Как формируется самостоятельность в детском возрасте?

Развитие самостоятельности у детей

Как формируется самостоятельность в детском возрасте?

В статье рассказывается о том, как формируется и развиватеся самостоятельность у ребенка. О том чем вредна гиперопека, критика, вседозволенность в воспитании детей.

Ответственность и самостоятельность одна из основных проблем, с которыми сталкиваются родители. Как научить ребенка самому собирать рюкзак в школу и не забывать делать уроки, собирать игрушки и вещи?

Вот основные правила самостоятельности ребенка

  1. самостоятельность часть естественного развития ребенка;
  2. дети намного выносливее, чем кажутся;
  3. мнение взрослых определяет самоощущение ребенка;
  4. вседозволенность вредна.

Как формируется самостоятельность?

Формирование личной ответственности и самостоятельности естественный процесс. Ребенок учится этому, также как учиться сидеть, ходить, или говорить. На определенном этапе развития ребенок научится сам принимать решения, но чтобы это произошло, взрослые не должны мешать.

Гиперопека и родительские страхи, часто приводят к инфантилизму у ребенка и не желанию, что-либо делать самому. Казалось бы, мелочи, позволять ребенку есть самому, несмотря на то, что он все вокруг перепачкает, или одеваться, не думая о том насколько медленно он это делает.

Но эти мелочи основа будущей самостоятельности. А если постоянно делать все за детсадовца, то потом не стоит удивляться, что школьник не в состоянии собрать портфель.

Постепенно позволяя малышу все больше вещей делать самому без помощи – это залог естественного развития самостоятельности.

Большинство считает, что дети слабые и беззащитные существа, которых все время нужно опекать и защищать от всего мира. Но это не так. Попытка оградить ребенка от внешнего мира с постоянными «нельзя» и «это опасно» приводят к формированию тревожности и неуверенности в себе.

Организм ребенка очень хорошо адаптируется и восстанавливается. Поэтому в теплый солнечный день ребенок может пробежаться босиком. Нет ничего страшного в том, что ребенок выпьет стакан холодного молока или залезет на высокую лесенку.

Самостоятельность во многом зависит от понимания возможностей своего тела.

Какие ошибки родителей лишают детей самостоятельности?

Дети познают не только внешний мир, они также познают себя. И это познание своего внутреннего мира напрямую связано с тем, что слышит о себе ребенок от взрослых.

Если на любую попытку сделать, что-то самому или помочь маме, или папе, ребенок слышит «не надо, ты еще мал», то впоследствии это приведет к отсутствию желание делать что-то самому. И тогда ни о какой самостоятельности речи быть не может.

Взрослым нужно постараться контролировать себя и свои слова, обращенные к дочери или сыну, постараться избавиться от: «не лезь, а то упадешь», «ты все делаешь не так».

Бывает и так, что самостоятельность ребенка подсознательно пугает его мать. Мысли о том, что столько душевных сил и времени отданы ребенку, а он станет самостоятельным и перестанет нуждаться в маме.

Чаще от этого страдают женщины, не получающие помощи от родных и близких в заботе о ребенке. И самое сложное, что им нужно сделать – это понять, что роль матери не единственная, которую они могут играть в жизни. А их окружению почаще давать им возможность отдохнуть.

И тогда радость за успехи ребенка не будет смешивать со страхом потери.

О вреде гиперопеки было сказано выше, но и ее полная противоположность вседозволенность будет мешать естественному развитию самостоятельности.

Оказавшись «пупом мира» ребенок не совсем понимает, что же делать, ведь его жизненный опыт совсем мал.

Попытки угодить во всем и всегда и выполнить любой каприз дочери или сына, как не странно, формируют внутреннюю тревожность. Она и мешает развиться самостоятельности.

Еще один важный момент – это помощь. Никогда не нужно лезть к ребенку с помощью, если он о ней не попросил. Понятно, что речь идет о ситуациях, когда нет угрозе жизни.

Дочь или сын увлечено, что-то мастерят, а родителю кажется, что его помощь сделают поделку лучше, и он вмешивается в процесс. Это лишает ребенка уверенности в себе. Даже если, что-то не получается лучше дать шанс попробовать еще раз.

Лишь, когда ситуация тупиковая, стоит предложить помощь, спросив нужна ли она.

Спокойное отношение к ошибкам ребенка, залог его самостоятельности. Ошибки – часть процесса обучения чему-либо, опыт. Лучше объяснить дочери или сыну, что в неудачах нет ни чего страшного, чем критиковать и наказывать.

Ребенок обязательно станет самостоятельным, главное не мешать ему и поддерживать в трудную минуту.

Источник: https://xn--80aakeqfhfoqvpv.xn--p1ai/blog/osnovnye-pravila-samostoyatelnosti-rebenka/

Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста

Как формируется самостоятельность в детском возрасте?

Родители начинают задумываться о воспитании самостоятельности в ребенке только после поступления в первый класс.

На самом деле основы характера и личности малыша закладываются еще в дошкольном возрасте, и начинать формировать независимость своего чада нужно в первые годы жизни.

О развитии самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, а именно как воспитать не только самостоятельного, но главное счастливого и уверенного в себе ребенка, мы расскажем в этом обзоре.

Ключевые составляющие детской самостоятельности

Инициатива и самостоятельность у детей дошкольного возраста формируется постепенно, одна за другой проявляются три ее ключевых составляющих:

  • инициативность
  • целеустремленность
  • самоконтроль

Именно в такой последовательности должна формироваться привычка к самостоятельности, любые «пробелы» на этапе ее развития могут привести к проблемам в будущем, когда наступит время поступать в школу.

Малыши начинают проявлять инициативу уже в 1,5-2 года, когда в попытке подражать маме берутся стирать белье или подметать пол.

Сначала они не понимают, с какой целью взрослые проделывают все эти операции, и их инициатива не несет никакого положительного результата.

Только когда ребенок начинает мыть пол, чтобы помочь маме навести порядок в доме, его инициативу можно считать конструктивной, направленной на развитие независимости.

Поощряйте кроху и объясняйте ему, для чего вы выполняете те или иные действия.

Малыш охотно берется за любое новое дело, но первая же неудача отбивает у него желание продолжать. Поэтому родители должны помочь развитию целеустремленности — умения сосредоточиться на выполнении задачи до достижения необходимого результата. В попытке качественно справиться с поставленными заданиями ребенок может переусердствовать, но злиться и наказывать его не стоит.

Похвалите его за настойчивость и целеустремленность и мягко поясните ошибку, чтобы в следующий раз результат удовлетворил и вас, и кроху.

Если вы все делали правильно, то к 3-3,5 годам ребенок научится понимать, когда поступил правильно, а когда — ошибся. Самоконтроль поможет ему корректно оценивать свои действия без необходимости наказания со стороны родителей.

Именно это умение является завершающим на первом этапе развития самостоятельности вашего дошкольника.

Со временем ему придется вновь пройти все эти шаги, чтобы освоить нормы поведения в садике и школе, но при вашей поддержке уже к 20 годам ваш отпрыск станет по-настоящему независимым человеком.

Этапы развития самостоятельности дошколят

Первые признаки самостоятельности проявляются у детей уже в 1,5-2 года, а к трехлетнему возрасту большинство малышей доводят родителей до отчаяния в попытке все делать своими руками. Кризис трехлетнего возраста плавно переходит в дошкольный период, к концу которого, в 6-7 лет, независимость становится одной из ключевых черт характера ребенка.

С двух лет кроха может самостоятельно орудовать ложкой, постепенно переходит на использование вилки, подражая взрослым. Чуть позже малыш осваивает навыки выбора одежды и тренируется стягивать с себя футболки и штанишки.

В 2-3 года его нужно начинать приучать и к чистоте, чтобы ребенок самостоятельно убирал свои игрушки на места, содержал свою комнату в порядке. К четырем годам большинство деток осваивают умение одеваться без помощи взрослых, а к шестилетнему возрасту они учатся завязывать шнурки.

При всем желании мамы проводить со своим чадом как можно больше времени, с первых лет жизни нужно учить ребенка находить себе занятия самостоятельно. Малыш должен сам придумывать себе развлечения, будь то чтение, игры или рисование. Ребенок, который может найти себе занятие без подсказки взрослых, никогда не скучает и не капризничает без повода.

Советы по воспитанию самостоятельности малыша

Алгоритм выработки у малыша полезных навыков и воспитания самостоятельности достаточно прост. Вначале ребенок наблюдает за тем, как родители выполняют какое-то дело.

Затем работа выполняется совместными усилиями родителей и малыша. На третьем этапе новое дело ребенок делает сам, но под неусыпным контролем взрослых.

Завершающая стадия позволяет малышу самостоятельно выполнять задачи без помощи со стороны родителей.

Для освоения и закрепления навыков обязательно выполнение трех условий.

  1. ребенок должен проявить инициативу и захотеть выполнить работу самостоятельно.
  2. на пути к успеху нужно предусмотреть небольшое препятствие, которое кроха сможет преодолеть.
  3. успешное выполнение задания нужно поощрить приятным вознаграждением.
  • Составьте приблизительный план освоения новых навыков с указанием возраста. Это поможет крохе лучше понимать поставленные цели и научит его выделять время на отработку новых умений, чтобы к указанному сроку он мог смело демонстрировать свои достижения.

В такой перечень можно со временем добавлять мелкие хлопоты по дому, чтобы ребенок постепенно привыкал помогать маме и не противился своим обязанностям, став постарше.

  • Предлагайте выбор. Естественно, нельзя предоставлять чаду полную свободу действий, лучше использовать «выбор в рамке». В этом случае ребенку предоставляется две альтернативы.

Например, предложите на завтрак яблоко или грушу, а в качестве пункта назначения прогулки — детскую площадку или парк. Возможность делать собственный выбор придаст малышу уверенность в себе, приучит обдумывать свои решения.

  • В случае ошибок важно не наказывать и не ругать ребенка, а позволить ему понять последствия своих поступков.

Долгие сборы могут привести к тому, что на прогулку идти будет поздно, а забытую на улице игрушку уже невозможно будет найти на следующий день. На таких примерах малыш поймет, что все зависит только от его поступков. Критика, наоборот, может окончательно отбить естественное детское желание пробовать делать что-либо своими силами.

  • Чтобы ненавязчиво привить малышу мысли о самостоятельности, читайте ему стихи, такие как «Неумейка» (Я. Аким), «Веревочка» (А. Барто), «Что такое хорошо и что такое плохо» (В. Маяковский). Отличным фильмом для семейного просмотра станет сказка «Про красную шапочку», в особенности песня про необитаемый остров.

Воспитание самостоятельности начинается с обустройства соответствующей среды в доме.

  • Обеспечьте малышу удобную низкую кроватку, которая позволит ему ложиться и вставать по организованному вами режиму.
  • Детская мебель должна соответствовать возрасту ребенка, чтобы он мог без присмотра взрослых заниматься рисованием, лепкой и другими видами творчества.
  • Расположите стеллажи с книгами, развивающими играми и конструкторами в пределах досягаемости малыша.
  • Безопасное зеркало также должно присутствовать в детской на правильной высоте, рядом с ним поместите расческу и другие предметы, необходимые для наведения красоты.
  • Подготовьте гардероб ребенка к его независимости, полки и штанги для одежды должны быть на доступной высоте.
  • Чтобы облегчить выбор, уберите из шкафа предметы, которые не соответствуют сезону, тогда малыш не попытается одеть футболку зимой, а свитер — летом.
  • Предусмотрите корзину и для грязного белья, чтобы ребенок сам складывал в нее вещи по мере загрязнения.

Самостоятельность у ребенка 4-5 лет должна проявляться в гигиенических процедурах, потому подготовьте к этому ванную комнату.

  • Обустройте скамеечку, стоя на которой ребенок сможет доставать до крана, мыла, зубной щетки и пасты.
  • Горшок и детское сидение для унитаза должны быть легко доступны.
  • На кухне выделите место для хранения детской посуды, которой кроха будет самостоятельно сервировать стол.
  • Используйте стеклянную или керамическую посуду, чтобы приучить ребенка к бережному обращению с хрупкими предметами.
  • Готовьте еду, с которой малыш справится без вашей помощи, и привлекайте его к приготовлению любимых блюд.

Ошибки родителей: инфантильность и синдром беспомощности

Две самых грубых ошибки родителей при воспитании самостоятельной личности — это чрезмерная опека и полное отсутствие поддержки.

В первом случае малыш растет инфантильным, а во втором — развивается синдром беспомощности. В результате, ребенок не может вырасти независимой и самодостаточной личностью.

Если бабушки и дедушки круглосуточно опекают вашего кроху, не позволяют ему самостоятельно выполнять даже самые простые, давно знакомые действия, он постепенно теряет инициативность.

Жажда независимости ищет другие способы проявления, из-за чего малыш часто капризничает, мается, не может занять себя самостоятельно.

При попустительстве со стороны взрослых такой ребенок и в школе не сможет на равных общаться со сверстниками, а уроки за него придется делать маме.

Другая сторона медали — это полное отсутствие поддержки со стороны родителей, когда ребенок пытается осваивать новые навыки. В такой ситуации постепенно теряется умение увлекаться, исчезает любопытство. Подобные дети могут долгое время заниматься одним и тем же делом, не проявляя к нему ни малейшего интереса.

Об этих двух ошибках рассказывает Людмила Петрановская на вебинаре “Точка кипения. Конфликты в семье”, “Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста”

Вырастить ребенка самостоятельным — непростая задача, которая потребует от вас терпения, заботы и бесконечной любви к своему ребенку. Начните прививать независимость своему крохе с первых лет жизни и продолжайте следовать по этому пути, чтобы каждый день радоваться его новым достижениям.

Получите простые и понятные рекомендации по воспитанию здорового и счастливого человека прям сейчас! Запись вебинара «Цикл он-лайн лекций “Сбой связи. Травмы привязанности. Причины. Выходы.”»

Источник: https://viline.tv/deti/article/razvitie-samostoatelnosti-u-detej-doskolnogo-vozrasta

Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста: основные способы формирования

Как формируется самостоятельность в детском возрасте?

Формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста, развитие навыков делать что-то самому, без помощи взрослых, — одна из основных задач семейного воспитания.

Чем раньше родители привьют малышу этот навык, тем проще будет и самому ребенку, и взрослым. Это кратчайший путь к способности принимать собственные решения и воплощать их в жизнь.

Самостоятельность — это способность личности адекватно и критично себя оценивать, проявлять инициативу и ответственность за свои поступки. У детей она формируется и укрепляется по мере развития, с возрастом.

Зачем развивать у детей самостоятельность

Ребенок стремится к самостоятельности с тех пор, как начинает ходить. Ему все хочется потрогать, попробовать сделать самому. Это становится одной из частых причин капризного поведения.

Он не может объяснить словами свои потребности, одна из которых заключается в самостоятельности, способствующей его развитию. Если родители поощряют самостоятельные действия и способствуют развитию малыша, то на этой почве капризы возникают реже.

Чем более самостоятельным растет ребенок, уверенным в своих силах, так как поддерживается взрослыми, тем менее он подвержен капризам и истерикам.

Часто маленькие дети хотят что-то сделать сами, но у них не получается, что является поводом для каприза. Предоставьте ребенку возможность проявить самостоятельность и помогите в том, с чем он не справляется (например, пусть он наденет ботинки, а вы затем застегнете на них замок-молнию).

С вашей поддержкой ребенок не станет капризничать и быстрее научится новому.

Порой родителям не хватает терпения развивать детскую самостоятельность , и они спешат все сделать за еще неумелого ребенка. Им невыносимо смотреть, как он пытается застегнуть пуговицы или сандалии.

Они кидаются ему помогать и не только мешают освоению новых умений, но и провоцируют таким образом капризы. Ведь ребенок с таким интересом пробовал сделать сам. Если такое повторяется несколько раз, то ребенок уже не хочет преодолевать трудности и при каждом подобном случае будет звать маму и требовать помощи.

И как раз тогда некоторые мамы начинают говорить, что пора уже самому это делать. Без капризов тут не обойдется. Поэтому относитесь к действиям ребенка спокойно и хвалите за попытки самостоятельности.

Наблюдайте за ним со стороны и помогайте при необходимости. Дайте ему возможность поразмышлять над тем, как же это сделать, и не вмешивайтесь до поры. Помогая ребенку, не делайте все за него, просто подскажите, покажите, пусть и ему достанется часть работы.

Дети, которые быстро обучаются навыкам самообслуживания, более самостоятельные и менее капризные. Они многое могут сделать сами и не так зависят от мамы, поэтому не требуют ее присутствия и внимания ежеминутно. Обычно они прислушиваются к словам взрослых и понимают их, несмотря на возраст, с ними проще договориться.

Методы формирования самостоятельности

Детей младшего дошкольного возраста необходимо научить самостоятельно одеваться, завязывать шнурки на обуви, застилать постель, убирать игрушки. Для них это посильная работа, которая поможет с гордостью сказать: «Я сам!» и обойтись без капризов и истерик.

Воспитывая в ребенке самостоятельность, относитесь к нему как к взрослому. Спрашивайте, где уместно, его мнение, договоритесь о его домашних обязанностях (собирать игрушки, поливать цветы, складывать свою одежду, кормить хомячка).

Объясните, для чего и почему именно ему нужно это выполнять. Расскажите, что у всех в семье есть свои обязанности. Поначалу напоминайте ребенку о том, что пора сделать, если он сам забыл.

Для развития детской самостоятельности по возможности предоставляйте ребенку выбор.

Малыш в раннем детстве уже сам может выбрать из предложенного вариант по своему желанию (зеленую майку надеть или голубую, играть в прятки или догонялки, съесть на завтрак кашу или молочный суп), и это имеет особое значение в старшем возрасте (сейчас сходишь в магазин или по окончании телепередачи, помоешь посуду или пропылесосишь в комнате).

Предоставление выбора ребенку способствует доверительному общению и взаимопониманию, у него появляется ощущение, что его мнение имеет значение, с ним считаются и уважают наравне с взрослыми.

В том случае, когда вы не можете предложить ребенку выбор, спокойно предлагайте ему то, что имеется. Если ребенок не согласен и требует что-то другое, то можно сказать ему, что в следующий раз он сможет выбрать сам, а сейчас только так.

Еще одной причиной капризов у детей является неразвитая речь. Ребенок страдает от того, что его никто не понимает, даже когда он говорит что-то очень важное.

Часто в таких случаях необходима помощь логопеда. Родителям следует проявлять терпение и спокойствие, доброжелательно переспрашивать ребенка, задавать ему наводящие вопросы, чтобы понять, о чем речь.

Постепенно ребенок на такие ситуации перестает реагировать истерикой и, чувствуя, что взрослые его поддерживают, пытаются понять, говорит уже спокойно, ищет новые слова и способы объяснить. В этом случае преодоление капризного поведения помогает ребенку почувствовать себя увереннее и способствует развитию речи и самостоятельности.

Детям более старшего возраста помогают в развитии самостоятельности и уменьшении склонности к капризам и конфликтам занятия по интересам.

Выясните, что привлекает вашего ребенка (танцы, рисование, занятия спортом) и отведите его в спортивный клуб или дом культуры. Там он научится общению со сверстниками, увлечется делом, получит новые знания.

Это поможет ему выявить и развивать свои способности, развиваться гармонично в целом, меньше докучать родителям капризами и шалостями. Чтобы развить в ребенке самостоятельность как можно быстрее, полезно посещать спортивные секции, это многих детей делает более организованными и дисциплинированными.

Источник: http://lediinter.net/kak-razvivat-detskuyu-samostoyatelnost.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.