8 основных признаков, что пора вводить прикорм

8 признаков того, что пора вводить прикорм

8 основных признаков, что пора вводить прикорм

Одна из частых проблем при введении прикорма – отказ ребенка пробовать новую пищу. Причин такого поведения малыша может быть много. 

Например, в этот момент ребенок может быть не совсем здоров или у него могут резаться зубки.

Если помимо отказа от еды у малыша наблюдаются другие признаки недомогания – вялость, сонливость, ребенок ведет себя не «как обычно», много капризничает и проявляет беспокойство, – необходимо обязательно показать его врачу для выяснения причины такого поведения, а попытки введения новой пищи отложить до того времени, когда кроха будет в хорошем настроении и самочувствии.

Следует отметить, что нередко причиной отказа малыша от прикорма является нарушение родителями сроков, а также основных принципов его введения.

Так, ребенок может отказываться кушать с ложечки, если мама начала вводить прикорм слишком рано, и кроха просто еще не готов к переходу на «взрослую» пищу. Согласно современным рекомендациям, оптимальным для введения прикорма является возраст 5–6 месяцев.

Именно в этот период в детском организме происходит ряд перемен, которые позволяют младенцу принимать и усваивать иную пищу, чем мамино молоко или смесь.

По мере созревания нервной системы постепенно угасает так называемый «рефлекс выталкивания ложки», и малыш приобретает возможность проглатывать более плотную по консистенции пищу, появляется готовность к жевательным движениям, возрастает кислотность желудочного сока и активность пищеварительных ферментов.

Важно понимать, что оптимальный срок введения прикорма для каждого ребенка индивидуален, он зависит от особенностей его развития. Поэтому определять готовность малыша к знакомству с новой пищей желательно совместно с наблюдающим его врачом-педиатром.

Не стоит ориентироваться в этом вопросе на знакомых детей того же возраста, которые уже «вовсю кушают кашки и пюрешки».

Если малышу еще не исполнилось 6 месяцев, он здоров, нормально прибавляет в весе и активно развивается, но пока не проявляет интереса к «взрослой» еде, не стоит форсировать события: лучше на время отложить попытки введения прикорма и дождаться появления у крохи пищевого интереса.

Ребенок может отказываться от предлагаемой пищи, если мама слишком торопится и очень быстрыми темпами увеличивает размер порции, нарушая при введении прикорма принцип постепенности и не позволяя малышу адаптироваться к новому вкусу.

Согласно рекомендуемым правилам введения прикорма, начинать знакомство с новой пищей следует с небольшого количества (с половины чайной ложечки), и только затем объем нового блюда можно постепенно увеличивать в течение 7–10 дней до нормы, соответствующей возрасту ребенка. 

Нежелание малыша кушать с ложечки может быть связано с тем, что у блюда слишком густая и плотная консистенция, не соответствующая возможностям ребенка прожевать и проглотить предлагаемую еду.

Поэтому очень важно, чтобы блюда, с которых начинается знакомство малыша с новой пищей, были полужидкими и однородными (без комочков), чтобы не вызвать затруднений при глотании.

Затем, по мере взросления ребенка, консистенция пищи должна постепенно меняться на более густую и твердую.

Что же делать, если «время пришло», а малыш отказывается от нового блюда или продукта? Не стоит расстраиваться или сердиться, если маленький привереда в очередной раз отталкивает ложку с заботливо приготовленным пюре. Дети в большинстве своем консервативны в предпочтениях и очень осторожно относятся ко всему новому и незнакомому.

В такой ситуации следует проявить терпение и дать крохе некоторое время, чтобы привыкнуть к новым ощущениям. Научно установлено, что для восприятия нового вкуса продукт нужно предлагать ребенку ежедневно не менее 8–10 дней.

Если даже после 10 попыток ребенок отказывается от прикорма, маме следует отложить введение этого продукта на 1–2 недели, а затем предложить его снова. 

Это нам «не по зубам». Нередко после успешного освоения первой ступени прикорма и введения пюреобразной пищи малыши как бы «застревают» на этом этапе и совсем не хотят переходить на блюда с меньшей степенью измельченности. Часто в таких случаях мамы жалуются, что ребенок выплевывает пищу и давится предложенным, вплоть до возникновения рвоты. Между тем приучать кроху к пище кусочками нужно.

Ведь это способствует развитию жевательного и речевого аппарата. Чаще всего подобные проблемы возникают при несвоевременном (слишком раннем или слишком позднем) переводе малыша на пищу более плотной консистенции. Негативное отношение крохи к твердой пище может быть вызвано также слишком быстрым увеличением размеров кусочков или резким переходом от одной консистенции продукта к другой.

 

Чтобы перевести ребенка на более плотную пищу, родителям придется проявить терпение и настойчивость, так как приучение к новой консистенции происходит постепенно и требует времени.

Ежедневно давайте малышу пробовать небольшое количество менее измельченной пищи, ни в коем случае не принуждая его есть через силу.

У малыша наверняка уже есть какие-то вкусовые предпочтения, поэтому гораздо эффективнее приучать его к новой консистенции, предлагая продукт, который он ест более охотно. 

Введение прикорма: кожные высыпания и аллергия у ребенка

В ответ на введение нового продукта у крохи может появиться аллергическая реакция в виде высыпаний на коже, сопровождающаяся покраснением, шелушением и зудом.

Чаще всего провоцируют высыпания такие продукты, как коровье молоко, яйцо, пшеница, соя, рыба, курица, овощи, фрукты и ягоды красного и оранжевого цвета.

Если появились кожные высыпания, следует сразу же прекратить введение нового продукта и отложить знакомство с ним не менее, чем на 1 месяц. 

Для того чтобы иметь возможность оценить переносимость нового ингредиента, желательно давать его ребенку в первой половине дня. Не следует вводить ребенку сразу несколько новых продуктов, так как в случае возникновения аллергии на один из них невозможно будет определить источник проблем. 

Иногда кожные проявления в ответ на введение прикорма возникают не сразу, а через некоторое время, и тогда выявить продукт, вызвавший аллергическую реакцию, бывает довольно сложно.

В таких ситуациях значительную помощь может оказать ведение пищевого дневника1, в котором мама должна вести учет всех продуктов, съеденных малышом в течение дня, и отражать все необычные реакции и проявления, которые возникают у ребенка в этот период.

Если после исключения продукта-«виновника» кожные проявления сохраняются более 2 недель, а также есть случаи обширных и выраженных высыпаний – ребенка необходимо обязательно показать врачу-педиатру и аллергологу. 

Возраст от 4 месяцев

Хотя средний возраст ребенка для начала прикорма – полгода, некоторым детям дополнительная еда требуется раньше.

В связи с этим педиатры установили нижнюю границу: при необходимости они разрешают вводить прикорм малышам с 4 месяцев, но не раньше.

Если ребенок недоношенный, учитывается гестационный возраст (он отсчитывается от даты, когда должен был родиться малыш при нормальных условиях).

Достаточный вес

Для знакомства с новой пищей карапузу нужно удвоить вес, который был у него при рождении. Так, если он появился на свет весом 3 кг, то на момент начала прикорма должен весить 6 кг.

Исключение составляют 2 группы малышей: недоношенные должны увеличить вес при рождении в 2,5 раза, а больным рахитом, гипотрофией, упорно срыгивающим педиатр может порекомендовать введение прикорма раньше, независимо от веса.

Источник: https://yazdorov.win/malyshi/8-priznakov-togo-chto-pora-vvodit-prikorm.html

Показания к введению прикорма

8 основных признаков, что пора вводить прикорм

  • Достижение ребенком определенной степени биологической зрелости. Возраст 5-6 месяцев и более.
  • Наличие признаков готовности к введению прикорма.
  • Наличие признаков неудовлетворенности ребенка получаемым объемом молока при достаточной лактации у матери.

Беспокойство;

Учащениекрика;

Повторныеночные пробуждения с «голодным» криком;

Замедлениетемпов прибавки в массе тела.

Признаки готовности ребенка к введению прикорма

Достаточнаязрелость органов пищеварения дляпереваривания новыхпродуктов питания (отсутствие диспепсии,аллергических ре­акций). Проверяетсяна основании переносимости фруктовыхсоков ипюре («обучающий прикорм»), которыевводятся первыми до ос­новногоприкорма.

  1. Эмоциональное восприятие ребенком пищи и процедуры корм­ления. Голодный ребенок тянется в сторону подаваемой ложки с едой, открывает рот при приближении ложки, рукой отстраняет кормящего, когда насытится, отворачивает голову, отказываясь от еды.

  2. Желательно, чтобы ребенок уже устойчиво сидел и совершал активные целенаправленные движения головой, руками.

  3. Угасание рефлекса «выталкивания» языком, появление готов­ности к жевательным движениям, использование языка для продви­жения пищи во рту, проглатывание комочка полугустой пищи (фрук­товое пюре).

Оптимальныесроки введения прикорма определяютсяиндивиду­альнодля каждого малыша, ориентируясь напризнаки готовности ребенка к еговведению. Чаще всего это возраст от 5 до6 месяцев.

Однако при необходимости этотсрок можно сдвинуть к 4 месяцам, особеннопри гипогалактии у матери. Но если приэтом у ребенка ещенет признаков готовности, то вводят неприкорм, а докорм.

Вве­дениеприкорма раньше 4 месяцев нецелесообразно,так как ребе­нокеще не достиг соответствующейфизиологической зрелости. При раннемвведении прикорма может возникнуть:

  • развитие аллергии вследствие пищевой сенсибилизации;
  • срыв пищеварения (диспепсия, дисбактериоз) вследствие незрелости органов пищеварения;
  • снижение лактации у матери вследствие уменьшения частоты и интенсивности сосания материнской груди;
  • аспирация пищи вследствие незрелости функции жевания, продвижения и глотания густой пищи.

Нои запаздывать с введение прикорма нельзя(позднее 6-8 мес.), так какмогут возникнуть проблемы с адаптациейк пище более плотной консистенциии отказ от пережевывания пищи надлительный срок. Такимобразом, рекомендуемые сроки введенияприкорма колеб­лютсяот 4 до 6 месяцев жизни ребенка.

Правила введения продуктов и блюд прикорма

Начинатьвводить новые блюда и продукты прикормаследует толькоздоровому ребенку. Новые блюда не вводятпри острых заболе­ваниях,при изменении условий жизни (поездки,переезды, смена уха­живающих лиц), припроведении профилактических прививок.Следуетвводить каждое новое блюдо прикорма смалых коли­честв(1-2 чайные ложки) постепенно доводяпорцию до нужного объема.

Нельзявводить два новых вида прикормаодновременно. Введение новоговида прикорма возможно только послепривыкания к предыдущему.

  1. Новые блюда и продукты прикорма лучше вводить в утренние часы, чтобы проследить за реакцией ребенка. При этом следует на­блюдать за поведением, стулом, состоянием кожи ребенка.

  2. Блюда прикорма вначале должны быть гомогенными и иметь по­лужидкую консистенцию, чтобы не вызвать затруднений при глотании, затем их следует делать более густыми, а позже и более плотными, приучая ребенка к жеванию, продвижению пищи к глотке и проглаты­ванию. С 9-10 месяцев следует практиковать «кусочковое» питание.

  3. Блюда прикорма даются перед кормлением грудью матери, когда ребенок голоден. После кормления блюдами прикорма можно прило­жить ребенка к груди для поддержки и сохранения лактации. Если ре­бенок отказывается от грудного молока, можно предложить сок.

  4. Вначале всегда следует вводить блюда прикорма из одного ви­да продуктов (монокомпоненткые) и только после привыкания посте­пенно вводят смеси из двух-трех и более видов продуктов (поликом­понентные).

  5. Блюда прикорма даются в теплом виде с ложечки, с 6-7 меся­цев ребенок должен сидеть за специальным детским столом, с 7-9 ребенка следует приучать пить из чашки.

Свведением прикорма начинается «пищевоевоспитание» ребенка,котороевключает формирование:

  • навыков потребления густой, а затем и плотной пищи;
  • ребенок должен научиться брать пищу с ложки, жевать, проглатывать ее;
  • навыков «кусочкового» питания (с 9-10 месяцев);
  • вкусовых ощущений;
  • навыков опрятности и поведения за столом;
  • навыков пользования столовой посудой, ложкой, чашкой;
  • навыка доедать положенную в тарелку порцию, разумно подбирая блюда и объем порции.

Конечнымэтапом является формирование навыковсамостоятель­нойеды, но это происходит на 2-м году жизниребенка.

Привведении новых блюд прикорма могутвозникнуть симптомыпищевойнепереносимости.Основныеклиническиепроявлениявыражаютсяв нарушении функционального состоянияпищевари­тельноготракта (срыгивания, рвота, метеоризм,кишечная колика, неустойчивыйстул), в появлении кожных аллергическихизменений.

Пищеваянепереносимостьможетвызываться разными причинами.

1.Транзиторная дезадаптация («диареяползункового возраста»). Кромедиспепсических симптомов характеризуетсяучащением и уве­личениемобъема стула, в котором видны непереваренныекомочки икусочки съеденной пищи. Срок появлениясимптомов от 1 до 7 суток.

Состояниесвязано с недостаточной зрелостьюорганов пищеваре­нияребенка, замедленным становлениемактивности ферментных системЖКТ или несоблюдением правил введенияприкорма.

В таких случаях блюда прикормаследует вводить более медленно ипосте­пенноили отложить их введение на какой-тосрок, продлив грудное вскармливание.

2.Транзиторная пищевая аллергия.Транзиторныепроявления связаныс недостаточной зрелостью механизмовкишечного антиген­ногоблокирования. Срок появления аллергическихреакций от 1 су­токдо 1 месяца.

В таких случаях введениесоответствующего блюда прикорма(или отдельного компонента) следуетотложить на длительныйсрок. Рекомендуется максимально долгосохранять грудное вскармливание,назначив кормящей матери гипоаллергеннуюдиету. Вчасти случаев требуется назначениелечебного питания.

Пищеваянепереносимость может быть проявлениемврожден­ныхили приобретенных заболеваний органовпищеварения (глютеноваяэнтеропатия, дисахаридазная ферментопатия,синдром мальабсорбции)или генетическидетерминированной склон­ностик гиперпродукции IgE(пищевая аллергия). Втаких случаях назначаетсялечебное питание.

Впрактике вскармливания детей 1-го годажизни имеются сущест­венныеотличия в разных регионах мира. Этиотличия касаются вы­бора ипоследовательности введения различныхпродуктов прикор­ма,объемов блюд и сроков их введения, чтосвязано как с различны­минаучными подходами отдельных школнутрициологов, так и с на­циональнымии климато-географическими традициямипитания.

Впоследнее время активно дискутируютсявопросы, связанные со сроками введенияприкорма, особенно при естественномвскармливании.

СогласноРезолюции 55-й сессии Всемирной АссамблеиЗдравоохранения(18 мая 2002г., «Детидолжны быть наисключительно грудном вскармливаниидо 6 месяцев и не менее, чем в течениепервых 4 месяцев жизни (некоторым детям прикорм можетпонадобиться раньше 6 месяцев, но вводитьего не следует до 4 месяцев)»

Вданном случае первым видом прикормадолжны быть не традиционно используемыев России фрукто­выесоки и пюре, а продукты с высокойэнергетической плотностью – кашаили овощное пюре, обогащенныемикронутриентами.Вдокументе отмечена необходимость учетанациональ­ныхособенностей и традиций питания вразличных странах и регионах.

Внашей стране, где большинство детейнаходится на смешанном или искусственномвскармливании, используются утвержденныеМинистер­ствомздравоохранения РФ в 1999 году Методическиеуказания №225 «Современные принципы иметоды вскармливания детей первогогода жизни”.

Остается незыблемым принцип индивидуальногоподхода к ре­бенкус учетом особенностей его развития исостояния здоровья.

Болеераннее введение прикорма рекомендуетсякрупным, быстро растущим младенцам, прианемии, рахите, гипотрофии, мальчикампо сравнению с девочками.

Всоответствии с рекомендуемыми срокамивведения основных про­дуктови блюд прикорма промышленного выпускав питание детей перво­го года жизни,разработанными на основе Методическихуказаний МЗ РФ (№225от 30.12.1999 г.

) и утвержденных в качествеДополнения к этим указаниямМЗ РФ, первыми, начиная с 3-месячноговозраста, назначают­сяфруктовые соки.

Через 2 недели вводитсяболее плотная пища – фрук­товоепюре, а затем последовательно овощноепюре, молочная каша, творог, желток,мясное и рыбное пюре.

По-видимому,по мере накопления клинического опытапо организа­цииприкорма и проведения дополнительныхисследований в эту схему будутвнесены изменения и, в частности,рекомендации по более позд­немувведению в рацион детей фруктовых сокови пюре. Впитании ребенка могут быть использованыпродукты, приготовлен­ныекак в домашних условиях, так и промышленногопроизводства.

Вкачестве прикорма используются овощныепюре, каши, растительно-мясныеи растительно-рыбные блюда, которымипостепенно вытесняются кормлениягрудным молоком или его заменителями.В питание ребенка с учащеннымстулом, гипотрофией, гастроинтестинальнойформой пищевой аллергиипервыми вводятся каши. При паратрофииили запорах предпоч­тениеотдается овощному пюре.

Источник: https://StudFiles.net/preview/2142909/page:2/

10 признаков, что ребенок готов к введению прикорма

8 основных признаков, что пора вводить прикорм

Родители, а также дедушки и бабушки малышей всегда стремятся как можно лучше и полезнее их накормить. Когда ребенку исполняется 3-4 месяца, они уже с нетерпением начинают поднимать вопрос о том, не пора ли ввести прикорм.

Но пойдет ли на пользу младенцу такая поспешность? Родители в этот период могут наслаждаться более-менее спокойным временем, когда нет необходимости бесконечно стерилизовать посуду, готовить кашу и разные смеси, переживать о том, что продукт может оказаться некачественным или вызвать аллергию.

Как правило, в один прекрасный день становится ясно, что ребенок готов к прикорму, он в нем нуждается. Вот 10 признаков, которые помогут молодым родителям это понять.

Дети одинакового возраста могут находиться немного на разных стадиях развития. Например, кто-то из них начинает удерживать головку самостоятельно уже в двухмесячном возрасте, а кто-то – в трехмесячном.

Каждый детский организм индивидуален, и развивается он в своем темпе. В этом случае роль играет наследственность, а также особенности протекания беременности, процесс родов и уход за ребенком.

Поэтому однозначный ответ на вопрос о начале прикорма дать невозможно.

Специалисты в этом плане выделяют лишь 2 момента, которые говорят о том, что организм малыша готов к приему другой пищи.

  1. Созревание в достаточной мере головного мозга малыша, а также его нервной системы в целом.
  2. Готовность пищеварительной системы принимать новую пищу.

Когда эти признаки совпадают, можно утверждать, что ребенок готов к началу прикорма. Но как это определить родителям? Существует ряд признаков.

  1. Возраст ребенка. Он наступает, когда малышу исполняется четыре месяца. Такое же правило относится и к недоношенным детям, но в этом случае возраст считается не с момента рождения, а с учетом недоношенного срока. Например, ребенок, который родился вовремя, будет начинать употреблять прикорм с 17 недель, а рожденный на месяц раньше будет готов к этому лишь на 21 неделе жизни.
  2. Вес. Вы можете предполагать, что кроха готов к прикорму, если он весит в 2 раза больше, чем в момент рождения. В случае с недоношенными детьми эта цифра должна быть в 2,5 раза больше.
  3. Выталкивание языка на уровне рефлекса. Маленькие дети имеют рефлекс, который представляет собой выталкивание языка. Это врожденный рефлекс, который природа «задумала» для того, чтобы в рот малыша не попали какие0либо посторонние предметы. Чтобы получать пищу, этого рефлекса уже быть не должно. Только в этом случае кроха сможет питаться с ложечки. Родители должны проверить это. Если рефлекс еще есть, начинать прикорм будет рано. Чтобы провести проверку, нужно дать крохе немного воды из ложечки. Если он ее не прольет, значит можно начинать прикорм. Этот момент учитывать нужно обязательно. Ведь чтобы пища нормально переваривалась и обрабатывалась слюной, малыш должен есть именно из ложечки.
  4. Способность сидеть. Чтобы малыш мог есть обычную пищу, он обязательно должен хорошо сидеть. Начинать прикорм нужно после того, как кроха научиться надежно сидеть и управлять движениями головы, чтобы у него была возможность отказаться от пищи.
  5. Недостаток питания. Если ребенок хочет есть все чаще, и каждый раз высасывает все молоко из грудей, а кроха, который питается смесью, не наедается 1 л смеси за день, значит, ему нужен прикорм. Это признак того, что для развития организму одного молока уже недостаточно.
  6. Понять, что крохе пора давать прикорм можно также, когда он начинает тащить в рот различные предметы.
  7. Когда родители подносят крохе ложечку с пищей, он должен уметь вытягивать губу и двигать языком.
  8. Он должен научиться захватить маленькие кусочки еды с помощью языка и протолкнуть их в рот. Это будет означать, что у него развился навык жевания.
  9. У крохи появились зубки.
  10. Он интересуется тем, что едят взрослые. И пытается сам попробовать взрослую пищу. Если вы часто замечаете, как он пытается съесть вашу еду, значит, он готов к прикорму.

Но чтобы начинать вводить прикорм, не нужно ждать, когда проявятся абсолютно все перечисленные признаки. Если вы заметили большинство из них, В любом случае перед тем, как начинать, проконсультируйтесь с педиатром.

Он точно определит, можно ли начинать прикорм. Врач подскажет, с каких продуктов нужно начинать и в каком количестве.

Получив одобрение и рекомендации врача, вы будете спокойны, и не будете волноваться, что делаете что-то не так.

Памятка для молодых родителей

  1. Начинать вводить прикорм допускается лишь в том случае, когда малыш не болеет.
  2. Он должен приходиться на второе кормление.
  3. Пищу дают в теплом виде перед кормлением молоком или смесью.
  4. Кормить нужно исключительно с ложечки. В первый раз можно добавить в пюре молоко и налить в бутылочку.

    Так ему легче будет привыкнуть и к новому виду пищи, и к ее вкусу.

  5. Каждый новый продукт дают по ¼ ложечки, а потом постепенно увеличивают его количество на протяжении 15 дней до необходимого объема.
  6. Важно, чтобы первый прикорм был из тех плодов, которые растут в вашем родном регионе.

    Если пюре из банана для ребенка из Африки будет идеальным вариантом, то для нашего крохи этот продукт может вызвать стресс. У него может расстроиться пищеварение, а также ухудшиться самочувствие.

  7. Не нужно вводить в рацион новые продукты слишком часто. Перед тем, как добавить новый продукт, должно пройти около 2 недель, чтобы кроха привык к старому.

  8. Первый прикорм должен представлять собой пюре из какого-либо одного вида плодов. Таким способом можно будет вычислить наличие аллергии на те или иные овощи или фрукты.
  9. Когда вы только начинаете вводить прикорм, следите за тем, чтобы пюре было жидким. Оно должно быть как густое молоко.

    Постепенно в пюре следует добавлять все меньшее количество жидкости, чтобы в конечном итоге кормить ребенка пюре нормальной консистенции.

  10. Если по каким-либо причинам вы приняли решение покупать готовое питание для детей, важно обратить внимание на несколько основных признаков. В первую очередь, при покупке всегда смотрите на дату производства.

    Организм крохи приспособлен к перевариванию разной пищи намного хуже, чем организм взрослого. Поэтому отравиться ему гораздо легче. А переносить отравление кроха будет намного болезненнее, чем взрослый человек. Еще один важный момент – это состав питания. В нем не должно быть ни сахаров, ни солей, ни декстрозы.

    Выбирайте питание тех фирм, которые хорошо зарекомендовали себя, и являются известными. Желательно, чтобы это питание было рекомендовано педиатрами. Следует насторожиться, если питание стоит слишком дешево. Скорее всего, оно некачественное.

Когда прикорм лучше отложить

Существуют случаи, когда начало введения прикорма необходимо отсрочить на несколько недель.

  • Малыш болеет.
  • У него интенсивно режутся зубки, он часто плачет, поднимается температура.
  • Отложите начало прикорма, если вы недавно переехали на новое место. Организму крохи сложно будет привыкнуть к такому количеству изменений. Пусть он сначала привыкнет жить на новом месте, а потом уже начнет привыкать к пище.
  • Начало прикорма стоит отсрочить на некоторое время также в случае каких-либо других изменений в обстановке или образе жизни семьи. Возможно, молодой маме пришлось выйти на работу или семья наняла няню.
  • Если вы уже попытались дать прикорм, но у ребенка проявилась на него плохая реакция. Например, диарея, какие-либо высыпания. В этом случае стоит подождать еще немного.
  • Не стоит спешить с прикормом в случае, когда малышу сделали прививку. Пусть после этого пройдет несколько недель.

Начинать прикорм следует в тот момент, когда вы заметите, что:

  • Когда вы даете малышу какую-либо новую пищу, у него не возникает проблем с пищеварением или аллергии.
  • Кроха начинает тянуться к еде самостоятельно. Он может взять кусочек еды рукой и донести его до рта, а также проглотить ее. А если еда ему не понравилась по каким-то причинам – то выплюнуть.

Эти советы помогут молодым родителям понять, что пора начинать вводить прикорм.

: 10 правил прикорма — Доктор Комаровский

Источник: https://babymir.net/10-priznakov-chto-rebenok-gotov-k-vvedeniyu-prikorma/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.