Карточки Домана: плюсы и минусы обучения

Методика раннего развития от Глена Домана

Карточки Домана: плюсы и минусы обучения

Методика Домана — это способ раннего развития и обучения детей, основанный на мнении, что мозг любого малыша, как мощный компьютер, способен впитывать неограниченное количество информации. Этот метод возник в США в середине сороковых годов прошлого века в результате исследований врача-нейрофизиолога Глена Домана.

Доман изучал возможность помочь детям с серьезными поражениями мозга. Он был уверен, что процесс развития мозга, замедленный или даже вовсе остановленный в результате травм и болезней, можно запустить снова, нужно лишь целенаправленно воздействовать на один из доступных каналов поступления информации — слух, зрение, или осязание.

Уже в середине двадцатого века методика Глена Домана дала просто поразительные результаты! Развитие детей с нарушениями интеллекта -детей, которые, казалось бы, были обречены всю жизнь отставать от сверстников — шло такими быстрыми темпами, что «дети Домана» частенько начинали обгонять своих «нормальных» ровесников и в учебе, и в спорте.

От коррекции — к опережающему развитию

Метод Домана ориентирован, в основном, на детей в возрасте до 6–7 лет. Однако, по мнению разработчика, самые лучшие результаты можно получить, если заниматься с малышами от года до трех.

Ученый уверен, что именно в этом возрасте мозг наиболее восприимчив и способен запоминать большие объемы информации. Доман верил, что любой малыш от рождения наделен огромным умственным потенциалом.

И развить этот потенциал — всего лишь дело техники.

Методика раннего развития Глена Домана сводится, по сути, к запоминанию ребенком больших объемов информации. Это запоминание является своеобразной «разминкой» для мозга — оно тренирует интеллект, подобно тому, как регулярные занятия гимнастикой тренируют мышцы.

Доман в своей системе развития не зря уделяет большое внимание физическому воспитанию. По мнению ученого, физическое развитие ребенка стимулирует и умственное развитие. И занятия, направленные на обучение чтению и счету в обязательном порядке нужно сочетать со спортивной нагрузкой.

Знания — по карточкам

Сам метод Глена Домана можно описать следующим образом. Занятия нужно начинать как можно раньше, в идеале — уже в возрасте полугода.

Ребенку ежедневно, в спокойной обстановке, нужно показывать карточки с информацией -Доман называет их » битами знаний». Оптимальный размер карточки — 28 на 28 сантиметров. Карточку не нужно давать малышу в руки, её следует держать на расстоянии около 45 сантиметров от лица приблизительно 1–2 секунды.

Одновременно с демонстрацией, следует громко и четко проговаривать информацию, изображенную на карточке. Обучение детей, как с нарушениями интеллекта, так и вполне здоровых, Доман рекомендует проводить сразу в трех направлениях — чтение, математика, общие знания, при этом, в одном занятии доктор советует совмещать карточки из всех трёх разделов.

  • Чтение. Методика ГленаДомана для обучения чтению — это демонстрация целых слов, написанных на карточках крупными красными буквами, и одновременное их полное проговаривание. Таким образом, дети минуют стадию изучения слогов и учатся читать сразу слова целиком.
  • Математика. Вместо цифр, Доктор Доман советует изображать на карточках красные точки, в различных количествах, при этом следует проговаривать цифру, обозначающую количество точек. И если в самом начале малыш научится понимать, что пять точек на карточке — это число «пять», то уже в скором времени он легко научится отличать 56 точек от 57, причём, для этого ему не нужно будет их пересчитывать!
  • Общие знания. Энциклопедические знания Доман советует также давать детям посредством карточек, а формулировать их нужно при помощи четких фактов, изложенных в очень сжатой форме. Это значит, что показывая ребенку карточку с изображением зайца, следует сказать «Это животное — заяц». Эмоциональные оценочные формы — например, «Какой красивый зайчик!» — по Доману недопустимы.
  • Физкультура. Ребёнок не должен утомляться, поэтому в день следует проводить от трёх до семи занятий. Каждое занятие не дольше 10 минут. И, конечно же, не нужно забывать о физической активности, гимнастика в системе Домана занимает одну из ключевых ролей!

Конечно же, эта педагогическая система, как и любая другая, имеет большое количество «плюсов» и «минусов». К бесспорным недостаткам обучения по Доману можно отнести тот факт, что между ребёнком и тем, кто его обучает, во время занятий полностью отсутствует эмоциональный контакт. А ведь, зачастую, эту роль берут на себя родители!

Получается, что мама просто бесстрастно закладывает в мозг малыша знания, как данные в память компьютера. Бесспорный же аргумент в пользу этой системы — рекордное количество нобелевских лауреатов, которые в детстве обучались именно по методике Глена Домана, применять или нет этот метод к своему собственному ребёнку — решать только вам!

Источник: http://www.vospitaj.com/blog/metodika-rannego-razvitiya-ot-glena-domana/

Методика раннего развития Глена Домана: что такое, основные принципы, правила работы с карточками

Карточки Домана: плюсы и минусы обучения

Необходимость ускоренного развития ребенка в раннем возрасте является достаточно спорным вопросом. Мнение одних специалистов целиком на стороне естественных процессов, другие же детские психологи считают, что дети должны развиваться ускоренными темпами. В данном материале можно ознакомиться с описанием методики развития Глена Домана.

Раннее развитие

Вкратце описать методику Домана можно так: это способ раннего физического и интеллектуального развития ребенка с рождения. Малыш, согласно данной теории, начинает развиваться с первых дней своей жизни.

Прогресс физической силы здесь неотъемлемо связан с тренировкой умственных способностей.

Так как программа подходит для детей разного уровня физической и психологической готовности, то она годится и для малышей с различными патологиями развития.

Изначально программа предназначалась для детей с родовыми травмами мозга. После того как она начала помогать «трудным» малышам, Доман вдохновился на применение способа и для младенцев с нормальным уровнем развития.

Кто такой Глен Доман

Глен Доман — американский нейрофизиотерапевт, занимавшийся проблемами развития мозга у младенцев. Этот человек прошел Вторую мировую войну и умер в 2013 году в возрасте 93 лет.

Глен основал некоммерческую структуру под названием Institutes for the Achievement of Human PotentialИнституты достижения потенциала человека (IAHP). Эта организация занимается созданием методик развития для детей с повреждениями мозга и задержками роста.

Методика института жестко критиковалась, хотя организация поддерживалась рядом голливудских знаменитостей вроде Лайзы Минелли.Медицинские теории Домана остаются обсуждаемыми и по сей день — последователи считают их совершенными, а противники не воспринимают, заявляя, что под данными методами нет достаточной доказательной медицинской базы.

Основные принципы развивающей методики

Доман много лет имел возможность заниматься с детьми различного возраста для своих исследований, в результате чего смог создать собственную методику.

Согласно идее метода, интенсивность занятий с новорожденным ребенком способствует повышению его умственных способностей. Ознакомьтесь также с особенностями раннего развития детей по методике Монтессори.

Основатель теории считал, что интеллект ребенка можно как тренировать, так и интенсивно развивать.

Если описывать метод Домана в нескольких фразах, то можно говорить, что он заключается в раскрытии потенциала, существующего в каждом новорожденном человеке. Двух- или трехлетние дети вполне способны научиться рисовать, читать, считать, плавать, осознанно играть на музыкальных инструментах, кататься на коньках, изучать иностранные языки.

Всего этого можно достичь даже без специального стимулирования, так как малыш способен воспринимать данные и использовать только что полученные знания.

Согласно исследованиям врача, все дети при рождении наделены колоссальным потенциалом, который развивается до семилетнего возраста. Развитие данного потенциала является задачей взрослых.

Доман считал, что факты определяют знание, поэтому большой массив накопленных фактов может способствовать «прорыву» знания на практике.

Врач сравнивал мозг новорожденного с пустым устройством памяти компьютера и недоумевал по поводу того, что запоминающее устройство компьютера заполняется целенаправленно, а память нового человека засоряется всевозможной информацией, ценность которой спорна. Каждый родитель может отрицать такую теорию, так как нет обоснованных исследований о важности тех или иных данных для развития малыша.

Методика Домана заключается в том, что она позволяет ознакомить ребенка с массой интересных вещей, которые, подобно компьютерным программам, систематизируются в мозгу.

Чтобы улучшить восприятие информации, она преподносится в виде карточек с изображениями объектов, чем помогает понять соответствие с увиденным в жизни (или придает узнаваемость тому, что увидится в будущем).

Например, в теме биология и разделе овощи младенцу демонстрируются картинки размером 28 на 28 сантиметров с изображением определенного овоща. На задней стороне карточки наносится надпись «это овощ — помидор».

Согласно теории Домана, малыш должен иметь дело с точным фактом, а не с простой фразой. Таким образом принимается информация без досужего домысла. Строго говоря, происходит ознакомление именно с помидором, а не с его характеристиками или описанием. И фраза о том, какой вкусный помидор, уже не будет развивать, а лишь навязывать субъективное мнение.

С какого возраста начинать обучение

Обучение по данной методике начинается с младенчества и длится до семи лет. Доман считал, что с этого возраста мозг ребенка перестает активно воспринимать информацию.

Согласно исследованиям, наибольшее влияние на развитие умственных способностей малыша возможно от рождения до возраста 6-7 лет.Узнайте, о тонкостях развития ребенка по месяцам: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Постулаты методики гласят: чем младше ребенок, тем легче он поддается обучению.

По Доману, приобщение к обучению детей в возрасте до одного года достаточно перспективно, так как в данном случае они наиболее восприимчивы к принятию знаний, а их умственные процессы открыты к стимулированию.

Обучение и развитие

Все обучающие манипуляции должны происходить в спокойной обстановке, чтобы никакие посторонние факторы не влияли на восприятие маленького ученика. Игровой урок по данной методике должен длиться всего лишь несколько минут.

Во время обучения необходимо внимательно наблюдать за поведением младенца и прекратить урок до того, как малышу все это надоест.

Обучение по теории Домана происходит на двух уровнях — физическом (с помощью простых упражнений) и теоретическом (с помощью карточек). Рассмотрим подробнее, что это такое и как все происходит.

Физические упражнения

Помимо мозговых нагрузок, методика Домана включает в себя и физические. Хотя физические они, скорее, для взрослых, которым придется намного больше заниматься своим ребенком.

В комплекс физических занятий входят следующие импровизированные упражнения:

  1. Покачивания. Лежа необходимо поднять ребенка на руках за подмышки над собой и медленно покачивать его вверх-вниз и из стороны в сторону. В этом упражнении важно иметь визуальный контакт с малышом — смотреть ему в глаза.

  2. Движение по дому. Возьмите младенца одной рукой под попу, а другой под голову. В таком положении носите его и меняйте при этом высоту, разговаривайте с ним и описывайте предметы и местоположение.
  3. Перекатывание. Малыш укладывается на подушку, один из ее краев приподнимается.

    Малыш скатывается на другой край, который, в свою очередь, приподнимается.

  4. Качалки. Это простое упражнение делается на кресле-качалке — можно попросту качаться на этой мебели, держа на руках младенца.
  5. Каталки. Подушка с ребенком движется вверх-вниз с покачиванием.

    Руки родителя держат подушку около головы малыша и его ножек.

  6. Крутилки. Ребенок лежит животиком на подушке, которая вращается по часовой стрелке или против нее.
  7. Повороты. Положите малыша животиком себе на плечо и повернитесь вокруг в одну, а потом в другую сторону.
  8. Прыгалки.

    Возьмите ребенка в руки и прижмите к себе, зафиксируйте его головку и попрыгайте по комнате.

Важно!Такие упражнения помогают детям познавать мир вокруг себя в динамике и знакомиться с гравитацией.

Развитие интеллекта (карточки)

Обучение с помощью карточек Домана для самых маленьких производится в тот момент, когда малыш спокоен и умиротворен. Процесс происходит таким образом: малышу показывают карточки с изображениями в разных областях познания — так называемых «битовых» категориях.

Карточка демонстрируется очень быстро — практически мельком, после чего ее содержимое озвучивается в течение пяти секунд.

Согласно методике, изначально малышу дают смотреть по пять картинок в пяти областях знаний. Материалы показываются от трех раз в сутки, с постепенным увеличением частоты показа, количества карточек и категорий. Также необходимо заменять уже усвоенные данные новыми, добавляя и удаляя их для пущего стимулирования интереса младенца.

Обычно данные с карточки усваиваются за 30 показов, после чего «отработанный» материал можно менять на новый. Сам Доман определял приоритетными в своей методике материалы по чтению и математике.

Важно! Родители могут сами разрабатывать классификацию, тему и внешний вид карточек в зависимости от реакции и предпочтений ребенка. Такая методика вовлекает в познавательную игру и взрослых.

  • Чтение.

    Карточки по Доману для данного типа познания, согласно мнению врача, должны содержать некие изображения предметов, человека, животных, овощей и плодов — всего того, что ребенок видит в первое время своей жизни. На таких карточках название показываемого пишется большими красными буквами, чтобы малыш сразу же ассоциировал картинку со словами.

    Такие действия, по задумке автора метода, помогут пропустить обучение буквам и звукам, а сразу научиться называть полные слова и ассоциировать их с объектом.

  • Математика. Доман предлагает раннее обучение математике проводить с помощью демонстрации ребенку карточек не с цифрами, а с соответствующим числу количеством точек. В виде звукового сопровождения взрослый объявляет количество кружков на картинке — именно кружков, а не точек, так как малыш легче поймет, что такое «кружок». С помощью ускоренного показа карточек у ребенка проявляется способность визуально определять количество точек, что делает его восприятие острее и более восприимчивым к дальнейшей «математике». К тому же такая методика помогает развитию устного счета в будущем.

Эффективность методики

Полезность теории использования карточек для развития ребенка, описание которой приведено выше, является обсуждаемым вопросом. Методика Глена Домана имеет как своих последователей, так и критиков.

Мнения людей разнятся от диаметрально противоположных до пресловутого «хорошо, но».Узнайте, как себя вести при кризисе одного, трех и семи лет у ребенка.

Польза и преимущества

Полезность для ребенка теорий Домана может выражаться в следующих факторах:

  • ребенок с самого маленького возраста получает знания от самого близкого человека — мамы;
  • малыш начинает «схватывать» информацию и может развиваться с младенчества;
  • организация занятий дисциплинирует родителей, которые учатся правильному распределению своего времени с пользой для малыша;
  • возможность адаптации для ребенка под условия его воспитания и окружения — самостоятельное создание карточек с учетом семейных реалий;
  • всестороннее развитие малыша.

Вред и минусы

Некоторые плюсы могут оборачиваться и минусами. Например, время, затрачиваемое занятыми родителями на изготовление собственных карточек и обучение с их помощью малыша, может занять довольно длительный промежуток.

В методике Домана можно рассматривать такие минусы:

  • пассивность ребенка в процессе обучения — он лишь смотрит на демонстрируемые ему карточки;
  • формализация обучения, в ходе которого показываются одни и те же карточки много дней, до того как начинается их замена;
  • в дальнейшем могут возникнуть проблемы с обучением чтению и письму, так как до этого использовались лишь визуальные образы и слова, описывающие их;
  • методика подходит лишь для малышей, а дети старше трех лет неохотно ее воспринимают.

Конечно, только родителям решать, стоит ли пользоваться описанными способами, так как ребенок является исключительным существом и не подпадает под любую систематизацию в виде различным методик. Малыш своим поведением сам покажет, насколько нужно и интересно ему все это.

Источник: https://agu.life/bok/1388-stoit-li-primenyat-metodiku-domana-i-chto-eto-takoe.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.