Гиперактивность у детей дошкольного возраста

Содержание

Народные методы борьбы с гиперактивностью у детей

Гиперактивность у детей дошкольного возраста

Лечить гиперактивных детей необходимо с раннего возраста. Если оставить патологию без внимания, у ребенка могут возникнуть проблемы с социализацией.

В его взрослую жизнь войдет множество негативных проявлений, которые не позволят ему стать успешным человеком. Когда развивается гиперактивность у детей, лечение проводят комплексно.

Для коррекции применяют психотерапию, лекарственные и народные средства.

Что такое гиперактивность

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) возбудимы сверх меры, чрезвычайно подвижны. Им сложно сосредоточиться на долгое время. Они испытывают трудности при управлении собственным поведением. СДВГ – следствие патологических изменений в организме ребенка, неправильного воспитания, нескорректированного поведения, нарушенной социальной адаптации.

Различают три разновидности синдрома:

  • без признаков гиперактивности;
  • без симптомов дефицита внимания;
  • с дефицитом внимания (самый распространенный вид заболевания).

Причины

Гиперактивность развивается под влиянием следующих причин:

  1. Тяжелые роды (преждевременно отслоившаяся плацента, гипоксия новорожденного, стремительно прошедшие или слишком затянувшиеся роды).
  2. Выбор методов воспитания в семье: гиперопека, множество ограничений, неоправданная строгость, пренебрежение, бесконтрольность.
  3. Патологии органов чувств, эндокринные заболевания, вегетососудистая дистония.
  4. Наследственность.
  5. Стресс – конфликтная атмосфера дома, в детском саду, школе, в уличных компаниях.
  6. Расстройство сна.

Симптоматика

Далеко не каждый шалун – гиперактивный ребенок. Если подвижный малыш способен увлечься игрой на 10 минут и больше, СДВГ у него отсутствует.

Общие симптомы заболевания:

  1. Малыш занимается одним делом менее 10 минут. Он моментально переключается с одной игры на другую.
  2. Ребенку сложно сидеть на одном месте, он испытывает потребность в постоянном движении.
  3. Малыш часто проявляет агрессивность.
  4. У него нарушен сон и расстроен аппетит.
  5. Ребенка удручают перемены, у него возникает неадекватная реакция на них. Он выражает протест, который проявляется сильным плачем или уходом в себя.

Еще один характерный симптом гиперактивности – задержка речи.

Подобные признаки проявляются у детей дошкольного возраста, до трех лет их считают нормой. Когда симптомы не исчезают после трехлетнего возраста, малыша надо показать врачу. На ранних этапах болезнь легче вылечить.

Нельзя пускать проблему на самотек и надеяться, что к семи годам она исчезнет самопроизвольно. У детей школьного возраста СДВГ с трудом поддается лечению. К этому возрасту болезнь приобретает запущенную форму, выливается в серьезные осложнения.

Диагностические симптомы

Психологи ставят диагноз СДВГ, увидев следующие признаки:

  • невозможность сидеть смирно (малыш елозит, двигает ногами, руками, извивается);
  • нетерпеливость, отсутствие желания ждать своей очереди;
  • постоянное переключение с одного дела на другое;
  • чрезмерная болтливость;
  • отсутствие инстинкта самосохранения: совершает необдуманные поступки, иногда угрожающие жизни;
  • на вопросы малыш дает ответы невпопад, не вслушивается в то, о чем его спрашивают;
  • ребенок с трудом выполняет задания, даже если знает, как их делать;
  • внимание малыша рассеяно, он не способен концентрироваться на игре, порученном деле, уроке.
  • ребенок чрезмерно активный, он предпочитает подвижные игры спокойным занятиям;
  • требует постоянного внимания, пристает к сверстникам и взрослым;
  • отстранен, когда с ним беседуют, играют, делают совместно задания;
  • рассеян: теряет вещи, не помнит, куда их положил.

Гиперактивным детям свойственно затевать драки, глумиться над животными и сверстниками, совершать попытки суицида. Если перед ними стоит взрослый, они не признают его авторитета, грубят, насмехаются. Из-за неадекватного поведения их считают «трудными детьми».

Поведенческие признаки сопровождаются психоневрологическими симптомами. Ребенок страдает от депрессивных состояний, головных болей, головокружений, нервных тиков (подергивания головы, плеч, тремора), панических атак (страха, тревожности), недержания мочи.

Терапевтическое лечение

При диагностировании СДВГ проводят комплексную терапию, которая заключается в коррекции поведения, социальной адаптации и лекарственном лечении.

Социализация

Лечение гиперактивного ребенка начинается с психологической коррекции:

  • его обучают по отдельному плану;
  • с ним работают психологи, дефектологи;
  • контролируют режим дня (соразмеряют время полезной деятельности, отдыха и сна);
  • развивают физическую активность (занятия в кружках и спортивных секциях идут на пользу активным детям, помогают им адаптироваться в обществе);
  • дошкольный и школьный возраст – период, когда необходимо усиленно корректировать поведение детей, мягко указывать им на недостатки, задавать правильный вектор действиям и поступкам.

Такие дети испытывают дефицит внимания. Их необходимо вовлекать в полезные дела, давать деликатные оценки поступкам, поднимать им самооценку, менять виды деятельности, заниматься с ними в игровой форме.

Правильное воспитание – важная составляющая в коррекции гиперактивных детей. Родителям необходимо установить эмоциональный контакт с ребенком, поддерживать его в добрых делах, смягчать неадекватное поведение. Поощрение и похвала помогают детям самоутвердиться, поднять свою значимость для окружающих.

Ребенку надо разъяснять правила поведения в общественных местах, семье, на детской площадке. Нельзя отказывать ребенку в чем-либо без объяснения. Надо озвучивать причину запрета, предлагать альтернативу. За хорошее поведение ребенка следует вознаграждать: разрешить посмотреть любимые передачи, посидеть за компьютером, дать лакомство, устроить совместный поход или поездку.

Самое лучшее лечение гиперактивности с дефицитом внимания – психологическая коррекция без использования лекарственных препаратов. Но она возможна на ранних стадиях, когда возраст малыша не больше восьми лет.

Когда наступает школьный возраст, к первичным симптомам присоединяются вторичные. Социогенные проявления – серьезный недостаток в развитии детей. Он формируется на фоне конфликтов с ближним окружением, плохой успеваемости. Отягченную гиперактивность лечить без лекарств сложно.

Медикаментозная терапия

Если у ребенка случаются приступы агрессии, он становится опасным для окружающих и самого себя, используют методы психотерапии и лекарства. Скорректировать неадекватное поведение помогают аутогенные тренировки, сеансы психотерапии, которые проходят индивидуально, в группе, совместно с семьей.

Лечение проводят, используя следующие препараты:

  1. Медикаментозные средства, улучшающие мозговое кровообращение: Пирацетам, Фенибут, Энцефабол.
  2. Антидепрессанты – лекарства, улучшающие настроение, подавляющие депрессии и склонность к суициду, снимающие усталость.
  3. Глицин – препарат, налаживающий работу головного мозга.
  4. Поливитамины. Цинк, магний, кальций и витамины группы B необходимы для правильной работы нервной системы. Их уровень в организме гиперактивных детей часто понижен. Для восполнения этих веществ ребенку выписывают необходимый витаминно-минеральный комплекс.

Рецепты народной медицины

Ребенка лечат, используя одновременно народные средства и медикаменты. Применяют их по назначению врача.

Травы

Растительные экстракты успокаивают, улучшают сон, память и внимание, снимают тревожность.

Средства из трав готовят по таким рецептам:

  1. Успокоительное лекарство из дягиля. Кипятят 500 мл воды, опускают в жидкость 10 г корешков. Настаивают 6 часов, фильтруют. Поят малыша экстрактом трижды в день. Разовая доза – столовая ложка.
  2. Настой шишек хмеля успокаивает и налаживает пищеварение. В 300 мл кипятка кладут 2 столовые ложки травы, дают закипеть, убирают с огня. Спустя 30 минут фильтруют. Дают по 10 мл три раза в день.
  3. Микстура из зверобоя нормализует сон, благотворно влияет на внимание и память. В 250 мл кипятка кладут столовую ложку травы, томят 15 минут. После остывания фильтруют. Поят ребенка два раза в день, давая по 2 столовые ложки.
  4. Лечить детей помогает лаванда. Экстракт из нее успокаивает, снимает психоневрологические признаки: головные боли, головокружения. В 300 мл кипятка высыпают 10 г травы. Фильтруют через 30 минут. Настой дают утром после сна и на ночь. Рекомендованная разовая доза – столовая ложка.
  5. Сбор из плодов шиповника, мелиссы, ромашки, тысячелистника, мяты перечной, валерианы, зверобоя, дягиля и хмеля – эффективный народный способ лечения гиперактивных детей. Растения смешивают в равных количествах. Кипятят 300 мл воды, кладут в нее 20 г сбора. Через 30 минут фильтруют. Поят ребенка два раза в сутки, давая по столовой ложке средства.
  6. Сбор из мяты, мелиссы, лаванды, зверобоя, взятых по 10 г, и 30 г валерианы. В термос наливают 500 мл кипятка, кладут 30 г сбора. Фильтруют через пять часов. Пьют средство утром и на ночь. Разовая доза – полстакана.

Травяные ванны

Хорошо успокаивают, снимают нервное напряжение и усталость ванны с растительными экстрактами. Их используют для лечения гиперактивности в детском возрасте.

Готовят ванны следующим образом:

  1. Берут по 20 г ивовой коры и ягод можжевельника, 50 г корней аира. В кастрюлю наливают 3 л воды, высыпают траву, доводят до кипения, томят 15 минут. После остывания фильтруют, выливают в ванну.
  2. Хвойный экстракт для успокаивающей ванны. Кипятят 3 л воды, кладут в нее 50 г хвои. Спустя 20 минут фильтруют, выливают в ванну.
  3. Когда малыш плохо спит, помогают душица, мята, календула. В 3 л закипевшей воды кладут по 50 г соцветий. Фильтруют после остывания, выливают в ванну.
  4. Солевые ванны. В воду кладут 3 столовые ложки морской соли без химических добавок. Разрешено использовать соль с аромамаслами. Успокаивающее действие оказывает соль с лавандой и мятой. После купания ребенка ополаскивают чистой водичкой.

Ванны делают на ночь – это важная особенность принятия водных процедур. Они помогают расслабиться, быстро заснуть. Продолжительность купания 10-20 минут. Делают ванны через день на протяжении четырех недель. Их можно чередовать.

Гиперактивные дети – особенные, но это не значит, что они хуже остальных. Они нуждаются в повышенном внимании. Их надо принимать такими, как они есть, любить. Только лояльное отношение помогает справиться с проблемой: расшалились – мягко пожурите, добились результата – похвалите. Дети, чувствующие, что их понимают, быстрее справляются с недостатками.

Источник: https://FitoOtvet.com/nervnaya-sistema/giperaktivnost-u-detej.html

Признаки и лечение гиперактивности у детей дошкольного возраста

Гиперактивность у детей дошкольного возраста

Лечение гиперактивности у детей дошкольного возраста начинается прежде всего с определения причин появления.

Причины гиперактивности

Теоретически это явление можно объяснить так: физиологический процесс развития малыша не соответствует возрасту, что проявляется в виде повышенной активности. В данной ситуации умственные возможности дошкольника ни в чем не уступают аналогичному показателю сверстников.

В научных кругах считают, что в мозгу гиперактивного ребенка нет достаточного количества физиологически активных веществ, которые отвечают за передачу сигналов по нервной системе.

Благодаря исследованиям было установлено, что недостаток этих веществ может быть спровоцирован как физическим, так и психическим состоянием будущей матери.

Кроме того, на показатель могут оказывать влияние травмы или осложнения, которые возникают в процессе родов.

Генетикам удалось доказать, что гиперактивность является наследственным фактором. Одной из распространенных причин гиперактивности у детей дошкольного возраста является реакция их организма на вредные химические вещества, например, присутствие в воздухе тяжелых металлов или на пищевые добавки. Генетики утверждают, что главными причинами, ведущими к развитию патологии, являются:

  • угроза прерывания беременности;
  • гипоксия плода;
  • никотиновая зависимость будущей матери;
  • неправильное питание;
  • наличие стрессовых ситуаций.

Во многих случаях существует риск, что будущий ребенок будет гиперактивным, но вероятность минимальна. Другими словами, чтобы это случилось, необходим 1 или совокупность нескольких факторов, которые смогут запустить патологию. Такими факторами являются:

  • недоношенность ребенка;
  • стимуляция родов;
  • стремительные или, наоборот, затяжные роды.

В качестве причин, ведущих к развитию гиперактивности, могут выступать дополнительные факторы:

  1. Присутствие у ребенка неврологических патологий. Примером можно назвать нервно-артритический диатез. Малыши с такой проблемой склонны к ларингоспазмам, что является одним из проявлений гиперактивности.
  2. Наличие постоянных конфликтных ситуаций в семье, которые могут провоцировать стрессовые состояния у ребенка дошкольного возраста. Именно психологический климат в доме играет важную роль, поскольку способен активировать генетический механизм, отвечающий за гиперактивность.
  3. Чрезмерная строгость в отношении малыша — это причина гиперактивности, которой ученые отводят отдельное внимание. Такое отношение на уровне подсознания провоцирует создание постоянной стрессовой ситуации, которую малыш в дошкольном возрасте еще не в состоянии преодолеть.
  4. Очень важно следить за правильным питанием ребенка. В дошкольном периоде происходит активное формирование всех систем организма. Если в этот период не обеспечить полноценное питание, то гиперактивность малышу будет гарантирована.

В случае сочетания сразу нескольких факторов компенсировать их негативное воздействие практически невозможно.

Симптомы и признаки

Первые проявления чрезмерной активности ребенка становятся заметны примерно в 2 года. В такой ситуации родители не спешат обращаться за помощью к специалисту. Гиперактивность малышей на первых стадиях развития может сопровождаться разными расстройствами, которые не вызывают никаких опасений.

Безразличие родителей проходит после достижения определенной критической точки. В большинстве случаев точкой является момент начала обучения ребенка в школе.

Среди главных базовых признаков гиперактивности малышей следует выделить несколько:

  • недостаточное количество активной формы внимания;
  • чрезмерно высокая двигательная расторможенность;
  • импульсивность.

Если у ребенка фиксируется хотя бы 1 из 3 признаков, то это тревожный сигнал, над которым родители должны задуматься:

  1. Нехватка активной формы внимания может заключаться во многих вещах и явлениях. Например, трудности удержания внимания на каком-либо конкретном явлении на протяжении определенного промежутка времени. Чтобы ребенок мог сосредоточиться, необходима четкая мотивация. Сам же механизм мотивации может сформироваться в условиях достаточной личностной зрелости.
  2. Чрезмерно высокая двигательная расторможенность считается следствием утомления. У детей дошкольного возраста утомление, в большинстве случаев, можно сопоставить с перевозбуждением, а также с отсутствием возможности осуществления контроля поведения.
  3. Третий признак гиперактивности заключается в неготовности, а иногда и в невозможности остановить и контролировать желания и побуждения. Дошкольник действует необдуманно под влиянием так называемого сиюминутного фактора, который обуславливает появление конкретного желания. Импульсивные дети не в состоянии подчиняться правилам.

В качестве дополнительного проявления гиперактивности можно считать актуальность неуклюжих движений, обусловленных слабостью моторной координации. У ребенка могут быть прекрасные интеллектуальные способности, развитие которых будет затрудняться благодаря гиперактивности.

В условиях одиночества гиперактивные дети не могут сосредоточиться, в результате чего становятся вялыми, большинство действий принимают монотонный характер. Чтобы избежать монотонности, малышам потребуется внешняя активация. Небольшой коллектив или семья способны благотворно повлиять на поведение.

Диагностика заболевания

Диагностика гиперактивности осуществляется после сбора субъективной информации. В дополнение проводится аппаратное и психологическое обследование.

У специалистов существует ряд стандартных вопросов, дающих возможность определить причины гиперактивности. И только после детального анализа полученных данных врач сможет сделать свое заключение.

Часто для диагностики используют специальные тесты, на определение внимательности дошкольника.

Аппаратное обследование ребенка включает в себя процедуру электроэнцефалограммы. Благодаря комплексной картине результатов тестирования специалист получает возможность определить индивидуальные методы лечения.

Лечение и методы коррекции

Работа с гиперактивными детьми включает в себя:

  • психотерапевтические методики;
  • психолого-педагогические корректировки;
  • медикаментозную терапию;
  • немедикаментозные методики.

Среди рекомендаций родителям гиперактивного дошкольника можно выделить:

  • правильное обучение;
  • здоровый сон;
  • обеспечение полноценного питания;
  • умеренная физическая активность;
  • прогулки на свежем воздухе.

Практически во всех случаях гиперактивность у детей дошкольного возраста лечится посредством не медикаментозной методики. Влияние лечения направлено на уменьшение показателей тревожности и повышение коммуникабельности. Но если такой подход не смог оправдать себя, приходится применять специальные препараты.

Игры для гиперактивных детей

Очень полезны различные двигательные игры для гиперактивных детей. При выборе игр не рекомендуется останавливать свой выбор на тех, где присутствуют соревновательные элементы.

Кроме того, игры для гиперактивных детей дошкольного возраста не подразумевают статические нагрузки или показательные выступления перед большим скоплением зрителей.

Огромную пользу приносят плавание, гимнастические упражнения, катание на велосипеде.

Опытный психолог даст верные рекомендации родителям гиперактивных детей относительно того, как снизить агрессивность малыша. При помощи моделирования разных ситуаций он в состоянии подобрать подходящую сферу деятельности, где ребенок будет чувствовать себя уверенно. Также под присмотром психолога осуществляются аутогенные тренинги, семейная, и индивидуальная психотерапия.

В коррекционной работе участвует всё окружение ребенка: родители, воспитатели, детские методисты. Упражнения на развитие памяти, внимания и речи, разрабатываются с применением индивидуального подхода. Если в ходе лечения гиперактивности требуется еще исправлять дефекты речи, то придется привлекать и логопеда.

Медикаментозная терапия используется в качестве вспомогательной методики. Для эффективности лечения ребенку назначается стимулятор. Более сильные препараты назначаются только при тяжелых формах патологии. Благодаря медикаментам ребенок способен научится игнорировать отвлекающие факторы и значительно улучшить способность концентрировать свое внимание.

Родители должны быть готовыми к тому, что процесс лечения гиперактивности будет длительным, при этом необходимо соблюдать рекомендации:

  • малыша следует поощрять даже за незначительные достижения;
  • даже в дошкольном возрасте должны быть обязанности, которые ни в коем случае нельзя выполнять за него;
  • нельзя занижать или завышать требования к ребенку;
  • следует установить четкие ограничения: что позволено делать, а чего делать нельзя;
  • не нужно создавать для малыша тепличные условия.

Дети должны постоянно чувствовать поддержку взрослых. Вовремя замеченные родителями и воспитателями симптомы, правильно определенные причины гиперактивности у детей дошкольного возраста — залог успешного избавления от патологии еще на начальных стадиях.

Источник: https://doshkolnik.net/stati/priznaki-i-lechenie-giperaktivnosti-u-doshkolnikov.html

Детская гиперактивность — лечение, прогноз, симптомы

Гиперактивность у детей дошкольного возраста

Гиперактивность — синдром, характеризующийся преобладанием у ребенка процессов возбуждения над процессами торможения. Раньше имел место термин «гипердинамичность», который буквально означает «слишком много движений». Однако, проблема заключается не только в этом.

Быстрота и острота психических реакций, бурное выражение эмоций (зачастую негативных), сверхповышенная активность с последующим упадком сил — вот что такое детская гиперактивность.

Лечение такой проблемы лучше начинать с самого раннего возраста, дабы она не принесла негативных последствий во взрослую жизнь.

Сдвг — понятие и определение

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это состояние, для которого характерны чрезмерная возбудимость и неумение сохранять сосредоточенность. Развитие внимания тесно взаимосвязано с развитием воли и произвольности поведения, способностью управлять своим поведением.

СДВГ — это последствие плохого воспитания и стресса или болезнь? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Скорее всего, имеет место комбинация факторов — внешних и внутренних.

3 формы СДВГ:

  1. Синдром дефицита внимания без проявлений гиперактивности. Наиболее характерна такая патология для девочек. Они будто сами по себе, в своих фантазиях и мечтах, «витают в облаках».
  2. Синдром гиперактивности без явлений дефицита внимания.

    Редкая форма. Часто является симптомом органического поражения ЦНС.

  3. Самая частая форма — гиперактивность с дефицитом внимания у детей.

    Лечение такой патологии проводится комплексно минимум тремя специалистами: психотерапевтом, детским психологом и неврологом.

Признаки гиперактивности

Гиперактивность у детей дошкольного возраста лечится не так сложно, как в более старшем возрасте. Многие родители и педиатры ошибочно считают, что пока ребенок маленький, СДВГ — это не патология: вот пойдет в школу — станет спокойным. Но увы, в школе проявления гиперактивности не прекращаются, а только усугубляются.

Дошкольники

Особенности гиперактивности у детей до 7 лет:

  • Излишняя возбудимость. Ребенок «заводится» с пол-оборота, его очень сложно успокоить.
  • Очень сильная и бурная реакция на различные манипуляции. Малыш не любит одеваться, упорно не хочет куда-либо идти и так далее.
  • Чрезмерная эмоциональная лабильность. При любом, даже самом безобидном, замечании сразу начинается плач.
  • Острая реакция на внешние раздражители (свет, звук) — крик, визг, нарушение сна. Такие дети очень плохо засыпают и тяжело просыпаются.
  • Дефекты развития речи. Говорит много и быстро, но получаются бессвязные, плохо различимые звуки — детский лепет с дефектами дикции.

Конечно, причин для капризов в глубоком детстве может быть масса: от прорезывания зубов до неусвоения компонентов пищи из-за врожденной ферментативной недостаточности. Следует исключить подобные патологии.

Школьники

Гиперактивность у детей школьного возраста протекает тяжелее, чем у дошколят. В этот период наступает социализация, а гиперактивность мешает ей.

Следовательно, могут возникнуть проблемы с успеваемостью, нелады во взаимоотношениях со сверстниками. Учителя жалуются на таких детей: они считают, что родители разбаловали ребенка.

А те, в свою очередь, уверены, что педагог не умеет «управлять» детьми.

Характерные симптомы гиперактивности у школьника:

  • Неусидчивость. Среднестатистический ученик может продуктивно заниматься 20—25 минут, гиперактивный — не более 10 минут. Далее, он начинает хулиганить, отвлекая одноклассников различными способами (дерганье за косички, бросание бумажек).
  • Капризность.
  • Невнимательность. Можно 10 раз сказать одно и то же, но понимания не добиться;
  • Непослушание. Кажется, что ребенок запрограммирован на плохое поведение.
  • Вспыльчивость. На любую реплику ребенок может нагрубить.
  • Заниженная самооценка, переходящая в депрессию. Из-за особенностей поведения ребенка окружающие начинают плохо его воспринимать. Он чувствует себя изгоем, а затем вымещает свои комплексы на окружающих, доказывая, что он хорош и крут.

К поведенческим проявлениям гиперактивности зачастую присоединяются психоневрологические симптомы: депрессии, головная боль и головокружение, нервные тики (на фоне стресса начинает «дергаться» глаз или дрожать руки), фобии (внезапные и необоснованные страхи), энурез.

Гиперактивность у детей школьного возраста без лечения может привести к плачевным последствиям.

Проявления физической агрессии при подростковой гиперактивности:

  • драки;
  • издевательства над животными и сверстниками (даже зверства);
  • суицидальные наклонности.

Дифференциальная диагностика

Прежде чем определиться, чем и как лечить гиперактивность, врачу следует дифференцировать данное состояние от других серьезных соматических заболеваний:

  • гипертиреоз;
  • хорея;
  • эпилепсия;
  • нарушение зрения/слуха;
  • вегетососудистая дистония по гипертоническому типу;
  • начальные стадии аутизма.

При диагнозе «гиперактивность ребенка» лечению должен предшествовать сбор анамнеза: беседы, интервьюирование, наблюдение за поведением, опрос родителей.

Лечение гиперактивности

Лечение гиперактивного ребенка проводится в двух направлениях: медикаментозная и немедикаментозная терапия.

Коррекция поведения и образа жизни

Неспецифическая (немедикаментозная) терапия включает целый комплекс мер

  • обучение по специальному плану (сокращенные уроки, малое количество человек в классе, соответствующий профиль педагогов);
  • полноценный сон;
  • соблюдение режима;
  • длительные прогулки;
  • физическая активность (гиперактивные дети с удовольствием посещают бассейн, тренажерный зал; можно заниматься бегом, катанием на велосипеде или роликовых коньках).

Как лечить ребенка с такими психическими особенностями? Сами взрослые являются примером для ребенка.

Они должны быть сдержаны, лишний раз не повышать голос на ребенка и иметь эмоциональный контакт с ним.

Когда ребенок почувствует, что его понимают и поддерживают, он перестает драться, огрызаться и обижать своих сверстников. Драчливость детей говорит о том, что в семье что-то не так.

Гиперактивный ребенок требует к себе повышенного внимания. Его надо уметь увлечь, вовремя дать деликатную оценку результатов его действий, сменять виды деятельности. Спокойные занятия следует комбинировать с динамическими — например, рисование и танцы. Все это следует проводить в игровой форме.

Нужно уметь стимулировать ребенка к деятельности. Поощрение и похвала не возбраняется, а наоборот, приветствуется — таким детям она необходима, как воздух.

Важен также физический труд. Очень хорошо влияют прогулки с чередованием спокойных видов деятельности (наблюдение за природой) и подвижных игр (мячик, скакалка, роликовые коньки, соревнования по бегу).

В общественных местах часто можно наблюдать, как мамы повышают голос на детей, дергают за руку, даже дают подзатыльник. Кажется, что родители стыдятся их. На таких матерей все глядят с сочувствием. С гиперактивным ребенком обязательно проводится «инструктаж» о том, как вести себя в магазине, в кино, бассейне, на детской площадке.

Нужно практиковать обоснованные запреты: нельзя говорить ребенку «нет», ничего не объяснив. Следует терпеливо озвучить причину того или иного табу, предлагая альтернативный вариант. Если чаду удалось вести себя хорошо, то вечером его должна ждать «награда» — совместная игра в его любимые игрушки, просмотр фильма, лакомство.

Самое лучшее для гиперактивных детей — лечение на ранних стадиях, когда можно обойтись без лекарств.

Специфическое лечение

В подростковом периоде гиперактивный ребенок без лечения становится очень агрессивным и даже опасным. Тут не обойтись без медикаментов.

  1. Аутогенные тренировки, психотерапия (индивидуальная или групповая).
  2. Лекарственные средства:
  • Ноотропные препараты для улучшения кровоснабжения головного мозга — Пирацетам, Фенибут, Энцефабол, Кортексин (в таблетках и уколах).
  • Антидепрессанты. В детской практике лучше использовать ингибиторы захвата серотонина (Мапротилин, Флуоксетин, Паксил, Деприм), которые способствуют повышению настроения, уменьшению частоты суицидальных мыслей, а также борьбе с хронической усталостью.
  • Глицин — аминокислота, «тормозной» медиатор в головном мозге.

Народные методы

Лечение гиперактивности у детей народными средствами заключается в использовании лекарственных трав по отдельности (мелисса, ромашка) или успокаивающих травяных сборов.

Средства на основе трав:

  • Экстракт левзеи — тонизирующее, улучшающее настроение, повышающее работоспособность средство.
  • Настойка лимонника — общеукрепляющее, антидепрессивное действие.
  • Настойка женьшеня — снижение утомляемости и повышение способности концентрироваться.
  • Персен — применяется при плохом засыпании и повышенной нервной возбудимости.

Важно вовремя поставить точный диагноз и правильно подобрать терапевтические методы. Без лечения СДВГ в детстве никуда не исчезает по мере взросления. Такие люди даже в зрелом возрасте не могут сосредоточиться и сконцентрировать внимание на чем-то важном, ничего не успевают. У них случаются неприятности на работе, что приводит к депрессиям и неврозам.

Источник: http://FitoInfo.com/lechenie-travami/nervnaya-sistema/giperaktivnost-u-detej.html

Патологический синдром гиперактивности у детей дошкольного возраста: лечение проблемы и практические советы родителям

Гиперактивность у детей дошкольного возраста

Гиперактивность детей дошкольного возраста – одна из проблем современной семьи. За штампом кроются судьбы многих деток, которым сложно найти место в жизни. Патологическая активность мешает развиваться, ухудшаются отношения с родителями и сверстниками.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – серьёзная психологическая проблема, для решения которой нужен комплексный подход. С помощью психолога, невролога, других специалистов родители поймут, как обращаться с ребёнком. Для вас – информация о гиперактивности у дошкольников, методах коррекции поведения.

статьи:

Факторы, провоцирующие негативный синдром, проявляются при беременности, родах, по причине нервных заболеваний или сложной обстановки в семье. Чем больше отрицательных факторов наслаивается друг на друга, тем выше риск патологических изменений.

Основные причины:

  • тяжёлая беременность;
  • кислородное голодание плода;
  • частые стрессы у будущей мамы, курение;
  • плохое питание при беременности;
  • стимуляция родовой деятельности;
  • стремительные или затяжные роды;
  • рождение малыша до 38 недели;
  • неврологические патологии;
  • издержки воспитания: частые окрики, излишняя строгость, тотальный контроль над ребёнком;
  • неблагоприятная психологическая обстановка в семье;
  • скудный рацион с нехваткой витаминов, минералов для нормальной мозговой деятельности;
  • токсическое отравление в раннем возрасте.

Почему ребенок ходит на носочках и как с этим бороться? У нас есть ответ!

Навыки и развитие ребенка в 1 месяц жизни описаны по этому адресу.

Особенности кризиса у дошкольников

Проблема часто возникает по достижении трёхлетнего возраста. Упрямство, капризы – характерная черта деток в этот период. У малышей, страдающих от СДВГ, негативная симптоматика проявляется сильнее, заметно ухудшается поведение. Многие детки становятся настолько неуправляемыми, что доводят до «белого каления» не только родителей, но и воспитателей.

Заболевание проявляется следующим образом:

  • частые капризы;
  • отказ ложиться спать;
  • неусидчивость;
  • замедленное развитие памяти, низкая концентрация внимания;
  • непослушание.

Типы заболевания

Классификация:

  • дефицит внимания, гиперактивность отсутствует. Чаще страдают девочки. Малышка увлечённо фантазирует, живёт в придуманном мире;
  • дефицит внимания + синдром гиперактивности. Этот тип патологии встречается чаще всего;
  • гиперактивность без дефицита внимания. Редкая патология возникает при нарушении деятельности центральной нервной системы либо из-за индивидуальных особенностей малыша.

Диагностика

У большинства гиперактивных деток наблюдается не один, а несколько признаков. Родителям не стоит спешить с выводами, паниковать, приписывать сыну или дочери несуществующие болезни.

Если характерная симптоматика проявляется несколько месяцев подряд, обязательно запишитесь на приём к врачу. Проблематикой занимаются следующие специалисты:

  • психолог;
  • психиатр;
  • детский невролог.

Обратите внимание! При первом знакомстве с юным пациентом доктор никогда не ставит диагноз. Проводятся специальные тесты, беседы с малышом, родителями, анализируются симптомы. Врач наблюдет за дошкольником, при подозрении на неврологические заболевания проводятся дополнительные исследования. Нередко диагноз ставит консилиум специалистов.

Методы комплексного лечения

Важен комплексный подход: требуется участие родителей и воспитателей детского сада.

Терапевтическое лечение:

  • назначение седативных препаратов, снижающих возбудимость, устраняющих чувство тревожности. Лекарства подбирает врач в индивидуальном порядке;
  • не увлекайтесь успокаивающими средствами. Чередуйте синтетические препараты и травяные чаи. Подходят мята, мелисса, чабрец, пустырник, валериана;
  • витаминотерапия, пищевые добавки, подходящие по возрасту;
  • обеспечение полноценного питания для насыщения организма микроэлементами, витаминами.

Не менее важна психологическая составляющая:

  • минимизируйте эмоциональные потрясения;
  • предлагайте к просмотру спокойные передачи, мультфильмы без агрессии, ярких вспышек, страшных персонажей;
  • откорректируйте режим дня;
  • важна доброжелательная обстановка, понимание членов семьи;
  • дозируйте интеллектуальные нагрузки, давайте посильные задания;
  • обеспечьте достаточную продолжительность сна;
  • на занятиях периодически устраивайте перерыв, дайте возможность побегать, размяться, сделать зарядку;
  • разучите с психологом специальные игры для коррекции синдрома гипервозбудимости;
  • посвящайте деток в жизнь семьи, учитывайте их мнение при планировании некоторых дел;
  • искренне интересуйтесь жизнью дошкольника, делайте упор на хорошие качества, которые есть у всех деток;
  • подберите увлечение, чтобы дошкольник мог проявить активность, израсходовать «неиссякаемую» энергию.

Совет! Найдите хороших специалистов, регулярно посещайте занятия, выполняйте рекомендации врачей. Читайте литературу по проблемам гипервозбудимости, анализируйте поведение дошкольника. Психологу проще общаться с родителями, имеющими хотя бы минимальное представление о заболевании. При понимании проблемы дома проще выполнять упражнения, предложенные врачом.

Отношения в семье

Советы родителям:

  • не ссорьтесь в присутствии деток, создайте комфортную обстановку, Старайтесь выработать единый взгляд на воспитание ребёнка;
  • уделяйте внимание дошкольнику, другим членам семьи. Не показывайте, что малыш главный, делами подчёркивайте, что все равны (угощение поделите на всех, подарки – маленькие, но всем, а не одному капризуле);
  • продумайте совместный досуг. По возможности проводите время на природе, в местах, где можно проявить доброту, испытать положительные эмоции (цирк, зоопарк, выставка экзотических животных, дельфинарий).

Как выглядит потница у детей и как отличить её от аллергии? У нас есть ответ!

Эффективные методы лечения желтухи у новорожденных описаны на этой странице.

Перейдите по адресу http://razvitie-malysha.com/zdorovie/bolezni/lor/angina-bez-temperatury.html и узнайте способы лечения катаральной ангины без температуры.

Правильный режим дня

Рекомендации:

  • обязательный распорядок для всех членов семьи. По возможности соблюдайте его, чтобы непоседливый, необязательный ребёнок понял, что такое семейный ужин в 19.00 или обязательная уборка комнаты каждый четверг;
  • не приглашайте часто к себе сразу нескольких родственников: нежелательно, чтобы собралась шумная компания. Ребёнку необходима спокойная обстановка. Повышенное внимание к малышу, которое непременно проявляют бабушки, дедушки, дяди и тёти, заставляет ребёнка больше «работать на публику»;
  • ограничьте время, отведённое играм за компьютером. Для легковозбудимых, агрессивных дошкольников достаточно 15 минут за день. Найдите другое интересное занятие, переключите внимание. Ещё лучше: не приучайте гиперактивного малыша к компьютеру с раннего возраста;
  • перед сном обязательно гуляйте, проводите спокойные игры. Ванная с чередой, ромашкой или мелиссой поможет успокоиться, обеспечит здоровый сон. На ночь почитайте книжку, расскажите интересную историю спокойной тематики. Придумайте ритуал отхода ко сну. Укладывайте слишком активного дошкольника спать в одно время.

Коррекция поведения: советы психолога

Нельзя:

  • физически наказывать, кричать, дергать;
  • долго убеждать, нудно объяснять причину наказания;
  • давать гиперактивным деткам несколько поручений сразу;
  • выполнять абсурдные просьбы, идти на поводу, лишь бы маленький человечек прекратил капризничать;
  • сразу же бросаться с предложением помощи, если малыш положил вещь не на место и отказывается её искать;
  • разрешать выполнять поручение позже, чем было оговорено ранее;
  • позволять капризуле обижать членов семьи, независимо от их возраста;
  • показывать, что всё подчинено прихотям гиперактивного ребёнка.

Ни в коем случае не запирайте деток в кладовке, тёмной комнате, не ставьте в угол: вы ещё больше усилите агрессивность, вызовете противодействие. Замкнутое пространство провоцирует нервные потрясения, рождает страх, ещё больше усугубляет ситуацию.

Можно и нужно:

  • хвалить даже за незначительные достижения (в меру, конечно);
  • придумать вознаграждение за хорошее, спокойное поведение (звёздочки, медальки, жетоны);
  • учить отвечать за поступки, показав на конкретном примере, чем обернулся его каприз (сломанная игрушка, расстроенная сестричка и так далее). Важен факт последствий, а не долгие поучения, взывание к совести;
  • наказание должно быть понятным: не сделал – не смотришь телевизор, баловался в магазине – сегодня конфет к чаю нет и так далее);
  • перед раздачей поручений учитывать возраст, уровень развития, способности, чтобы вы знали: задание выполнимое;
  • коротко объяснить, за что наказан на этот раз, отвести в специально отведённое место: пусть посидит в кресле, на скамеечке. Не ставьте ребёнка в угол: вы ещё больше обозлите малыша, который чувствует себя униженным;
  • приучать к аккуратности. Помогайте наводить порядок, но не делайте за шестилетнего ребёнка всю работу: пусть сам поставит машинки в «гараж» или рассадит кукол на полочке.

Если сыну или дочери поставили диагноз «гиперактивность», подумайте, как перестроить режим дня, что сделать для создания приятного микроклимата в семье. Запаситесь терпением, купите необходимые препараты, изучите специальные приёмы для общения с легко возбудимым ребёнком.

Не надейтесь, что малыш «перерастёт», и проблема гиперактивности исчезнет. При отсутствии лечения негативные проявления усиливаются, с подростком будет ещё сложнее, чем с дошкольником.

Далее видео. Детский доктор о гиперактивности:

Источник: http://razvitie-malysha.com/zdorovie/fizicheskoe/giperaktivnost-doshkolnikov.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.