Как развивать мелкую моторику рук у ребенка до 6 месяцев?

Содержание

Как развить мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста

Как развивать мелкую моторику рук у ребенка до 6 месяцев?

Моторика – способность организма человека выполнять последовательные движения для выполнения определенных задач. Существует два вида моторики: мелкая (тонкая) и крупная (общая).

Мелкая моторика рук – это навык выполнения мелких движений пальцами, основанный на скоординированности действий нервной, мышечной и костной систем. За развитие мелкой моторики отвечает зона головного мозга, расположенная близко к речевому центру – в связи с этим специалисты признают двигательную активность кистей и пальцев ответственной за качество речи.

Развитием мелкой моторики рук ребенка в домашних условиях родители должны заниматься с его рождения. Врачами-педиатрами разработаны разнообразные методики последовательного развития, применять которые мамы и папы могут с самых первых дней жизни малыша.

Роль мелкой моторики для общего развития

Прямая связь уровня умственного развития ребенка и степени развития мелкой моторики рук давно доказана психологами и педагогами: дети с развитой моторикой обладают более развитыми нервной системой, вниманием, усидчивостью и восприятием.

Игры и упражнения, развивающие пальцы, положительно влияют на речь малыша – подвижные пальчики помогут малышу легко научиться красиво писать.

Многие родители, не осознающие, для чего нужна мелкая моторика рук ребенка, сталкиваются с проблемами при поступлении в школу. Оценивая готовность малыша к учебе, педагоги обращают внимание на:

  • умение связно говорить, логично мыслить и рассуждать;
  • степень развития воображения, памяти, внимания;
  • уровень подготовки к письму.

Всеми этими навыками обладают дети с развитой мелкой моторикой, а плохая координация движений оборачивается повышенной нагрузкой на мозг во время уроков.

Основные способы развития мелкой моторики у дошкольников

Развитие мелкой моторики производится постепенно, начиная с самого рождения малыша, но у разных детей процесс проходит индивидуально, своими темпами.

Специальная система упражнений и игр, улучшающих мелкую моторику, разработана педагогами отдельно для каждого возраста.

Дети от рождения до 6 месяцев

Неопытные родители ошибочно полагают, что заниматься развитием мелкой моторики у детей до года рано. На самом деле уже с рождения младенец получает тактильные ощущения, влияющие на его развитие.

В три месяца у малыша хорошо развит хватательный рефлекс, который используют для занятий. Сначала малыш тянется ручками к ярким предметам, затем начинает хватать и сжимать любую попавшуюся под руки вещь. В этом возрасте рекомендуется использовать следующие способы:

  1. Новорожденному дают пальцы, за которые он хватается. Через некоторое время малыш начинает приподниматься, держась за пальцы родителей.
  2. Как только ребенок научится держать в руке предметы, ему приобретают погремушку с волнистой поверхностью: она станет первой помощницей в развитии моторики пальцев.
  3. Малышу предлагают бумагу, чтобы он ее мял, скручивал или рвал.
  4. Хорошо помогают развивать моторику пальчиков игрушки с ребристой или пупырчатой поверхностью.

От 6 месяцев до года

В этом возрасте продолжают использовать способы раннего развития моторики, добавляя к ним следующие варианты:

  1. Сборка пирамидок с крупными деталями.
  2. Складывание кубиков.
  3. Перелистывание страниц книги.

Важно! Малышей нельзя оставлять наедине с мелкими предметами, кусками ткани, бумагой, так как они все пытаются попробовать на вкус. Это может обернуться катастрофой.

От 1 года до 2 лет

Задания для малыша усложняются. Его можно научить:

  1. Делать снежки из бумаги.
  2. Захватывать шарики из ваты или куски поролона пинцетом – постепенно мягкие предметы можно заменить твердыми и более мелкими: пуговицами, крупой, макаронами.
  3. Рвать бумагу на мелкие куски, а затем собирать их в чашку или ведерко.
  4. Нанизывать бусины или крупные макароны на веревку.
  5. Откручивать и закручивать крышки на пластиковых бутылках.
  6. Пересыпать руками мелкую крупу из одной посуды в другую.

От 2 до 4 лет

Задания постепенно начинают направлять на обучение самообслуживанию:

  1. Застегивание и расстегивание пуговиц, молний.
  2. Завязывание узелков на веревке и шнурков на обуви.
  3. Установка карандашей и ручек в специальную подставку.

От 4 до 6 лет

Возраст от 4 лет – основной период подготовки ребенка к школе. Вместо погремушек и плюшевых мишек в игровой комнате должно быть больше конструкторов и наборов для творчества, состоящих из мелких деталей. Для развития мелкой моторики в этом возрасте необходимо использовать творческие задания:

  1. Лепка из пластилина, глины, теста.
  2. Вырезание фигурок из бумаги.
  3. Аппликации из бумаги, пластилина, круп.
  4. Изготовление поделок из природного материала, пуговиц, лоскутов ткани.
  5. Оригами и другие виды конструирования из бумаги.
  6. Рисование карандашами, пальчиками, штампиками из картофеля, ластика, поролоновым тампоном. Раскрашивание и рисование по трафаретам или контурам.

Занятия должны быть своевременными, непродолжительными, с положительными эмоциями. Нельзя заставлять малыша выполнять задания, которые ему явно не нравятся, или заставлять его приступать к занятиям, когда он увлечен другой игрой.

Алгоритм выполнения массажа рук у грудных детей

Массаж рук грудничка – важная составляющая развития мелкой моторики. Позднее пальчиковый массаж является обязательным элементом процедуры коррекции речи, которую проводят логопеды, если у малыша есть проблемы. В раннем возрасте проведение массажа способствует нормализации тонуса мышц и усилению кровообращения.

Манипуляции с пальчиками новорожденных проводят с максимальной осторожностью и только в то время, когда малыш находится в хорошем настроении. Мама сопровождает массаж пением, разговорами и прибаутками. Мягкие и ласковые движения проводятся в следующей последовательности:

  • мама кладет ладошку малыша на свою и выполняет мягкое поглаживание;
  • разминает каждый пальчик от основания к кончику;
  • сжимает ручку малыша в кулачок, затем аккуратно раскрывает;
  • мягко нажимает на каждую подушечку.

Такой массаж проводят во время общей процедуры или отдельно. Время занятия – 2-3 минуты.

Массаж рук у ребенка после года проводят перед организацией игры на развитие мелкой моторики для разминки и разогрева мышц рук. Техника и движения в этом случае более интенсивные:

  • ручки поглаживают от края пальцев до локтя;
  • выполняют разминающие круговые движения от кончиков пальцев к основаниям;
  • кисти рук пощипывают по краям;
  • надавливают на каждую подушечку;
  • разминают бугорки у оснований пальчиков;
  • ребром ладони выполняют рубящие движения по ладошке;
  • сгибают и разгибают каждый пальчик на руках;
  • выполняют потряхивающие движения кистями;
  • сцепляют пальчики и трут одной рукой о другую;
  • выполняют легкие поглаживания от кончиков ногтей к запястьям (как завершение процедуры).

Видом пассивного массажа рук являются задания и игры на:

  1. Складывание стаканчиков один в другой.
  2. Нанизывание бусин на веревку.
  3. Проталкивание шариков в отверстие бутылки.
  4. Укладывание монет в копилку.
  5. Рисование пальчиками по крупе или песку.

Пальчиковые игры

Применять пальчиковые игры для развития мелкой моторики можно с рождения малыша. Сначала движения пальчиков и кистей совершает мама, затем ребенок начинает понимать смысл и выполняет их самостоятельно. Пальчиковые игры для детей до года – основной способ стимулирования речевого центра.

Малышам до 6-7 месяцев делают пальчиковый массаж: мама растирает пальчики, присваивая им имена. Первые игры направлены на простое соприкосновение пальцев, круговые движения пальцами по ладони, массаж пальчиков от основания к кончику.

К 12 месяцам малыш начинает понимать смысл манипуляций – мама в это время выступает в роли инструктора, за которым малыш повторяет необходимые движения. Пальчиками изображают животных или людей, хлопают в ладоши, делают постукивания по предметам, сжимают и разжимают ладонь.

Малышу от 1 до 2 лет предлагают поиграть маленькими шариками или карандашами, перекатывая их по столу, поиграть с песком или водой, перебрать фасоль или другие крупы.

Дети старше двух лет могут включать в игру сразу две руки. Упражнения сопровождаются стихами, строчки которых предполагают разнообразные движения:

Апельсин

Мы делили апельсин! (покачиваем сцепленные в замок кулачки)

Много нас, (растопыриваем пальцы двух рук)

А он один. (показываем палец)

Эта долька для ежа, (отгибаем пальчики сжатого кулачка)

Эта долька для стрижа,

Это долька для утят,

Это долька для котят,

Эта долька для бобра,

А для волка кожура! (раскрытые ладони вниз)

Он сердит на нас, беда! (грозим)

Разбегайтесь кто куда! (пальцами имитируем бег)

Улитка

Тычет рожками улитка — (изображаем “рожки” указательным пальцем и мизинцем)

Заперта в саду калитка. (тычем “рожками” в ладонь левой руки)

Отвори скорей калитку, (левой рукой “открывает” калитку),

Пропусти домой улитку (правой рукой “проползает”).

Эффективны также упражнения на имитацию пальцами различных фигур или животных: ребенку показывают положение пальцев, которые он должен повторить.

Мелкую моторику рук необходимо развивать с самого рождения и продолжать занятия непрерывно. Неправильно считать, что к обучению можно приступать, когда ребенку исполнится 4 года, и встанет проблема подготовки к школе. Чтобы малыш был развитым, ловким, успешным в будущем, родители должны постоянно уделять внимание рекомендованным в этой статье упражнениям и играм.

Источник: https://babyke.net/rebenok/razvitie/razvitie-melkoj-motoriki-u-detej.html

Игровые упражнения для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста 1 — 3 года и правила проведения занятий

Как развивать мелкую моторику рук у ребенка до 6 месяцев?

О пользе мелкой моторики для общего развития ребёнка наслышаны многие родители. Не случайно оригинальные упражнения, игры и занятия по специальным методикам интересуют современных мам и пап, придерживающихся позиции о всестороннем развитии малыша.

Как организовать занятия? Какой реквизит нужен? Вооружитесь советами психологов, подумайте какие игры и действия заинтересуют вашего малыша. Выбирайте полезные, эффективные упражнения для деток 1–3 лет.

статьи:

Польза очевидна:

  • точные движения пальцев, кистей, координация деятельности костной, мышечной и нервной систем активизирует зоны мозга, ответственные за двигательную проекцию;
  • близость этих отделов к речевой зоне улучшает формирование, развитие речи у деток раннего возраста;
  • чем больше нагрузка на пальчики, чем чаще ребёнок совершает мелкие, точные движения, тем раньше кроха научится говорить;
  • мелкая моторика связана с двигательной, зрительной памятью, координацией. Регулярные упражнения улучшают мышление, повышают внимание, развивают наблюдательность;
  • точные движения пригодятся деткам любого возраста в учёбе, повседневной жизни.

Совет! Психологи рекомендуют начало занятий не откладывать позже 7–8 месяцев. На раннем этапе жизни обязательно разминайте пальчики, ладошки, делайте мягкий массаж ручек.

Полезные игрушки и занятия

Вы хотите, чтобы детки активно развивали моторику, воображение, творческое мышление? Узнайте, какие игры и принадлежности понадобятся. Полезные предметы и задания активизируют процесс познания мира, улучшают деятельность отделов головного мозга, отвечающих за двигательную функцию, развитие речевой зоны.

Развивают моторику и артикуляционный аппарат:

  • игры-шнуровки. Задача – пришнуровать яблоко к колючкам на спинке у симпатичного ёжика. Купите несколько игр: пару раз выполнив задание, детки с меньшей охотой шнуруют игрушку через неделю;
  • музыкальные инструменты для малышей с кнопками и клавишами;
  • пирамидки, кубики любого размера, конструктор (простой и более сложной модификации);
  • игра в куклы: девочка одевает-раздевает «дочку», совершает много мелких движений пальчиками;
  • наборы для рукоделия и творчества;
  • раскрашивание, рисование. На первых порах не так важен результат, как процесс. Постоянный контроль линий, повторяющиеся движения в пределах определенной области на листе бумаги положительно влияют на развитие моторики, улучшают координацию;
  • лепка из пластилина, солёного теста, глины. Важно показать пример, заинтересовать, слепить что-то вместе;
  • сочетание пластичных и твёрдых материалов. Детки могут прикрепить бусины к пластилиновой основе, отпечатать на мягкой поверхности свою ладошку;
  • аппликации из бумаги, кусочков ткани. Работа с ножницами тренирует ловкость рук, учит аккуратности, терпению, активно тренирует важные отдела мозга;
  • изготовление оригами. Многие детки в 3 годика под руководством взрослых способны сложить несложные фигурки. Оригами – интересное, полезное занятие. Обязательно выделите малышу видное место, где он выставит свои работы.

Действенные упражнения

Для занятий используйте не только наборы для рисования или лепки, картон, ножницы, другие предметы из магазина. Оглянитесь вокруг: дома немало вещей, подходящих для полезных тренировок.

Узнайте инструкцию по применению капель Синупрет для детей против насморка.

О причинах и лечении заложенности носа без насморка у ребенка написано в этой статье.

Столовые приборы

После полугода обязательно предлагайте малышу чашку, ложку, к году – детскую вилочку с тупыми зубчиками. Ежедневное применение столовых приборов хорошо развивает мелкую моторику.

Упражнения с бумагой

Рекомендации:

  • пусть ребёнок порвёт большой лист на мелкие кусочки, крупные части. Отличное занятие – рвать бумагу на полоски, делать из них дождик;
  • нужно смять чистый лист, кусок старых обоев в шарик. Необычный мячик бросайте в корзинку. Сделайте десяток шаров: так игра будет ещё интереснее.

Совет! Никогда не используйте в качестве материала для изготовления шаров книги, журналы, газеты, даже старые. Нельзя рвать литературу: малыш должен перенять уважительное отношение к книге.

Пирог с изюмом

Покажите малышу, как украшать тесто сладкой ягодой. Ребёнок берёт двумя пальчиками изюминки, раскладывает на поверхности пирога, создаёт рисунок. После выпечки обязательно похвалите юного пекаря, расскажите домашним, кто украшал пирог.

Сортировка некрупных предметов

Детки охотно выполняют полезное упражнение, если мама скажет, что без его помощи не обойтись. В одну миску насыпьте макароны, фасоль, горох. Можно смешать два вида разноцветных (контрастных) бусин. Начните с двух разновидностей предметов, постепенно усложняйте задачу.

Перед началом сортировки покажите, как держать мелкие предметы. Подходит пинцетный захват двумя пальчиками (указательным и большим) или щепоткой (три пальчика вместе).

Пирамидка

Даже в 8–9 месяцев детки легко справятся с этой задачей. После года усложните упражнение, чтобы ребёнок запомнил размер, а не только порядок нанизывания красного, жёлтого или синего колечка. Понадобится пирамидка с кольцами одного цвета.

Посели предмет в свой домик

Простое, эффективное упражнение:

  • возьмите пластиковую бутылку;
  • предложите ребёнку составить мозаику внутри ёмкости;
  • задача – наполнить бутылку мелкими предметами;
  • выбирайте контрастные детали: фасоль двух цветов, горох, мелкую гальку, шарики, подходящие по размеру.

Следите, чтобы ребёнок не брал предметы в рот, не совал в уши. При попытке «экспериментов» объясните, что будет болеть ушко или животик.

Сюрприз в банке

Положите в ёмкость с завинчивающейся крышкой маленький предмет, завёрнутый в бумагу. Задача – открыть баночку, достать сюрприз. Подбирайте ёмкости разного размера, чтобы малыш отвинчивал крышки большего/меньшего диаметра.

Заводная игрушка

Предложите ребёнку во время купания завести ключиком игрушечную черепаху, жабку или крокодильчика. Задача по силам деткам от года и старше.

Картина своими руками

Выполняйте задание вместе:

  • возьмите лист картона и мягкий пластилин;
  • задача – растереть пластичную массу по всей поверхности до толщины 3–4 мм;
  • на готовой мягкой поверхности создайте картину;
  • вместо красок используйте зёрна кофе, бусины, маленькие шарики, ракушки, горох, фасоль;
  • малыш должен слегка вдавить деталь в пластилин, затем рядом – другую и так далее;
  • вначале сделайте образец, чтобы ребёнок видел, к чему нужно стремиться. Позже дайте возможность творить: пусть малыш прикрепляет детали по своему вкусу.

Надень бусинки на шнурок

Понадобится толстый шнурок, бусинки с отверстием подходящего диаметра. Задача – нанизать все детальки.

Находчивые мамочки отпиливают верх у колпачков от фломастера, режут на 2–3 части: получаются бочонки (колечки), полые внутри. Оригинальные изделия легче нанизывать на шнурок. Малыш справляется с колпачками от фломастера? Предложите яркие бусинки для создания оригинального украшения.

Приятный сюрприз

Что делать:

  • заверните в бумагу (фольгу) маленький презент. Сделайте несколько слоёв;
  • дайте малышу, пусть развернёт;
  • когда юный исследователь наигрался, заверните игрушку в новую обёртку, вновь дайте малышу;
  • сын или дочка уже легко разворачивают подарок? Учите обратному процессу. Покажите, как заворачивать предметы;
  • сделайте презенты для папы, бабушки, брата (сестры).

Чудо-макароны

Суть упражнения:

  • в миске смешайте макаронные изделия двух-трёх видов с заметным отличием по форме и размеру;
  • предложите разложить ракушки в одну мисочку, рожки – в другую, бантики – в третью;
  • со временем усложните задачу с макаронами: в одну ёмкость должны попасть только крупные колечки, в другую – мелкие. Малыш запомнит не только форму, но и размер.

Самостоятельный ребёнок

Упражнение развивает мелкую моторику, готовит деток к посещению сада, школы. Задача – научить малышей застёгивать, завязывать, шнуровать, закреплять детали одежды.

Многие мамы покупают полезные игрушки со шнуровкой, делают развивающий коврик с липучками, застёжками. Но на себе проделать ту же операцию сложнее.

Показывайте, как действовать, поощряйте попытки снять/надеть шапку, носки, штаники, куртку. Используйте в качестве элементов застёжек не только липучку, молнию, но и пуговицы.

Намотай верёвочку

Эффективное упражнение из подручных средств. За основу возьмите пальчик, клубок, карандаш, катушку. Задача – намотать тонкую верёвку, толстую нитку, неширокую ленточку на основу. Следите, чтобы не передавить пальчик.

Игры с песком

Отлично развивают моторику несложные действия. Малыш играет и совершенствует навыки: строит домик, лепит пасочки, насыпает, затем высыпает песок из ведёрка.

Почему новорожденный часто икает и стоит ли беспокоиться? У нас есть ответ!

О режиме и рационе ребенка в 10 месяцев прочтите на этой странице.

По адресу http://razvitie-malysha.com/novorozhdennye/aksessuary/razvivayushie-kovriki.html узнайте о пользе и правилах применения детских развивающих ковриков.

Богатый улов

Популярный детский аттракцион легко устроить в ванной:

  • наберите тёплой воды;
  • пустите шарики, заводные игрушки, рыбок, колечки;
  • дайте не тяжёлое ситечко с удобной ручкой;
  • задача – поймать как можно больше предметов.

Маленький поварёнок

Первое упражнение:

  • раскатайте пласт теста, дайте формочки для печенья с неострыми краями, лучше, пластмассовые;
  • покажите ребёнку, как вырезать звёздочки, кружочки, овалы;
  • испеките печенье, угостите близких, похвалите юного поварёнка.

Второе упражнение:

  • покажите, как вы венчиком взбиваете яйцо, пусть малыш повторит;
  • не беда, что первые несколько дней омлет будет не слишком пышным;
  • главное – участие, тренировка силы рук. После двух лет детки точно справятся с этим упражнением. Не добивайтесь стойкой пены, как в миксере. Важен процесс, понимание малышом своего мастерства, умения обращаться с «взрослыми» предметами.

Юный помощник

Дайте малышу губку, покажите, как собрать воду со стола, как сжать и выдавить жидкость. Выбирайте губку подходящего размера, чтобы помощник легко сжал предмет одной рукой.

Перелистывание страниц

Предложите малышу яркую книгу с плотными листами: слишком тонкая бумага легко рвётся, часто склеивается, плохо переворачивается. Покажите пример, скажите, что где-то в книге спрятан сюрприз (яркая закладка, календарик, открытка). Пусть маленький исследователь перелистывает странички по одной, не торопится, чтобы не пропустить подарок.

Картины на песке

Не все мамы понимают, насколько полезное упражнение выполняет малыш, рисуя палочкой фигурки на песке или земле. Любимое занятие развивает координацию, воображение, учит аккуратности, доведению дела до конца.

Теперь вы знаете, какие упражнения подходят для развития мелкой моторики у деток возраста 1–3 годика. Занимайтесь с желанием, показывайте малышу пример, хвалите за достижения. Для полезных занятий используйте подручные материалы и предметы для творчества из магазина.

Ещё несколько игр для развития мелкой моторики в следующем видео:

Источник: http://razvitie-malysha.com/razvitije/1-3/melkaja-motorika.html

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Как развивать мелкую моторику рук у ребенка до 6 месяцев?

«Мелкая моторика» — это выражение известно всем родителям. Однако не всегда взрослые понимают, зачем нужно развитие мелкой моторики рук у детей. Умственное развитие малышей, их память, интеллектуальное развитие, внимательность, мышление, речь — все это зависит от того, насколько ловки пальчики рук крохи.

Родители часто интересуются, что подразумевают под мелкой моторикой, как происходит развитие мелкой моторики пальчиков. Интерес вызывает и то, какие занятия, упражнения для развития моторики можно делать, как без ущерба для развития ребёнка проводить такие занятия.

Понятие, отличительные черты

Моторное развитие ребенка начинает активную фазу с момента появления на свет маленького человечка. Моторика — это двигательная активность, двигательные процессы, а также взаимодействующие с ними явления физиологии, психологии.

Развитие моторики у детей особенно важно в связи с тем, что моторный и речевой центр головного мозга расположены очень близко. При стимулировании, развитии моторных навыков происходит активизация способности к речи, формируются интеллектуальные, логические способности.

Моторика подразделяется на 2 вида:

  • Мелкая — в процессе по манипулированию небольшими предметами задействованы только мелкие мышцы кистей рук, пальчики ручек, ножек.
  • Крупная — это ползание, ходьба, бег, любая двигательная активность всего организма.

На кончиках пальчиков расположено неимоверное количество нервных окончаний. Через поступающие в головной мозг импульсы от этих нервных окончаний кроха получает и обрабатывает огромный объем информации.

Чем больше информации получает головной мозг, тем быстрее, активнее происходит умственное совершенствование малышей.

 Пеленая младенца, поглаживая кожицу крохи, нежно и мягко разгибая пальчики рук, мама уже делает упражнения, которые начинают формировать ловкость, двигательную активность.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста

Это развитие имеет свои особенности. Прежде всего, кроха не может сообщить словами — больно ему, неприятно, или не нравятся физические упражнения. Мамочка должна сама следить за самочувствием грудничка.

Упражнения, легких массаж пальчиков рук, ножек можно делать до 5 раз в день, когда малыш проснулся, проявляет активность. Для детишек до 3-х лет длительность таких процедур не должна превышать 4-5 минут. Если несмышленыш начинает плакать, кривить губки, дергать ручками — следует прекратить упражнения, вызывающие подобную реакцию.

Только родившийся младенец уже начинает сам заниматься мелкой моторикой: разжимает, сжимает кулачки, рассматривает свои ручки, пытаясь подвести их поближе к лицу. Кроха хватает ручками пустышку, которая выпала, пытается потрогать яркие погремушки. Все эти простые действия уже развивают ловкость пальчиков.

Мамочка может поддержать, направить самопроизвольное развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. Перед глазками грудничка, на небольшом расстоянии, чтобы кроха мог дотянуться, можно повесить игрушки разной формы с разнообразной фактурой, чтобы, дотрагиваясь до таких игрушек, малыш получал дополнительную информацию через ощущения пальчиков.

Проблемы, связанные со слабым развитием мелкой моторики

Совершенствованием двигательной активности, ловкости кистей рук, пальчиков могут заниматься специалисты, родители, сам ребенок.

Массаж, который могут делать профессионалы, в домашних условиях под силу и взрослым родственникам крохи.

В случае самоустранения родителей от дополнительных занятий с детьми у несмышленышей возникает множество проблем в связи с низким развитием мелкой моторики:

  • Малыши позже осваивают речь, у таких крох часто образуются дефекты речи, для корректировки которых потребуются длительные занятия с логопедами.
  • Слабая внимательность, недостаточная способность логически мыслить. Творческие способности практически не развиты.
  • Проблемы с чтением: ребенок долго осваивает чтение по слогам. Трудно запоминает цифры, буквы, не может правильно их повторить на листе тетради.
  • Из-за отставания по усвоению нового материала в школе будут возникать трудности с адаптацией к учебному процессу.
  • Дошколята со слабо развитой мелкой моторикой не способны провести прямую линию, написать несколько раз буквы в прописи.
  • Малыш не умеет или с большим трудом пользуется ножницами. Не сформировано умение правильно держать ручку, фломастер, карандаш.
  • Плохая координация движения, малыш делает много лишних движений, быстро устает. Практически не умеет самостоятельно одеваться, раздеваться.

Если ребенок видит свое отставание от других сверстников, у него может развиться чувство неполноценности, которое выплескивается в агрессивное поведение. Детский коллектив может быть достаточно жесток со сверстниками, которые отстают в развитии, особенно в начальных классах.

Необходимо уделять своим чадам дополнительное внимание в раннем возрасте, чтобы не столкнуться с большими проблемами в процессе школьного обучения. Развитие мелкой моторики у детей должно стоять на одном из первых мест у родителей, заботящихся о благополучии своего подрастающего поколения.

Игры для развития мелкой моторики

Через игры малыши получают большой пласт знаний, умений, которые помогут в дальнейшей жизни. Развивать ловкость пальчиков также легче всего в процессе игры с малышом. Одни из самых популярных и доступных — это пальчиковые игры, не требующие специальной подготовки, а также не нуждающиеся в дорогостоящих пособиях.

  • Уже в первый месяц жизни грудничка нужно регулярно массировать кисти, пальчики рук, ног крохи. Игра «Сорока-белобока кашку варила» очень нравится крохам. Мама массирует в этой игре ладошки, загибает, разгибает пальчики чада. Детки постарше начинают следом за мамой повторять слова потешки.
  • Игра «Ладушки» заставляет несмышленышей распрямлять пальчики, учит хлопать в ладошки. По достижении 6-7 месяцев малышам можно предоставлять для игры мягкие листы бумаги: деткам нравится их сминать, комкать, рвать на кусочки. Для таких действий задействуют все пальчики ребятни. 
  • Строительство устойчивых башенок из 2-3 кубиков, собирание пирамидки — эти игры подходят непоседам до 2 лет. Ребятня постарше уже собирает башенки из большего количества кубиков. С 3 лет можно собирать с ребенком мягкие пазлы из крупных деталей.
  • Непоседам очень нравится играть с мамиными украшениями. Дайте крохе бусы — перебирание бусинок разных размеров хорошо влияет на формирование моторики пальчиков. Игра с бусинками развивает навык брать маленькие предметы двумя пальчиками: указательным и большим.
  • Игры с различного вида шнуровками — сейчас одни из самых востребованных специалистами и родителями. Сделать поделки со шнуровкой можно и своими руками, привлекая в качестве помощника собственное чадо.
  • Можно развивать ловкость пальчиков с помощью игр с крупой. Можно просто смешать несколько видов крупы, кроха с удовольствием будет ее перебирать. Можно спрятать на дно емкости с крупой какой-нибудь некрупный предмет, предложить непоседе найти этот предмет.

Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики, а также развивает интеллектуальные артистические способности крохи. В продаже много куколок, которых можно использовать в пальчиковом театре. Малыш обязательно захочет сам попробовать, продемонстрировать какую-нибудь сценку с куклой, которую надевают на палец.

Развитие мелкой моторики в творчестве

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста включает и формирование, совершенствование творческих способностей. Маленькие непоседы не приемлют скуки и монотонности.

Привлечь их внимание может что-то новое, яркое или необычное явление. Легче всего добиться такого внимания, включая дошколят в процесс созидательного творчества.

Еще совсем крохи рисуют пальчиками, лепят поделки из теста.

Рисование пальчиковыми красками, которые безобидны для детей по химическому составу, можно начинать с раннего возраста.

Для маленьких художников, рисующих пальчиками, лучше всего приготовить место для творчества заранее.

Убрать все тяжелые, бьющиеся предметы, приготовить большой стол или выделить место на полу, которое лучше застелить моющейся клеёнкой. Пальчиками лучше рисовать на большом листе бумаги или ватмане.

Рисование красками для пальчиков развивает у детворы понимание цветов, их сочетания, позволяет проявлять свою фантазию в рисунках. После 2-х лет малышам уже можно покупать раскраски, сначала водяные, позже обычные раскраски. Водяные раскраски позволят крохе научиться держать правильно кисть.

Виды творчества

  • Лепка. Пластилин — достаточно трудный для маленьких пальчиков материал, поэтому деткам до 3 лет лучше предоставлять возможность заниматься лепкой с мягким тестом. После 3 лет чадо может пробовать лепить поделки из пластилина, так как физически малыш уже более крепок и может работать со сложными материалами.
  • Аппликация. Трехлетние детишки уже начинают осваивать ножницы, вырезают квадрат, круг, треугольник. Для развития моторики пальчиков, а также усидчивости можно учить дошкольника делать первые аппликации, пусть пока из 2-3 деталей. Например, сделать аппликацию дома. Вырезать квадрат для домика, треугольник — для крыши.
  • Оригами. Если родители не умеют делать поделки из бумаги, существует много кружков для малышей, где их научат основам конструирования из бумаги. Обучение оригами кроме совершенствования мелкой моторики влияет на усидчивость, внимательность крохи. У ребенка развивается кропотливость, а также чувство аккуратности. Для занятий оригами нужны только бумага и твердая поверхность.
  • Конструирование. В играх непосед, начиная с 3-х лет, появляются пазлы. Сначала они сделаны из мягкого материала, состоят из 4-6 крупных деталей. С взрослением чада размер деталей уменьшается, а количество — увеличивается. Сами пазлы становятся более сложными.

Первые конструкторы должны быть также из крупных деталей, хорошо и легко соединяющихся между собой.

Собирая конструктор, малыш развивает не только ловкость пальчиков, но и свою внимательность, усидчивость, целеустремленность, умение достигать поставленной цели.

Конструкторы относятся к тем играм, которые развивают пространственное мышление ребенка, его внимательность, воображение. Не заставляйте кроху собирать конструктор по инструкции.

Соберите несколько раз с ребенком домик, машину, самолет. Предложите малышу самому придумать и собрать то, что он хочет.

Конструирование предоставляет множество возможностей для творчества, это один из лучших вариантов совершенствования моторики кисти, пальцев и подготовки чада к школе.

Подготовка к школе

Начиная с 4 лет, в детских дошкольных учреждениях проводится подготовка детишек к школьному обучению. В рамках такого обучения совершенствование мелкой моторики занимает особое место. Маленькие непоседы все так же рисуют, лепят, собирают конструкторы. Только теперь, учитывая, что дети подросли, время занятий увеличивается, усложняются задания.

В возрасте 4-5 лет ребятня стремится заниматься творчеством самостоятельно, без помощи взрослых. Можно дать непоседе задание, пускай покажет свои возможности. На рисовании малыши уже рисуют мелкие детали, раскрашивают их. Например, окошко в доме с занавесками, бантик на прическе у девочки, цветной руль на велосипеде.

Аппликации усложняются. Теперь малыш умеет вырезать несколько геометрических фигур, создавать сам из них картинку, приклеивать полоски бумаги самостоятельно. Кроме пальчикового рисования, ребенок уже рисует гуашью, осваивает акварельные краски. Конструкторы становятся более сложными.

Занятия с детьми 6-7 лет

Ребятня усиленно готовится к поступлению в школу. Работа по развитию мелкой моторики тоже усложняется. Стремясь развивать навыки чтения, письма, счета необходимо больше внимания уделять различным занятиям и упражнениям, развивающим ловкость пальцев малышей.

  • В программе занятий у малышей появляются прописи. Упражнение для ребенка — как можно точнее обвести фигурки, буквы, цифры в прописи. От карандаша или ручки должен быть тонкий, чёткий, ярко выраженный след. 
  • Мозаика, пазлы — маленькие детали, большое количество изобразительных элементов. Ребенок должен уметь собирать картинку, следуя инструкции.
  • Конструкторы становятся более сложными — со множеством маленьких деталей. При создании аппликаций уже используются несколько видов материалов. Например, бумага, ткань, засушенный цветок.
  • Слепленные из специального теста фигурки малыши раскрашивают, покрывают лаком, могут украсить ракушками, камушками, бусинками.

Психологи, педагоги советуют заниматься развитием малыша регулярно, целенаправленно. Не стоит ждать, когда кроха сам научится, без помощи взрослых. Или, получив замечания от педиатра, что малыш начинает отставать от сверстников, срочно искать воспитателей, которые займутся вашим ребенком.

Проявлять внимательность, заботу, любовь к подрастающему поколению следует постоянно. Нежелание заниматься развитием мелкой моторики крохи, пока он маленький, приведет к проблемам в освоении школьной программы.

Источник: https://pups.su/vospitanie/razvitie-melkoj-motoriki.html

Развитие мелкой моторики рук у детей 6 – 7 лет: подборка упражнений

Как развивать мелкую моторику рук у ребенка до 6 месяцев?

Мелкой моторикой называют умение воспроизводить кистью руки и пальцами точные движения.

Это важно не только для выработки красивого почерка, надо также помнить, что фаланги пальцев являются основными инструментами в работе для представителей многих профессий.

Развитию мелкой моторики рук у детей 6 – 7 лет способствует рисование, игра на музыкальных инструментах, работа с пластилином и мелким конструктором. Но наибольший эффект получается в результате проведения специальных занятий.

Упражнения, которые предлагаются детям, способствуют развитию точности и быстроты движения. В результате их выполнения кисти рук и пальцы станут более сильными гибкими и подвижными. Различают три вида таких заданий:

  • упражнения с мелкими предметами;
  • графические задания;
  • пальчиковые игры.

В свете подготовки к школе наибольшее внимание нужно уделять выполнению графических заданий. Дети должны научиться штриховать, проводить линии разной толщины и формы.

При этом надо следить, чтобы они наносили линии без отрыва ручки от бумаги, не выходили за обозначенные контуры, не  оставляли пробелы, правильно выполняли движения (сверху вниз, слева направо), не поворачивали тетрадь, правильно сидели за столом.    

Занятия по развитию мелкой моторики рук нужно проводить регулярно, занимаясь по 10 – 20 минут в день. Нельзя допускать монотонности и однообразия, в ходе занятия следует предлагать детям несколько разных упражнений с увлекательным игровым содержанием. Для этого воспитателю и родителям предлагается воспользоваться картотекой упражнений для развития мелкой моторики рук у детей 6 – 7 лет.

Графические задания

Большинство таких заданий выполняются на  подготовленных карточках. Можно приобрести специальные тетради, прописи, разукрашки.

Контуры

На карточке нанесены контуры предметов и образец штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная). Указано направление линий.

Детям нужно заштриховать рисунки, стараясь не выходить за их контуры и делать равномерные отступы между линиями.

Дождик

На картинке нарисованы тучки, а внизу цветы. Детей просят полить цветочки, чтобы они не завяли. Для этого им надо провести линии. Такое задание можно  выполнять несколько раз, предлагая каждый раз картинку с другими видами линий. 

Волны

Нужно обвести кораблик и нарисовать волны на воде. Следует обратить внимание, что линии разного вида (прямые и изогнутые). 

Рыбка

Следует дорисовать линии плавники, навести чешуйки.

Узорная штриховка

На карточке расположены примеры фигурных линий. Дети должны поставить карандаш на точку и провести линию, закончив узоры. Главное, стараться не отрывать ручку от бумаги, пока линия не будет дописана до конца.

Дорисуй рисунок

Детям понравится выполнять задания на дорисовку картинок:

  • дорисуй клетку тигренку;
  • дорисуй пирамидку, каждое второе кольцо заштрихуй;
  • дорисуй бабочку и т.д.

Соедини точки

Необходимо не просто проводить линии в нужном направлении, а нарисовать траву у дома соединяя точки парами. В более сложном варианте предлагается соединить все точки одной линией.

Развивай глазомер

В таких заданиях нужно постараться самостоятельно провести линии между предметами. Сначала детям дается более легкие задания, когда нужно проводить дугообразные кривые линии. Намного сложнее детям проводить прямые линии таким образом, чтобы они как можно точнее попали в цель.

  • помоги зайчику попрыгать по кочкам;
  • попади мячом в корзину;
  • помоги восстановить волейбольную сетку;
  • порази цель в тире.
  • Рисуй с нажимом
  • В этом задании нужно выполнить штриховку, делая правильный нажим:
  • заштрихуй облака так, чтобы одно было темнее, а другое светлее;
  • заштрихуй стаканы — один с водой (она почти прозрачная), другой с соком (намного темнее);
  • заштрихуй листочки, делая их разными по интенсивности цвета.

Повторение рисунка по клеточкам

Для такого задания подготавливаются карточки разлинованные в клетку. В начале строки задан «ритм» рисунка, который нужно самостоятельно повторить до конца строчки.

Графические диктанты

На карточках в клетку можно предложить детям выполнить графические диктанты. В таких заданиях указывается количество клеток и направление движения линии. В случае правильного выполнения диктанта на карточке появляется изображение какого-то предмета.  Читайте подробнее о том, Как проводить графические диктанты в детском саду.

Игры с предметами

Обычно маленьких детей ограждают от игр с мелкими предметами. Ведь они могут взять их в рот или засунуть в ухо. Однако после 5 лет такие занятия просто необходимы.

Игры с песком и сыпучими веществами 

Детям можно предлагать такие задания:

  • пересыпать песок из одной емкости в другую;
  • отсыпать песок мерной ложкой;
  • просевать песок через сито;
  • рисование пальцами по песку;
  • лепка из мокрого песка;
  • поиск в песке  зарытых мелких предметов.

Самое захватывающее занятие из этой серии — создание поделки из цветной соли.

Игры с крупами и семенами

Крупы имеют более крупную фактуру, чем песок. Поэтому их можно использовать для сортировки. Для этого берут по горстке круп или семян трех разных видов и ссыпают в одну кучку. Ребенку дают три мелких емкости, куда он должен разложить крупинки. Это можно делать пальцами или же использовать пинцет.

https://www.youtube.com/watch?v=kG-XVu04i5A

В еще одной игре детям предлагается определить, где какая крупа на ощупь. Для этого их рассыпают в небольшие тканевые мешочки, которые плотно завязывают. Надо взять мешочек и, помяв его в руках, назвать крупу.

Из круп и семян можно выкладывать картинки, создавать аппликации на пластилине.

Игры с пуговицами

Пуговицы более крупные. Они также подходят для сортировки (по размеру, форме, цвету). Кроме этого из пуговиц можно выкладывать орнамент, дорожки, линии по заданному рисунку, картинки.

взять на векторе

Очень интересное задание — заполнить пуговицами кружочки на рисунке, подбирая их по цвету.

Игры с веревочками

Отлично подходят для развития мелкой моторики у детей игры с веревочками и шнурками. Их можно использовать для завязывания и развязывания узелков, плетения косичек или макраме.

Очень полезно задание, связанное с нанизыванием бусинок. Лучше такие «бусинки» сделать самостоятельно, порезав трубочки для коктейля. Можно указывать точное число бусинок, которые нужно нанизать или попросить создать из них красивый узор, чередуя их по цвету.

Много игр связано со шнуровкой. Такие задания часто можно встретить на страничках развивающих книг из фетра.

Игры с бумагой

Работая с бумагой, предлагайте детям такие задания:

  • сминание и разглаживание листа  бумаги;
  • складывание оригами.

Очень увлекательная игра по созданию запланированного беспорядка. Сначала детям предлагается порвать цветную бумагу на мелкие кусочки, а затем устроить из них разноцветный дождь, подбрасывая их в воздух.

После активной фазы игры нужно попросить малышей помочь собрать все обрывки, что тоже очень полезно для развития  мелкой моторики. Эти кусочки можно  использовать для рваной аппликации.

В ходе такой игры предлагайте детям рвать бумагу разной толщины (от газет до картона).

Игры с прищепками

В наборе должны быть прищепки разных цветов. Также для таких игр надо подготовить разные шаблоны. Можно предлагать такие задания:

  • приделать ежу иголки;
  • добавить лучики солнышку;
  • сделать прическу мальчику.

Игры с прищепками очень популярны на занятиях по математике и обучению чтению, так что можно объединить такие виды упражнений и попросить детей с помощью прищепок:

  • посчитать примеры;
  • прикрепить на шаблон цифры соответствующее количество прищепок;
  • указать нужную букву.

Игры со спичками

Хоть спички детям не игрушка, но для занятий по развитию мелкой моторики их вполне можно применять, давая такие задания:

  • перекладывание со стопки в стопку;
  • выкладывание из спичек фигурки, которая нарисована  на картинке;
  • складывание в коробочку.

Детям нравится собирать спички в кубик с проделанным небольшим отверстием в центре одной из граней. Можно вместо спичек использовать ватные палочки.

Упражнения с мячом

Очень полезно делать самомассаж ладоней. Для этого нужно зажать между ладонями массажный мячик (грецкий орех, мячик для тенниса) и выполнять различные задания:

  • поступательные движения ладонями вперед – назад;
  • круговые движения ладонями;
  • сжимание – разжимание мяча в ладони;
  • перекладывание из одной руки в другую;
  • зажимание мячика двумя пальцами (поочередно менять пальцы);
  • катание мячика по столу, придерживая его одним пальцем;
  • прохождение мячиком по лабиринту, подталкивая его пальцем;
  • продвижение мячика по нарисованной на  столе спирали.

Похожие упражнения можно выполнять, перекатывая между ладонями шестигранный карандаш.

Кроме перечисленных игр организуйте с детьми:

  • театр теней с показом фигурок героев руками;
  • пальчиковый театр;
  • игры с мозаикой;
  • игры с мелким конструктором;
  • собирание паззлов;
  • закручивание крышечек;
  • игры со скрепками;
  • выкладывание дорожек или узоров из камушков;
  • задания с резиночками.

Предлагайте малышам чистить пальцами яйца, сваренные в кожуре овощи, мандарины. Будет полезным даже обычное перелистывание страниц в книге. Также для развития мелкой моторики рук у детей 6 – 7 лет рекомендуется воспользоваться картотекой пальчиковых игр.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/dou/6822_razvitie_melkoy_motoriki_v_6_7_let

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.