Как научить ребенка понимать других людей и считаться с ними?

Как научиться понимать своего ребенка? 5 советов

Как научить ребенка понимать других людей и считаться с ними?

Родители и их дети отличаются уровнем развития, возрастом, сознанием, и другими качествами, даже не смотря на то, что они являются ближайшими родственниками.

Поэтому, часто родители не могут понять своих детей, и наоборот – малышам сложно воспринимать требования и просьбы взрослых.

Первые шаги в достижении взаимопонимания должны делать родители, ведь именно они несут ответственность за ребенка, и их задачей является воспитание и обеспечение благополучия в семье. Как же научиться понимать своего ребенка? Давайте рассмотрим советы по этому поводу. 

Развивайте эмпатию

Дети более эмоциональны, чем взрослые. Они практически все выражают через эмоции. Преимущество заключается в том, что у детей еще нет блокировок для каких-либо эмоций, как у взрослых.

Поэтому, развивая эмпатию можно достигнуть взаимопонимания со своим ребенком на эмоциональном уровне.

Если вы будете чувствовать эмоционально своего ребенка, вам будет проще понимать его потребности, мышление и сохранять крепкую связь с ним. 

Часто разговаривайте. 

Чем больше вы говорите со своим ребенком, тем лучше он усваивает навыки общения. Разговаривая со своим малышом, вы не просто доносите до него какую-либо информацию.

Вы учите его объяснять и открывать свои потребности и желания в разговоре.

Практика показывает, что малыши, которым мамы все объясняют и рассказывают, реже устраивают истерики и стараются говорить о том, что им нужно, что их беспокоит или пугает. Разговоры сближают родителей с детьми, независимо от их возраста. 

Будьте наблюдательными! 

Очень многую информацию можно получить даже не слушая ребенка, а наблюдая за его поведением в различных ситуациях. Вам будет проще улавливать мотивы ребенка, его чувства и потребности. Вы сможете проследить закономерности в поведении.

Несмотря на то, что у детей только формируется характер, с раннего возраста все же можно наблюдать развитие некоторых индивидуальных качеств, которые может быть даже не присущи его родителям.

Поэтому, наблюдайте за своим ребенком во время игрового процесса, особенно будьте внимательны в стрессовых ситуациях – вы сможете заметить, что его пугает, с чем ему сложно справится и всегда прийти на помощь.

Учите ребенка выражать свои мысли. 

Уже с самого маленького возраста, как только малыш учит первые слова, можно пробовать разговаривать с ним и просить выражать свое мнение по какому-либо поводу. Ребенок, знающий слова «да» и «нет», уже способен выразить свое мнение. Например, малыш может высказаться относительно какой-либо игрушки.

Особенно важно интересоваться мнением малыша начиная с 3 лет. Обычно к этому времени дети уже неплохо разговаривают, и могут детально объяснить чего хотят, что им не нравится.

Если во взаимоотношениях между родителями и ребенком будет привычным выражение своих мыслей, малыши сами будут идти на откровенность, и в кризисных возрастных этапах будет проще находить общий язык. 

Однако, учить ребенка выражать свои мысли не всегда просто. Изначально нужно подавать пример – говорить о том, что вы думаете или чувствуете. В раннем детстве можно обсуждать вместе эмоции и мысли после прочитанной книги, просмотренного мультфильма.

Когда ребенок становится старше, уже можно приглашать его в обсуждение некоторых семейных вопросов, и спрашивать его мнение. Но, самое главное в этом, не подавить развивающийся навык выражения личного мнения.

Важно научится внимательно выслушивать ребенка, не критикуя его мысли, не обрывая на полуслове. 

Принимайте ребенка таким, каков он есть

У многих родителей еще задолго до рождения ребенка в голове формируется образ этого маленького человека. Конечно же, все мы любим мечтать и представлять, какими будут наши дети, будущее, и т. д. Но, важно понимать, что реальность может сильно отличатся от того, что мы себе представляли или представляем.

Дети – это не продолжение родителей, а отдельные, уникальные личности. Более того, с каждым месяцем и годом, они преображаются, развиваются – какие-то качества уходят, другие появляются. Поэтому, нужно воспринимать ребенка таким, какой он есть – если он не будет получать от вас принятия, невозможно будет рассчитывать на откровенность.

Дети могут не понимать, что от них ожидают родители, но они чувствуют это, и будут пытаться соответствовать нарисованному в воображении взрослых, образу.

Если же вы будете наблюдать за своим ребенком, и принимать его таким, каков он есть, он будет чувствовать себя комфортно и безопасно, а в таких условиях ему легче будет раскрывать свои личностные качества, таланты, и даже недостатки. 

Не забывайте о том, что дети очень чувствительны. Их характер как мягкий пластилин, и малейшее давление оставляет на нем отпечаток. Это вовсе не означает, что нужно пустить воспитание детей на самотек.

Нужно учиться понимать, и быть, прежде всего, близким, авторитетным другом, который направляет, а не принуждает.

Взаимопонимание между детьми и родителями – это залог сохранения хороших взаимоотношений в любые возрастные периоды. 

Елена, www.kraskizhizni.com

Источник: http://www.kraskizhizni.com/psy/6136-kak-ponimat-svoego-rebenka

Как научить ребёнка разбираться в людях? | Полезные советы

Как научить ребенка понимать других людей и считаться с ними?

Любой человек, независимо от возраста, вызывает живейший интерес вашего ребёнка.

Он бежит к нему, чтобы познакомиться или поделиться последними новостями, выплёскивая море информации и смущая нескромными вопросами: «А что у вас в сумке? А почему она у вас такая некрасивая? У моей мамы сумка лучше! Ей папа подарил после того, как они поссорились…» 

Вмешательство родителей в этот разговор лишь подстёгивает красноречие ребёнка: он пытается успеть договорить, пока его не отвели в сторону. Такая гиперобщительность, безусловно, позволяет избежать трудностей, связанных с публичными выступлениями или адаптацией в новом коллективе. Однако возникают более серьёзные проблемы: не в меру общительный ребёнок – прекрасная находка для злоумышленника. Как привить ему чувство меры и осмотрительность? 

1-3 года

Малышу нравится сам процесс общения, вне зависимости от содержания. Узнав новое слово или освоив очередной навык, он тут же ищет публику, которая сможет оценить его успех. Выбор собеседников обусловлен их местонахождением: кто попался ребёнку на глаза, с тем он и заговорит.

Поэтому вы легко можете принять огонь на себя, проявив интерес к тому, что он хочет показать. 

Психологи заметили, что чем доброжелательнее атмосфера в доме, тем более доверчиво и открыто малыш относится к чужим людям.

Чтобы уберечь его от неприятностей, необходимо предпринять некоторые меры безопасности: 

1. Заметив, что ребёнок хочет обратиться к незнакомому человеку, переключите внимание на себя каким-нибудь вопросом, например: «Тебе помочь сделать куличик?».

Если фокус не удался, предложите подойти к незнакомцу вместе. Через 5-10 минут общения приступайте к спасению собеседника от навязчивого внимания ребёнка. Предложите ему помахать или сказать «пока!».

Как правило, после прощания малыш рефлекторно разворачивается и уходит. 

2. Научите ребёнка делить людей на знакомых и чужих. С последними нельзя разговаривать, если рядом нет родителей. Конечно, не нужно пугать малыша «злыми дядьками», но он должен знать, что люди бывают злыми и добрыми, поэтому, на всякий случай, нужно проявлять осторожность. 

3. Требуйте строгого соблюдения правила: «Прежде чем взять то, что тебе предлагают другие люди, нужно спросить разрешения у родителей». 

4. Расскажите ребёнку, что такое секрет. Например, если он утром проснулся мокрым и не хочет, чтобы об этом узнали дети на площадке, то нужно превратить это в секрет и никому не рассказывать. У каждого человека есть секреты, и рассказать о них другим – значит, обидеть его. 

5. Расскажите ребёнку о том, что далеко не у всех есть желание или возможность разговаривать с ним. Долгие разговоры могут раздражать и утомлять собеседника, поэтому нужно вовремя завершать беседу или, хотя бы, не сопротивляться, когда родитель помогает сделать это. 

4-6 лет

В отличие от предыдущего периода, гиперобщительность в этом возрасте, наоборот, чаще всего связана с недостатком общения с родителями или его неэффективностью. Не видя должного интереса к своим высказываниям, открытиям и играм, ребёнок ищет внимания у других людей.

 

Поскольку на глубину такого общения рассчитывать не приходится, его качество компенсируется количеством. Ребёнок ведёт бурную светскую жизнь, постоянно обмениваясь игрушками, угощая, приглашая и напрашиваясь в гости. Если вы спросите, кто его друг, то уснёте раньше, чем он закончит перечислять.

Проблема в том, что в круг друзей попадают все, кого ребёнок знает по имени, и кто когда-либо отнёсся к нему по-доброму. Необходимо помочь ему стать более разборчивым в общении: 

1. Объясните ребёнку, что при первом знакомстве с ровесником и, тем более, со взрослым, не следует рассказывать о том, где и с кем он живёт, когда родителей не бывает дома, куда и когда он поедет отдыхать и т. д. Поскольку дети в этом возрасте не отличаются способностью к обобщению, необходимо перечислить все факты, о которых, по вашему мнению, следует умалчивать. 

2. Поделитесь с ребёнком случаями из жизни или сочините историю, приближенную к реальности, в которой можно увидеть последствия гиперобщительности. Например, такую: «Одной девочке прохожий предложил пойти к нему в гости, чтобы показать новые игрушки.

Он выглядел очень добрым, улыбался и рассказывал интересные истории. Девочка поверила и пошла с ним. С тех пор она пропала, и больше её никто не видел!» Моралью этой сказки должен стать вывод: не все люди, которые кажутся добрыми, на самом деле такие.

 

3. Уделяйте ребёнку хотя бы 15-20 минут в день, для того, чтобы он смог выплеснуть всё, что его интересует: от вопросов об устройстве Вселенной до пародирования мультяшных персонажей. 

4. Постарайтесь обеспечить ребёнку постоянную компанию ровесников, в которой он мог бы оттачивать навыки общения. Очень часто гиперобщительные дети переключаются с одного «объекта» на другой не потому что теряют интерес, из-за неумения разрешить конфликтную ситуацию или поддержать угасший разговор. 

7-12 лет

Гиперобщительность школьников, как правило, связана с так называемой социальной желательностью – стремлением получать одобрение окружающих. Призывы взрослых «со всеми дружить и ни с кем не ссориться», «помогать слабым» ребёнок воспринимает буквально. Поэтому без его участия не проходит ни одно событие.

Подобная активность не всегда находит понимание у ровесников, учителей и других взрослых, что приводит к конфликтам. 

1. Убедите ребёнка не вмешиваться в спор или в драку, если никто из участников не просит его о помощи (случаи, когда жертва подвергается смертельной опасности, – не в счёт).

Можно привести следующий показательный пример: трое подростков отнимают у мужчины телефон, но он не отдаёт, сопротивляясь из последних сил. Прохожий вмешивается, отгоняет подростков и отдаёт мобильник мужчине, после чего тот убегает. А потом оказывается, что «пострадавший» – вор, отнявший телефон у одного из мальчишек.

 

2. Обсудите с ребёнком, как можно помочь другим, не вмешиваясь лично в чужой конфликт. Например, можно сообщить об опасности взрослым, вызвать полицию, скорую помощь и т.д. 

3. Помогите школьнику научиться отстаивать свои интересы. Допустим, если его о чём-то попросили, это ещё не означает, что он должен выполнять желание другого. Вежливый отказ – тоже приемлемый вариант ответа. Например, если у ребёнка нет запасной ручки, он не обязан отдавать ту, которой пишет сам. 

4. Расскажите школьнику об особенностях профессии учителя: о большом количестве учеников, необходимости быть объективным, не иметь «любимчиков». Эта информация поможет ребёнку принять ваш совет не донимать преподавателей личными вопросами и рассказами о себе. 

12+

Говоря о переходном возрасте, многие указывают на то, что родители теряют свой авторитет в глазах подростка, и его интересует только отношения со сверстниками. Это не совсем так.

Помимо жажды общения подросший ребёнок испытывает потребность в том, чтобы примерять на себя разные социальные роли и маски. Например, сегодня девушке хочется быть «отвязной оторвой», завтра – «мимимишкой», послезавтра – примерной ученицей.

 

Далеко не у всех родителей этот калейдоскоп образов встречает понимание, поэтому ребёнок ищет поддержку за пределами семьи. Довольно большую опасность для гиперобщительного подростка представляют социальные сети.

Представая перед виртуальными собеседниками в разных масках, школьник может не отдавать себе отчёт в том, что на том конце всемирной паутины люди поступают так же. 

1. Постарайтесь удержаться от язвительных замечаний, видя огромную «простыню» френд-листа. Не разубеждайте подростка в том, что у него много друзей. Однако донесите до него мысль, перефразируя известный рекламный слоган, что не все друзья «одинаково полезны». Те, с кем он знаком лично, заслуживают больше доверия, чем виртуальные знакомые. 

2. Не препятствуйте «реальным» встречам подростка с интернет-знакомыми. Пережитое разочарование – лучшая прививка от излишней доверчивости. 

3. Договоритесь с подростком о том, что он не будет пренебрегать элементарными правилами безопасности во время таких встреч, а именно: 

– не назначать встречу в безлюдных местах, а также в тёмное время суток; 

– не соглашаться на знакомство в «реале» с людьми, которые старше его, независимо от их пола; 
– информировать вас о предполагаемом месте встречи и о том, с кем он собирается увидеться (например, сообщать «ник», номер «аськи» и другие данные); 
– ни при каких условиях не ходить домой к новым знакомым, не приглашать их к себе, не садиться в их машину или в такси. 
– не пробовать никакой еды или напитков, которые предлагают новоиспечённые друзья. 

Установить разумные рамки для гиперобщительности гораздо проще, чем научить ребёнка преодолевать застенчивость. Пусть мысль об этом придаёт вам силы, когда вы устаёте от телефонных звонков или пробираетесь сквозь толпу гостей, приглашённых наследником на день рождения. 

Источник: http://maxpark.com/community/6153/content/2441404

18 упражнений на понимание текста в начальной школе и не только. Как научить детей понимать прочитанный текст?

Как научить ребенка понимать других людей и считаться с ними?

Одним из первых и самых важных навыков, которым овладевают дети в начальной школе, является навык чтения. Многие родители начинают обучать своих детей чтению уже в раннем детстве, считая, что это окажет им в будущем большую помощь. Однако овладеть навыком чтения еще не значит научиться читать в полном смысле этого слова.

Самое главное — чтобы ребенок мог не только прочитать текст, но и осмыслить его. А между тем данные исследований показывают, что не только учащиеся начальной школы, но даже и старшеклассники далеко не всегда понимают прочитанный текст. Они лишь механически запоминают прочитанное, занимаются “зубрежкой” и при самостоятельном чтении зачастую не могут понять даже фабулу произведения.

Решить проблему “чтения без понимания” можно, если целенаправленно работать в этом направлении уже с первого класса, используя специальные упражнения на понимание прочитанного.

Традиционные упражнения на понимание текста

Конечно, существует ряд традиционных заданий, направленных на понимание текста:

  • найти в незнакомые слова и узнать их значение;
  • озаглавить текст, разделить его на абзацы;
  • составить план;
  • выделить основную мысль и тему текста;
  • найти в тексте описание природы или героя;
  • ответить на вопросы по тексту.

Но есть и другие упражнения на понимание текста, которые используются учителями в начальной школе гораздо реже, но  при этом имеют хороший эффект. Выборочно некоторые из них можно использовать и с дошкольниками.

Упражнения для работы со словом и предложением

На первом этапе нужно научить детей внимательно относиться к слову и его частям, развивать логику. Для этого можно использовать загадки, ребусы, шарады, кроссворды. 

Следующий этап — упражнения, направленные на понимание текста на уровне предложения. Для развития этого навыка полезно пользоваться  такими способами:

  • Чтение текста с пропущенными в словах слогами.
  • Чтение текста с пропущенными словами (ученики должны вставить подходящие по смыслу слова или словосочетания, при этом текст может быть как уже знакомым ученикам, так и новым).
  • Восстановление текста, который был написан крупными буквами и разрезан на кусочки.
  • Соединение начала и конца предложения.
  • Распространение предложений.
  • Исправление языковых или содержательных нарушений в тексте, текстовых “несуразиц”.
  • Составление рассказа или предложения по ключевым словам.

Упражнения на понимание и осмысление всего текста

Наконец, ряд упражнений нацелен на понимание всего текста целиком, осмысление главной идеи, смысла произведения:

  • Восстановление логической последовательности текста  (ученики должны восстановить разрезанный на части текст по смыслу или следуя плану).
  • Составление диафильма/презентации (ученики делят текст на части, каждую часть иллюстрируют и подписывают, после этого пересказывают текст по картинкам).
  • Определение содержания текста по иллюстрациям.
  • Подбор иллюстрации к тексту.
  • Творческое преобразование текста (ученики должны придумать продолжение текста, или изменить какое-то условие, например, место действия, характер героя, и попытаться представить, как развивались бы события  в этом случае).
  • Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
  • Выбор верных и неверных суждений по тексту (учитель читает суждения, ученики определяют, верные они или нет).
  • Творческий пересказ текста от лица кого-то из героев произведения.
  • Прогнозирование дальнейших событий (по ходу чтения можно останавливаться, задавать вопросы “Как вы думаете, что будет дальше?”, “Как вам кажется, к чему это приведет?”).
  •  Проведение викторин (игровых опросов) по тексту или группе текстов.
  • Проставление отметок в тексте по ходу чтения (условными обозначениями помечается знакомая информация, новые знания и то, что непонятно, что хочется обсудить).

Что дают ученикам такие упражнения?

В результате систематического использования подобных упражнений на уроках  ученики могут научиться:

  • воспроизводить прочитанный текст, делить его на законченные части;
  • находить в тексте существенное, видеть смысл текста, его главную мысль;
  • с помощью воображения воссоздавать авторские образы;
  • видеть текстовые “сигналы” —  ключевые слова, образы;
  • читать “активно”, соотнося прочитанное с собственным опытом, задавая вопросы, прогнозируя содержание;
  • осознавать авторскую оценку событий и героев произведения;
  • размышлять над прочитанным и определять свою позицию по этому вопросу;
  • при чтении текста подключать внимание, память, мышление, воображение, эмоции и т.д.

Главный результат использования подобных упражнений проявится не только в успешной учебе, он будет сопровождать ребенка всю жизнь и превратит его в интеллектуально и духовно активного, вдумчивого читателя, Читателя с большой буквы.

Об авторе: Бокова Оксана Александровна, к.ф.н., филолог, учитель английского языка.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/metodika/6458_kak_nauchit_rebenka_ponimat_text_upra

Почему важно научить ребенка понимать свои эмоции?

Как научить ребенка понимать других людей и считаться с ними?

Чем старше становится ребенок, тем с большими проблемами ему приходится сталкиваться. Чтобы с ними справиться, нужно уметь управлять своими эмоциями. Это помогает вести себя верно, сосредотачиваться на цели. Для начала ребенку важно понимать свои чувства.

Для эмоций, которые испытывают дети, всегда есть причина. Обнаружить их можно в играх. Погружаясь в них, дети выражают свои чувства. В ходе игры можно уловить сигналы страха и потом завести о них разговор.

Наблюдайте

Внимательно присматривайтесь к движениям ребенка, обратите внимание на выражение его лица и жесты. Если верхние веки и уголки рта опущены, а взгляд рассеянный – человек испытывает печаль. В гневе глаза блестят, брови сведены, рот закрыт, губы сужены.

Испытывая отвращение, человек сморщивает лицо и приподнимает верхнюю губу. Страх заставляет приподняться брови и верхние веки, при этом нижние веки напряжены, губы немного вытянуты. Эти и другие невербальные особенности проявления эмоций нам хорошо знакомы.

Взрослый человек умеет их распознавать, да и дети быстро в них разбираются.

Обнаружив признаки той или иной эмоции, не стоит спрашивать ребенка: «Почему ты грустный?» или «Что тебя раздражает?». Даже зная причину своих чувств, дети могут замкнуться и ни чего не ответить.

Лучше озвучить то, что вы видите. Например, сказать: «Ты, кажется, сегодня расстроена» и что-то иное по обстоятельствам.

Обозначая чувства, которые испытывает ребенок, вы учите его самого называть и анализировать свои эмоции.

Помогут истории

Чтение и совместный просмотр фильмов также помогают познакомить ребенка с эмоциями. Книги повышают словарный запас о чувствах, рассказывают, как герои справляются со своими проблемами. Впрочем, сами взрослые, читая детские книги, начинают лучше понимать своих детей. Поэтому читайте детям вслух как можно дольше и обсуждайте вместе прочитанное.

  • Обращает ли ребенок внимание на свое эмоциональное состояние?
  • Может ли он определить эмоцию, которую испытывает в данный момент?
  • Осознает ли изменения в своем настроении?
  • Знает ли причину эмоций?
  • Понимает ли ощущения, возникающие в его организме, во время тех или иных эмоций?
  • Может ли представить, как эмоция скажется на его дальнейшем поведении?
  • Может ли различать предел для своих эмоций, когда он еще может ими управлять?
  • Учитывает ли свои эмоции при принятии решений.

Положительный ответ на все эти вопросы указывает на человека с высоким уровнем эмоционального развития. А развитый эмоциональный интеллект дает немало преимуществ в жизни. Управление эмоциями помогает стать здоровым. Этому способствует то, что человек научиться отключаться от проблем на отдыхе.

Будет внимательнее к сигналам своего тела, чтобы вовремя предотвратить болезнь. Он будет счастливее, так как умеет радоваться простым вещам: вкусной еде, свежему воздуху и здоровому сну. А в ситуации стресса он сможет оставаться внутренне сбалансированным и осознанно преодолеет все невзгоды.

Человек, обладающий развитым эмоциональным интеллектом, будет успешным в работе и в отношениях с другими людьми. Ему проще принимать бизнес-решения. Его дела будут идти хорошо, так как он понимает чувства и потребности клиентов и партнеров. В отношениях пригодиться умение решать конфликты и выходить из ситуаций манипулирования и «эмоционального вампиризма».

Согласитесь, хорошие качества для жизни дает эмоциональный интеллект. Многие родители могли бы пожелать их не только детям, но и самим себе.

Нам часто не хватает спокойствия, часто мы сами себя накручиваем и придумываем то, чего на самом деле нет. Работать над развитием эмоционального интеллекта могут и взрослые.

Обучая детей, вы будете обучать самих себя. Начните с самого простого: наблюдайте и читайте книги.

В статье использованы материалы:

Курс «Современные стратегии реализации дошкольного образования» http://universarium.org

Д. Готтман Д. Деклер «Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей», М., «Манн, Иванов и Фербер», 2015

Источник: https://xn--80akfehk0bm6g.xn--p1ai/read/roditel/stati/253-understand-emotions

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.