Как стимулировать речь ребенка — советы логопеда

Развиваем речь малыша

Как стимулировать речь ребенка — советы логопеда

На одной лестничной площадке жили Иришка и Света. Обеим по четыре года. Иришку воспитывала бабушка, так как родители много работали. Бабушка была старенькой и дальше двора выходить не могла. Свету воспитывала мама, бросившая официальную работу специально для развития дочери.

Она работала через Интернет и водила ребёнка на развивающие занятия. И очень страдала от того, что её Света не выговаривала многие буквы и разговорам предпочитала жестикуляцию, в то время как Иришка уже не только вовсю тараторила, но и книжки читала самостоятельно.

Сейчас мы раскроем секреты бабушки, которой удалось быстро и без проблем разговорить внучку.

В конце статьи мы подготовили чек-лист “Артикуляционная гимнастика для малышей. Основные правила выполнения” Используйте его в своих занятиях и ваш кроха заговорит гораздо быстрее

Потягушки.

После того, как малыш проснулся, ласковыми движениями поглаживаем его от макушки до кончиков пальчиков ножек и приговариваем: «Потягушки-потягушки-потягушечки!» Затем конкретизируем, поглаживая называемые части тела: «Потягушки — ручки, потягушки — ножки, потягушки — животик, потягушки — спинка, потягуууушечки». Дети с удовольствием реагируют на такое пробуждений и сами начинают потягиваться.

Типичная пальчиковая гимнастика спрятана в потешках. Вспомните:

  • Ладушки (когда сначала кроха хлопает в ладошки, потом помещает их на голову, а потом машет ручками).
  • Сорока, сорока, которая кашку варила. Сначала водим круговыми движениями указательным пальчиком правой руки малыша по ладошке левой руки, а затем загибаем поочерёдно пальчики левой руки.
  • Пальчик-пальчик, где ты был? Когда мы поглаживаем по очереди все пальчики ребёночка.

Развивающие речевые занятия для детей от года до двух лет

Золушкина работа: перебираем крупы и бобовые. В небольшой посудине перемешиваем небольшое количество фасоли и гороха, затем просим ребёнка рассортировать по разным чашкам.

Можно смешивать фасоль и манку и просить кроху просеять через дуршлаг.

Эта игра имеет множество вариаций, она прекрасно развивает мелкую моторику, учит детей классифицировать предметы и определять их признаки.

Ребёнок обязательно должен находиться под наблюдением взрослых, чтобы он случайно не проглотил или не засунул крупу себе в нос.

Родители не просто находятся рядом, они рассказывают о крупах и о том, что с ними связано.

Спрашивалки, загадки. Взрослый спрашивает, малыш отвечает.

  • Как мышка пищит? Пи-пи-пи!
  • Как собачка лает? Гав-гав-гав!
  • Как кошка мяукает? Мяу-мяу!

И так далее, перебираем животных, можно спрашивать и про предметы, транспорт, издающие какие-либо звуки.

Попляши! Включаем весёлую музыку и припеваем:

Ну-ка, Маша (имя ребёнка), попляши!

Ай-да ножки (ручки, ушки) хороши!

Это, на современном языке, логоритмика. Очень полезное развивающее занятие.

Чтение. Берите книжки с крупными натуральными картинками и небольшим текстом или совсем без него. Дети могут бесконечно просить почитать одну и ту же книжку. Не отказывайтесь, даже если вы уже всё знаете наизусть. Берите снова, и снова, как впервые — с интересом читайте и перечитывайте детскую классику: «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба».

Разглядывалки. Просто рассматриваем подробно любой предмет.

  • Берём, к примеру, кастрюлю. О! Какая большая! Круглая! Пустая! Звенит, если стукнуть по ней ложкой! Можно накрыть крышкой! Можно спрятать игрушку!
  • А вот — скалка! Она деревянная, тоже круглая, но не пустая. В неё нельзя ничего положить! Зато можно раскатать тесто или ударить ею по кастрюле, чтобы та зазвенела.

Не ленитесь, разглядывайте и описывайте все предметы, хранящиеся в кухонных столах и ящиках!

В конце статьи мы подготовили чек-лист “Артикуляционная гимнастика для малышей. Основные правила выполнения” Используйте его в своих занятиях и ваш кроха заговорит гораздо быстрее

Загадываем загадки. Что пропало? Деревянные игрушки для детей прекрасно мотивируют развитие речи. Выкладывайте три игрушки. Затем попросите малыша отвернуться и накройте один предмет платком. Пусть кроха повернётся и скажет, что лежит под платком?

Прятки. Накрываем малыша большим платком и спрашиваем: Где Ваня (имя ребёнка). Начинаете его искать: под стулом нет, под кроватью нет, в ванной нет… Очень скоро малыш сам выскочит из под платка и закричит, что он здесь. Обрадуйтесь и повторите.

Развиваем речь у ребёнка двух-трёх лет

  • Потешки. Читайте (или продолжайте читать) потешки во время умывания, купания, расчёсывания. Слова потешек легко запоминаются, облегчают последующее заучивание стихотворений.
  • Загадки. Уже можно задавать ребёнку самые просты загадки про девицу в темнице и про лук, и про капусту. Загадки стимулируют мышление малыша, их можно заучивать и рассказывать друзьям по песочнице.
  • Лепим из солёного теста.
  • Собираем пирамидку. Лучше иметь дома несколько видов деревянных игрушек для детей, в том числе и несколько пирамидок из разных материалов. Так вы сможете учить цвета, размеры, последовательности, подкрепляя их тактильными ощущениями.
  • Строим дома из кубиков. Нет кубиков — берём крупное лего или обычные коробки из под молока, соков, продуктов.
  • Учим простые песенки и танцуем под ритмичную музыку, играем в пальчиковый театр.
  • Стимулируем подражательство, спрашивая не просто, как говорит кошка, а как разговаривает добрая кошечка? А как злая? Большая? Маленькая?
  • Игры, развивающие речь детей до 3-х лет мы рассматривали в ЭТОЙ статье.

Если вернуться к нашим героиням из начала статьи, то можно предположить, что с Ириной бабушка постоянно была рядом: напевала, играла, давала играть посудой, крупами и тестом, играла в прятки, рисовала, читала, загадывала загадки и разглядывала. И было это в то время, когда ребёнку было интересно. Поэтому девочка развивалась хорошо и быстро. Любознательный малыш быстро впитывает новые знания и начинает ими пользоваться.

Свете повезло меньше. Мама была с нею рядом, но не вместе. Она работала и «развивала» ребёнка на занятиях, куда возила. То есть, малышка могла заниматься тем, что ей не совсем нравилось и не в то время, когда она этого хотела. В результате самые современные методики не смогли обойти по эффективности старые бабушкины методы.

Чтобы ребёнок заговорил раньше — просто будьте рядом с ним, разговаривайте и играйте не от случая к случаю, а постоянно, естественно вплетая простые и короткие занятия в режим дня малыша.

А как вы занимались со своим ребёнком?

Задержка речевого развития — что это и когда начинать действовать?

Источник: https://viline.tv/deti/article/kak-pomoc-rebenku-zagovorit

Как научить ребенка разговаривать: развитие речи – советы логопеда

Как стимулировать речь ребенка — советы логопеда

Если ваш малыш к 2 годам не умеет разговаривать, а его болтовня напоминает щебетание птички, то не слушайте других мам, которые утверждают, что их дети уже рассказывают стихи.

Развитие ребенка – тонкий индивидуальный процесс, и научить ребенка разговаривать можно в домашних условиях без психиатров и невропатолога.

Вы хотите узнать, как быстро научить ребенка разговаривать? Читайте советы от портала LifeHackClub!

Постоянные разговоры – путь к правильному и своевременному речевому развитию

Маленькие дети копируют своих родителей, перенимая от них все навыки. И если в семье ребенка не принято много разговаривать, то он заговорит позже, а в будущем будет молчуном. Чтобы ускорить речевое развитие постоянно ведите беседы со своим крохой, комментируя свои действия, происходящее на улице.

В эру современных технологий нельзя оградить малыша от мультфильмов и компьютерных игр, но и здесь можно пойти на хитрость.

Включайте ребенку на 20-30 минут в день развивающие мультики, где читают стихи, поют песни. Хорошо способствует раннему развитию компьютерная программа, разработанная по методике Монтессори.

Малыш не только освоит азы речи, но и получит знания о цветах, формах размерах.

В вопросе о том, как быстро научить ребенка, разговаривать важно, чтобы малыш понимал, о чем вы с ним беседуете. Поэтому если в разговоре вы упоминаете незнакомого ребенку зверя или предмет, то не поленитесь показать его на картинке.

Для этих целей приобретите развивающие книжки, обучающие карточки или просто распечатайте на принтере необходимые рисунки.

Ребенок не умеет пока разговаривать, но он должен осваивать первые азы ведения диалога. На ваши вопросы он будет реагировать ярким проявлением эмоций: размахивать руками, что-то показывать, пытаться выговорить первые предложения.

Тренируя разговорные навыки, не забывайте развивать память ребенка: просите показать его на картинках кошечку, собачку, возьмите фотоальбом и попросите ребенка узнать папу, маму, бабушку. Случайно «забывайте конец» фразы, будьте уверенны в том, что ребенок обязательно захочет за вас ее договорить.

Чтение тоже стимулирует ребенка поскорее заговорить, поэтому хотя бы 2-3 раза в день по 5-10 минут читайте ребенку сказки. Если он не хочет слушать, то попробуйте включить детские песенки и предложите малышу подпевать вместе с мамой. Со временем он выучит кусочки текста той песни, которая ему понравилась, и будет пытаться напевать любимый мотив.

Моторика, как основополагающий фактор речевого развития

Психологами было доказано, что мелкая моторика рук напрямую связана с речевым развитием. Если ваш малыш не может управлять пальчиками, показывая зайку или волка, то и с речью будут проблемы. Отвечая на вопрос о том, как быстро научить ребенка разговаривать, невозможно обойтись без упражнений, направленных на развитие моторики:

  • Массаж ладошки и пальчиков, во время которого ладонь разминается, а потом мама тянет каждый пальчик на себя. Можно взять маленький мячик-ежик.
  • Классические игры «Ладушки», «Здравствуйте, пальчики», «Зайчик или Волк», когда пальчики малыша изображают лесных зверей.
  • Предложите ребенку вытянуть из воды мелкие игрушки или предметы, но не руками, а маленьким ситом на длинной ручке.
  • Положите 2 листа бумаги так, чтобы между ними появилась дорожка шириной 5 см. предложите ребенку аккуратно засыпать дорожку рисом или мукой.

Тренируйте моторику в бытовых ситуациях, предлагая ребенку размешать сахар в теплом чае, перебирайте с ним рис или гречку, привлеките малыша к процессу приготовления теста и продуктов из него (вареники, пельмени, лепка пирожков).

Иногда родители сами того не понимая замедляют развитие речи ребенка, совершая следующие ошибки:

  • Коверкают звуки, пытаясь перейти на детскую речь. Не стоит говорить «лялечка», а лучше сказать кукла, не шепелявьте, не глотайте и не коверкайте звуки, в противном случае ребенок после 2 лет отправиться к логопеду.
  • Не общайтесь с ребенком жестами только для того, чтобы он вас понимал. 1 неделя постоянных бесед с ребенком, и он будет отлично вас понимать, пытаясь разговаривать сам.
  • Позаботьтесь о правильной речи ребенка с младенчества, отказавшись от пустышек и бутылочек (как можно раньше заменяйте их чашками).

Одним из лучших помощников в опросе о том, как быстро научить ребенка разговаривать становится общение с детьми на полгода старше вашего ребенка. Между собой ребята договариваются быстрее, парно развивая речевые навыки.

Источник: https://life-hack.club/kak-nauchit-rebenka-razgovarivat-bez-logopeda/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.