Как рисование влияет на здоровье ребенка: рекомендации психолога для родителей

Психологическое здоровье ребенка

Как рисование влияет на здоровье ребенка: рекомендации психолога для родителей

У многих людей такое словосочетание ассоциируется с гармонией, спокойствием и уверенностью в себе. И это действительно так.

Простыми словами, психологическое здоровье — это сочетание душевного равновесия и физического комфорта.

А психологи под этим термином понимают совокупность способностей и качеств ребенка, которые позволяют безболезненно адаптироваться в социуме. Итак, узнаем об этой составляющей развития мальчиков и девочек подробно.

Психологическое здоровье детей на разных возрастных этапах

Как понять, что у ребенка в данной сфере развития все в порядке? Для этого существуют критерии оценки — уровнисостояния психологического здоровья. Вот они:

  1. Креативный. Его еще называют высоким. Такой уровень характерен детям с устойчивой адаптацией к социальной среде. У них присутствует резерв сил для преодоления стрессов, активное отношение к действительности. Представители данной категории не нуждаются в психологической помощи.
  2. Адаптивный (или средний). В целом такие мальчики и девочки к социуму адаптированы, но они имеют повышенную тревожность.
  3. Дезаптивный (или низкий). Это дети, чей стиль поведения характеризуется стремлением приспосабливаться к окружающим в ущерб своим возможностям и желаниям. Может быть и наоборот. Мальчики и девочки с дезаптивным уровнем психологического здоровья подчиняют окружение своим потребностям, используя наступательную позицию, бескомпромиссность. Эти дети нуждаются в помощи психолога. 

Заботиться о душевном спокойствии малыша необходимо с раннего детства. И у родителей для этого есть самый сильный инструмент — любовь. Именно она создает в душе маленького человечка чувство защищенности, собственной значимости. У педагогов, которые занимаются с воспитанниками в детском саду и школе, такими инструментами являются их профессиональные умения, навыки, стиль воспитания.

На разных возрастных этапах развития детей семья и педагоги должны действовать совместно. Не стоит родителям перекладывать обязанности морального воспитания своих чад на школу и детсад.

В какие бы воспитательные или учебные учреждения ни попал ребенок (будь это даже самый престижный центр развития), основа душевного здоровья и гармонии его личности закладывается в семье. Задача мамы и папы — устранять факторы, которые оказывают неблагоприятное воздействие на развитие их малыша.

Это эмоциональные перегрузки, компьютерные игры агрессивного содержания и даже друзья из неблагополучных семей.

Психологическое здоровье ребенка в условиях семьи

Здоровая психика ребенка — это, прежде всего, благоприятный психологический климат в его семье. Если в ней нет места скандалам, обидам, ссорам, то кроха вырастет воспитанным, свободным и раскрепощенным.

Психологически здоровый ребенок в социуме ведет себя свободно. Он не страдает стеснением, может задать любой интересующий его вопрос.

Такой малыш четко излагает свою точку зрения и мысли, может всегда обратиться к папе и маме за помощью, потому что уверен в их поддержке.

Мудрые родители беседуют со своим малышом на все темы, у них не звучит фраза «вырастешь — узнаешь» или «ты еще маленький, чтобы задавать такие вопросы».

Все темы, которые волнуют ваше дитя, нужно обсуждать, объяснять непонятные явления в доступной форме.

Ведь он в любом случае узнает то, что его интересует (но из других источников), и, скорее всего, получит неверное представление о проблеме.

Психологи рекомендуют родителям всегда ставить перед своими детьми выполнимые требования. Не нужно заставлять их учиться лучше всех, если учеба дается с трудом. Сверхзадачи отягощают душевное состояние боязнью не соответствовать требованиям родителей.

Не ругайте сына или дочь за неудачи, ошибки, промахи, не унижайте их! Психологи советуют не сравнивать своего ребенка с другими, если это сравнение не на его пользу.

Так с раннего детства у детей формируется комплекс неполноценности, неуверенность в себе, подсознательная необходимость избегать трудностей, обходить их, чтобы не услышать очередной упрек от папы и мамы. А для этого в ход начинает идти вранье.  

Не стоит также насильно отправлять ребенка в спортивную секцию или музыкальную школу, если у него нет способностей или желания их посещать. Считайтесь с его возрастными возможностями, учитывайте его интересы, выстраивайте с ним партнерские отношения.

Ребенок должен полноценно отдыхать. А для этого нужно выбирать те занятия, которые приносят ему удовольствие. Например, если малыш любит природу, то совместные семейные походы в лес, на речку, на дачу надо организовывать чаще.

Когда у него есть явные конструкторские способности, позвольте ему творить из подручного материала и не ругайте за то, что он взял папины запчасти, инструменты. Любимое занятие — лучший отдых для малыша. Постарайтесь не прерывать его резко, если малыш увлечен, даже если уже пора обедать, возвращаться домой.

Всегда хвалите дитя за успехи и творчество. Это формирует у него уверенность в собственной значимости, своих силах.

В любой ситуации необходимо сохранять спокойствие в общении с детьми, потому что комфортная среда обеспечивает им эмоциональное и психологическое здоровье как результат семейного воспитания.

Психологическое здоровье ребенка в детском саду

Итак, в дошкольном учреждении есть критерии, которые определяют, насколько малыш хорошо в нем адаптирован. Вот они:

  1. Нет крайностей в поведении, то есть пассивности или гиперактивности. 
  2. Отсутствие привычек из прошлого, когда, скажем, ребенок требует маму, засыпая в спальне. 
  3. Отставания в развитии от сверстников не наблюдается. 
  4. Есть проявления самостоятельности и даже самокритичности.

Папа и мама должны понимать, что низкий уровень адаптации детей-дошкольников может негативно сказаться на дальнейшем развитии малыша, повлиять на его психическое здоровье. Поддержать его помогают в детском саду такие технологии:

  1. Сказкотерапия. Метод предполагает ценностное развитие, ведь в ходе новой сказки педагог может предлагать детям самостоятельно искать путь решения проблем, с которыми сталкиваются главные герои. Так у детей формируется умение находить выход из критической ситуации, помогать близким. 
  2. Проведение бесед и тестов. Воспитатель в их ходе замечает спад эмоционального напряжения, диагностирует личностные качества ребенка, находит с ним общий язык. 
  3. Игры-драматизации. Они позволяют обогатить эмоциональную сферу, учат выражать эмоции.  
  4. Совместные подвижные игры, формирующие командный дух, умение действовать в коллективе. Они воспитывают волю, стремление к победе.   

Сегодня в детских садах воспитателям помогают психологи. Они индивидуально работают с детьми, которые нуждаются в помощи, с их родителями. Порой ценные советы таких специалистов помогают родителям устранять проблемы воспитания, конфликты, восстанавливать душевное равновесие своих чад. 

Психологическое здоровье ребенка в школе

Очень часто проблемы с психологическим здоровьем у детей начинаются именно в школьном возрасте. А способствуют этому перегрузки, несоответствие между требованиями и возможностями ребенка, слабая готовность к школе, отсутствие мотивации.

Все вышеперечисленное для учеников становится постоянным источником стресса. Это касается детей младшего школьного возраста, которые пребывают на этапе адаптации к школе после детского сада.

В этот период важно взаимодействовать классному руководителю и родителям, корректируя, помогая, поддерживая первоклашек.

Еще известный педагог Василий Сухомлинский говорил о том, что в 85% случаях неуспеваемости школьников виной является неуверенность ребенка, которая порождается регулярными упреками дома и в школе. Педагогика, построенная на принуждении, порождает у детей тревожность, страх подвергнуться осмеянию, осуждению, публичным санкциям.

Последствием авторитарных методов педагогики является то, что многие дети не хотят идти в школу. Агрессивность, подавленность тревожность — черты психологического портрета многих младших школьников.

Это как раз и есть проблемы психологического здоровья, которые порождаются невротизацией.

Переживания детей, вызванные унизительными эпитетами взрослых, на фоне низких функциональных возможностей способствуют формированию нарушений психики, детских неврозов.

Поэтому родителям важно готовить своих детей к школе, выбирать хорошего учителя, который не применяет авторитарный подход к учебному процессу, а умеет найти «ключик» к каждому ученику. Папа и мама, дедушки и бабушки должны всячески поддерживать новую, сложную для малыша учебную деятельность, давать ему возможность отдыхать, правильно организовывая режим дня.

Очень важно сделать так, чтобы сын или дочь не утратили интерес к учебе, делились с родителями своими переживаниями, трудностями. Облегчить психологическое состояние, поддержать, похвалить — задача родителей юного ученика. Если самостоятельно проблемы детей решать не удается, то стоит обратиться к психологу, прислушаться к его рекомендациям.

Специально для nashidetki.net- Диана Руденко

Источник: https://nashidetki.net/zdorove-rebenka/psikhologicheskoe-zdorove-rebenka.html

Факторы влияющие на детскую психику

Как рисование влияет на здоровье ребенка: рекомендации психолога для родителей

С первых дней жизни развитие ребенка определяется не только общением с мамой, но и множеством других внешних факторов.

На психологическом состоянии вашего крохи могут сказаться неправильная организация пространства в детской, шум, несбалансированное питание и нехватка общения со взрослыми и сверстниками.

Мы расскажем о ключевых факторах, влияющих на психологическое здоровье вашего малыша.

Как физиологические факторы влияют на детскую психику?

Пища является одной из базовых потребностей плода в материнской утробе, потому врачи так строго контролируют питание беременных женщин.

Неправильное питание во время беременности, невозможность грудного вскармливания и отсутствие сбалансированного питания могут привести к негативным последствиям для психики вашего чада.

Нехватка питательных веществ, в особенности белка, нарушает правильный ход формирования мозга, что, в свою очередь, замедляет интеллектуальное и психологическое созревание крохи.

Здоровый микроклимат в детской также играет огромную роль в становлении детского интеллекта и психики. Комната должна быть светлой и чистой со свежим, прохладным и влажным воздухом. Если в собственной детской крохе будет тяжело дышать, все ресурсы организма будут расходоваться не на развитие, а на поддержание жизнедеятельности и сохранение здоровья.

Негативно сказывается на детской психике и избыток шума. Постоянный шумовой фон большого города и оживленных дорог вызывает перевозбуждение головного мозга, препятствуя его нормальному созреванию.

Поэтому важно оборудовать детскую комнату звукоизолирующими окнами и дверьми, чтобы свести уровень шума к минимуму.

С другой стороны, постоянная гробовая тишина также нежелательна, иногда можно баловать малютку мелодичной музыкой или записями звуков природы.

Роль семьи в развитии ребенка

Каждый малыш рождается на свет с огромным потенциалом и заложенными предыдущими поколениями способностями. Однако далеко не каждый ребенок становится гениальным художником или выдающимся инженером, поскольку для выявления и развития врожденных способностей требуется благоприятная внешняя среда, которая включает не только физиологические, но и социальные факторы.

В младенчестве и младшем возрасте ключевое значение в жизни малютки имеет семья: мама и папа, братья и сестры, бабушки и дедушки. Теплая семейная атмосфера помогает крохе быстро и гармонично развиваться не только физически, но и эмоционально, интеллектуально и психологически.

Малышу важно получать достаточно внимания и заботы от мамы и других взрослых. Ведь именно благодаря общению у ребенка формируется желание познавать окружающий мир, набираться знаний и опыта.

Детишки, испытывающие нехватку общения со взрослыми, безразличны к своему окружению, апатичны и малоподвижны.

Из-за нехватки внимания их психологическое развитие замедляется, а способности остаются на зачаточном уровне, не получая стимулов для укрепления.

Сегодня многим малюткам общение с папой и мамой заменяет телевизор, из-за чего в детском характере усиливается раздражительность, нервозность и агрессивность.

Помните, что живое общение с близкими гораздо благоприятнее влияет на психику ребятни, чем просмотр мультфильмов.

Даже если вы разрешаете своему крошке смотреть телевизор, ограничивайте время перед экраном и тщательно отбирайте материал для просмотра, чтобы исключить зрелища жестокости и агрессии.

Именно в семье ребенок примеряет на себя первые социальные роли. Он чувствует себя сыном, братом или внуком, осваивает допустимое поведение для каждой из этих ролей, благодаря чему повышается его способность к адаптации.

Важно, чтобы у малыша было как можно больше положительных примеров социальных ролей, и как можно меньше — отрицательных.

В попытке имитировать поведение взрослых кроха может невольно перенять дурные привычки, от которых вам будет тяжело его избавить.

Родители могут влиять на психологическое развитие ребенка и его социальную адаптацию при помощи всевозможных воспитательных приемов.

Важно помнить, что с возрастом ваш отпрыск становится все более самостоятельным, потому возможности родительского воспитания снижаются.

На его место приходит внутреннее стремление маленького человечка к развитию и совершенствованию собственной личности — самовоспитание.

Социальная адаптация в коллективе

Становясь старше, кроха расширяет круг своих знакомств, особенно заметными перемены становятся после поступления в детский сад. На этом этапе у него появляется новый авторитет среди взрослых — воспитатель. От манеры обращения воспитателя с детьми во многом зависит психологическое развитие вашего дошкольника, потому подходите к выбору группы детского сада особенно аккуратно.

Одновременно, ваше чадо становится частью своего первого коллектива и осваивает новые социальные роли: друга, партнера по игре, лидера. С возрастом навыки, приобретенные дошкольником будут эволюционировать, помогая ему адаптироваться к школьному классу, университетской группе и рабочему коллективу.

Если малыш легко влился в группу, он будет расти счастливым и уверенным в своих силах. Если же коллектив плохо воспринял ваше чадо, появляется риск заниженной самооценки, неуверенности и безынициативности. Негативизм, агрессивность и повышенное самомнение могут развиваться у малыша, который сильно отличается от других членов коллектива и испытывает отторжение со стороны сверстников.

В комплексе внешние факторы среды, отношения в семье, воспитание, самовоспитание и социальная адаптация формируют личность ребенка. Задача родителей заключается в том, чтобы создать оптимальные условия для роста своего малыша, выявления его способностей и их развития.

Источник: https://viline.tv/deti/article/vlianie-vnesnih-faktorov-na-psihologiceskoe-razvitie-rebenka

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.