Чем может обернуться для ребенка авторитарный стиль воспитания?

Содержание

Стили воспитания и ошибки родителей

Чем может обернуться для ребенка авторитарный стиль воспитания?

Мы много общаемся с родителями подростков и заметили, что независимо от того, как складываются отношения в семье, каждый родитель надеется, что к моменту совершеннолетия их ребенок станет самостоятельным, умным, успешным, активным и творческим. Однако всех волнует, каким способом этого добиться.

Стоит ли активно принимать участие в жизни ребенка, вмешиваться только в крайних случаях, или же вообще оставаться наблюдателем? 

Для родителей, которые ищут ответы на эти вопросы и не знают, как общаться с подростком, мы создали специальные видеокурсы. В 15 лекциях мы рассказываем, как научить ребёнка самостоятельно принимать важные решения и брать на себя ответственность за них.

Вопросы воспитания подрастающего поколения всегда остро стояли перед обществом. Ведь окружающий мир далёк от совершенства, а несформировавшейся личности бывает сложно справиться с той или иной ситуацией.

В подростковом возрасте обостряется стремление к самостоятельности, независимости, самовыражению, а авторитет взрослых порой уступает авторитету сверстников.

Как помочь ребёнку стать полноценной личностью, и при этом сохранить гармоничные взаимоотношения в семье?

Источник: vintageposterworks.com

Какие профессии приносят счастье?

Какие типы воспитания существуют?

На сегодняшний день можно выделить три самых распространённых стиля воспитания детей: авторитарный, попустительский и демократический. Каждый из этих стилей обладает особыми чертами и по-разному влияет на становление личности.

Авторитарный

Авторитарный стиль предполагает безусловное подчинение ребёнка воле родителей. При этом ребёнок воспринимается как объект воспитания и полностью лишен права выбора.

Для этого стиля характерны подавление и принуждение, запреты и угрозы.

Сегодня родители всё чаще отказываются от авторитарного стиля, который активно практиковался в конце прошлого века и показал негативный результат в воспитании подростков.

Это связано с тем, что в подростковом возрасте теряется страх перед авторитетом родителей, дети чувствуют себя зрелыми независимыми личностями.

В результате ребёнок может стать неуправляемым, делать всё наперекор — или полностью потерять чувство собственного достоинства и способность самостоятельно принимать решения.

В дальнейшем таким детям очень сложно приспособиться к жизни в обществе. Из них обычно вырастают либо грубияны и деспоты, либо безвольные и слабохарактерные личности.

Источник: pottermore.com

Какие профессии приносят счастье?

Попустительский

Этот стиль воспитания является противоположностью авторитарному. В основе взаимоотношений в таких семьях лежат безразличие и незаинтересованность проблемами ребёнка.

Ребёнку дозволено абсолютно всё, родители при этом не принимают никакого участия в формировании личностных качеств.

Здесь также возможны два варианта исхода ситуации:

  • формирование личности безучастной, неспособной к близости и равнодушной к проблемам близких;
  • ощущение вседозволенности: ребенок становится распущенным, безответственным, грубым.

Подростки, воспитанные в таком стиле, часто попадают под влияние улицы, что может послужить причиной алкоголизма, наркомании или воровства.

Источник: IMDb

Демократический

Наибольшую популярность сейчас набирает демократический стиль воспитания. Его основа — ориентация на личность ребёнка, восприятие его как полноценного члена семьи и общества. Данный стиль не исключает авторитет взрослого, но при этом позволяет учитывать мнение самого ребёнка.

Отношения в семье в таких случаях строятся на принципах взаимного доверия и заинтересованности друг в друге.

При таком подходе в воспитании обычно формируются гармоничные, целеустремленные, доброжелательные, разносторонние личности, способные самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.

Источник: kino-teatr.ru

Каких ошибок в воспитании стоит избегать?

Подростковый период непрост как для самого подростка, так и для его семьи. Бунтарство и противоречивость, которые проявляются у ребёнка в это время, заставляют родителей применять нестандартные методы воспитания. Вот какие ошибки чаще всего допускают при общении с подростками.

  • Игнорирование мнения ребенка.
  • Требование откровенности.
  • Нарушение личного пространства.
  • Непредсказуемость и непоследовательность.
  • Отсутствие чётких границ дозволенного.
  • Надежда на понимание ситуации со стороны подростка.
  • Обесценивание чувств подростка.
  • Зацикленность на жизни ребёнка.
  • Ужесточение или послабление дисциплины.
  • Нетерпимость.

Источник: Pinterest

Что поможет выстроить отношения с детьми?

Секспросвета нет, а разговоры есть

В правильном общении с детьми, как и в любом другом деле, главное — найти золотую середину. Не стоит слишком опекать ребёнка или отстраняться от него. Особое значение имеет количество сил и времени, которое родители тратят на детей. Чтобы пубертатный период проходил безболезненно, стоит руководствоваться следующими рекомендациями:

  • Проявляйте любовь и уважение к ребёнку, ведь сейчас ему как никогда необходимо чувствовать поддержку близких людей.
  • Создавайте условия для полноценного психологического и физического развития ребёнка.
  • Постарайтесь развить дружеские отношения с подростком, чаще беседуйте, организуйте общий досуг.
  • Воспринимайте ребёнка как полноценную личность со своей точкой зрения.
  • Воспитывайте в себе те качества, которые хотите привить ребёнку (дети всегда подражают своим родителям).
  • Предоставьте ребёнку больше личного пространства и не нарушайте его.
  • Не игнорируйте появление интереса к алкоголю и наркотикам.
  • Не избегайте разговоров на половую тематику — пусть ребёнок узнает все, что может его интересовать, из достойных источников.
  • Проявляйте терпимость и сострадание, не отчитывайте подростка, не разобравшись в проблеме.
  • Откажитесь от жёстких наказаний в пользу формирования правил.

Когда дети переживают подростковый период, важно проявить гибкость, адекватность и способность к прогнозированию.

И не стоит отчаиваться, если иногда опускаются руки и кажется, что гармония в отношениях никогда не наступит. В конечном счёте, и дети, и родители стремятся к одному и тому же — к счастью! И помните, какими бы принципами вы ни руководствовались, основой правильного воспитания всегда являются любовь и взаимоуважение.

8 июля 2016, 10:30 Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/opinion/what-parents-want

Стили родительского поведения

Чем может обернуться для ребенка авторитарный стиль воспитания?

Автор Грэйс Крайг

Каждая семья уникальна так же, как уникален каждый человек. Родители пользуются определенными приемами воспитания в зависимости от ситуации, самого ребенка, его поведения в данный момент, принадлежности к определенной культуре.

В идеале они должны создавать разумные ограничения автономии ребенка, настойчиво передавать ему свои ценности, способствовать развитию самоконтроля, действуя при этом очень осторожно, чтобы не пресекать любопытство, инициативу и растущее чувство компетентности ребенка.

Определяющими измерениями родительского поведения являются контроль и теплота.

Термином родительский контроль обозначают степень выраженности у родителей запретительных тенденций.

Запрещающие родители ограничивают свободу своих детей; они активно насаждают правила и следят за тем, чтобы ребенок им подчинялся и выполнял свои обязанности.

В противоположность этому родители, для которых запретительные тенденции не характерны, в гораздо меньшей степени контролируют детей, предъявляют к ним меньше требований, налагают меньше ограничений на их поведение и выражаемые ими эмоции.

Термином родительская теплота обозначается количество любви и одобрения, демонстрируемое родителями. Мать и отец, с теплотой и заботой относящиеся к своим детям, часто улыбаются им, хвалят их и поддерживают. Они стараются не критиковать и не наказывать детей, а также воздерживаются от демонстрации своего неодобрения.

Жестокие родители, напротив, критикуют, наказывают и игнорируют своих детей, редко проявляя свою любовь или одобрение. Родительский контроль и родительская теплота влияют на проявление детьми агрессии и одобряемого обществом поведения, на формирование их Я-концепции, усвоение нравственных ценностей, а также на развитие социальных навыков.

Четыре стиля родительского поведения

Дайана Бомринд использовала для классификации стилей родительского поведения три измерения. Она выделила три его различных стиля: авторитетный, авторитарный и либеральный.

Чтобы продемонстрировать полную картину, мы добавим к ним еще один стиль воспитания — безразличный. Все эти стили обобщаются в таблице.

Однако следует помнить, что это общие тенденции, а не абсолютные категории; в различных ситуациях стиль родительского поведения может меняться.

Авторитетные родители соединяют высокую степень контроля с теплотой, принятием и поддержкой растущей автономии своих детей. Хотя такие родители и налагают определенные ограничения на поведение детей, они объясняют им смысл и причины таких действий.

Их решения и поступки не кажутся произвольными или несправедливыми, и поэтому ребенок легко соглашается с ними. Авторитетные родители готовы выслушать возражения своих детей и уступить, когда это целесообразно.

Например, если девочка хочет дольше обычного задержаться в гостях, авторитетные родители, скорее всего, поинтересуются причинами такой просьбы и сопутствующими обстоятельствами (например, у кого из своих друзей она задержится, будут ли их родители дома), а также тем, не помешает ли это выполнению ее обязанностей (таких, как уроки или дела по дому). Если проблем не возникает, они могут позволить небольшое отклонение от правила. См. “Как устанавливать правила для детей”.

Авторитарные родители тщательно контролируют поведение своих детей и обычно проявляют мало теплоты к ним. Они жестко придерживаются правил.

В только что описанной ситуации их ответом на просьбу дочери был бы, скорее всего, отказ, сопровождаемый такими утверждениями, как: «Правила есть правила» или «Я так сказал!» Если ребенок начинает спорить или настаивать на выполнении просьбы, родители могут рассердиться и прибегнуть к наказанию, возможно физическому. Они отдают команды и ожидают, когда все будет выполнено; такие отец и мать избегают долгих объяснений со своими детьми. Авторитарные родители ведут себя так, словно установленные ими правила высечены на камне и не могут меняться ни при каких обстоятельствах. Все стремления ребенка к автономии в этом случае могут оказаться для него крайне фрустрирующими (фрустрация — переживание неудачи, очень неприятное состояние).

Либеральные родители проявляют много теплоты и осуществляют незначительный контроль над своими детьми, устанавливая мало ограничений в их поведении либо совсем не делая этого.

Вопрос о том, можно ли ребенку задержаться в гостях дольше обычного, скорее всего, вообще не возникнет, так как в такой семье нет установленного времени для возвращения домой, как и отхода ко сну, а от детей не требуют, чтобы они информировали родителей о своем местонахождении.

Вместо того чтобы спросить у своих родителей позволения задержаться дольше положенного времени в гостях, девочка могла просто сообщить им о своих планах или объяснить им все по возвращении домой. При таком избытке свободы она практически лишена руководства с их стороны.

Если поступки детей выводят из равновесия, сердят либеральных отца и мать, они, как правило, стараются подавить свои чувства. По мнению Бомринд, часто такие родители так желают продемонстрировать своим детям безусловную любовь и принятие, что перестают выполнять непосредственные родительские функции, например, устанавливать им необходимые ограничения.

Безразличные родители не устанавливают границ и не отличаются проявлениями теплоты и одобрения, возможно потому, что им нет дела до своих детей или их собственная жизнь переполнена стрессом и проблемами и у них не остается энергии для обеспечения поддержки и осуществления руководства своими детьми.

Воздействие стилей родительского поведения на ребенка

Дети авторитетных родителей успешнее других.

Как было показано Бомринд и последующими исследователями, дети авторитарных родителей отличаются замкнутостью и робостью, почти или совсем не стремятся к независимости, обычно угрюмы, непритязательны и раздражительны.

В подростковом возрасте они, особенно мальчики, могут чрезвычайно бурно реагировать на запрещающее и карающее окружение, в котором их растили, становясь иногда непослушными и агрессивными. Девочки же чаще остаются пассивными и зависимыми.

Хотя чрезмерное попустительство со стороны родителей противоположно гипертрофированным запретительным тенденциям, оно не обязательно приводит к противоположным результатам: дети либеральных родителей также могут быть непослушными и агрессивными. Кроме того, они склонны потакать своим слабостям, импульсивны и часто не умеют вести себя на людях. Иногда такой ребенок становится активным, решительным и творческим человеком.

Было обнаружено, что дети авторитетных родителей адаптированы лучше других. По сравнению с остальными такой ребенок более уверен в себе, полностью себя контролирует и социально компетентен. Со временем у этих детей развивается высокая самооценка, а в школе они учатся гораздо лучше, чем те, кто воспитывался родителями с другими стилями поведения.

Наиболее неблагоприятная ситуация у детей безразличных родителей. Когда попустительство сопровождается открытой неприязнью и отсутствием теплоты, ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам.

Однако влияние родительских стилей на детей может существенно различаться в разных культурах и субкультурах, и мы не можем сказать, что один какой-то стиль является наилучшим. Более того, методы, посредством которых авторитетные родители передают свои стандарты поведения, могут в разных культурах выглядеть по-разному.

Некоторые исследователи также отмечают, что ряд элементов авторитарного стиля воспитания имеет свои преимущества.

Например, традиционные китайские родители часто описываются авторитарными и осуществляющими сильный контроль, в то же время «тренинговый подход», применяемый ими при воспитании, способствует высоким академическим достижениям их детей.

Традиционные родители

В полных семьях родители иногда придерживаются различных стилей поведения. Например, при так называемом традиционном стиле воспитания родители исполняют роли, закрепленные давней традицией за мужчиной и женщиной. Отец может быть достаточно авторитарным, а мать — заботливая и разрешающая. Здесь влияние одного родителя уравновешивается влиянием другого.

Литература

  1. Г. Крайг «Психология развития». – С.-Пб.: Питер, 2005.

выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://xn--b1aiechzsbakee9j.su/deti/133-stili-roditelskogo-povedeniya.html

Стили родительского воспитания

Чем может обернуться для ребенка авторитарный стиль воспитания?

Никто не в силах научить нас быть родителями. Молодое поколение каждый воспитывает по-своему: одни основываются на семейных традициях и воспитывают детей подобно тому, как были воспитаны сами, другие с упоением читают соответствующую литературу, а кто-то просто «набивает шишки», нарабатывая собственный опыт.

Изучая особенности воспитания в различных семьях, как отечественные, так и зарубежные психологи, пришли к одному и тому же выводу. Существует всего несколько стилей родительского воспитания, которые в той или иной своей вариации наблюдаются в каждой семье. Какие они, чем отличаются и как влияют на развитие ребенка?

depositphotos.com

Авторитарный стиль воспитания ребенка

Этот стиль воспитания отличается установлением жестких правил, несоблюдение которых неминуемо приводит к наказанию ребенка. В этом случае общение между родителями и детьми, как правило, практически полностью сводится на «нет» и вытесняется требованиями со стороны родителей. Обсуждения не допускаются.

Безусловно, неотъемлемым плюсом такого рода воспитания является дисциплина и послушание. Однако если с возрастом ребенка правила не изменяются и родители все больше «закручивают гайки», это может быть чревато неприятными последствиями.

В таких семьях дети вырастают угрюмыми, раздражительными, боязливыми и замкнутыми. При этом в зависимости от характера ребенка какие-то из вышеупомянутых качеств развиваются больше, какие-то меньше.

Дети, привыкшие подчиняться, остаются пассивными и зависимыми во время подросткового возраста и юношества, а порой и во взрослой жизни. Другие же выбирают путь агрессии и бунтарства, тем самым выражая протест карающему окружению, в котором их вырастили.

Такие дети начинают грубить, прогуливать уроки, убегать из дому, а порой даже злоупотреблять наркотиками или алкоголем.

Что можно посоветовать авторитарным родителям?

Прежде всего – раздвигать рамки, соответственно возрасту. Ребенок должен чувствовать хотя бы какую-то свободу. Пусть сначала она проявляется в выборе игрушек или одежды, после – в выборе друзей и организации досуга, еще через какое-то время – в возможности иметь карманные деньги.

Не менее важно считаться с мнением ребенка, спрашивая его, как он относится к тому или иному семейному вопросу. Это поможет ребенку вырасти зрелым и нести ответственность за свои поступки, а не боятся ослушаться родителей из-за страха понести наказание.

Гиперопекающий стиль родительского воспитания

«Мой ребенок достоин самого лучшего и я готов(-а) сделать для этого все!» Именно эта фраза ярче всего описывает данный стиль воспитания. В таких семьях желание ребенка – это закон.

Родители ни в чем не отказывают и стараются делать все для своего малыша: дать престижное образование, покупать исключительно дорогие вещи.

Словом, все – детям, даже если это стоит невероятных моральных и физических затрат.

Будучи полной противоположностью предыдущему, данный стиль точно так же является крайностью.

Дети, привыкшие к тому, что их желания осуществляются, словно по взмаху волшебной палочки, вырастают потребителями, эгоистами, инфантильными особами, привыкшими только брать.

При этом вместе с тем, как растет ребенок, растут и его запросы, которые он не стесняется озвучивать, не задумываясь о том, чего это стоит родителям.

Еще один минус – зависимость, граничащая с беспомощностью. В детстве мама и папа следят за каждым шагом своего малыша, стараясь всячески его опекать и облегчать жизнь.

Увлеченные своим чадом родители нередко не обращают внимания на то, что кроха давно вырос, и продолжают решать за него проблемы.

В итоге уже взрослый ребенок становится неприспособленным к жизни и не может самостоятельно принимать даже самые простые решения. Вроде того, какой пиджак надеть или какому блюду в меню отдать предпочтение.

Что можно посоветовать гиперопекающим родителям?

Аналогично предыдущему случаю, стоит изменять свое поведение и схему воспитания ребенка по мере того, как он растет. Нравится опекать малыша? Пожалуйста! Но взрослый ребенок определенно должен уметь заботиться о себе сам. В конце концов, завязывать шнурки трехлетнему – это нормально, а вот есть «крохе» уже восемь, с этой задачей он способен справиться самостоятельно.

Главное – перестать думать о своем чаде как о беспомощном существе, которому постоянно нужна помощь. Очень важно вовремя прекратить нести ответственность за неудачи и успехи ребенка, дабы не лишить его возможности быть взрослым и отвечать за свои действия самостоятельно.

Индифферентный стиль воспитания детей

Данный стиль воспитания описывается одним-единственным словом – «безразличие». Родители не пытаются установить для ребенка каких-либо ограничений, рамок поведения или даже наказаний.

Как правило, индифферентными оказываются мамы и папы, которые слишком заняты на работе, ведут активный образ жизни или просто чересчур погружены в собственные проблемы. До такой степени, что на воспитание детей времени и сил просто-напросто не остается.

Конечно же, такие родители практически полностью закрыты для общения.

Что можно посоветовать индифферентным родителям?

Немного свободы для своего ребенка – это всегда хорошо.

Однако когда он предоставлен себе всецело и полностью, это может быть чревато не только его замкнутостью и отчужденностью, но и тем, что он, лишенный советов со стороны взрослых, рискует пойти по «неправильному» пути. Родителям следует проявлять больше внимания к собственному ребенку, справляться о его самочувствии и успехах, помогать и поддерживать.

depositphotos.com

Гиперсоциальный стиль родительского воспитания

Родители старательно изучают разнообразную литературу и стремятся не нарушать рекомендаций по «идеальному» воспитанию. Рамки поведения, правила, требования и поучения – все берется со страниц книг и соответствует стандарту.

В таких семьях дети вырастают излишне «правильными», дисциплинированными и исполнительными. В повседневной жизни они вынуждены подавлять свои желания и сдерживать эмоции. В результате ребенок станет либо чрезмерно замкнутым в себе и организует всю свою жизнь по правилам, которые будет старательно для себя устанавливать, или же выразит протест посредством агрессии.

Что можно посоветовать гиперсоциальным родителям?

Стоит помнить о том, что книги и рекомендации психологов по воспитанию – это лишь советы, а не строгие правила, из которых не бывает исключений. Ищя в книгах и пособиях для родителей ответ на вопрос, как воспитать ребенка, не забывайте о простой истине: порой голос сердца и собственная интуиция – намного лучшие помощники в воспитании детей.

Демократичный стиль воспитания ребенка

Дети и родители одинаково вовлечены в жизнь семьи, и часть обязанностей лежит на плечах подрастающего поколения. При этом список прав и обязанностей, равно как и рамки дозволенного, расширяются по мере того, как ребенок взрослеет.

Демократия в семье предполагает отдельные правила, которые распространяются не только на детей, но и на взрослых.

При этом каждый из членов семьи отдает себе отчет в том, что будет, если правила, нарушается, и согласен с этим не из страха быть наказанным, а по собственной воле.

Многие психологи, изучающие семейные отношения, утверждают, что демократичный стиль воспитания является самым успешным и комфортным для полноценного развития ребенка.

Однако здесь очень важно не перепутать демократию с разгульной вседозволенностью и четко соблюдать рамки.

Кроме этого, родители должны осознавать, что дети и родители – все-таки представители разных поколений, а значит, есть вопросы, в которые дети в силу своего юного возраста до поры до времени не могут быть вовлечены.

Что можно посоветовать демократичным родителям?

Главное правило – баланс между тем, что дозволено, и тем, что нет; тем, что детям нужно говорить, и тем, о чем им знать не положено. Стоит помнить, что каждое поколение должно решать свои задачи, а ответственность за семью все-таки лежит на родителях. В противном случае демократия рискует превратиться в анархию.

Конечно, в воспитании ребенка невозможно придерживаться какого-либо одного стиля, и в разных ситуациях родители могут применять различные подходы. Таким образом, большинство методик родительского воспитания, которые можно наблюдать в современных семьях, являются смешанными.

В любом случае, какого бы из стилей вы не стремились придерживаться, нужно стараться воспитывать ребенка не по принципу «так проще», а в зависимости от того, каким вы ожидаете видеть его в будущем и какие бы хотели построить отношения в семье. В конце концов, главней всего – погода в доме!

Источник: http://active-mama.com/stili-roditelskogo-vospitaniya.html

Попустительский или авторитарный: 4 главных стиля воспитания в детских садах мира

Чем может обернуться для ребенка авторитарный стиль воспитания?

У современных педагогов и родителей не возникает вопросов по поводу важности посещения детского сада. Мы знаем, что в садике за ребёнком присмотрят, накормят и поиграют. Там он научится чему-то новому, подружится со сверстниками. Но в разных странах подход к присмотру за детьми в дошкольном учреждении порой кардинально отличается от привычного нам.

Всё о дошколке. Рассылка

Как подготовить ребёнка и себя к походу в первый класс

В различное время в разных странах сформировались системы воспитания, в которых можно различить реализацию четырёх основных педагогических стилей.

1. Либеральный стиль

При таком подходе к воспитанию педагог высоко оценивает личность ребёнка, прощает все его слабости, не склонен к запретам и контролю.

Так в Англии принято с раннего детства воспитывать в ребёнке высокую самооценку. Воспитатели в яслях и детских садах относятся к дошколятам с редкостным терпением, не ругают их и не делают им замечаний.

Детей хвалят даже за самые незначительные достижения, крайне приветствуется проявление индивидуальности. Считается, что это придаёт детям уверенность в себе и способствует развитию самодостаточной личности без комплексов и предрассудков.

При этом некоторые эксперты полагают, что в каждом возрасте свои особенности, и маленькому ребёнку такой стиль воспитания может навредить.

Похожие принципы воспитания — в Японии, где до пяти лет ребёнку позволено всё. Взрослые (родители, воспитатели) стараются потакать всем капризам ребёнка, исполняют все его желания.

Однако после шести лет отношение к ребёнку кардинально меняется. Детей школьного возраста воспитывают по принципу «любое слово взрослых — закон». В школе к детям предъявляют очень высокие требования и ждут полнейшего повиновения.

Что уже по сути реализация иного стиля воспитания — авторитарного.

2. Авторитарный стиль

Взрослый (педагог, воспитатель) прилагает максимум усилий, чтобы приблизить ребёнка к своего рода «идеалу» личности. К детям предъявляют категоричные требования, которым он должен неукоснительно следовать.

К примеру, основной принцип воспитания в Китае — жёсткое послушание. Уже в детских садах воспитатели требуют от ребёнка покорности, он должен во всём слушаться старших. В дошкольных учреждениях существует строгий распорядок, день должен проходить чётко по расписанию.

Дошколят учат бытовой самостоятельности и трудолюбию с помощью различных ролевых игр. Мнение ребёнка взрослых не волнует, китайские дети редко слышат похвалу.

Такой стиль несомненно воспитывает в детях трудолюбие и ответственность, но также может стать причиной множества комплексов и неуверенности в себе.

3. Индифферентный (попустительский) стиль

Детский сад как способ снять с родителей заботу о присмотре за ребёнком, проблемы воспитания не являются первостепенными.

Так, во многих государственных садиках Израиля и Египта детям предоставляют только присмотр. Их просто собирают довольно большими группами в одном помещении, где за ними приглядывает воспитатель.

Мебели в садиках немного, даже игрушки и еду детям приходится приносить с собой. Образовательной программы или прогулок может не быть вообще, либо могут быть дополнительные занятия по лепке, музыке, рисованию.

Итог такого подхода к воспитанию очевиден — ребёнок может оказаться совершенно не подготовлен к школе, несамостоятелен.

4. Авторитетный (демократический)

Воспитатель признаёт право ребёнка на саморазвитие, но при этом понимает важность собственной роли в становлении его личности. Взрослый выступает в качестве примера для ребёнка, направляет его всестороннее развитие.

Сюда можно отнести советскую модель воспитания. Уже с малых лет детям ставили в пример наиболее выдающихся членов общества.

Согласно специальному государственному документу — «Программе воспитания в детском саду», роль воспитателя детсада заключалась в создании благоприятных условий для физического, умственного и нравственного развития ребёнка, стимулировании его познавательной деятельности, удовлетворении потребности в общении со сверстниками.

В советских садиках большое внимание уделялось укреплению здоровья и образовательным занятиям. Учитывалась региональная специфика, национальные традиции, а также возрастные особенности ребёнка. Так, воспитательный и обучающий процесс для дошколят строился в форме игр, в том числе сюжетно-ролевых.

Сформулированные в советской педагогике принципы применяются и в современной российской практике. Воспитательная работа должна строиться на глубоком знании возрастных закономерностей и индивидуальных особенностей развития ребёнка. Педагогический процесс предполагается как целостный и непрерывный от младенчества до поступления в школу.

Такого принципа, например, придерживаются сторонники билингвального образования. Они советуют начинать обучение иностранному языку с малых лет, чтобы к школе ребёнок уже владел базовыми знаниями.

Причём посещение билингвального детского сада предпочтительнее дополнительных занятий, потому что там ребёнок будет не просто изучать язык, но и постоянно практиковаться с носителями языка через игры и задания. К счастью такие садики начинают открываться и в Петербурге, например этой весной открылся детский сад CDF в Василеостровском районе.

Так же в воспитательном процессе важны систематичность и последовательность расположения материала от более простого к сложному, воспитание через различные виды деятельности: игровую, трудовую, бытовую, учебную.

Источник: https://mel.fm/blog/mariya-arkhipova1/12587-popustitelsky-ili-avtoritarny-4-glavnykh-stilya-vospitaniya-v-detskikh-sadakh-mira

Стили воспитания детей: как лучше воспитывать ребенка

Чем может обернуться для ребенка авторитарный стиль воспитания?

Каждого родителя рано или поздно посещает мысль «А все ли я делаю правильно? Хорошо ли я воспитываю своего ребенка?». При этом разные родители, воспитывая детей, применяют разные методы и стили воспитания.

Какие же стили воспитания детей существуют, как они влияют на результат — ответы на эти вопросы интересуют не только родителей, но и ученых.

Попробуем разобраться на научной основе, какой же стиль воспитания детей лучше.

Что такое стиль воспитания

Что же ученые называют «стилем воспитания детей»? На их взгляд – это совокупность конкретных практик: привлечение к играм, эмоциональная поддержка, общение и все, что используется для развития и роста ребенка.

Самые популярные представления о стилях родительства, воспитания детей связаны с исследованиями американского психолога Дианы Баумринд.

В 1960-х годах Баумринд заинтересовалась тем, как родители пытаются контролировать поведение или общаться с детьми.

Она отметила, что сама идея родительского контроля авторитарными взрослыми плоха и не приносит положительных результатов. Объясняется это тем, что в таких семьях «контроль» достигается манипулятивным поведением родителей.

В понимании детей из таких семей родительский контроль фактически приравнен к слепому послушанию и жестоким наказаниям.

В противоположность такому подходу, дабы избежать авторитаризма, другие родители стараются предъявлять к своим детям минимум требований, избегая любых попыток контроля.

Баумринд полагала, что оба этих варианта не приемлемы.

В поисках компромиссного способа воспитания, который бы способствовал самодисциплине и ответственности детей, исследовательница предложила различать три различных стиля воспитания детей.

Возможные стили воспитания детей

  • Авторитарное воспитание – характеризуется строгой дисциплиной, безоговорочным послушанием и контролем детей путем наказаний;
  • Снисходительное воспитание – для него характерны изобилие эмоционального тепла по отношению к детям и нежелание внедрять различные правила;
  • Авторитетное (не путать с авторитарным) воспитание – более сбалансированный подход, согласно которому родители ожидают, что дети придерживаются определенных стандартов поведения, но также поощряют своих малышей думать о себе и развивать собственную самостоятельность и ответственность.

Позже, в 1983 году, исследователи добавили четвертый стиль – непричастное воспитание. Непричастные родители обеспечивают детей едой и крышей над головой, но дают мало эмоциональной поддержки и не придерживаются стандартов поведения.

Впоследствии ученые рассматривали эти стили в контексте категорий «требовательности» и «чуткости». Оба эти качества являются желательными для гармоничного роста ребенка, но не каждый метод воспитания их обеспечивает.

Так, авторитетное воспитание является одновременно чутким и требовательным, именно его считают оптимальным стилем. Другие же не имеют одного или двух качеств. Авторитарное воспитание требует, но не реагирует. Снисходительное – является чутким, но требовательным. А непричастное воспитание детей не имеет ни одного из этих признаков.

Влияние стиля воспитания на поведение детей

Чтобы оценить последствия для ребенка того или иного метода воспитания, исследователи определяют поведенческие модели родителей с помощью различных опросов, учитывают социально-экономический статус семьи и прочее. На основе всестороннего анализа, определяют, насколько важна была роль отцовства в их жизни.

Считается, что дети из семей с авторитетным стилем воспитания хорошо ведут себя и достигают успеха в обучении. Они, как правило, эмоционально здоровы, изобретательны и социально активны.

Дети из авторитарных семей напротив – более склонны к агрессивному или непристойному поведению в будущем. Они чаще страдают от беспокойства, депрессии или низкой самооценки.

Дети, чьи родители придерживались снисходительного стиля воспитания, как правило, не имеют поведенческих проблем. Кроме того у них меньше эмоциональных сложностей, чем у детей из авторитарных семей. С другой стороны, у них больше проблем с дисциплиной, чем у детей авторитетных родителей, и они не так успешны в школе.

Дети родителей с непричастным стилем воспитания являются самыми слабыми по всем показателям. Согласно исследованию профессора Лоренса Штейнберга, проведенному в 2001 году, у большинства несовершеннолетних правонарушителей родители придерживались модели непричастного воспитания.

Есть ли альтернатива?

Однако возникает вопрос: действительно ли людей стоит делить по этим категориям? Могут ли родители совмещать элементы разных стилей воспитания, не вписываясь в выше указанную схему?

Как и любая классификация поведения человека, эта тоже имеет свои нюансы, например, обычные культурные ограничения.

Баумринд сформировала свою систему понимания родителей в США, а наблюдала она преимущественно за белокожими людьми среднего класса.

Несмотря на то, что идеи Баумринд были применены в разных странах, таких как Бразилия, Китай, Скандинавия, Турция, государства Европы, есть ряд других исследований, которые опровергают эту систему классификации стилей воспитания детей.

В исследовании корейско-американского отцовства в 2002 году ученые обнаружили, что более 75% населения не вписываются ни в одну из стандартных категорий.

Возможно, именно культурные различия могут объяснить, почему различные исследования дают разные результаты.

Например, в наблюдении испанских подростков было установлено, что дети из снисходительных семей так же, и даже лучше, ведут себя и хорошо дисциплинированы, как и дети из авторитетных семей.

Следовательно, рассмотренные нами стили воспитания детей хотя и вписываются в стандартную систему классификации, однако реальность в семьях может отличаться.

Стили воспитания в семье помимо самих родителей испытывают существенное влияние и внешних факторов, например, дети общаются со сверстниками, семья живет в условиях, определяемых социальной, экономической или культурной ситуацией в стране. В целом же, сегодня большинство родителей, воспитывая своих детей, так или иначе, применяют элементы стилей воспитания, рассмотренных в нашей статье. Какой стиль воспитания детей выбрать — решать вам.

Источник: http://healthylifestyle.su/dom-i-semya/stili-vospitaniya-detej-nauchnyj-podhod.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.