Как разговорить молчуна: если у ребенка проблемы с речью

Содержание

Как разговорить ребенка

Как разговорить молчуна: если у ребенка проблемы с речью

В последние годы сложилась парадоксальная ситуация: живущие в комфортных бытовых условия  дети начинают говорить все позже и позже. Почему?

 1. Ребёнок не говорит.

Одних родителей не очень-то и волнует, что их двухлетний ребёнок молчит. Они считают, что два года – это не тот возраст, когда должна появиться речь. Другие жалуются: «Малышу скоро два года, а он совсем не говорит!» И начинают бить тревогу. Кто же в данной ситуации занял правильную позицию?

Лет сорок-пятьдесят назад нормой считалось появление речи у ребёнка в год. При этом подразумевалось, что малыш уже самостоятельно может о чём-то попросить, построить простейшую фразу. Конечно, идеального звукопроизношения от него никто не требовал! Но ПОТРЕБНОСТЬ что-то сказать у ребёнка была очень выражена!

А сейчас? Взрослые сидят, уткнувшись в экран телевизора или в монитор компьютера, годовалый карапуз в заваленном игрушками манеже предоставлен сам себе. Мама и папа молчат: они заняты своими проблемами.

Кроха вроде бы тоже «при деле», а самое главное – никому не мешает.

В подобной обстановке у него не возникает ПОТРЕБНОСТИ заговорить: его к этому не понуждают, от него не требуют речевой активности, взрослых вполне устраивает МОЛЧАЩИЙ ребёнок.

2 . «В начале было СЛОВО…»

Мерилом успеха у многих стал материальный достаток. Ради него взрослые работают сутки напролёт, а когда измотанные приходят домой, у них нет сил не только рот открыть, но и пошевелиться. В этой ситуации в семье отсутствует главное: ОБЩЕНИЕ.

Простое человеческое общение, когда у родителей есть желание и время поговорить со своим малышом, рассказать ему сказку, спеть колыбельную. Ведь без них речь у ребёнка может не появиться не только в два, но и в три, и даже в четыре года. Да, да, СЛОВО, – оно начало всему.

Помните, Евангелие от Иоанна? «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Чудо, как хорошо сказано! Просто, понятно, точно.

Сто, двести лет назад народ и не мечтал о такой комфортной жизни, как сейчас, и питание было скудным, а дети болтали без умолку, и особых проблем с речью у них не было. А сейчас достаток присутствует, питание полноценное.

И при всём при том, дети – молчат! Словно загадочный вирус поражает их речевые центры. Первые слова появляются в лучшем случае после двух лет, да и тогда детскую болтовню можно понять только с помощью переводчика.

Нормально говорящих детей в младших возрастных группах детских садов, – по пальцам пересчитать! Эти говоруны, перефразируя Л.Н.Толстого, очень похожи друг на друга: веселые, живые, непосредственные. И только каждый неговорящий ребенок несчастен по- своему.

Причин речевых нарушений – множество. Названий речевых патологий – не меньше. Поговорим о самых распространённых.

3. Задержка речевого развития

Если у ребёнка отсутствует речь в два года, логопеды с полным основанием говорят о задержке речевого развития (ЗРР). Обтекаемость данного диагноза притупляет бдительность родителей. Ну, задержалась речь, думают они, – возможно, со временем всё само собой наладится… Ведь кроха издаёт какие-то звуки, – чем не речь?

Многие родители принимают за речь лепетные, «аморфные» слова или звукоряд, который порой выдаёт их двух-трёхлетний ребёнок.

Мамы и папы пытаются уверить не только себя, но и логопедов, что «он всё-всё говорит, только очень непонятно»… Конечно, легче, как страус, спрятать голову в песок и не видеть проблемы, но от этого она не исчезает, а только разрастается день ото дня.

Поэтому первым шагом к преодолению ЗРР будет ясное виденье родителями ситуации. Вторым шагом будет поход к специалистам: детскому неврологу, отоларингологу, стоматологу – ортодонту, логопеду. Все последующие шаги надо будет выстраивать с учётом полученных у этих специалистов заключений и рекомендаций.

Если же родители пожелают выбрать какой-то свой, «особенный» путь, основанный на советах тёти Глаши или бабы Малаши, то они должны помнить, что этот путь может завести их в такие дебри, из которых и выбраться будет уже невозможно…

4. Почему возникает задержка речевого развития?

ЗРР наблюдается у детей, страдающих аутизмом, алалией, дизартрией, ДЦП (детским церебральным параличом).

В последнее время к специалистам на приём приходят дети внешне совершенно здоровые и благополучные, но речи у них нет! И только в ходе расспросов выясняется, что во время беременности у одной мамочки был тяжелейший токсикоз, другая перенесла на ногах грипп, у третьей малыш при рождении был очень крупным и закричал не сразу (была асфиксия), у четвёртой кроха родился обмотанный пуповиной, у пятой – не дождался срока и появился на свет шестимесячным. Во всех этих случаях можно говорить о гипоксии (кислородном голодании мозга), энцефалопатии, что и явилось первопричиной речевых нарушений.

ЗРР может возникнуть у детей после перенесённых инфекционных заболеваний: менингита, гриппа, дифтерии. А также после травм головы и инсультов. Да, да, инсульты сейчас диагностируют даже у грудничков! Из-за неоправданного использования некоторых медицинских препаратов у маленьких детей может случиться ишемический инсульт.

5. Как устранить задержку речевого развития у детей?

Теперь поговорим о путях преодоления речевых задержек. Они, в общем-то, идут в одном направлении и разнятся лишь незначительными деталями.

На начальных этапах всё выглядит примерно так: неустанное внимание к малышу со стороны близких, общение, полноценное питание и сон, массаж, оздоравливающие процедуры, развивающие и пальчиковые игры.

Массаж и процедуры лучше доверить специалистам. А вот питание и сон, общение, игры – это целиком на совести родителей, бабушек-дедушек.

Весь процесс «вызывания речи» проходит, во-первых, на положительных эмоциях, во-вторых, без каких-либо насильственных действий, и, в-третьих, при непосредственном участии взрослых.

Кстати, если в семье «речевой жанр» на высоте, то и проблем с речью у ребенка практически не бывает.

Если же предпочтение и свободное время взрослых отдается телевизору, компьютеру и ноутбуку, молчание малыша вполне объяснимо.

Родители должны знать, что нервная система малыша 1-3 лет отличается малой выносливостью. Поэтому даже игры (в особенности, обучающие!) по времени должны длиться не более 10-20 минут (в зависимости от возраста). Об усталости ребенка можно судить по его поведению. Капризы, отказ выполнять инструкцию говорит о том, что «ресурсы» малыша на пределе и надо заканчивать игру.

О чем еще надо помнить, занимаясь с ребенком? О своем эмоциональном настрое и о своей речи. Маленького ребенка привлекают только яркие предметы, живые эмоции и выразительная речь.

Прежде чем начать домашнее обучение, сядьте перед зеркалом и попробуйте рассказать какую-нибудь сказку, например, «Курочку Рябу»… себе. Ну и как, собственное лицедейство вызвало ваш живой интерес? Если нет, то вряд ли оно заинтересует и малыша. Неудачный опыт тоже опыт. Поработайте над собой.

Вспомните мимику и интонацию любимых актеров. Уверена, в каждом из вас дремлет талант. А без него в наших последующих играх никак не обойтись!

6. Солнце, воздух и вода – отличные помощники в борьбе с ЗРР!

Многие молодые родители жалуются на отсутствие свободного времени: «Нет ни минуты для общения с ребенком!» Вся жизнь посвящена, в основном, работе. Ведь именно она и обеспечивает достойное существование малышу! Только какой смысл во всех этих материальных благах, если кроха не радует близких своим звонким голоском и чистой речью?

Отпуск, хотя бы две недели, предоставляется всем работающим. И если вы проведет его с пользой не только для себя, но и для ребенка, появление его первых слов не заставит себя ждать.

Если в отпуск вы отправляетесь к теплому морю (а это сейчас можно устроить в любое время года!), используйте время в пути: почитайте сказку, рассмотрите книжку с картинками, сделайте малышу массаж пальчиков.

Три-четыре часа перелета покажутся не столь утомительны, да и кроха не будет капризничать и мешать остальным пассажирам.

Горячий песок, теплое море, солнышко! Это не только прекрасная возможность оздоровить ребенка, но и шанс справиться с его речевыми проблемами.

Многие из вас знают, что игры с песком снимают эмоциональное напряжение, помогают расслабиться, активизируют мозговую деятельность малыша. Поэтому очень мудро поступают родители, которые берут в дорогу не только наряды, но и детские ведерки с лопаточками, формочки.

Ребячье общение с песком: пересыпание, лепка, пошлёпывание мокрого песка ладошками, ещё и способствует развитию так называемой мелкой моторики. Оно же активизирует, посредством движений пальчиков, речевые центры.

Свежий воздух, свобода движений дают дополнительный стимул для появления первых слов. Маленькому человечку так хочется выразить СВОЁ ощущения счастья! Поэтому, именно на отдыхе, он обязательно заговорит!

 6. Пальчиковые игры помогут заговорить молчуну.

Пальчиковые игры, – это тот благодатный материал, который поможет разговорить даже самого молчаливого кроху. Движения пальцев будят «дремлющие» речевые центры в коре головного мозга, заставляют их работать.

Если раньше вы никогда не занимались с малышом пальчиковыми играми, начните с простейшего: с рассматривания пальчиков. Назовите каждый из них, погладьте. Затем возьмите ребристый карандаш и покатайте его по ладошке и пальчикам крохи.

Это придаст нужный тонус мышцам рук, подготовит их к выполнению последующих упражнений.

Источник: http://xn----8sbhee6acfvbl4aa.xn--p1ai/index.php/azbuka/38-kak-razgovorit-rebenka.html

Неговорящие дети: что делать с ребенком-молчуном?

Как разговорить молчуна: если у ребенка проблемы с речью

В последнее время тема «молчащих» детей становится все более актуальна. Когда я лично столкнулась с этой проблемой, я обратила внимание на то, что буквально у каждого моего собеседника обязательно находится рассказ, а то и не один, про знакомых или родственников, у которых есть неговорящий ребенок.

Чаще всего, такие рассказы заканчиваются «хэппи эндом»: «молчал до трех, пяти, шести лет и чудесным образом заговорил», «не обращай внимания, мальчики все поздно начинают разговаривать», «ему просто не надо, вот он и молчит». И начинает казаться, что это и не проблема вовсе, делать с ней ничего не нужно, а нужно просто ждать.

Это в корне неверно, действовать надо начинать уже тогда, когда вы заметили первые признаки речевого отставания. Речевая задержка может понести за собой ряд неприятных моментов: это и проблемы с коллективом, и задержки в психоэмоциональном развитии, и другие неприятные осложнения. Да и сами представьте, что будет, если вы попадете в коллектив, в котором вас никто не понимает?

Почему мой ребенок не говорит?

Давайте для начала разберемся, какие бывают причины речевой задержки.

Причина 1: Проблемы со слухом

Многие из вас помнят стандартную проверку слуха в наших детских поликлиниках. Врач шепотом говорит что-нибудь ребенку, ребенок отреагировал правильно – молодец, неправильно – начинают разбираться дальше. Так вот, этот подход недостаточно информативен.

При речевом отставании рекомендовано проводить компьютерную диагностику, которая позволяет отследить состояние слухового анализатора на всем его протяжении, то есть, до самой слуховой коры головного мозга.

Подробно останавливаться на слуховых проблемах я не буду, но поверьте, их достаточно много.

Причина 2: Проблемы с воспроизведением речи

Часто речевые проблемы связаны с нарушениями самого речевого аппарата: это врожденные и приобретенные дефекты речевых органов, слабая подвижность языка или губ, и даже неправильный прикус.

Причина 3: Невостребованность речи

Обратите внимание на то, как часто вашему ребенку необходима речь. Если малыш растет в гиперзаботливой среде, в которой он получает все, что нужно по первому жесту или взгляду, речь ему попросту не нужна.

Причина 4: Генетические заболевания и поражения головного мозга

Сюда также относятся и любые инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в раннем детстве, и травмы, и даже осложнения в родах.

Что делать, если ребенок не говорит?

После того, как вы прошли все необходимые исследования и выяснили точную причину отсутствия речи у вашего малыша, пора переходить к активным действиям.

В любом медицинском центре вам конечно назначат занятия с «речевыми» специалистами: логопедами, психологами, дефектологами и т.д. Также могут предложить и другие процедуры, направленные на стимуляцию определенных клеток мозга, отвечающих за речь.

Об эффективности этих процедур мы поговорим в другой раз, а сегодня хотелось бы рассказать, как можно помочь своему ребенку в домашних условиях.

Как заниматься с неговорящим ребенком в домашних условиях?

Любой квалифицированный специалист скажет вам, что без домашних занятий хорошего и быстрого прогресса добиться очень сложно. Ведь педагоги и врачи работают с вашим ребенком всего несколько часов в неделю, и они не знают всех особенностей его характера.

Вот несколько способов помочь малышу научиться разговаривать:

Массаж шейной зоны:

Массаж нужно делать легкими движениями, без сильного нажима: проведите руками от основания шеи вниз по позвоночнику до самой поясницы. Затем от основания шеи по плечам и вниз до кистей рук. И опять от основания шеи, по плечам, но спускаемся уже по грудине до живота. Каждое упражнение нужно делать 6-8 раз два раза в день.

Артикуляционные упражнения:

В интернете вы найдете массу упражнений для артикуляции, я опишу только самые основные:

  • Широко открываем рот – закрываем рот
  • Вытягиваем вперед сомкнутые губы с напряжением
  • Язык далеко высовываем изо рта и заводим его максимально вправо-влево
  • Надуваем и сдуваем щеки
  • Улыбаемся, широко растягивая рот, с сомкнутыми зубами
  • Открываем рот и кончиком языка проходим по нижним и верхним зубам с внутренней стороны

Речевые упражнения:

Пусть ваш ребенок повторяет за вами простые гласные: А, У, О, И. Когда с этим упражнением не будет проблем, переходите к более сложным. Таким образом учим по порядку:

  • Гласные
  • Согласные
  • Простые слоги: ма, па, ба, му и т.д.
  • Слова из двух одинаковых слогов: ма-ма, ба-ба, па-па
  • Слова из двух разных слогов: во-да, е-да, от-дай
  • Слова из трех слогов

Основные правила занятий:

  • Не ругайте ребенка, если у него не получается
  • Хвалите ребенка, даже если получилось не очень хорошо
  • Превратите занятия в игру, а не в школьный урок
  • Ведите дневник, чтобы отслеживать динамику развития речи
  • Если ребенок смог попросить что-нибудь с помощью речи, в дальнейшем он должен получать это что-нибудь только после речевой просьбы

И помните, пусть занятия не дадут эффекта сразу, но терпение и труд со временем принесут успех.

Источник: medic.ua

Источник: https://novosti-n.org/ukraine/read/141395.html

Что делать, если ребенок молчит?

Как разговорить молчуна: если у ребенка проблемы с речью

Педагоги-дефектологи предупреждают: речь малыша – индикатор его психического развития. По общепринятым нормам уже к 3 годам речь ребенка должна быть почти полностью сформирована. На практике далеко не каждый шестилетний малыш умеет правильно говорить и общаться.

Что вызывает задержки в развитии речи у совершенно здоровых детей? Какие хитрости помогут разговорить молчуна? Ответы на эти острые вопросы искал корреспондент interfax.by.

1. Недостаток общения

По мнению Ирины Галенчик, педагога-дефектолога, заместителя заведующего по основной деятельности ГУО «Специальный ясли-сад № 469 г. Минска», отставание в развития речи у современных детей нередко связано с недостатком общения.

Важнейший движок развития детской речи – речевая среда, в которой малыш вращается. Ни игрушки, ни тем более компьютер не в состоянии заменить маленькому человечку общение с близкими людьми.  

«Наиболее интенсивное развитие активной речи ребенка приходится на короткий период от 8 месяцев до 3-4 лет. В последующие годы процесс усвоения речи замедляется, – пояснила корреспонденту ИФ педагог-дефектолог Ирина Галенчик.

– И если до 3 лет речь ребенка не была сформирована, то дальнейший процесс, как правило, развивается искаженно: медленно накапливается словарь, речь изобилует грамматическими ошибками. Без помощи специалиста эту проблему не решить».

Как общаться с собственным ребенком?

  • Говорите, обращайтесь к нему. Речь взрослых – эталон общения для ребенка. Чем больше слов в первые месяцы жизни слышит малыш, тем быстрее и правильнее он заговорит.
  • Старайтесь сопровождать свою речь движениями. Например, произнося словосочетание «молоточек стучит», можно взять в руки игрушку-молоточек и показать, как это происходит. Употребляя словосочетания «птичка летит», помашите руками, как крыльями.
  • Акцент на губах. Перед общением с малышом красьте губы яркой помадой – это позволит ребенку понаблюдать за вашей артикуляцией, усвоить ее, а в дальнейшем и воспроизвести.
  • По максимуму используйте жизненные ситуации. В памяти ребенка откладываются только самые эмоционально насыщенные моменты жизни. Если малыш сам заинтересовался какой-нибудь ситуацией – обсудите с ним увиденное. К слову, пользы от «полевых» занятий в несколько раз больше, чем от принудительных речевых тренировок.
  • Развивайте слуховое восприятие  ребенка. Чем раньше малыш научится различать неречевые звуки (стуки, шелест, топанье и т. д.), тем быстрее он заговорит. Самые лучшие помощники в этом деле – старые добрые погремушки. Научите ребенка ориентироваться в звуках, издаваемых различными погремушками.Не менее полезно сопровождать неречевыми звуками чтение и рассказывание сказок.

2. Нехватка движения

Казалось бы, какая может быть связь между развитием речи и физической активностью малыша? На самом деле  самая непосредственная.

В человеческом мозге речевые центры (зона Вернике) соседствуют с зоной Брокка, отвечающей за развитие движений (особенно кистей и пальцев рук). При возбуждении одной зоны активизируются и близлежащие. Таким образом, у детей с достаточной двигательной активностью стимулируются отделы мозга, отвечающие за речь. Вот почему более спортивные дети разговаривают намного лучше своих сверстников.

По мнению педагога-дефектолога Ирины Галенчик, распространенная ошибка современных родителей – недооценка пользы движения: «Увы, с малых лет детей заставляют вести себя по-взрослому: не гримасничать, спокойно сидеть за столом, ходить с родителями исключительно за ручку, не приставать к гостям».

Двигательные советы:

  • Отпустите ребенка на свободу. Пусть малыш не сидит на одном месте, а побудет «вечным двигателем» – перебирается с одного стула на другой, ползает под столами, носится вокруг и пристает ко взрослым. Для крохи каждое активное действие наполнено скрытым смыслом, каждый шаг или прыжок несет дополнительное развитие. Чем более непоседлив малыш, чем больше он двигается, тем быстрее он порадует нас интеллектуальными разговорами.
  • Развивайте лицевую мускулатуру ребенка. Для этого создавайте как можно больше ситуаций, связанных с выполнением мимических упражнений. Предлагайте малышу выполнять самые простые мимические движения: нахмурить бровки, поочередно открывать и закрывать глаза и т. д. Неплохое  упражнение на моторику – строить ребенку рожицы и просить малыша повторять за вами все движения лицевых мышц. 
  • Развивайте артикуляционный аппарат ребенка. Естественный способ развития у ребенка мелких мышц артикуляционного аппарата – процесс пережевывания пищи. Вот почему не стоит злоупотреблять протертыми продуктами. Не забывайте предлагать малышу морковь, яблоко, твердое печенье и т. д.
  • Важное значение для развития артикуляционного аппарата играет дыхание. Чем лучше развиты легкие у ребенка, тем более длинные предложения он сможет произносить. Идеальным инструментом для дыхательной гимнастики являются игры с мыльными пузырями, воздушными шариками, игра на губной гармошке и дудочке.

3. Речевой негативизм

Молчание детей нередко связано с боязнью выражать свои мысли вслух. «Неоднократно сталкивалась с ситуациями, когда в 6 лет дети настолько не уверены в себе, что, имея приличный словарный запас, они сознательно отказываются от речи», – поделилась своим опытом Татьяна Пивоварчик, директор ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Ленинского района г. Минска».

Страх общения у малышей может вызвать неправильная реакция родителей на речевые ошибки деток. В первые годы жизни ребенка мама – самый авторитетный человек. И если она бранит малыша за каждое неправильно произнесенное слово, скорее всего, ребенок утратит всякую веру в себя и вовсе откажется разговаривать.

Дельные рекомендации

  • Создавайте ситуации успеха. Для этого поощряйте любую попытку ребенка заговорить. Помните, ошибки в речи легко поправимы, отсутствие речевой практики – с трудом. Уверенные в своих силах дети разговаривают намного лучше, чем их замкнувшиеся в себе сверстники с заниженной самооценкой.
  • Побуждайте детей общаться. Очень часто дети, речь которых затруднена, выбирают простой путь выражения просьб к родителям: не словами, а жестами. Отучайте детей жестикулировать, если мысль можно выразить словами. Когда, желая получить игрушку, ребенок не просит вслух, а показывает на нее пальцем, подскажите малышу, как правильно называется вещь или сделайте вид, что не понимаете его. Избегайте в своей речи фраз «повтори», «ты сказал неправильно, скажи правильно». Можно закрепить упражнение, создав аналогичную проблемную ситуацию – и ребенок повторит новое слово. 

4. Информационные перегрузки

По мнению педагога-дефектолога Анжелики Дементьевой, развитие речи у современных детей нередко тормозится переизбытком информации.

Наверняка  вы не раз удивлялись детской способности «схватывать на лету»?  Секрет высокой обучаемости в том, что дети до 3 лет не защищены от информационного давления. Для сравнения, мозг взрослых работает избирательно (нужную информацию запоминает, пустую – отсеивает). Детское восприятие такой способностью не обладает: абсолютно все, что малыш видит и слышит, он впитывает, как губка.

«Из-за слишком длительного общения с компьютером и ТВ у детей формируется бессистемное представление об окружающем мире. Поскольку большая часть информации малышам непонятна и воспринимается как пустой шум, маленькие дети постоянно испытывают стресс, быстрее устают и, как следствие, теряют всякое желание общаться», – рассуждает педагог-дефектолог Анжелика Дементьева.   

Наши советы

  • Не забывайте о режиме дня. Лучше, чтобы питание и сон ежедневно были связаны с одним и тем же временем. Важно следить, чтобы деятельность ребенка в течение дня была как можно более разнообразной. Запомните, излишек времени, проведенного у голубых или жидкокристаллических экранов, идет в минус для умственных способностей малышей.
  • Правильно выбирайте мультики для просмотра. Маленькие дети утомляются намного быстрее  взрослых людей. И «взрослые» фильмы (а также длинные диснеевские мультики) не будут понятны малышу.

Дети способны воспринять только мультфильмы продолжительностью не более десяти минут. При этом очень важно, чтобы сюжет был завершен:  включал в себя введение, развязку и поучительную концовку.

  • Разговаривая с детьми, дозируйте информацию. Помните, ваш ребенок воспринимает звуковую информацию значительно медленнее, чем вы. Привыкайте строить предложения максимально лаконично. Разговаривайте с крохой медленнее, чем со взрослыми, четче произносите слова. Между словосочетаниями делайте паузы.

P.S. Никогда не поздно осознать простую вещь: если мы не будем разговаривать с собственными детьми, надо быть готовыми к тому, что и они с нами не заговорят.

Мария Дмитриева

Источник: https://www.interfax.by/article/97346

Проблемы с речью у детей и как их преоболеть

Как разговорить молчуна: если у ребенка проблемы с речью

Нередко случается, что сверхзаботливые родители начинают безо всяких оснований беспокоиться о развитии речи малыша и сгущать краски.

Им кажется, что годовалый карапуз говорит слишком мало слов, тревожатся, что в 2 года он не умеет грамотно строить предложения, а в 3 ему с трудом даются «шипящие» звуки… Но бывает и наоборот, когда в круговороте забот мы не замечаем проблем, на которые надо бы обратить внимание, ведь они могут говорить о тех или иных речевых отклонениях от нормы и являются первыми признаками проблемы с речью у ребёнка. Давайте вместе познакомимся с основными логопедическими нарушениями, которые встречаются у детей, чтобы суметь вовремя распознать болезнь и помочь крошке и его «непослушному» язычку.

Проблемы с речью – дислалия

.

Бывает так, что детям с трудом даётся произношение звуков, которые его ровесники уже давно освоили. При этом у него всё нормально и со слухом, и с речевым аппаратом.

Малыш хорошо развит, у него к 3-4 годам достаточный словарный запас, он строит большие и связные предложения, но… при этом произносит слова, как маленький. К примеру, вместо «собака» выдаёт «шабака», или «книзька» вместо «книжка».

В таком случае, скорее всего, говорят о дислалии – нарушении речи. К слову, дислалия – наиболее частый дефект прононса у дошколят.

Выделяют две формы дислалии: механическую и функциональную. При механической наблюдаются отклонения в строении речевого аппарата малыша (укороченная уздечка, дефекты строения челюсти и зубов). При такой форме проблемной речи – дислалии малыш произносит неправильно не единичные звуки, а целые группы.

Что делать? В каждом конкретном случае специалисты (логопед и ортодонт) выбирают подходящую тактику коррекции нарушения речи. Бывает достаточно специальных упражнений. Но часто подобные проблемы с речью у детей решаются оперативным путём.

Проблемы с речью у детей – функциональная дислалия

При функциональной форме нарушений в строении органов речи не наблюдается. Проблема заключается главным образом в том, что ребёнок попросту не умеет правильно пользоваться артикуляционным аппаратом – чаще всего неправильно располагает язычок, отчего заменяет одни звуки другими или искажает их (смягчение твёрдого «л», горлового «р», межзубного «с»), а иногда и вовсе не произносит.

Почему так случается? Есть ряд предрасполагающих факторов возникновения данной проблемы речи у ребёнка.

Среди них – общая физическая ослабленность ребёнка из-за перенесённых заболеваний, слабость мышц речевого аппарата, минимальные мозговые дисфункции, задержка речевого развития.

Последняя, между прочим, причина, часто возникает по вине взрослых, которые мало разговаривают с малышом или специально искажают слова, подражая детской речи. К слову, если кто-то из членов семьи страдает нарушениями речи, малыш может копировать его произношение.

Что делать? К счастью, функциональная дислалия хорошо поддаётся коррекции. Практика показывает, что прогресс наступит тем быстрее, чем раньше родители обратятся за помощью к специалисту. Не стоит спешить на приём к логопеду, если ребёнок в 3-4 года не выговаривает звуки «р», «с» или «л».

Но если к 5 годам правильное «рычание» так и не появилось, или ребёнок по-прежнему произносит «курича» вместо «курица» или «лёшадь» вместо «лошадь», нужно посетить специалиста.

Он покажет, как делать артикуляционную гимнастику для укрепления мышц и развития подвижности речевого аппарата, а затем научит малыша правильно произносить непослушные звуки и закрепит эти навыки с помощью специальных упражнений.

Попутно важно развивать у ребёнка слуховое внимание – этому поможет чтение книг, прослушивание музыки, детских песенок, аудиосказок. Не меньшее значение в преодоление проблем с речью у детей имеет и тренировка речевого аппарата ребёнка – зарядка для язычка и губ плюс разминка для всего ротика, для чего нужно почаще предлагать малышу погрызть морковку, яблочко, сухарик или сушку.

Проблемы с речью у детей – ринолалия

Помните, в советском мультике «38 попугаев» есть один любопытный персонаж – слонёнок, говорящий немного непонятно, потому что в «нос». Этот мультяшный герой – прекрасный пример ринолалии.

Этот термин означает нарушение звукопроизношения и тембра голоса из-за каких-либо анатомо-физиологических дефектов речевого аппарата. У ребёнка с ринолалией во время разговора воздушная струя попадает в полость носа и там вибрирует. При этом возникает гнусавость.

Все звуки искажаются, речь малыша малоразборчива и монотонна. Причинами такого дефекта речи у ребёнка могут быть врождённые или приобретённые аномалии развития речевого аппарата. Однако… нередко причиной становятся всевозможные заболевания носоглотки: аденоиды, полипы, искривление носовой перегородки.

Такую разновидность ринолалии называют закрытой. При ней особенно страдает произношение носовых звуков – «м» и «н». К примеру, у малыша вместо «мама» выходит «баба», или «дос» вместо «нос».

Что делать? В каждом из этих случаев нужно обращаться к лору и логопеду, чтобы определить причину «гнусавости» и провести необходимое лечение – к примеру, удалить аденоиды и озадачить ребёнка ежедневной весёлой зарядкой язычка.

Проблемы с речью у детей – брадилалия и тахилалия

Иногда у малыша может нарушаться темп речи. Брадилалия – это замедление речи, а её ускорение – тахилалия. При замедленном темпе речь тягучая, вялая, монотонная с растягиванием гласных.

Для ребёнка с брадилалией характерны общая вялость и медлительность. Причина подобной проблемы с речью у детей – «сбой» в центральной нервной системе и преобладание процессов торможения над процессами, отвечающими за возбуждение.

В норме они уравновешивают друг друга.

При тахилалии речь малыша напротив торопливая и напористая. Он говорит очень быстро, часто пропуская слоги или удваивая их, искажая звуки и целые слова.

Такая особенность речи возникает у ребятишек активных, легко возбудимых, порывистых.

И здесь тоже играет роль как наследственность, так и неправильное воспитание – постоянные ограничения, жёсткие наказания, а также и подражание быстроговорящим взрослым.

Что делать? Малыши с нарушениями темпа речи обязательно нуждаются в наблюдении логопеда. Как правило, таким деткам назначается медикаментозное укрепление нервной системы, логопедические занятия и лечебная физкультура.

Проблемы с речью у детей – алалия

Тяжёлое, но, к счастью, редкое расстройство речи – алалия. Это недоразвитие речи или её отсутствие из-за поражения зон коры головного мозга, отвечающих за речь. При этом слух и уровень интеллекта у малыша нормальные.

Такой серьёзный «сбой» может произойти ещё во время внутриутробного развития ребёнка, в процессе тяжёлых родов или в раннем возрасте (первые 3 года) из-за травм головного мозга и различных заболеваний.

У малыша с алалией не развивается «языковая способность», язычок словно спит.

Что делать? Не позднее 3-летнего возраста отвести малыша к логопеду или дефектологу. Детский мозг обладает удивительной пластичностью. Его здоровые клетки могут брать на себя функцию тех, которые по каким-то причинам отказываются трудиться. Работая с ребёнком-алаликом, специалист восполняет пострадавшее звено речевой цепочки другим звеном, помогает найти новые, необычные «опоры» для речи.

Проблемы с речью у детей – дислексия

Если все вышеописанные проблемы с речью у детей можно классифицировать, как нарушение устной речи, то дислексия – это нарушение речи письменной. Оно встречается у 15 % всех современных детей, независимо от пола и национальности. У ребёнка-дислексика возникает стойкое нарушение восприятия букв и звуков во время чтения.

Как часто бывает: мама заставляет малыша снова и снова читать какое-то предложение, а у него всякий раз выходит какая-то «тарабарщина». При этом маленький читатель может быть весьма смышленым и одарённым ребёнком.

А всё потому, что дислексия связана не с низким уровнем интеллекта, а с нарушением процессов обработки звуков и звуковых сочетаний (фонологической обработки) в головном мозге.

Человеку присущ не один, а сразу несколько видов слуха. Первый из них – физический, благодаря которому мы слышим пение птиц, шум ветра и прочие разнокалиберные звуки, которые нас окружают. Второй – всем известный музыкальный.

Он помогает различать оттенки музыки, осваивать нотную грамоту, играть на музыкальных инструментах, петь. И, наконец, третий вид слуха – речевой. Благодаря ему мы отличаем один звук от другого, улавливаем оттенки речи. У детей, страдающих дислексией, нарушен именно речевой слух, поэтому они нечётко слышат звучащую речь.

Оттого им тяжело понять, что слова делятся на отдельные звуки, и непросто научиться ими манипулировать.

Что делать? Если малыш-дошкольник, освоивший чтение, читает по слогам или медленно – это нормально.

Но, если он при этом систематически пропускает звуки или добавляет лишние, не дочитывает или искажает окончания слов, плохо понимает смысл прочитанного, не может рассказать о том, о чём только что прочитал, непременно проконсультируйтесь со специалистом. Лучше, как известно, оказаться чересчур бдительным.

Проблемы с речью у детей – дисграфиея

Как правило, дислексия – нарушение не одинокое, точнее, не изолированное. Нередко оно сопровождается дисграфией – стойким нарушением письма, которое связано не с незнанием грамматических правил, а с недоразвитием или нарушением тех мозговых механизмов, которые отвечают за процесс письма.

Не стоит путать с дисграфией всевозможные ошибки, свойственные практически всем малышам на ранних стадиях обучения письму. Так, если ваш маленький почемучка, который едва научился писать печатными буквами, выводит слитно некоторые слова, иногда «зеркалит» буквы или выдаёт шедевры вроде «ден рожденийа», «бигимот» или «йолка» – это абсолютно нормально.

Поначалу.

Но родителям стоит насторожиться, если ребёнок допускает одни и те же ошибки с упорным постоянством даже в обычных словах, к примеру, пишет «амам» вместо «мама», регулярно на письме меняет местами слоги, пропускает их или не дописывает, забывает буквы или слишком часто пишет их в обратную сторону, путает буквы, схожие по звучанию (з/с, ж/ш) и написанию (в/б, з/э), пишет слова слитно или отделает от слов одну-две буквы.

Что делать? В этом случае консультация специалиста будет нелишней. Как и в случае с дислексией, для успешного лечения важна ранняя диагностика и последующая профессиональная коррекция этого речевого нарушения.

Как вы, дорогие родители, видите, при условии упорной и слаженной работы врачей, педагогов и родителей, большинство логопедических проблем с речью у детей удаётся одолеть. И тогда малыш без проблем и ограничений сможет наслаждаться чистой и грамотной речью – великим даром, которым владеет только человек. Пусть и совсем ещё маленький.

Источник: https://sait-sovetov.net/sovety-roditelyam/problemy-s-rechyu-u-detej-i-kak-ih-preobolet-59.php

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.