Что делать, если вашего ребенка ругает посторонний взрослый

Оскорбление несовершеннолетнего ребенка родителями, учителем, взрослым: статья, ответственность

Что делать, если вашего ребенка ругает посторонний взрослый

В России многие дети до сих пор беззащитны, когда речь идёт об оскорблениях. Что по этому вопросу говорят законы?

Давайте узнаем об этом, а также о том, как реагировать на оскорбления несовершеннолетнего ребенка в школе, дома в социуме, и что делать в таком случае.

Особенности

Часто можно услышать, что современных детей обидеть невозможно – сами обидят кого угодно. Безусловно, такие ситуации нередки, и речь о них ещё пойдёт.

И всё же дети, особенно малолетние, то и дело подвергаются оскорблениям. Часто ребёнок не в состоянии дать отпор, это обусловлено его умственной незрелостью в сравнении с взрослым.

Понятие и правовая характеристика

В УК России некоторые действия в отношении несовершеннолетних – квалификационный признак. Однако специальной статьи именно по нанесению оскорблений нет в принципе.

Более того, даже имевшая ранее общая для всех 130-я статья УК, посвящённая оскорблениям, уже утратила силу. Поэтому придётся руководствоваться КоАПом, статьёй 5.61.

В соответствии с этой статьёй суть оскорбления – в унижении достоинства, чести пострадавшего ребёнка или подростка. При этом действия оскорбителя должны выражаться в неприличной форме, то есть не соответствовать принятым в обществе нормам, этикету.

  • Социологи считают, что оскорбительными в общепринятом смысле можно назвать сравнение человека с животным или предметом.
  • Также это могут быть неприятные, оскорбительные прикосновения к телу или одежде, особенно если в последнем случае тело обнажается.
  • Сюда же следует отнести грубость, брань, нецензурные выражения.

Состав преступления и квалифицирующие признаки

Учитывая, что наказание за оскорбление предусматривается КоАПом, речь пойдёт о составе правонарушения. Рассмотрим основные моменты:

  • объект правонарушения в нашем случае (более узком, чем это предусмотрено статьёй 5.61) – это честь и достоинство, душевное спокойствие и равновесие ребёнка либо подростка;
  • субъектом может быть признан человек вменяемый и старше шестнадцати лет (если виновник младше, за него отвечают родители);
  • объективная сторона заключается в унижающих действиях (словах, жестах);
  • прямой умысел, то есть осознание своих действий и стремление к ним – в этом субъективная сторона.

В статье 5.61 три части.

  • Первая посвящена оскорблению без каких-либо квалифицирующих особенностей.
  • Во второй речь идёт о публичном правонарушении. Если говорить об оскорблении несовершеннолетних, то первыми в качестве примера на ум приходят действия педагога в классе.
  • Третья часть статьи призвана карать за допущение оскорбления в некоем произведении, которое демонстрируется публично, либо в СМИ. В этом случае можно говорить о специальном субъекте правонарушения, так как деятельность тех же печатных изданий контролируется довольно небольшим кругом людей.

Нормы статей за оскорбление несовершеннолетнего ребенка

Кроме статьи 5.61 КоАПа, нелишне помнить о Конституции нашей страны (21-я статья). Россией ратифицирована международная Конвенция по правам ребёнка. Однако эти документы содержат лишь требования, гарантии, а не потенциальные наказания за нарушение.

О том, какие виды оскорбление несовершеннолетних личностей существуют, расскажем далее.

Виды оскорбления

Теперь рассмотрим несколько общих практических ситуаций. Когда и как может быть оскорблён ребёнок или подросток?

Другим ребёнком

Эта ситуация многим представляется пустяковой: ну, ругаются дети, потом помирятся. Однако именно из якобы невинных дразнилок вырастают порой дела о травле детей и подростков в детских коллективах. И последствиями могут быть не только психологические травмы, но и физические увечья, и даже детский/подростковый суицид.

Если оскорбитель – именно ребёнок или подросток, которому нет шестнадцати, то отвечать за него обязаны взрослые – родители, опекуны, другие законные представители. Наказание самого ребёнка (имеет в виду официальное, предусмотренное законом) не допускается.

Следующее видео расскажет о том, как судят подростков за оскорбление в других странах мира:

Работником школы

А можно ли и как наказать учителя за оскорбление ребенка? Такой вид оскорбления можно назвать современной бедой России. В этом отношении обстановка в некоторых школах, а также детских садах, недалеко ушла от недобрых традиций времён СССР.

Если оскорбитель – педагог, защитить своего ребёнка можно несколькими способами. В этом плане важны личное спокойствие, отсутствие агрессии и последовательность. Необходимо:

  1. Поговорить с самим оскорбителем. Не исключается, что активная и чёткая позиция родителей сразу отобьёт пристрастие к антипедагогическим методам.
  2. Устно или письменно пожаловаться руководителю учебного учреждения.
  3. Следующий шаг – звонок или визит в местное отделение Департамента образования.
  4. Наконец, можно обратиться в полицию, прокуратуру или суд.

В любом случае нельзя быть голословным. Одним из способов доказывания может стать заключение психолога о том, что ребёнок подвергается нежелательным воздействиям со стороны педагога. Подобные факты современные специалисты способны «выудить» даже из маленьких детей.

Более подробно о способах воздействия на недобросовестных взрослых расскажет раздел о наказании.

Взрослым

Оскорбления такого вида случаются постоянно и повсеместно. Здесь можно выделить две категории.

  • Дети, которые где-то появляются без старших, могут стать жертвами грубости посторонних. В общественном транспорте, в магазинах, в школьных холлах, просто на улице то и дело происходит нечто подобное.
  • Кроме того, огромное число детей страдает от оскорблений из уст собственных родителей и других родственников. Многие люди либо имеют весьма скудный педагогический опыт, либо руководствуются сомнительными представлениями или непроверенными рекомендациями. В итоге детское непослушание, ошибки и просто дурное настроение взрослых часто оборачиваются для несовершеннолетних оскорблениями.

Судят ли за оскорбление несовершеннолетнего? Давайте узнаем!

Что делать?

Учитывая, что есть статья 5.61, можно дать ожидаемый ответ: необходимо требовать привлечения оскорбителя к административной ответственности. Однако практика показывает, что в случае с несовершеннолетними в этом вопросе есть масса тонкостей.

Даже взрослому человеку, чтобы доказать правонарушение, нужны свидетели или аудиозапись. А что делать ребёнку, у которого редко бывает диктофон с качественной функцией записи? Или совсем малышу, который только и может сказать, что воспитатель обидела?

Защищать своих детей должны родители. Оскорбление – это глубокая психоэмоциональная травма с определёнными последствиями. Внимательные близкие непременно должны обращать внимание на перемены в поведение и уметь разобраться в причинах.

  • Особенно опасны систематические оскорбления в «исполнении» педагогов. Регулярные издевательства – причины различных комплексов, развитие хронических заболеваний, множество проблем даже после взросления.
  • Ещё страшнее оскорбления, которые исходят от родных. Обычно они начинаются в раннем возрасте и продолжаются в течение многих лет.

Вот почему первое, что необходимо, – воспитывать своих детей с полным осознанием собственной ответственности. Это позволяет решить сразу три задачи:

  • обеспечить ребёнку полноценное развитие;
  • своевременно выявлять внешние проблемы, в том числе оскорбления педагогами, сверстниками и тому подобные явления;
  • позаботиться о будущем, в котором из ребёнка вырастет ответственный человек, не позволяющий себе оскорблять других.

Также важно предупредить ребёнка о возможных встречах с невоспитанными людьми – в транспорте или просто на улицах. Здесь необходимо рассказать о недопустимости конфликтов, научить не реагировать на нападки посторонних, а если возникает опасность – принимать соответствующие меры.

Ребёнок/подросток и сам может пожаловаться на оскорбление. Обычно подобные обращения принимают телефоны доверия или психологической помощи.

Про ответственность за оскорбление несовершеннолетних расскажем далее.

Наказание и ответственность

Современные законы расценивают оскорбление как правонарушение. Поэтому ответственность будет административной.

Во всех случаях наказанием становится штраф, его размеры – от одной тысячи до пятисот тысяч рублей. Всё зависит от того, кто именно оскорбил ребёнка/подростка – гражданин, должностное или юридическое лицо. Как именно будет наказан конкретный оскорбитель, определяет только суд.

Защита детских прав в России – явление развивающееся. Огромному количеству людей в нашей стране ещё предстоит предпринимать в этой области множество различных действий.

Источник: http://ugolovka.com/prestupleniya/protiv-voli-i-chesti/oskorblenie/nesovershennoletnego-rebyonka.html

«Мой ребёнок матерится как сапожник»

Что делать, если вашего ребенка ругает посторонний взрослый

«Как он разговаривает со своими друзьями — это же ужас! Мат через слово». Впервые услышать от своего ребёнка ругательство — настоящий шок для родителей. Почему подростки ругаются матом при друзьях, в школе и даже дома и можно ли что-то с этим сделать — рассказывает психолог Яна Филимонова.

Всё про ЕГЭ. Рассылка

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Выразить невыразимое

Прежде чем задаваться вопросом, почему подростки ругаются матом, нелишне будет задуматься: а для чего нам самим нужен мат? Сама природа запретных слов парадоксальна. Только представители homo sapiens догадались придумать определенные сочетания звуков, чтобы потом наложить на некоторые из них табу.

Зачем придумывать запрет, который непременно будет нарушен? Ругательства ведь никуда не исчезают из языка, и знание о них передается из поколения в поколение. Можно сделать логичный вывод, что «сильные» слова используются для выражения столь же сильных эмоций.

Чаще всего это чувства отрицательные: злость на грани с яростью, отчаяние, крайняя форма неодобрения, но иногда и позитивные — восхищение, поощрение, удивление.

Во многих подростковых компаниях существует негласный запрет на прямое проявление чувств. Подростки резковаты, они подсмеиваются, а иногда и откровенно насмехаются над нежностью, привязанностью, грустью.

Они пока еще не умеют обращаться с кипящими в них чувствами — как своими, так и чужими.

Использование обсценной лексики помогает немного снизить напряжение и, пусть в такой грубой и примитивной форме, эти чувства выразить, не показавшись при этом слишком уязвимым.

Что делать.

Задумайтесь вот о чем: говорят ли о чувствах в вашей семье? Каким образом вы выражаете любовь друг к другу, радость, грусть, какими словами описываете, что рассержены или устали? Нередко взрослые тоже не умеют напрямую говорить о том, что переживают, и выражают чувства скорее через поведение. К примеру, злость выражается повышением голоса, подзатыльниками или теми же ругательствами, пусть и в смягченной, социально приемлемой форме. В таком случае неудивительно, что подросток использует тот же способ, ругаясь матом.

Чтобы уметь описывать свои переживания словами, ваш сын или дочь должны иметь перед глазами модель такого поведения

Возможно, вам придется учиться этому вместе с ребенком, но, поверьте, это сослужит хорошую службу и вам, и ему.

Говорите о том, как вы рады или устали, потому что на работе был тяжелый день, вы рассержены на хамское поведение водителей на дорогах или грустите о том, что весна никак не наступит. Особенно сложно бывает выражать свои чувства напрямую другому человеку.

Простой способ — использовать так называемые «Я-сообщения», то есть говорить от первого лица и о себе: «Мне нравится, как ты…», «Я не люблю, когда».

«Мы — подростки, и мы другие. Мы уже не дети — детям так говорить не позволено. Но мы и не взрослые с их лицемерной вежливостью, иерархией, необходимостью подчиняться правилам».

Действительно, тинейджеры оказываются в некоторой степени маргиналами: они точно уже не дети, но еще и не взрослые, еще не сформировали устойчивую систему представлений о себе и мире, но уже имеют на все собственное мнение, еще не научились зарабатывать, но уже нуждаются в личных деньгах.

Матерная ругань становится способом отделить себя от остального мира, чем-то вроде запретного языка подростковых компаний.

Что делать.

Подростковый негативизм — в целом нормальное явление. Если вы случайно услышали разговор ребенка с другом или подругой, в котором проскакивали крепкие выражения, возможно, не стоит делать из этого трагедию. Не нужно устраивать подробное расследование: «Твои друзья ругаются матом? А ты? И что, вот так у вас в компании принято выражаться?».

Стоит в спокойном тоне поговорить с подростком о том, что ругательства засоряют речь и очень быстро входят в привычку

Вместо того, чтобы подбирать нужное выражение, так легко заменить его крепким словцом! Но случайно вылетевшее бранное слово может сослужить подростку плохую службу в школе, при поступлении в институт, при знакомстве с парнем или девушкой. Мат расценивается людьми как грубость и словесная агрессия — это нужно учесть, когда употребляешь подобные слова.

Большинство тинейджеров используют табуированную лексику в разговорах со сверстниками — кто-то чаще, кто-то реже. Демонстративно ругаться при взрослых — это уже агрессивный протест, вызов. У родителя, который впервые услышал брошенное в лицо матерное слово, случается шок: «Да как он посмел?».

Прежде чем принимать какие-то меры, следует разобраться, против чего протестует подросток.

Понятно, что в такой ситуации велико искушение сразу перейти к санкциям: он нарушил правила, возможно, оскорбил кого-то из родителей или педагогов.

Но подобный поступок — симптом неблагополучия, и лучше разобраться с его причинами сейчас, чем усугублять ситуацию и иметь дело с более серьезными последствиями.

Три совета родителям:

1. Скажите о своих чувствах. Именно скажите, а не накричите и не обвиняйте. Важно, чтобы вы говорили о себе: «Мне не нравится», «Я совершенно шокирован», а не о своем ребенке: «Ты не смеешь», «Как ты могла» и т. п.

К примеру: «Я в шоке от того, что сейчас слышу. Ты знаешь, что у нас дома такие слова не употребляются (что в школе ругаться матом неприемлемо), и все-таки произнес их».

«Я никогда раньше не слышала от тебя таких грубых слов и просто не могу прийти в себя».

2. Спросите о причинах его/ее поведения. «Я хочу понять, почему ты так поступил». Важно, несмотря на все обуревающие родителя чувства, все-таки выбирать нейтральные глаголы — «сделал», «поступил», а не «что ты устроила» или «как ты мог».

3. Выслушайте то, что вам скажут, и постарайтесь найти в этом рациональное зерно: почему сын или дочь могли повести себя подобным образом?

Привлечь внимание к проблеме

Несмотря на внешнюю грубость, тинейджеры очень уязвимы. Но рассказать о своих проблемах родителям им сложно — трудно найти подходящие слова, стыдно жаловаться, «наматывать сопли на кулак».

Часто девиантное поведение, в том числе использование крепких выражений — крик о помощи. Несчастная любовь, ссора с друзьями или переживания по поводу своей внешности — повод прийти в отчаяние, когда тебе 12 или 16 лет. Но проблемы могут быть и куда более серьезными.

Попал в драку, задолжал денег, друзья впервые предложили попробовать алкоголь или наркотики…

Что делать.

Вам не нужно додумывать, а лишь спокойно слушать, стараясь не давать оценок происходящему, пока не доберетесь до сути. Если вы будете реагировать сочувственно и внимательно, задавать уточняющие вопросы, ребенок в конце концов поделится тем, что его волнует. Несмотря на видимое протестное поведение, родители для тинейджера остаются очень важными людьми.

При словах «ругается матом в школе» мы скорее представим отпетого хулигана, двоечника и прогульщика с сигаретой. Но протестное поведение не всегда связано с отношением ребенка именно к учебе.

Троечник может совершенно спокойно доучиться на положенные ему тройки до выпускного, а отличник — вдруг взбунтоваться, поняв, что физик, кроме своих любимчиков, никого не замечает, как ни старайся, а учительница географии поддерживает травлю самой тихой девочки в классе, потому что сама ее невзлюбила.

Подростковый возраст — время, когда юный человек открывает для себя взрослый мир, и открытия эти часто совсем не приятные.

Что делать.

Поговорить с сыном или дочерью о том, что чувствует человек, столкнувшийся с очевидной несправедливостью, и что он может сделать. С одной стороны, фаворитизм в классе — это действительно обидно. Учитель может поощрять своих любимых учеников и не замечать других талантливых ребят. И закрывать глаза на травлю нельзя ни в коем случае.

Но поможет ли матерное слово, брошенное в лицо педагогу, исправить оценки по физике или улучшить положение одноклассницы?

Умение решать сложные проблемы, в том числе иметь дело с несправедливостью — признак успешного взрослого человека. Будет хорошо, если вы поделитесь с подростком тем, как сами разрешали подобные ситуации.

Возможно, это было не в школе, а уже в институте или на работе. Не стесняйтесь рассказать о своих сомнениях: «Я подумал, если я сейчас отвечу начальнику вот так — будут такие-то последствия.

Но тогда… И я решил…».

И обязательно обсудите ту ситуацию, которая волнует вашего ребенка. Вы можете просто задавать ему наводящие вопросы: «Как ты думаешь, а что можно было бы сделать? Какие есть варианты? Чем я могу тебе помочь?»

Матерная ругань дома, в лицо родителям — очевидное нарушение подростком правил. Нередко оно свидетельствует о том, что сами правила и границы семейной системы устарели. Разумеется, не те, которые запрещают обсценную лексику, а более глобальные — те, что регулируют права и обязанности членов семьи.

Родители часто не успевают за происходящими изменениями: ребенок превращается в юношу или девушку, а с ним до сих пор обращаются, как с восьмилетним. Не стучат, заходя к нему в комнату, не принимают его мнение в расчет, не выделяют карманных денег.

В некоторых семьях к детским правам прилагаются и детские обязанности, в других взрослые демонстрируют очевидное противоречие: «Ты уже взрослый, сам договаривайся с учительницей», но «Домой к девяти, мал еще допоздна гулять».

У подростка, находящегося в непонятном положении «выросшего ребёнка», такая несправедливость вызывает закономерный протест. Но он не обладает ни должным авторитетом, ни достаточной степенью рефлексии, чтобы выразить это прямо.

Поэтому протестует при помощи девиантного поведения: «Вы не хотите замечать, что я уже взрослый? Тогда я буду вас шокировать, произнося слова, которые детям знать не полагается».

Что делать.

Родителям может быть в какой-то мере выгодно застревание ребенка в детстве: пока он не повзрослел — мы как будто не постарели. К тому же можно не менять устоявшиеся порядки, не пересматривать внутрисемейные правила, не делить территорию с почти уже взрослым человеком.

Но в итоге это вредит и старшим членам семьи, и подростку. Семья не переходит на следующую ступень развития, а подрастающие дети не осваивают новые сферы возможностей и новые области своей ответственности.

Именно такой подход в итоге способен привести к самодеструкивному поведению, подростковой беременности, неуспешности в учебе (а позже и на работе: у «вечных подростков» проблемы с иерархией).

Тинейджер яростно борется с рамками, которые стали ему тесны, но совершенно не чувствует ответственности за сделанный выбор, и последствия поступков поэтому тоже не просчитывает. Застрять в этом бунте можно на десятилетия.

Простого решения здесь не существует, поскольку явно требуется перестройка отношений внутри семьи. Делать это безопаснее вместе с психологом.

Если хотите попробовать самостоятельно, нужен честный «семейный совет», на котором будет определено: какие правила устарели, каким образом их можно изменить и на каких условиях. К примеру, подростку разрешено раз в неделю оставаться ночевать у друзей, если предварительно он познакомит с ними родителей; разрешено задерживаться в гостях до 11 вечера, если выполнены остальные обязанности, а старшие предупреждены заранее, и так далее. Тинейджер на этом совете должен иметь полноправный голос.

Взросление ребенка — не то, чему нужно изо всех сил противодействовать. Это долгий и поэтапный путь, на котором хорошо иметь поддержку родителей.

Источник: https://mel.fm/vazhny_razgovor/9012685-abuse

Что делать, если чужой взрослый отчитывает вашего ребенка

Что делать, если вашего ребенка ругает посторонний взрослый

Небожитель Башни.Нет Такое нередко встречается в песочнице, в детском саду, школе. В нашем обществе пока, к сожалению, не принято с уважением относиться к детям, не важно, свои это или чужие.

От такого агрессивного напора чужого взрослого теряется не только ребенок, но, порой и родители, не зная, что делать.

Давайте посмотрим, как можно повести себя в подобной ситуации, потому что для ребенка крайне важно, как прореагирует его родитель.    

Объяснение:

1.  Ребенок перед взрослым беззащитен. Но когда это близкий взрослый, то у ребенка есть опора в виде хороших отношений с ним. Поэтому замечания и наставления со стороны близкого воспринимаются ребенком по большей части нормально, поскольку это безопасно для него.

Но когда на ребенка ругается чужой взрослый – это его пугает, потому что силы очевидно не равны, власть у взрослого, безопасности нет.

2.

 Для того, чтобы сын почувствовал себя в безопасности, мама в первую очередь физически загораживает своего ребенка от женщины, которая воспринимается им как угроза.

Так ребенок будет чувствовать себя под защитой. Затем мама выравнивает ситуацию, инициируя разговор «по горизонтали» взрослый-взрослый. Мама помнит, что дети находятся рядом и сейчас они увидят модель поведения в конфликтной ситуации. Поэтому, мама демонстрирует уважение к оппоненту и сначала здоровается, затем представляется и спрашивает имя. Благодаря знакомству разговор будет более персональным.

3. Мама уважительно относится к сыну, поэтому присаживается, чтобы быть с ним на одном уровне.

Мама понимает, что ее ребенку пришлось не сладко, что он хороший мальчик и у него не было злого умысла. Поэтому она жестом, выражением лица, своим обращением показывает сыну свое понимание его, расположение к нему и поддержку. При этом мама однозначно проводит границу «свое-чужое».

4. Саша, пусть и не специально, но все таки нарушил границы Леши и Светланы, взяв Лешину игрушку.

Поэтому, мама приносит свои извинения. Мама также понимает, что дети ходят в одну группу в детском саду и недоразумения могут повторяться. Поэтому мама договаривается со Светланой о том, как действовать в будущем. Важно, что Саша это слышит.

Так он будет ощущать себя более защищенным. Опыт защищенности способствует укреплению чувства собственной ценности и значимости.Мамина защита как бы сообщает ребенку «ты важный и ценный, поэтому я не разрешаю обращаться с тобой плохо».

5. У ребенка не было злого умысла, когда он брал чужую машинку.

Скорее это можно расценить как ошибку. Поэтому здесь не идет речь о каком-либо порицании. Кроме того, Саше пришлось выдержать испытание, когда его отчитывала чужая женщина. Сашиной маме хочется сына как-то особенно поддержать и она находит такой способ – подарить такую же машинку на праздник.

6. Мы не анализируем ситуацию, когда ребенок еще переживает случившееся.

Потому что так он может почувствовать себя одиноким, не понятым и замкнуться, отвечая формально. Когда же все неурядицы позади и душевное равновесие восстановлено, тогда появляется возможность проанализировать, что случилось и что к этому привело. Так, ребенок сможет извлечь полезный опыт из сложившейся ситуации и научиться, чтобы в дальнейшем не попадать в подобное положение. При этом мама не рассказывает сыну как надо, а интересуется, какой логикой руководствовался ребенок. Это даст ей информацию о «белых пятнах» малыша. В дальнейшем мама может уделить этому особое внимание, чтобы сын лучше ориентировался. Наводящие мамины вопросы помогают ребенку самому найти верное решение в проблемной ситуации. Такой подход помогает ребенку почувствовать себя более компетентным и в сложной ситуации опираться на себя, особенно, когда он не может у кого-то спросить, чтобы в дальнейшем не попадать в подобное положение. опубликовано      

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! ©

Присоединяйтесь к нам в  , ВКонтакте, Одноклассниках

 

Источник: fly-mama.ru/chto-delat-esli-chuzhoy-vzrosliy-otchityvaet-vashego-rebenka/

Смотрите также

Источник: https://bashny.net/yellowdragon/2016/09/20/chto-delat-esli-chuzhoy-vzroslyy-otchityvaet-vashego-rebenka.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.