Мир глазами грудничка

Мир глазами ребенка: как и что видит малыш от 0 до 1 года

Мир глазами грудничка

Новорожденный младенец видит слабо, но зрение быстро совершенствуется, поэтому к первому году жизни ребёнок воспринимает мир практически как взрослый. Когда малыш начинает различать предметы, и как родители могут помочь развить навыки?

Зрение закладывается с первых месяцев беременности, поэтому при рождении глазки младенца практически развиты. Однако сетчатка остаётся несформированной, а мозг пока не способен воспринимать информацию, которую подаёт зрительная система. Поэтому малыш не видит чёткую картинку и не может остановить взгляд на каком-либо предмете.

Новорожденные дети воспринимают мир как большое серое пятно. Различают только свет и очертания крупных предметов, которые расположены не дальше 40 см. Чтобы помочь малышу научиться фокусировать взгляд, в первый месяц стоит чаще наклоняться к кроватке. Ребёнок постарается разглядеть самый интересный для себя предмет мамино лицо.

Как дети воспринимают мир до 3 месяцев?

Через 1, 5 месяца после рождения кроха уверенно останавливает взгляд. Младенец начинает следить за горизонтально движущимися объектами, переворачиваясь, чтобы не упускать из вида. Сетчатка становится чувствительнее, малыш отличает отдельные детали. Но предметы кажутся плоскими, потому что мозг пока не воспринимает трёхмерное изображение.

В конце второго месяца жизни ребёнок различает яркие цвета:

  1. Красный;
  2. Оранжевый;
  3. Жёлтый.

Родителям нужно повесить красочный мобиль и игрушки по бокам кроватки на расстоянии 40 см от головы, которые малыш будет с интересом рассматривать. Чтобы представление детей об окружающем мире стало полнее и точнее, стоит чаще переворачивать младенцев на животик и привлекать внимание к определённым объектам. Нужно называть предметы и показывать, что с ними делать.

Восприятие мира детьми от 3 до 6 месяцев

С четвертого месяца жизни малыши активно интересуются своим телом: хлопают в ладоши, пытаются дотянуться до ножек. Окружающий мир для детей постепенно становится объёмным. Формируется связь между слухом и зрением: младенец поворачивается на звук и находит источник шума.

С каждым годом зрение будет улучшаться, но полностью зрительный аппарат сформируется только к 10 12-ти летнему возрасту

Малыш видит острее, различает черты лица и мимику людей. Кроху интересуют мелкие предметы, он стремится потрогать всё, что заметит. Через занятия с детьми окружающий мир познаётся быстрее, поэтому стоит помочь малышу поднять заветную бумажку или подать нужную игрушку.

Восприятие окружающего мира ребёнком в 6 9 месяцев

К полугоду острота зрения увеличивается в несколько раз. Появляются личные предпочтения: кроха проявляет повышенный интерес к отдельным предметам. Мозг уже может запоминать образы, поэтому, увидев голову от любимой куклы, ребёнок вспомнит, как игрушка выглядит целиком.

В 7 8 месяцев ребёнок начинает различать другие цвета:

  1. Синий;
  2. Фиолетовый;
  3. Зелёный.

Также малыш учится отличать форму, поэтому в играх нужно использовать разные предметы. Например, сооружать пирамидку, показывая, как устроены кольца. Можно давать младенцу сортер и объяснять, как подбирать игрушки по форме.

Чтобы закрепить полученные навыки, нужно продолжать ознакомление ребёнка с окружающим миром. Стоит чаще водить малыша на прогулку, показывать новые места и объекты.

Развитие ребёнка: окружающий мир годовалого младенца

В 10 12 месяцев малыш по-прежнему любит наблюдать за двигающимися объектами. Но раньше кроха замечал только предметы, которые перемещались горизонтально, теперь вертикально и по кругу. Также младенец начинает различать светлые и тёмные тона одного цвета, выделять детали, которые прятались на основной картинке.

В целом, годовалый кроха видит мир практически как взрослый. Разница в остроте и ширине границ поля зрения. Малыш воспринимает объект, на котором фокусирует взгляд, и небольшое пространство вокруг него.

Происходящее сбоку ребёнок пока не видит. Также младенец не может разглядеть мелкие детали, хотя картинка достаточно чёткая и яркая.

С каждым годом зрение будет улучшаться, но полностью зрительный аппарат сформируется только к 10 12-ти летнему возрасту.

Источник: https://maminclub.kz/articles/16939-mir-glazami-rebenka-kak-i-chto-vidit-malysh-ot-0-do-1-goda/

Мир глазами младенца!

Мир глазами грудничка

Острота зрения новорожденных очень низкая, младенцы дальнозорки, поскольку глазное яблоко у них гораздо короче, чем у взрослого человека. В первые недели жизни ребенок не умеет фиксировать взгляд и видит лишь на расстоянии 20–50 см.

Зрение такого крохи можно назвать световосприятием: малыш различает лишь свет, тьму и расплывчатые контуры. Новорожденный реагирует на светлые овальные предметы, соответствующие по размеру человеческому лицу, может следить за их движениями, но это не означает, что он узнает кого­то из людей, окружающих его.

После 3 месяцев ребенок устойчиво следит за движущимися предметами, узнает лицо мамы и других близких людей, пытается дотянуться до ярких игрушек. В это время острота зрения малыша составляет до 0,1 (это первая строка, самые крупные знаки в таблице окулиста).

Зрительный анализатор продолжает совершенствоваться. По мере появления предметного зрения малыш начинает воспринимать и цвета. Вначале он учится видеть красный цвет, затем — желтый, зеленый и в последнюю очередь — синий.

К 6 месяцам острота зрения увеличивается до 0,3. Кроха различает предметы, узнает знакомые лица на различном расстоянии.

После 6 месяцев, как только ваш малыш научится перемещаться в пространстве, у него начинает развиваться стереоскопическое (объемное) зрение. До этого кроха мог видеть лишь плоскую картинку, не понимая размера, веса и объема окружающих предметов.

Заботимся о зрении

Освещение

Для правильного развития зрения требуется много света. Днем в детской его достаточно, при облачной погоде нужно включать электрическое освещение. Очень важны прогулки, даже если ребенок во время них спит. Солнечный свет все равно проникает в глаза при закрытых веках.

Мобили и гирлянды

Над кроваткой подвешивайте игрушки на расстоянии вытянутой руки (50–60 см). Центральная часть сетчатки наиболее чувствительна к красной, оранжевой, желто­зеленой части спектра. Поэтому красные бусины в гирляндах лучше располагать в центре, к периферии — оранжевые, желтые, зеленые. По краям развесьте синие.

Яркие игрушки

С 5–6 месяцев ребенку нужно давать яркие предметы различной формы и размера. Для развития стереоскопического зрения позволяйте малышу самостоятельно передвигаться по дому, все трогать руками.

Первые книги

К 1 году ребенок может рассматривать картинки, рисунки разных размеров.

После рождения

Первый осмотр ребенка происходит в роддоме. Особое внимание уделяется недоношенным массой до 2 кг, родившимся до 34 недель. Такие детки составляют группу риска по развитию ретинопатии (нарушения сетчатки). Это грозное заболевание, которое может привести к полной потере зрения.

Дело в том, что у плода образование сосудов, кровоснабжающих сетчатку, заканчивается к моменту родов. Но если ребенок родился раньше срока, он попадает в условия, отличающиеся от внутриутробных. Концентрированный кислород, подающийся в кувезах, нередко вызывает повреждение сетчатки.

Маме это заболевание становится заметным лишь на той стадии, когда лечение уже не даст хороших результатов, поэтому всем недоношенным положено регулярно показываться глазному врачу.

Пора к окулисту

Зрение вашего ребенка должно находиться под постоянным контролем в течение всего первого года жизни. Первый осмотр окулистом происходит еще в роддоме, затем в рамках первой диспансеризации малыша показывают окулисту в поликлинике. Это очень важно, поскольку многие врожденные заболевания проявляют себя лишь через несколько недель после рождения.

Во время визита врач осматривает ребенка, проверяет способность фиксации взгляда на предмете, осматривает передний отрезок глаза — веки, слезные пути, слизистую глаза.

Затем он проверяет прозрачность сред глаза, состояние глазного дна, рефракцию глаза (наличие дальнозоркости или близорукости).

Если есть грубые нарушения в развитии структуры глаза, такие как врожденная катаракта или глаукома, их можно вовремя выявить и начать лечение.

Если все в порядке, то следующий осмотр рекомендуется примерно в 6 месяцев. 

Если и в это время все хорошо, то в следующий раз посещение офтальмолога рекомендуется в возрасте 1 года. Детей с проблемами ставят на диспансерный учет и наблюдают раз в 2–3 месяца.

Осмотр недоношенных детей с подозрением на ретинопатию происходит каждые 2 недели до полного развития сосудов сетчатки; далее — не реже 2 раз в год до достижения 18 лет.

Основные признаки болезни:

  • покраснение глаза;
  • слезотечение;
  • отек век и конъюнктивы;
  • слишком обильные выделения из глаз.

Чего делать нельзя?

Нельзя промывать глаза грудным молоком или слюной. Это благоприятная среда для развития микроорганизмов, из­за такого лечения возможны инфекционные осложнения.

Назначили лекарство?

Капли

Малыш лежит. Вы, держа флакон с каплями, кладете руку на его лоб и капаете во внутренний уголок глаза, тогда ребенок не моргнет. Затем, чуть поворачивая голову крохи, распределите каплю по глазу и помассируйте глаз через опущенные веки.

Мазь

Ее наносят в уголок глаза в виде тонкой полоски. Мазь сама распределится по глазу.

Как обрабатывать глазки?

  1. Промывают оба глаза, даже если воспалился один.
  2. Для каждого глаза нужен свой тампон.
  3. Движения при промывании — от наружной части глаза к внутренней (к носу).
  4. Пипетку для дезинфекции нужно опускать в кипяток после каждого использования.

  5. Обязательно закапывайте глаза точно в срок, не пропуская и ни в коем случае не прерывая лечение. Дело в том, что микробы, которых вы убиваете, могут потерять чувствительность к данному препарату и начнут свое пагубное действие с новой силой.

    Обычно в глаза капают 4 раза в день через каждые 4 часа.

Слезки кап­кап

Закупорка слезного канала (дакриоцистит)

Основные симптомы — выделение слизи и гноя через слезные точки при надавливании на область слезного мешка. В норме свободное сообщение между носослезным протоком и полостью носа формируется на 8­м месяце внутриутробного развития.

До этого времени выходное отверстие слезного канала закрыто тонкой перепонкой. К моменту рождения перепонка рассасывается либо прорывается.

Если этого не происходит, то слеза застаивается в слезном мешочке, присоединяется инфекция, развивается острый или хронический дакриоцистит.

Колларголовая проба (проба Веста) проводится окулистом для уточнения диагноза. В глаза закапывается красящее вещество, а в нос вставляется ватный фитилек. Появление красящего вещества на фитильке через 5 минут после закапывания указывает на отсутствие закупорки слезного канальца и исключает дакриоцистит.

Массаж глаза нередко помогает справиться с закупоркой слезного канальца. Если этого не произошло, то малышу придется проводить зондирование слезно­носового канала. Манипуляция быстрая и безопасная, делается в условиях поликлинического кабинета.

Спазм или отек слезных канальцев

Как правило, начинается при резком изменении температуры окружающего воздуха и может сочетаться с отеком слизистой носа (на морозе). Если нет выраженного гнойного отделяемого, то лечения не требуется.

Слезотечение может происходить и на фоне прорезывания зубов верхней челюсти. Дело в том, что они находятся в тесном контакте с гайморовой пазухой и любое воспаление, связанное с ростом зубов у крохи, переходит на слизистую пазухи и носослезного канала.

Срочно идите на прием к окулисту, если…

  • Глаза ребенка краснеют, веки отечны, появляется слизистое или гнойное отделяемое в уголках, ресницы склеиваются после сна, иногда глаза из­за этого открываются с трудом.
  • Зрачки ребенка разного диаметра.
  • Косоглазие сохраняется после 3 месяцев.
  • Малыш непроизвольно совершает маятникообразные движения глазами (нистагм).
  • В случаях травм, попадания в глаза инородных тел, химических веществ, ожогов.

В ваш блокнот

КазНИИ глазных болезней, г. Алматы,

тел. 8 (727) 233­17­76.

Центр офтальмологии Республиканского диагностического центра,

г. Астана, тел. 8 (7172) 70­15­50.

Областная офтальмологическая больница,

г. Шымкент, тел. 8 (7252) 54­28­72.

Областная офтальмологическая больница,

г. Атырау, тел. 8 (7122) 24­49­85.

Елена Бабурова

Источник: http://detki.kz/kids/kroha/uhod/glazische

Мир глазами ребенка

Мир глазами грудничка

Детские суперспособности

Именно поэтому в раннем возрасте советуют дарить именно красно-желтые игрушки – они понятнее ребенку.

Ощущение времени

Ни один ребенок не поймет фразу: «Время летит незаметно». Для детей время протекает намного медленнее, чем для взрослых. По мнению профессора Медицинского колледжа в Бэйлоре, профессора Дэвида Иглмана, это происходит из-за того, что ребенок постоянно что-то узнает, каждый его день полон открытий, даже если он сам того не понимает.

Интересно все: как плывут облака, цвет проезжающих машин, лица людей. Главное, чтобы картинка не застаивалась, а движение не прекращалось. Именно поэтому ребенку невозможно усидеть на месте – слова «ждать» и «потерпи» не для детского слуха.

Так что, если уж пришлось оказаться с ребенком в длинной очереди, скажем, к врачу – нужно обязательно занять свое чадо какой-то интересной игрой и периодически устраивать «смену декораций». В противном случае, любое ожидание в очереди станет настоящим адом и для вас и для ребенка. И ещё, не стоит ожидать от детей и мгновенной реакции. Дети воспринимают услышанное с задержкой в 7 секунд.

Зрение

Зрение маленьких детей также кардинально отличается от взрослого. Бытует мнение, что новорожденные видят мир перевернутым. Это не совсем так.

По законам оптики на сетчатке оно перевернуто, но это не значит, что ребенок видит мир вверх ногами – он пока не воспринимает изображения вообще, у него еще не развит зрительный анализатор. Предметное зрение развивается в течение первых двух месяцев.

Оно связано с центральной, макулярной сетчатки, которая также отвечает за восприятие цветов, в основном желто-красных. Именно поэтому в раннем возрасте советуют дарить именно красно-желтые игрушки – они понятнее ребенку.

Вкус

Дети ощущают вкус намного ярче, нежели взрослые. При этом язык уже с раннего возраста способен различать соленое, горькое, кислое и сладкое.

По словам профессора Темпльского университета Дженнифер Фишер, предпочтение в выборе отдается соленому и сладкому.

В том числе поэтому дети не воспринимают здоровую еду: овощи, фрукты, кашу и так далее, поскольку вкусовые качества в этих продуктах притуплены и отличаются от их предпочтений. Горькое и вовсе воспринимается как яд.

Единый источник информации

В раннем возрасте ребенок, несмотря на огромный запас фантазии, воспринимает мир, в некоторой степени, однобоко.

Группа британских психологов из Лондонского университета, и группа итальянских психологов из Университета Флоренции, выяснили, что дети до 8 лет воспринимают информацию только от одного из органов чувств.

Они еще не умеют сопоставлять данные об окружающем мире, поставляемые из разных источников: запахи, звуки, тактильную информацию, как это делает взрослый человек.

Психологи из Италии предложили испытуемым – детям от 5 до 10 лет и взрослым – два кубика, заданием было определить, какой из кубиков больше, причем можно было либо потрогать, либо посмотреть на кубик, либо же все вместе. Эксперимент показал, что успешнее с заданием справлялись взрослые и дети старше 8 лет. Дети до 8 лет показывали одинаковый результат независимо от способа.

Английские психологи провели еще один эксперимент с детьми от 4 до 8 лет и взрослыми. Испытуемые должны были взять игрушечную ракету, пройти по комнате, «заправить» топливом, посадить пассажиров, сделать обратный отсчет от 10, и вернуть ракету на исходное положение. При этом эксперимент проводили в двух разных условиях.

Сначала в комнате выключили свет, и ориентироваться испытуемым предлагалось по трем светящимся предметам – по форме луны, звезды и молнии. В итоге, взрослые оказались примерно в 26 см от исходной точки, а дети вдвое больше. Во второй раз, в одном случае ученые убрали светящиеся ориентиры, а во втором раскручивали испытуемых на стульях.

Таким образом, в одном случае они могли использовать только чувство пространства, а в другом только использовать ориентиры.

В итоге, результаты взрослых заметно ухудшились по сравнению с первой частью эксперимента, а у детей младше 8 лет почти не изменились. Это говорит о том, что дети выбирают один источник информации и им пользуются, не принимая в расчет дополнительной информации из других источников.

Поделитесь этим постом с друзьями

Источник: http://prikolno.cc/article/8391/mir-glazami-rebenka

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.