Кризис новорожденного и первого года жизни

Кризисы у детей первого года жизни

Кризис новорожденного и первого года жизни

Кризисы у детей первого года жизни

Самый трудный и самый главный год для каждого человека – первый после рождения. В этот период приобретается множество жизненно необходимых навыков и умений. Каждое из них – важная веха в развитии, которая отмечается кризисом.

Так психологи называют период, характеризующийся конфликтностью, психологической неустойчивостью и противоречивостью.

По мнению ученых, за первые двенадцать месяцев жизни маленький человечек сталкивается с восемью такими периодами.

Когда ждать кризис?

Кризисы первого года обусловлены тем, что малыш открывает для себя незнакомый мир и определяет в нем свое место. Именно поэтому все они связаны с новыми достижениями ребенка. «Опасными» периодами, характеризующимися повышенным беспокойством, плохим сном и аппетитом, стремлением находиться только с мамой, можно считать возраст:

  • Один месяц. Появляется возможность удерживать головку, что расширяет возможности малыша. Теперь ему требуется больше информации в виде новых предметов, картинок и т.п.
  • Два месяца. Ребенок начинает разделять себя и окружающий мир. Учится управлять собственными мышцами. Врожденные рефлексы исчезают и заменяются осознанной деятельностью.
  • Три месяца. Малыш учится наблюдать за движущимися предметами, тянуться за игрушкой и совершенствует свои физические навыки.
  • Пять месяцев. Появляется умение производить различные манипуляции с предметами. Ребенок учится соотносить то, что видит с производимыми им самим действиями.
  • Шесть-семь месяцев. Осознание расстояния и попытки его самостоятельного преодоления. Малыш может тянуться за недоступным предметом и, стремясь его достать, переворачиваться и пытаться ползти.
  • Девять месяцев. Начало самостоятельного передвижения и более активного познания мира. Ребенок начинает распределять понятия по категориям.
  • Одиннадцать месяцев. Малыш способен удерживать во внимании сразу несколько событий, а кроме того осознает их последовательность. Он делает выводы, что одно определенное действие приведет к другому.
  • Двенадцать-восемнадцать месяцев. Самостоятельное активное исследование окружающего мира. Проявления собственного желания или нежелания, попытки протеста и выражение своего отношения к окружающим.

Все дети разные и у каждого из них «опасные» периоды могут протекать с различной интенсивностью. Однако последний, который принято называть кризисом первого года жизни, всегда проходит ярко.

Его суть в противоречии, которое характеризуется с одной стороны отчаянным стремлением осознавшего себя отдельной личностью ребенка к самостоятельности.

С другой – его пониманием собственной зависимости от помощи и оценки взрослого.

Как преодолеть трудный период?

    1. Обеспечьте малышу поле самостоятельной деятельности. Дайте ему возможность много двигаться и изучать различные предметы. Создайте ему максимально разнообразную развивающую среду.2. Соблюдайте режим дня. Ребенок, живущий по распорядку, более здоров и психически уравновешен.3. Позволяйте проявлять самостоятельность. Поощряйте даже небольшие результаты. Если задача непосильна, предложите свою помощь.4. Учитесь понимать и озвучивать просьбы ребенка. Выполняйте их или доступно объясняйте причину, по которой это сделать невозможно.5. Уберите предметы, не предназначенные для малыша, тем самым запретов будет меньше. Обеспечьте его безопасность и старайтесь не ограничивать познавательную активность.6. Уважайте личность ребенка и показывайте ему это.7. Не заставляйте делать что-либо силой. Попытайтесь отвлечь или заинтересовать игрой, в которой любимая игрушка будет делать все вместе с ним.8. Грамотно постройте систему правил и запретов. Но не злоупотребляйте последними.

И самое главное: любите своего малыша. Чаще показывайте ему это. Целуйте, обнимайте, ласково называйте по имени и дружелюбно разговаривайте с ним.

Это жизненная необходимость каждого ребенка, несмотря на стремление к независимости и самостоятельности. Никогда не сравнивайте его ни с кем. Он – личность с собственным темпом развития и всему научится в свое время.

Научитесь действовать вместе со своим ребенком, а не за него и тогда никакие трудности первого года жизни будут не страшны.

2014-02-16

Источник: http://ya-mamochka.com/krizisy-u-detej-pervogo-goda-zhizni/

Кризис первого года жизни ребенка

Кризис новорожденного и первого года жизни

К концу первого года жизни малыша многие родители сталкиваются с новыми проблемами. Ребенок научился ходить и решил самостоятельно освоить до сих пор неизведанный мир.

Родители просто не успевают за его желаниями попробовать все на ощупь, залезть в каждую тумбочку, перевернуть содержимое шкафов. Ведь для него это все новое, интересное, притягательное.

Молодые мамы и папы начинают переживать за ребенка, ведь самостоятельность может быть опасной.

Острые предметы, дверные щели, горячие кастрюли, и это еще не полный список того, что может навредить их чаду. И поэтому каждый запрет либо отказ воспринимается малышом агрессивно. Ведь он сам хочет быть независимым, управлять взрослыми.

Когда на пути к самостоятельности он встречает ограничения, то его реакция может закончиться истерикой. Если вы столкнулись с таким поведением крохи — наберитесь терпения. Потому что это кризисный период первого года ребенка.

Для родителей это этап непонятных перемен настроения малыша, а для самого ребенка это очень важное событие в жизни, которое наступает после младенческого возраста.

Причины кризиса 1 года

Кризис — это необходимая фаза развития малыша. Этот период очень часто сопровождается капризами, упрямством, непослушанием. Основными причинами такого поведения можно обозначить умение самостоятельно ходить, разговаривать, развиваться с помощью дополнительных предметов.

Ребенок уже понимает, что он отличается от взрослых. Каждый раз, сталкиваясь с чем-то новым, он хочет это потрогать, освоить, рассмотреть. И когда у него что-то не выходит, он начинает с помощью капризов добиваться своей цели.

Годовалый малыш хотя и начал осваивать азы речи, но он еще не умеет толком объяснить родителям, чего хочет. И каждый запрет вызывает еще большее упорство и истерики.

Родители, которые сталкиваются с непонятным поведением чада, думают, что ребенок просто-напросто разбалован, и начинают ограничивать его самостоятельность еще больше. А кризисный этап очень важен для становления ребенка как личности.

И капризное поведение — это всего лишь требование самостоятельности.

Капризы ребенка в год

В один момент ребенок из лапочки может превратиться в несносное дитя. Родители просто не знают, как найти подход к малышу в таких ситуациях. Потому что настроение годовалого любимца настолько часто меняется: то он плачет и упрямится, то он переключает свое внимание и находит новое интересное занятие.

Истерики, плачь, даже иногда драки и кусания — и никакие меры не помогают повлиять на чадо. Многие родители опускают руки и начинают применять физическое наказание и крик. Но даже такие методы не помогают. Как же поступить в этом случае? Вот некоторые советы, которые помогут родителям пережить кризис 1 года.

С самого рождения существует неразрывная связь между мамой и малышом, как на физическом, так и на психологическом уровне. Младенец во многом зависит от взрослых, о каждом дискомфорте сообщает с помощью плача.

Мама, папа, бабушки и дедушки тут же проявляют внимание и заботу. Но, сделав первые шаги самостоятельно, он начинает осознавать, что и сам может достигнуть желаемой цели.

И мир для него становится таким большим и необъятным, что карапуз стремится как можно быстрее его изучить.

Очень часто малыш не может отпустить маму или папу надолго от себя. Когда вас нет рядом, то он спокойно играется своими игрушками, но как только он замечает ваше присутствие, требование внимания растет с каждой минутой.

И если он не получает нужной заботы, то капризы вам гарантированы. Вы должны понимать, что за время вашего отсутствия дитя успело просто соскучиться по вас.

И если вы проявите к нему нужную заботу, то он поймет, что вы никуда не исчезнете, и сам захочет свободы.

Что касается любопытства юного исследователя, то запрещенные предметы для него становятся просто одержимой целью. Он наперекор родителям хочет абсолютно все перетрогать своими маленькими ручками.

Чтобы малыш при обследовании не навредил сам себе, позаботьтесь о его безопасности и уберите с поля зрения все опасные предметы.

А чтобы интерес узнавать что-то новое не пропал, принимайте активное участие в таком важном для него деле.

Очень часто кроха начинает показывать характер в самых обыденных делах: кормлении, купании, одевании либо раздевании. Просто ваш карапуз хочет быть самостоятельным, но у него еще в полной мере это не получается. И так он проявляет свою личность. Но ничего страшного в этом нет, просто нужно на положительных примерах объяснять ему ваши действия.

Проявляйте терпение к вашему малышу во время капризов, переменчивого настроения, упрямства. Так он хочет заявить всему миру, и в первую очередь вам, о своей самостоятельности.

Кризис первого года жизни ребенка: Выготский

Известный психолог Лев Семенович Выготский считал, что кризис 1 года связан с появлением автономной речи у ребенка. Она является переходной ступенью между пассивной и активной речью. С появления детского говора меняется отношение к окружающей среде. Изменения биоритма не совпадают с развитием речи у малыша, и поэтому он не может контролировать свое поведение.

До годовалого возраста мама и папа были для ребенка единственным центром восприятия. Но с развитием речи ребенок переключает свое внимание и на окружающие предметы. Когда его внимание не удовлетворено, карапуз начинает эмоционально реагировать: плачет, капризничает, упорствует.

И кризис в этот период характеризуется обратным развитием. То есть неумение полностью выразить словесно свои действия и побуждения провоцирует его эмоциональное поведение. При таком поведении нарушаются и все биоритмы организма ребенка: время сна и бодрствования, приема пищи.

Но такой период нельзя назвать острым.

Кризис 1 года: Комаровский

Известный педиатр Евгений Олегович Комаровский призывает родителей, которые столкнулись с кризисом первого года жизни своего ребенка, научиться понимать свое чадо. И чтобы за ребенком не закрепилось слово «непослушный», родителям нужно принимать меры именно в годовалом возрасте.

Доктор Комаровский советует как можно меньше употреблять слово «нельзя», но при этом ребенок сам должен знать, что это опасно для него. Для этого нужно создать систему запретов и наказаний, и не отходить от нее ни в коем случае.

Педиатр акцентирует внимание на поощрении: ребенку необходимо знать, что он сделал что-то хорошее, и родители оценили это.

Как преодолеть кризис первого года жизни ребенка

Чтобы преодолеть трудный, и в то же время важный период в жизни ребенка, родителям следует придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Создайте все необходимые условия для полноценного развития ребенка.
  2. Придерживайтесь привычного режима дня.
  3. Позаботьтесь о безопасности малыша, уберите все предметы, которые могут принести вред.
  4. Старайтесь не ограничивать его самостоятельность в обыденных делах.
  5. Поощряйте результаты действий.
  6. Проявите усилия для того, чтобы понять все просьбы вашего чада. 
  7. Не применяйте физическую силу в целях воспитания.
  8. Определитесь с правилами запретов, чтобы ребенок в будущем знал, что можно, а что нельзя.
  9. Проявляйте уважение к малышу как к личности.
  10. Не ограничивайте себя в проявлении нежности и заботы, которые так необходимы вашим детям даже в период первых попыток демонстрации своей самостоятельности.

Такие простые рекомендации помогут вам пройти этот этап жизни без особых трудностей. Кроме того, близость и доверие в этом возрасте станут хорошим фундаментом для будущих ваших отношений!

Специально для nashidetki.net- Марина Амиран

Источник: https://nashidetki.net/ukhod-za-novorozhdennym/krizis-pervogo-goda-zhizni-rebenka.html

Кризисы развития ребенка: кризис новорожденного

Кризис новорожденного и первого года жизни

Слово «кризис» в свете недавних экономических событий несет сугубо негативный окрас. А ведь если кризис не экономический, а, к примеру, возрастной, то и отношение к нему должно быть соответственным.

Да и возрастные кризисы бывают разные: кризис новорожденного, кризис первого года жизни, кризис трех/семи/одиннадцати лет.

А потому стоит разобраться, так ли страшен волк, особенно, если речь пойдет о рождении нового человечка.

Что такое возрастной кризис

На самом деле, возрастной кризис – это ни хорошо, и ни плохо, это естественно для человека растущего и развивающегося.

Он возникает на стыке двух возрастов и свидетельствует о завершении одного этапа развития и начале следующего.

Яркие и быстрые изменения в психике, появление новых потребностей и новых возможностей их удовлетворения, изменение линии поведения – вот основные вестники перехода человека на новый уровень психического развития.

Кризис новорожденного

Самый первый кризис в развитии каждого человека, самое большое потрясение для его организма именуется кризисом новорожденного, или родовым кризисом. Растерянный, вырванный из привычной среды обитания, ребенок приходит в этот незнакомый и непонятный ему мир. Да и сам процесс рождения не вселяет особого оптимизма.

Переломными эпизодами в жизни малыша становятся изменения температурных условий, освещенности, необходимость другого типа дыхания, иного характера питания. Ребенок не знает, как выжить в этих условиях. Ему страшно. А потому родители должны максимально успокоить малыша, дать ему ощущение уверенности и безопасности.

Таким образом, они помогут крохе успешно приспособиться к новым чужеродным условиям и пережить кризис новорожденности. Многие психологи утверждают, что в этот период жизни человека закладывается базовое доверие к миру.

Эмоциональная и психическая связь с матерью сейчас влияет на умение успешно строить отношения с другими людьми в будущем. Отсутствие общения с близкими способствует замедлению и искажению всего психического развития.

Комплекс оживления

Некоторые специалисты считают, что целый месяц после рождения ребенок не испытывает никаких положительных чувств. А потому нужно окружать малыша спокойствием до тех пор, пока кроха сам не захочет активно познавать и исследовать мир.

Первое проявление потребности в общении знаменует окончание кризиса новорожденного (комплекс оживления) и начало периода младенчества.

Бурные двигательные реакции, гуление, осмысленная улыбка при виде маминого лица – вот основные составляющие комплекса оживления и главные признаки того, что малыш пережил самый первый в его жизни кризис, кризис новорожденного.

Источник: http://udoktora.net/krizisyi-razvitiya-rebenka-krizis-novorozhdennogo-43074/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.