Как научить ребенка преодолевать неудачи

Как помочь ребенку преодолеть неудачи

Как научить ребенка преодолевать неудачи

Линда Стэйд 25 лет работает педагогом в популярном колледже Австралии. Она решила дать несколько важных советов, которые помогут родителям справиться с детскими неудачами.

Линда получила от друга снимок сына, стоящего на месте победителя соревнований по плаванию. Поздравив знакомого с успехом сына, Линда была удивлена ответу. Друг сказал, что сын не победил, просто решил сфотографировать его на подиуме. Эту идею подкинули организаторы, которые мотивировали тем, что «каждый должен почувствовать себя победителем».

Разные мнения

В подобных ситуациях все делятся на два лагеря. Одни считают, «победа ― не главное», другие, что «победитель один», и стоит беречь детей от неудач, чтобы не развить в них комплекса неудачника.

Линда считает, что неудача не должна быть пропастью, из которой не выбраться, на каждой ошибке нужно учиться. Многие настолько боятся неудач, ограничивают детей от любой деятельности, даже той, где у них есть явный талант.

Одни советуют не обращать внимания, двигаться дальше, другие летят на помощь, ведь не могут смотреть на страдания ребенка. Как же лучше поступать в таких ситуациях? Поддержать и объяснить!

С чего необходимо начинать?

Все неудачи, ошибки можно разделить по степени тяжести и серьезности. Следует понять самому и научить ребенка находить такие отличия. Только тогда ребенок поймет причины неудачи, справится с эмоциями.

Например: «следует лучше готовиться к английскому» или «я не очень силен в английском, но зато лучший по биологии».

Успех ребенка во взрослой жизни во многом зависит от знаний о собственных способностях!   Родители и педагоги должны создавать условия, которые поспособствуют развитию сильных сторон ребенка, и помогут понять его слабые стороны. Поэтому не стоит зацикливаться на оценках.

Группа риска

Отметим, что есть категория детей, которым намного сложнее справляться с неудачами, например ― девочкам-отличницам, детям, которые не выглядят хрупкими и уязвимыми.

В колледже есть специальные занятия, которые проводят на «Неделе неудач». Детям дают непривычные для них задания, затем они делятся своим опытом с другими.

Их учат, как получить выгоду от ошибок, развивают устойчивость к неудачам, умение анализировать и никогда не сдаваться.

Как же развить в ребенке смелость?

Нормализуйте неудачи

Не стоит зацикливаться на неудачах, сделайте их чем-то неважным, нормальным. Объясните, что неудачи ― это жизненный опыт, который бывает болезненным или полезным.

Учите ответственности

Каждый ребенок должен нести ответственность за неудачу, не стоит обвинять и ждать оправданий.

Анализируйте

Помогите ребенку предвидеть последствия действий или решений. Не стоит бросать его наедине с переживаниями.

Делайте выводы

После неудачи подводите итог. Найдите пользу.

Разнообразьте виды деятельности

Помогите ребенку попробовать свои силы в разных видах деятельности. Так вы определите его слабые и сильные стороны.

Рискуйте

Создайте условия для того, чтобы ребенок не боялся идти на риск. Поддерживайте креативность, личное мнение ребенка. Пусть они не боятся пробовать что-то новое.

Источник: http://childrens-happiness.com/vospitanije-kak-pomoch-rebenku-preodolet-neudachi/

Как научить ребенка переживать неудачи: советы и рекомендации школьного психолога

Как научить ребенка преодолевать неудачи

Вопрос обучения ребенка преодолению собственных неудач сегодня стоит как нельзя остро. В современном мире нужно уметь преодолевать трудности, двигаться вперед для достижения цели, поэтому работу с ребенком следует начинать с формирования мотивации и развития его личностных качеств.

Неудачи ребенка, как правило, связаны либо с его личными убеждениями, что свидетельствует о заниженной самооценке и мотивации, либо с влиянием внешних факторов: гиперопека родителей, непринятие в коллективе сверстников.

С поступлением ребенка в школу к уже существующим факторам возникновения неудачи добавляется новый  — оценочный. Плохая отметка способна вызвать негативные эмоции, истерику, отвержение, протест. Учителю следует учитывать этот нюанс при оценке способностей ученика.

Не следует забывать и о том, что смена деятельности с игровой на учебную — своеобразный мини-стресс для ребенка. Грамотно выстроенная работа учителя — это половина успеха.

Значительная роль в обучении школьника преодолению ситуации неудачи отводится родителям. Без плодотворного сотрудничества родителей, учителя и психолога все усилия будут напрасны.

Распределение ролей

Как в любом деле, нужно четко распределить роли между всеми участниками воспитательного процесса. В процессе обучения школьника преодолению и принятию неудач задействованы родители, учитель и школьный психолог. Рассмотрим функции каждого из них в отдельности.

Родители

В процессе обучения формирующейся личности переживанию неудач роль родителей заключается в принятии ребенка, формировании положительной оценки ребенком своей деятельности, развитии сильных качеств личности, повышении уровня самооценки.

Нужно в процессе обучения преодолению ситуации неудачи не подавлять личность ребенка, не унижать его, не ругать и не упрекать. Для ребенка крайне важна поддержка и понимание со стороны мамы и папы. Он должен знать, что по любому вопросу и с любой проблемой может обратиться за помощью к близким людям, не боясь быть отверженным и непонятым. 

Нужно искренне радоваться успехам своего первооткрывателя, хвалить его за достижения, пусть и незначительные, в учебе, творчестве, труде.

Учитель

Задача педагога — найти точки соприкосновения с каждым учеником в классе, наладить доверительные отношения со школьниками, использовать индивидуальный подход в работе с каждым подопечным, поддерживать благоприятный психологический климат в классном коллективе, активно сотрудничать с родителями по вопросам обучения и развития каждого воспитанника в отдельности с учетом его личностных особенностей.

Школьный психолог

Психологу отводится роль консультанта и координатора всего процесса. На начальном этапе педагог-психолог проводит изучение личности ребенка, оценку его поведения, уровень учебной мотивации, анализирует детско-родительские отношения в семье. Позднее, по мере формирования сплоченности в школьном коллективе, проводит оценку межличностных отношений в классе.

На основании полученных данных, психолог разрабатывает практические рекомендации по дальнейшей работе учителя с каждым конкретным учащимся, а также проводит индивидуальные консультации для родителей.

С психологически уязвимыми детьми педагог-психолог проводит индивидуальные и групповые занятия по коррекционно-развивающим программам.

Программы развития и коррекции умений и навыков составляются с учетом данных психологической диагностики, индивидуальных особенностей личности, характера и степени выраженности проблемы.

Важно привлекать к работе по формированию навыков учащегося родителей. Только в результате совместной деятельности возможно достижение наибольшего результата.

В качестве форм совместной работы с родителями можно использовать:

  • Родительские гостиные;
  • Творческие мастерские;
  • Диалог поколений и другие.

На что стоит обратить внимание

Для определения наличия или отсутствия трудностей в переживании негативных эмоции необходимо периодически наблюдать за поведением ребенка, своевременно подмечать отклонения в поведении, отслеживать негативные деформации в формировании мотивации.

Мотив — основополагающая движущая сила, побуждающая человека к активным действиям для достижения поставленной цели. Для успешного преодоления ситуации неудачи важно доминирование мотивации достижений и отсутствие мотивации избегания.

Мотивация избегания направлена на активное стремление ребенка любыми доступными для него способами избежать ситуации неудачи, оказывая отрицательное влияние на формирование волевых качеств личности.

Мотивация тесно связана с формированием ключевых качеств личности, самооценкой, поведением, межличностным взаимодействием, потому нарушения или отклонения в ее развитии неизбежно приводит к деформации всей личности ребенка.  

Самооценка — вторая составляющая успешного усвоения ребенком приемов преодоления негативных эмоций и ситуации неудачи. Формирование положительного отношения к себе и окружающим, своим способностям и достижениям, наличие адекватной «Я-концепции» — залог успеха.

Советы для родителей

Для формирования самооценки несовершеннолетнего, уверенности в своих силах и способностях к противостоянию неудачам родителям следует проявлять к ребенку:

  • доверие;
  • уважение личности и достоинства;
  • честность.

Кроме того, следует придерживаться определенных постулатов:

  • помогать только по просьбе ребенка;
  • позитивно относится к разрешению возникающих трудностей, демонстрировать варианты разрешения ситуации на собственном примере;
  • не сравнивать ребенка с другими;
  • воспитывать чувство ответственности за свои дела и поступки.

Об авторе: Коростик Надежда Владимировна, г. Минск, Республика Беларусь, педагог-психолог, образование высшее.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/psychplog/6469_perezhivanie_neudach

Как научить ребенка справляться с неудачами?

Как научить ребенка преодолевать неудачи

КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ХОЧЕТ ВЫИГРЫВАТЬ. НО ЖИЗНЬ ДИКТУЕТ СВОИ ПРАВИЛА, И ИНОГДА КТО-ТО ДРУГОЙ ОКАЗЫВАЕТСЯ ЛУЧШИМ. НЕКОТОРЫЕ ДЕТИ ДОВОЛЬНО СТОЙКО ПЕРЕНОСЯТ ПОРАЖЕНИЯ. НО ЕСТЬ МАЛЫШИ, ДЛЯ КОТОРЫХ ДАЖЕ МАЛЕНЬКИЙ ПРОИГРЫШ СТАНОВИТСЯ НАСТОЯЩЕЙ КАТАСТРОФОЙ. КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПЕРЕЖИВАТЬ НЕУДАЧИ И ПРЕОДОЛЕВАТЬ ТРУДНОСТИ?

Дети очень искренни в своем стремлении во всем быть первыми.

Для многих карапузов это становится делом принципа: быстрее всех съесть тарелку супа, выше всех залезть на лестницу, лучше всех рассказать стишок на утреннике, вы-играть все конкурсы на дне рождения приятеля.

Поэтому реакция таких малышей на поражение зачастую бывает очень бурной: не в силах совладать со своими эмоциями, они начинают плакать, обижаться, злиться, а иногда даже драться, ломать игрушки.

На первый взгляд такая реакция может показаться забавной: «Ну надо же, какой смешной – так расстроиться из-за какой-то ерунды!» Однако не стоит недооценивать всю важность переживаний ребенка. Для него все происходящее с ним очень серьезно.

К тому же если ребенок остро воспринимает каждую неудачу, постоянно расстраивается, кричит и злится, то даже самым веселым и оптимистичным родителям становится не до шуток: ведь ребенку предстоит встретиться еще не с одной трудностью – впереди садик, школа, институт, а он совершенно не умеет «держать удар».

Это может стать серьезной проблемой в дальнейшей жизни. И задача родителей – научить малышей переживать неудачи спокойно и преодолевать препятствия уверенно.

Начинаем с начала

Многие родители стараются обезопасить своего ребенка, оградить от всех неприятностей и проблем с самого раннего возраста. Руководствуясь принципом «Детство должно быть счастливым», они не позволяют малышу увидеть мир таким, каков он есть. Но рано или поздно ребенок все равно столкнется с реалиями жизни. И чем позже это произойдет, тем болезненней будет для него опыт неудачи.

Например, мама всегда опекала малыша, опережая возможные проблемы, была рядом и внимательно следила, чтобы ее крошке жилось легко и радостно (подыгрывала во всех играх, «страховала» во всех занятиях: «Лучше помогу донести ему чашку, а то разольет, расстроится…»). И ребенок привык к тому, что все проблемы решаются сами собой, все и всегда получается так, как он хочет.

Оказавшись в среде ровесников, например в детском саду или на площадке возле дома, такой малыш будет просто шокирован: оказывается, он многого не может.

Вася бегает быстрее, чем он, Костя первым заканчивает обед, а Вероника лучше рисует! И он искренне не пнимает: ему раньше все удавалось, он был самым лучшим, а теперь вдруг не может с чем-то справиться?! Многие дети не в силах спокойно принять такой «удар судьбы».

Чтобы избавить ребенка от лишних разочарований, необходимо с раннего возраста предоставлять ему возможность знакомиться с объективной реальностью. Итак,

Правило № 1: не ограждайте ребенка от всех трудностей с раннего возраста!

Малышу необходимо получать самый разный жизненный опыт – как положительный, так и отрицательный. Только так он сможет научиться принимать свои ошибки, оценивать свои реальные возможности, преодолевать препятствия.

Не требуем невозможного

Нередко бывает и так, что родители, не желая ничего плохого своим детям, сами формируют в них стремление быть идеальными. Такие мамы и папы, как правило, очень требовательны к себе. Для них важно выполнять свои обязанности наилучшим образом. Того же они ждут и от своего малыша.

«Ты слепила самого красивого ежика в группе! Мама тобой гордится!», «Твой папа всегда был сильнее всех мальчишек. И ты должен быть самым сильным!», «Ну что же ты, не могла постараться получше?! Ты расстроила нас» – такие установки способствуют формированию у ребенка «комплекса отличника». Малыш старается заслужить одобрение и похвалу любой ценой.

И, конечно, промахи в этом случае просто недопустимы – они могут стать настоящей катастрофой. Поэтому не стоит предъявлять малышу слишком много требований и ждать от него исключительно успехов – перфекционизм (стремление быть идеальным во всем) вредит здоровью, препятствует психологическому благополучию ребенка.

Важно учить карапуза трудиться, прилагать усилия, но не ждать от него наилучших результатов во всем.

Правило № 2: не лишайте ребенка права на ошибку!

Ведь именно принятие и осознание собственных ошибок дает возможность дальнейшего роста и развития. Как все мы помним, не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.

Источник: https://golbis.com/pin/kak-nauchit-rebenka-spravlyatsya-s-neudachami/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.