Идем в 1 класс — проверьте готовность ребенка к школе

Проверка психологической готовности и умственного развития или что должен знать ребенок в 7 лет перед школой: тестирования, необходимые навыки и умения

Идем в 1 класс — проверьте готовность ребенка к школе

По мере взросления малыша родители всё чаще волнуются: «Что должен знать ребёнок перед школой?». В 7 лет уровень развития современных детей удивляет многих взрослых. Кругозор достаточно широк, словарный запас доходит до 5–6 тысяч слов, мальчики и девочки порой задают совсем не детские вопросы, требуют глубоких ответов.

Если родители занимались с малышом на протяжении двух-трёх лет перед школой, формировали навыки общения, развивали любознательность, учили уважать себя, других, первокласснику будет проще приспособиться к школьным будням. Родителям дошколят пригодятся знания о том, какие умения, навыки помогут быстрее влиться в учебный процесс.

статьи:

Согласно закону, нельзя проводить мини-экзамены или тесты по проверке знаний у будущего первоклашки. В реальности дело обстоит иначе: многие школы пытаются набрать «лучших», наиболее подготовленных деток. О запрете тестирования знает администрация всех учебных заведений, но выход нашёлся: проверка знаний проходит под скромным названием «собеседование».

Если изучить круг вопросов, на которые детки должны ответить, несложно понять: дошкольников ждёт настоящий экзамен. Кроме вопросов, позволяющих выявить общий уровень развития, психолог проверяет навыки чтения, пересказа, письма, уровень логики, математических знаний.

Детки, с которыми родители занимались с 3,5–4 лет, сразу выделяются на фоне неподготовленных сверстников. «Умникам и умницам» психологи охотно дают рекомендации для зачисления в выбранное учёбное заведение.

Подводные камни

К сожалению, многие грамотные детки не могут полностью проявить свои таланты, показать умения по одной простой причине: они не до конца понимают вопросы психолога. Дело не в низком уровне знаний или слабо развитом кругозоре.

Причин несколько:

  • стеснение, робость перед чужим человеком, волнение;
  • боязнь переспросить, когда вопрос не расслышан или до конца не понятен;
  • особенности психики, нервной системы, склад характера: некоторых деткам требуется больше времени на осмысление услышанного, подготовку ответа.

Нередко после собеседования, прошедшего не совсем удачно, выясняется: будущий первоклашка не смог выполнить все задания, потому что плохо расслышал, постеснялся переспросить или не понял вопрос. Иногда вина лежит на психологе, при непрофессиональном подходе к своим обязанностям.

Как сделать ингаляции ребенку при сухом кашле в домашних условиях? У нас есть ответ!

Как избавиться от лунатизма у ребенка? Методы лечения описаны в этой статье.

Вывод:

  • учите деток общаться не только со сверстниками, но и с взрослыми;
  • чаще моделируйте ситуации, когда придётся отвечать на различные вопросы;
  • больше общайтесь сыном или дочкой, не ограничивайтесь ответами «да» или «нет», обосновывайте точку зрения;
  • учите задавать вопросы, развивайте любознательность;
  • напоминайте, что нужно переспрашивать, когда вопрос не до конца понятен;
  • учите уважать себя, объясняйте ребёнку, что он маленькая личность;
  • учите преодолевать робость.

Плюсы собеседования

Некоторые родители перед началом тестирования были отрицательно настроены, но после наблюдения за ребёнком, беседы с психологом изменили своё мнение. В чём причина?

Взрослые увидели сына или дочку «со стороны», понаблюдали за реакцией будущего первоклашки на вопросы психолога, поняли сильные стороны, моменты, над которыми стоит поработать. Многим родителям психологи дали полезные советы, подсказали, на что обратить внимание.

Были выгоды и для будущего первоклашки:

  • ребёнок впервые остался один на один с настоящим учителем, попытался общаться сам, без родителей;
  • нередко собеседование проводит «комиссия» из завуча, психолога, логопеда, педагога начальных классов. При поступлении в языковую школу часто присутствует учитель иностранного языка. Беседа с несколькими педагогами, проведённая правильно, позволяет понять, что начинается новый, «взрослый» этап жизни;
  • нередко родители выбирают из двух-трёх школ, особенно, если уровень знаний высокий, позволяет «замахнуться» на лицей или гимназию. После первого собеседования деткам было проще на втором, третьем тестировании: они не терялись, уверенно отвечали на вопросы, выполняли задания.

Важно! Собеседование принесёт пользу, если проводит его профессионал, трепетно относящийся к детям.

Иногда бывает, что психолог проявляет предубеждение, нетактичность по отношению к отстающему ребёнку, «давит» его вопросами, нечётко формулирует задания.

После такого разговора у мальчика или девочки часто появляется неуверенность в своих силах, а родители чувствуют себя униженными от характеристики, данной сыну или дочке.

Уровень знаний перед школой

Психологи и педагоги рекомендуют ознакомиться с требованиями для первоклашек. Если перед школой ребёнок может выполнить большинство заданий, ему будет проще успевать за программой.

Вопросы на собеседовании:

  • Как тебя зовут (полные данные)?
  • Имя-отчество мамы, папы (Иванова Анна Ивановна, а не «мама Аня»).
  • Полный адрес проживания.
  • Сколько тебе лет? Сколько было год назад или будет через два года?
  • Чем занимаются родители?
  • Зачем ты идёшь в школу?
  • Расскажи, чем ты любишь заниматься.
  • Где левая/правая рука?
  • Опиши картинку.
  • Расскажи стихотворение.
  • Прочти короткий текст.

Часто психологи предлагают эти вопросы и задания:

  • Какое сейчас время года?
  • Чем отличается осень от весны?
  • Каких домашних животных ты знаешь?
  • Каких диких животных ты знаешь?
  • Найди в группе лишний предмет (яблоко среди овощей).
  • Кто такой врач (учитель, почтальон, доктор и так далее)?
  • Расскажи, чем отличается автобус от троллейбуса.
  • Назови цифры и числа до 10 или 20.
  • Реши примеры на сложение/вычитание.
  • Реши задачу.
  • Расположи цифры по убыванию /возрастанию.

Будущий первоклашка должен быть готов к таким заданиям:

  • Назови цвета, оттенки.
  • Расскажи, чем отличаются картинки.
  • Подели булочку поровну, на две/три части.
  • Напиши под диктовку или спиши с доски.
  • Нарисуй зайца (медведя, человека).
  • Найди в слове нужную букву.
  • Покажи гласные/согласные.
  • Назови слова на заданную букву.
  • Сравни предметы по длине/ширине/высоте.
  • Обведи рисунок по контуру.
  • Покажи, заштрихуй (закрась) яблоко/треугольник/круг.
  • Проведи волнистую и прямую линию.

Обратите внимание! При поступлении в школу с физико-математическим уклоном часто дают несложные задачки на логику, для языковых заведений педагогу важно понять, имеет ли ребёнок склонность к иностранным языкам.

Психологическая и эмоциональная готовность

Многие учителя и психологи считают: этот пункт – самый важный. Если ребёнок не осознаёт, зачем ему школа, стесняется окружающих, не умеет принимать установленные правила, то учиться, чувствовать себя частью коллектива будет очень сложно.

Дорогие родители! Честно дайте ответы на вопросы:

  • Знает ли ребёнок правила, требования, которые ждут его с первых дней учёбы? Готов ли будущий первоклассник принять их?
  • Может ли ребёнок в 6–7 лет спокойно высидеть хотя бы 30 минут?
  • Может ли юный ученик внимательно слушать учителя (соблюдать дисциплину, выполнять задания)?
  • Существует ли у сына или дочки самоконтроль за поведением?
  • Различает ли маленький проказник места, где можно играть, веселиться и спокойно сидеть, изучать что-то новое?
  • Готов ли ребёнок подчиняться установленным нормам и правилам?
  • Есть ли у него мотивация к учёбе?
  • Умет ли ладить с другими детками, без кулаков отстаивать своё мнение?

Большинство ответов положительных? Не переживайте за будущего первоклассника, вхождение в учебный процесс пройдёт достаточно гладко.

Чем больше отрицательных ответов, тем сильнее нужно задуматься родителям. Если без пяти минут первоклашка психологически не готов в школе, ему будет сложно чувствовать себя комфортно в новой обстановке.

Что делать? Посоветуйтесь с хорошим психологом, попробуйте наверстать упущенное. Дополнительные занятия помогут сгладить острые углы при переходе в новую среду. Чем раньше вы проверите психологическую и эмоциональную готовность к обучению, тем проще исправить недочёты.

Невнимание к проблеме, надежда «на авось» нередко провоцирует проблемы:

  • появляются психологические травмы у сына или дочки;
  • часто возникает отвращение к учёбе;
  • маленький ученик не хочет идти в школу. Появляются надуманные предлоги «болит живот/голова/нога», «сегодня первого урока нет» и так далее;
  • постепенно развивается упрямство или, наоборот, ребёнок становится слишком податливым, «затурканным», готовым выполнять все требования, лишь бы его не ругали;
  • исчезает желание проявлять своё «Я», маленькая личность прячется в «скорлупу»;
  • детки боятся переспросить, не понимают материал, пытаются заслужить уважение друзей не знаниями, а неординарными поступками или рискованными выходками. Некоторые неуспевающие ученики становятся «местными клоунами», дразнят ребят, срывают уроки, но боятся рассказать о своих проблемах с учёбой, учителем, одноклассниками;
  • маленькие проблемы постепенно обрастают новыми, ребёнка сложно мотивировать для получения знаний.

Как оказать первую помощь, если ребенка укусил клещ? Прочтите полезную информацию.

О преимуществах и пользе детского питания Симилак написано по этому адресу.

На странице http://razvitie-malysha.com/zdorovie/sredstva/akvamaris.html узнайте инструкцию по применению препарата АкваМарис Строг для детей раннего возраста и подростков.

Необходимые общие навыки и умения:

  • часы, дни недели, месяцы, времена года;
  • звери, птицы, домашние животные;
  • овощи, фрукты, растения, кустарники, деревья;
  • всё о себе и родителях;
  • названия профессий;
  • погодные, природные явления;
  • праздники;
  • свои увлечения;
  • интересы семьи;
  • понятия «лево-право»;
  • цвета и оттенки;
  • желание учиться, понимание, что детки делают в школе.

Учителя обращают внимание, развиты ли у будущего первоклашки навыки:

  • чтения;
  • пересказа;
  • развития речи, зрительной, слуховой памяти;
  • логического мышления;
  • счёта;
  • ориентирования в пространстве.

Важен уровень интеллектуального развития, осознание себя более взрослым. Грамотный, умный ученик всегда вызывает уважение.

Возьмите на заметку:

  • многие родители считают, что «переученному», много знающему, первокласснику будет скучно на уроках, ведь он уже считает до 100, а одноклассники решают примеры до 20-ти;
  • родители правы, но в такой ситуации ребёнку будет проще адаптироваться в классе, показать себя с лучшей стороны. Хуже, если первоклашка не успевает за школьной программой.

Полезные советы:

  • важный момент: найдите хорошего педагога. От того, каким будет первый Учитель, во многом зависит настрой ребёнка, дальнейшее развитие, отношение к учёбе;
  • чем выше уровень знаний, интеллекта будущего первоклассника, тем проще ему адаптироваться;
  • не лишайте ребёнка детства, но обязательно готовьте его к школе;
  • обязательно проводите занятия в игровой форме с 3,5–4 лет. При сильной загруженности на работе водите малыша в «Школу радости» или развивающий детский центр, дома закрепляйте знания;
  • неподготовленный ученик всегда будет страдать. Разница лишь в том, как первоклашка будет выражать свои мысли: бурно, с капризами, агрессией или тихо страдать в душе. Любой вариант – это сильный стресс для маленькой личности. Помните об этом.

Теперь вы знаете, какие вопросы часто задают на собеседовании при поступлении в первый класс, понимаете, какие ориентиры взять за основу. В 6–7 лет дошкольник должен быть психологически готов к учёбе. Если вы нашли пробелы в воспитании, обучении, постарайтесь исправить их с помощью опытного психолога.

Помните: можно сколько угодно сетовать на недостатки отечественной системы образования, но пока кардинальных изменений к лучшему нет, придётся лавировать между школьными правилами и свободой маленькой личности. Задача родителей – подготовить ребёнка к школе, научить правилам выживания в сложном мире.

— советы психолога о подготовке детей к школе:

Источник: http://razvitie-malysha.com/vospitanie/obrazovanie/znaniya-pered-shkoloj.html

Первый раз — в первый класс!

Идем в 1 класс — проверьте готовность ребенка к школе
Татьяна Топал
клинический психолог

Как правило, готовность ребенка покинуть детский сад и занять школьную скамью определяется штатными психологами учебно-воспитательных заведений. Однако мамы и папы также должны знать, по каким признакам оценивается зрелость подросших малышей. О самых важных нюансах в данном вопросе расскажет клинический психолог Татьяна Топал.

Превентивные меры

Некоторые дети идут в первый класс в возрасте шести лет и вполне справляются с учебным процессом, другие – не «тянут» программу и в восемь, почему так происходит? Дело в том, что предпосылки психологической готовности ребят к школе начинают формироваться еще в детсадовском возрасте.

Успешно учиться ребенок сможет в том случае, если будет способен управлять поведением, подчинять и контролировать свои желания, выполнять поставленные задачи. Также очень важны развитые речь и мышление, и, как показывает практика, последние два пункта в большей мере зависят от родителей.

Если мамы и папы постоянно беседуют со своими детьми, читают книжки, играют в развивающие игры, позволяют своему чаду во время подобных занятий проявлять инициативу, быть активным, то такие дети бывают готовы к школе раньше многих своих сверстников. Не стоит думать, что ребенок пойдет в детский сад, затем в школу и его там научат всему. Без помощи самых близких и родных людей ему не справиться!

Кстати!

Проще всего научить чему‑то ребенка дошкольного возраста не во время рутинных занятий, а привлекая его к интересной игре.

Готовность №1

К школе ребенок не только должен научиться читать, писать и считать, но и быть подготовленным в интеллектуальной, эмоционально-волевой, логически-мотивационной и коммуникативной сферах. Интеллектуальная готовность проявляется определенным набором знаний.

Будущий первоклассник должен иметь понятие об окружающем мире, временах года, пространственно временных отношениях (право-лево, утро-день-вечер-ночь), помнить свои ФИО, адрес, телефон и т.д. Развитие эмоционально-волевой сферы, как правило, представляет собой наиболее трудную задачу. Дети переходят на новый этап обучения, попадают в непривычные условия, у них меняется социальная роль.

Все это накладывает определенные обязательства – нужно слушать учителя, выполнять задания, подчиняться общей дисциплине.

Для соблюдения всех необходимых условий у ребенка должна быть развита воля, чтобы управлять своим поведением.

Как проверить готовность? Элементарно: ваши чада должны точно выполнять поставленные перед ними задачи, уметь отказываться от интересных дел в пользу реализации заданной цели.

Личностно-мотивационная готовность определяет собственное желание ребенка идти в школу. Этот пункт во многом зависит от родителей и других членов семьи. Детей нередко запугивают школой (вот пойдешь в первый класс, там тебе покажут!), тем самым создавая негативный образ учебному заведению и на корню отбивая у ребенка желание учиться.

Очень важно развивать у детей тягу к знаниям и учить их правильно воспринимать новую информацию.

 Коммуникативная сфера – способность взаимодействовать с новыми людьми, соблюдать определенные нормы поведения по отношению к другим детям и учителям. Важно отметить, что очень редко встречаются дети, отвечающие всем четырем пунктам.

Поэтому, если вам кажется, что сын или дочь в чем‑то не «дотягивают», то не стоит паниковать, в процессе обучения ребенок сумеет многое наверстать.

Материнское дело

Многие родители считают, что окончание детского сада подразумевает под собой и окончание детства, а раз ребенок вырос, то в родителях он больше не нуждается в такой мере. Это в корне неверно!

Во-первых, в шесть-семь лет ребенок еще достаточно мал, а во‑вторых, начало учебы в школе – серьезный стресс, в этот период дети как никогда нуждаются в материнской заботе и поддержке отца. Родители, в особенности мать, должны проводить со своим чадом как можно больше времени и уделять ему максимум внимания.

Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, не стоит сразу же перекладывать эти обязанности на плечи учителя и отдавать ребенка на продленку.

Очень важно в период адаптации к учебе (в среднем он продолжается от двух недель до двух месяцев) создать в семье благоприятную атмосферу, не стоит перегружать психику юного школьника какими‑либо дрязгами родственников, следует как можно чаще его хвалить и радоваться успехам, не наказывать за первые неудачи.

Старайтесь не ругать вашего ученика, помните, что его вероятные капризы, отказ идти в школу, повышенная нервозность, плохое поведение, плаксивость или чрезмерная педантичность – это всего лишь реакция на стресс, с которым именно вы обязаны помочь ему справиться.

Очень важно грамотно организовать режим дня. Ребенку необходимы правильное сбалансированное питание, длительные прогулки на свежем воздухе (в достаточно активном темпе, для того чтобы сбросить излишнее напряжение в процессе игры), полноценный девятичасовой ночной сон.

Также будет полезно найти для ребенка досуг, который позволит снять психические перегрузки (занятия в спортивной секции или каком‑то кружке, плавание в бассейне).

Праздничная феерия

Поскольку первое сентября – это праздник, значит, и готовиться к нему надо заблаговременно. Превратите сборы в школу в радостное событие для ребенка. Позвольте ему самостоятельно выбирать школьные принадлежности, советуйтесь с ним при покупке одежды, пусть новоиспеченный первоклассник сам составит букет для своей первой учительницы.

Фотографируйте своего ученика и снимайте его во время торжественной линейки, а после нее – сводите в любимое кафе и подарите какой‑то подарок (пусть даже и небольшой). Попробуйте превратить эти действа в семейный ритуал и повторяйте его каждый год, вплоть до окончания школы. Поверьте, это важно даже для выросших «деток»!

Источник: https://sanatate.md/pervyj-raz-v-pervyj-klass/

Еще не наигрался: Как понять, готов ли ваш ребенок к первому классу? — Статьи на Pandaland

Идем в 1 класс — проверьте готовность ребенка к школе

Началось лето, родители будущих первоклашек уже забегали по школам: ставят детей в очередь, собирают нужные документы, проходят с десяток врачей в поликлинике…  А вы уверены, что ничего не забыли? Также важно успеть подготовить ребенка за лето к тому, что его ждут большие перемены. Сейчас малыш последние деньки ходит в садик, вроде бы неплохо читает, и даже переводит многие слова на английский, но… психологически он может быть не готов к предстоящим переменам. Как узнать это точно? Подробные советы и рекомендации читайте в нашей статье.

3 признака готовности к первому классу

Чтобы понять, готов ли малыш психологически к школе, нужно изучить 3 аспекта: личностную, волевую и интеллектуальную готовность. Давайте рассмотрим их подробнее.

  • Личностная готовность отражается в способностях  ребенка соблюдать правила нового школьного режима и своевременно выполнять домашние уроки. Готов ли он прислушиваться и уважать то, что говорит учитель?Например, если ребенок не готов, он будет обижаться на преподавателя за плохие оценки, тогда как «созревший» к школе малыш должен уметь оценить ситуацию со стороны и признавать, что он совершил ошибку. Также эта характеристика определяется тем, как ваш малыш ведет себя при конфликте с другими детьми – он не должен распускать руки или ругаться плохими словами – такое поведение просто недопустимо для первоклассника.
  • Когда речь идет о волевой готовности, то тут ребенок должен следить за своим поведением: примерно сидеть до конца урока и выполнять все, что требует учитель. Это качество может проявляться в достижении цели. По мнению психологов, шестилетние детки могут поставить для себя цель и стремиться к ее выполнению – вырастить цветочек или солевые кристаллы, неважно. Он должен быть организован и продумать, что нужно сделать для положительного результата. Попробуйте приучать ребенка к достижению цели с помощью интересной задачи – купите своей девочке цветочек для выращивания, а сыночку понравится строить кристаллические конструкции.
  • Конечно, важна интеллектуальная готовность. Ребенок к 1-му классу должен хорошо читать, у него должен быть хороший словарный запас. Также он должен уметь делать выводы, сравнивать и принимать решения. Обычно подробной образовательной программой усиленно занимаются в старших группах детсада, поэтому с этим аспектом у родителей всегда меньше всего проблем.

Домашняя школа

Детсадовские детки просто обожают играть и не всегда готовы отказаться от забавы ради полезной или интересной задачи. А ведь в школе им предстоит успокоиться «по звонку», вести себя тихо и выполнять все задания от преподавателя.

Школа – это в первую очередь ответственность и самостоятельность, в идеале послушный ребенок будет выполнять все без окриков и поправок.

Присмотритесь к своему ребенку – сможет ли он просидеть 45 минут без смеха и шуток, выполняя задания? Попробуйте попрактиковать мини-уроки дома – давайте задания и проследите за тем, чтобы в течение определенного времени ребенок не отвлекался ни на что, кроме поиска решения.

На заметку: Кстати, существует интересное поверье, что ребенок готов идти в первый класс, если у него… выпали молочные зубы! Да, многие считают, что если передние молочные зубы сменились постоянными, можно записываться в первый класс

Источник: https://pandaland.kz/articles/nashi-deti/shkolnoe-obuchenie/eshhe-ne-naigralsya-kak-ponyat-gotov-li-vash-rebenok-k-pervomu-klassu

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.