развивался, а его психика была крепкой и здоровой, придерживаться определенного режима.

Помните о том, что спать ваш малыш должен в хорошо проветриваемом помещении. Или на улице, во время прогулки. Кстати, чем больше времени ребенок проводит на свежем воздухе, тем лучше для его здоровья.

В летний период гулять с ним можно начинать сразу же после прибытия из роддома домой. Зимой – через две недели после рождения. При этом, первый раз прогулка не должна длиться больше 5 минут.

С каждым днем время прогулки можно увеличивать.

Еще один важный момент. У маленьких деток, в первые месяцы после появления на свет, система терморегуляции организма еще не достаточно развита. Поэтому, крайне важно тщательно следить за тем, как одет малыш. Он не должен ни мерзнуть, ни перегреваться. От этого зависит не только его здоровье в целом, но и крепкий, спокойный сон.

Ни для кого не секрет, что самым большим желанием молодых мам во все века было желание выспаться. Ведь столько забот легло на их плечи с появлением малыша. Старайтесь планировать свое время так, чтобы днем тоже иметь возможность отдохнуть хотя бы часок, восстановить силы. Тогда вам будет легче просыпаться ночью для кормления ребенка.

И помните: ни один, прожитый вами день, не повторится. Проводите больше времени со своим малышом. Слушайте, как он гулит, умиляйтесь его смешными гримасками. Дарите ему свою любовь. Пишите на чистом листике его души только светлыми чернилами. Ведь он — ваш солнечный лучик, который сияньем своим озарит всю вашу будущую жизнь…

Следите за появлением новых статей об особенностях развития вашего ребенка. Каким он станет, когда ему исполнится два месяца, три или десять? Все основные моменты, на которые вам следует обратить свое особое внимание в них будут затронуты и рассмотрены вам в помощь.

Фотографии взяты из ru.123rf.com

Источник: http://www.detsko.com/stati/mamam/pervyi-mesjac-zhizni-rebenka-fiziologicheskie-osobennosti-razvitija-novorozhdennogo.html

Особенности развития ребенка в первый год жизни

Особенности развития новорожденного

Первый год жизни ребенка является одним из важнейших периодов, в который происходит достаточно быстрое развитие в физическом и нервно-психическом плане всех систем и органов ребенка.

На этой стадии малыш активно растет, получает множество новых знаний и умений, а также познает окружающий мир.

Из ничего не умеющего младенца он постепенно превращается в любопытного малыша, имеющего собственный характер.

Первый год жизни во многом определяет дальнейшее развитие ребенка, его физическое здоровье, психологические качества и особенности восприятия и отношения к миру. Каждая мать, понимая важность этого периода в жизни малыша, старается как можно более ответственно подойти к вопросу развития своего ребенка.

Одними из важнейших моментов, которые являются жизненно необходимыми для ребенка в младенческом возрасте, являются телесный контакт с матерью, тепло и сосание груди.

Именно эти потребности обуславливают тот факт, что в современном мире в большинстве родильных домов сразу после появления на свет малыш прикладывается к груди матери.

Там он может ощутить себя с ней единым целым и получить первые капли молока.

Важнейшими параметрами гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами-педиатрами по следующим показателям:

  1. Степень развития зрительных и слуховых реакций ребенка;
  2. Уровень развития эмоциональной сферы;
  3. Степень развития двигательных навыков;
  4. Развитие навыков движений кистью руки и формирование предпосылок для развития мелкой моторики рук;
  5. Подготовительные этапы развития и понимания речи.

Для новорожденного младенца одной из наиболее значимых потребностей является способность общения и эмоционального взаимодействия с близкими людьми.

Для того чтобы ребенок полноценно развивался в психическом плане, необходимо предоставить ему возможность совместных игр, доброжелательное общение и радость, которые обеспечат наиболее тесный эмоциональный контакт с близкими людьми, в первую очередь, с матерью.

Каждый человек, рождаясь, имеет набор врожденных рефлексов. Их деятельность регулируется работой спинномозговых и подкорковых нервных центров.

У маленьких детей еще не до конца завершен процесс формирования коры больших полушарий, клетки нервной системы пока не обладают ответвлениями, а ее проводящие пути не покрыты защитными оболочками.

Следствием этого является наличие быстрых и сильных механизмов возбуждения и сложностей в формировании поведенческих рефлексов.

Развитие новорожденного ребенка отличается тем, что у него нет каких-либо определенных врожденных форм поведения. Это является одним из его достоинств, поскольку позволяет малышу в максимальном размере получать новый опыт и развиваться.

Для того чтобы процесс развития нервной системы и мозга протекал успешно, необходимо обеспечить активную деятельность всех анализирующих систем. В случае, когда малыш обделен и не получает необходимое количество чувственных впечатлений из окружающей среды, его развитие резко замедляется, что приводит к негативным последствиям в дальнейшем.

Одной из особенностей развития новорожденного медики считают тот факт, что деятельность его анализаторов формируется быстрее, чем телесные движения. Слух и зрение у новорожденных являются самыми наиболее развитыми.

 Физиология и моторика ребёнка в первый год жизни

Известно, что ребенок человека рождается значительно менее приспособленным к окружающей среде, чем детеныши животных. Для взаимодействия с миром у малыша имеется набор безусловных рефлексов, которые регулируют его биологические функции. Это такие рефлексы, как:

  1. Сосательный;
  2. Оборонительный;
  3. Ориентировочный;
  4. Хватательный;
  5. Опорный;
  6. Переступательный.

В возрасте 2- 3 месяцев ребенок способен самостоятельно удерживать голову даже в положении лежа на животике.

Постепенно происходит развитие манипуляций с предметами – ребенок учится перекладывать их из руки в руку, брать из рук взрослого.

К полугоду малыши пытаются самостоятельно сесть, а затем учатся ползать и вставать на ножки, держась за опору. Обычно к году ребенок может передвигаться с поддержкой или же без нее, что зависит от особенностей развития малыша.

Развитие зрения и слуха в первом году жизни

Следует отметить, что формирование органа зрения, как и нервной системы, начинается еще в период внутриутробного развития плода. Зачатки их появляются примерно на 3 неделе беременности.

У новорожденных детей лучше, чем другие, развиты слуховой и зрительный анализаторы. Уже в первые недели жизни малыш способен удерживать в поле зрения движущийся, а немного позже и статичный предмет. Важно, что черты человеческого лица младенец может воспринимать практически с первых дней жизни.

На 2-3 месяц жизни световая чувствительность сетчатки многократно возрастает по сравнению с предыдущим этапом. Появляется форменное зрение, то есть ребенок способен видеть контуры и очертания предметов, хотя и видны они пока всего в двух измерениях.

В этом возрасте ребенок способен отличать некоторые цвета – красный, оранжевый, желтый и зеленый.

Восприятие таких оттенков, как синий и фиолетовый, развивается чуть позже, так как в сетчатке глаза значительно меньше фоторецепторов, способных улавливать коротковолновую часть спектра.

В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей. К полугоду зрение малыша настолько развито, что он с любопытством рассматривает окружающие его предметы и явления.

К окончанию первого года жизни ребенка зрение сформировано достаточно хорошо. Малыш способен разглядывать мелкие предметы, различать знакомые лица на изображениях, отличать контрастные предметы.

Слух у новорожденных также развивается довольно быстрыми темпами. С самого периода рождения ребенок наиболее чувствителен к звукам человеческой речи. Уже к трехмесячному возрасту ребенок способен поворачивать голову на звук, искать глазами его источник. Важным моментом является умение различать тон и интонацию, а также узнавать голос матери.

В 6-7 месяцев малыш уже знает свое имя. Он слышит его среди других слов и звуков речи взрослых и реагирует на него – поворачивает головку, улыбается, тянется к папе или маме.

К году малыш умеет подражать услышанным звукам. Он понимает обращенную к нему простую речь и откликается на нее, при этом развитие речи проходит параллельно с развитием слуха.

Развитие эмоциональных реакций ребёнка до года

Эмоции новорожденного ребенка отличаются своим однообразием – практически всегда они носят отрицательный характер. Ребенок не умеет в это время каким – то другим способом взаимодействовать с окружающими, именно потому свое недовольство и все возникающие проблемы и дискомфорт он выражает криком и плачем.

Ко второму месяцу жизни ребенок уже способен проявлять противоположные эмоции по отношению к близким людям – он улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться, что говорит об узнавании эмоционально значимых людей. В этом возрасте развивается так называемый «комплекс оживления», при котором малыш необычно реагирует на приближение взрослого человека – он поднимает ручки, активно шевелит ножками и радостно гулит.

К четырем-пяти месяцам дети уже умеют отличать свою маму среди других взрослых, различаются их реакции на ее появление и исчезновение.

Если у ребенка сложился хороший эмоциональный контакт с каким-либо взрослым человеком, у него могут возникнуть дополнительные эмоциональные переживания, проявляющиеся в активной отрицательной реакции, которая вызывается уходом этого человека или прекращением общения.

К возрасту шести-семи месяцев для того, чтобы развитие познавательной деятельности происходило на должном уровне, ребенку очень важно постоянно манипулировать предметами и игрушками. Именно поэтому в этом возрасте ребенок проявляет интерес ко всевозможным ярким погремушкам и предметам.

Могут появляться негативные реакции на незнакомых людей, которые с легкостью подавляются естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.

В этот период жизни ребенка активно развиваются его интеллектуальные способности, о чем говорят постоянные подражательные и преднамеренные действия.

Проявляется это в том, что после того, как ребенок начинает использовать преднамеренное манипулирование предметами, то есть постукивать, трясти их, в действиях малышей можно увидеть простейшие проявления мышления.

Это значит, что перед совершением данного действия перед ребенком возникает какая-либо интеллектуальная задача, которую он с успехом решает. Это свидетельствует о том, что мышление ребенка развивается не самопроизвольно, а в действии.

К девятимесячному возрасту эмоциональная жизнь малыша становится значительно богаче. В этот период изменяются и усиливаются проявления эмоций.

Заметно это в более тяжелом установлении контакта с незнакомыми людьми, ребенок может испытывать робость и стеснение.

Однако, в этот период любознательность берет верх над страхом, что заставляет малыша активно интересоваться окружающими предметами, явлениями и людьми.

Общие движения в первый год жизни малыша

Всем известно, что новорожденные дети не могут четко координировать собственные движения. Процесс развития движений начинается после появления ребенка на свет. Впервые дифференцированные и более точные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни.

В этом возрасте ребенок способен приближать руки к личику, потирать их, поднимать и разглядывать. Примерно с трех-четырех месяцев дети начинают ощупывать свои ручки, перебирать пальчиками любые предметы.

В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки — случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак и толкает игрушку. При этом захвата пока еще не происходит, хотя если вложить малышу игрушку в руку, он сможет длительное время удерживать ее.

Происходит это благодаря тому, что хватательный рефлекс у малышей отлично развит.

С пятого месяца жизни движения рук малыша уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает массу сопутствующих нерациональных движений, и параллельно двигает второй ручкой. При захвате игрушки движения также производятся не только руками, но и ножками и туловищем.

Более точные, четкие и прицельные движения руки формируются только к восьми-девяти месяцам жизни.

Развитие речи ребёнка

Самым первым средством выражения желаний ребенка и привлечения внимания к своим потребностям является крик. Развитие речи ребенка проходит несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности. Ко второму месяцу жизни малыши начинают активно гулить – то есть произносить отдельные звуки.

Изначально этот процесс носит кратковременный характер, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Такие проявления говорят о том, что ребенок хорошо себя чувствует и испытывает положительные эмоции.

Постепенно увеличивается количество произносимых ребенком звуков, появляется умение использовать всевозможные интонации. В этот период, как и на протяжении всего первого года жизни ребенка, важную роль играет возможность взаимодействия со взрослыми.

Многие замечают, что ребенок гулит даже тогда, когда остается в помещении один или не видит никого из родных, однако при появлении в поле зрения близких людей, его эмоции проявляются более ярко и отчетливо.

С течением времени гуление ребенка заменяется на лепет. Примерно в 6-7 месяцев ребенок начинает произносить отдельные слоги.

В семь-восемь месяцев появляется способность понимать некоторые элементы речи взрослых и устанавливать связь между услышанным словом и конкретным образом.

Проявляется это поворотом головы в нужную сторону при задаваемых вопросах. Так выражается поисковая зрительная реакция.

Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, ребенок пытается подражать услышанным звукам, он часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.

Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннадцать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов или упрощенных звуковых подражаний.

К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб — дай, покажи, закрой. Понимает слова «надо» и «нельзя».

Формирование личности ребенка

Несмотря на то, что о ребенке, как о личности, ученые обычно говорят не ранее трех лет, ее формирование начинается гораздо раньше. Период до года отличается закладкой основных качеств и черт личности, которые проявятся только спустя годы. Они формируются на основе общения и взаимодействия со взрослыми. В младенчестве у ребенка развивается любовь к близким людям, чувство привязанности.

В этом возрасте также оформляется темперамент ребенка, который зависит от врожденных особенностей нервной системы. Но кроме этого, большое влияние на его проявления оказывают приобретенные привычки, национальные и культурные особенности общения и поведения, которые ребенок впитывает с первых дней.

В возрасте 8-12 месяцев у детей часто возникают страхи, пик которых относится к 15-18 месяцам. Основной из них направлен на незнакомых людей. Малыш испытывает отрицательные эмоции при расставании с близкими людьми, что выражается через плач.

Одним из важнейших этапов развития ребенка является конец первого года, который отмечается появлением кризиса первого года. В этом возрасте малыши становятся непослушными, более упрямыми.

Они многократно повторяют действия, не обращая внимание на запрет родителей. Связано это с тем, что малыш активно исследует и изучает окружающие предметы, экспериментирует и оценивает результаты своих действий.

В ответ на прямой запрет взрослого ребенок упрямиться и пытается настоять на своем, повторяя именно то, что ему запрещают.

Этапы развития ребенка в первый год жизни достаточно быстро сменяют друг друга. Каждый родитель должен понимать происходящие в организме малыша физические и психические изменения, помогать ему активно расти и развиваться, уделять достаточное количество внимания и заботы.

Источник: https://MiroBaby.com/baby/13-osobennosti-razvitija-rebenka-v-pervyi-god-zhizni.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.