5 советов, как научить ребенка не пропускать ваши слова мимо ушей

Системно-векторная психология. Как делать замечания детям? Имеющие уши, да услышат!

5 советов, как научить ребенка не пропускать ваши слова мимо ушей

Виктория Винникова, учитель математики

«Какая мука воспитывать детей!»
Фрекен Бок

«Что мне делать с этим ребенком?» — восклицает мама. Ребенок не слушается, на замечания не реагирует. А еще и дерзит, упрямится, грубит и не слушается взрослых.

Мы повышаем голос, пытаемся менять подходы. Но по-прежнему не достигаем цели. Почему наш посыл не воспринимается ребенком? Ведь мы хотим как лучше. А он как будто не понимает. В следующий раз опять совершает тот же поступок, замечания по которому вы уже делали неоднократно.

Все воспитательные разговоры родителей превращаются в монологи. Диалога нет, вы на «разных частотах», ребенок вас просто не слышит. В чем причина? Неужели нельзя настроить этот диалог?

Ответы скрыты в особенностях психики ребенка. Системно-векторная психология Юрия Бурлана раскрывает причины наших поступков, помогая понять наших детей. А зная причины, уже становится ясно, как делать замечания детям, какие найти слова, чтобы они нас услышали.

Желания детей или желания родителей. Ищем золотую середину

Системно-векторная психология Юрия Бурлана утверждает, что маленький ребенок это сгусток различных желаний. Он хочет попробовать, пощупать, увидеть, услышать и познать этот мир. Его внимание моментально переключается.

И вот он уже бежит за мячиком или за мотыльком, шлепает по лужам или валяется в грязи, хочет попробовать на вкус различные предметы или тянется к острому ножу. Ребенок познает мир, и задача родителей помочь ему, сохранив его от опасных действий.

И тут не обойтись без запретов и ограничений.

Воспитывать только поощрениями практически невозможно, замечания также необходимы. Это тонкий механизм взаимодействия: поощрения-наказания. Замечания занимают здесь промежуточное положение. И если овладеть искусством замечаний, то они могут звучать и как поощрение, и как легкий упрек. Попробуем найти золотую середину в вопросах замечаний детям. И определяется она особенностями их характера.

Замечания нужны, замечания важны!

Системно-векторная психология Юрия Бурлана с математической точностью определяет людей по их врожденным желаниям. Группы желаний называются векторами. Всего их 8, и каждый задает свои особенности психики. Наличие того или иного вектора определяет истинные желания ребенка и обеспечивает их определенными свойствами для реализации.

Есть дети, послушные от природы, а есть не очень. Но в любом случае ребенок развивается и действует согласно своим врожденным задаткам. Если мы подстроимся под них, то уже не будем растить «апельсинку» из «рябинки». Родителям сразу же становится легче, в том числе в вопросах мотивации.

Свойства заданы, но не обеспечены — их необходимо развивать. Замечания и правильная мотивация — идеальный инструмент воспитания маленького человека.

У педагогов и родителей давно наработан огромный запас разных приемов взаимодействия с детьми. Но частая ошибка заключается именно в том, что эти замечания применяются к детям, которые в силу своих врожденных особенностей их не слышат.

Как наладить контакт? Разговариваем на одном языке

Ребенок еще не вырос, он не осознает своих желаний, не понимает, что с ним происходит, а только громко заявляет о них. На самом деле это родителям необходимо научиться слушать ребенка. Понять, услышать, принять и разговаривать с ним на одном языке.

Вот, например, ребенок с кожным вектором виден сразу. Он подвижен, активен, любит бегать и прыгать, он отлично понимает причинно-следственные связи. Когда же он натыкается на запрет БЕЗ объяснений причин, то испытывает недоумение. Ему необходимо точно объяснить, почему что-то делать нельзя. Причем объяснить логически.

Логическое мышление является его сильной стороной, как и способность адаптироваться, быть гибким, на лету схватывать суть и извлекать из ситуации максимальную выгоду. У него инженерный ум и стремление быть первым, успешным. И это то, что в нем нужно развивать.

Поскольку свойства даны человеку от рождения, как и сила темперамента, то нет смысла переделывать его врожденные задатки.

Если он верткий, шустрый и подвижный от природы, то все ваши замечания о том, что «надо быть поспокойнее», «не бегать, не прыгать», — будут пропущены мимо ушей.

Ведь это его врожденное желание, без этого нет развития. У ребенка с кожным вектором от движения даже мозг развивается лучше.

Дети с кожным вектором способны подчиняться правилам, расписанию – ведь только высоко организованный человек может стать по-настоящему успешным. Поэтому с ними можно смело применять правила, адекватно ограничивающие их во времени и пространстве. Важно, чтобы к процессу составления правил был причастен и сам ребенок, тогда он будет согласен их соблюдать.

Если вы разговариваете с ним на его языке, он прекрасно вас слышит и понимает. Правда, будьте готовы к тому, что он может и «поторговаться в свою пользу», реагируя на ваши замечания. Ведь для детей с кожным вектором ценностью является польза-выгода.

Замечания медлительному ребенку

А есть другие детки, с противоположными свойствами – обстоятельные, чуть медлительные и неповоротливые, зато очень аккуратные. Их сильная сторона – способность анализировать и запоминать большие объемы информации. Они любят учиться и делают это отлично. Если им создать необходимые условия.

Это «золотые дети», при правильном подходе — самые послушные. Главное, их не торопить. Хотя именно по отношению к ним родители часто делают эту ошибку: «Ну, сколько можно копаться?», «Давай уже быстрее одевайся!».

Ребенок нервничает, обижается (ведь от него требуют того, что он дать не в силах – скорости выполнения, и не хвалят за то, что является его сильной стороной – усидчивость).

В итоге он начинает упрямиться, параллельно приобретая комплекс неполноценности, постепенно соглашаясь со всеми нелестными прозвищами от родителей, приобретая те самые психологические «якоря» из детства, которые мешают ему затем всю жизнь.

Вместо таких «колких» замечаний лучше сосредоточиться на достоинствах вашего ребенка. Ведь он способен быть аккуратным во всем – похвалите его за усилия.

А делать замечания такому ребенку лучше всего в виде легкого упрека, этого будет достаточно.

Например: «Что же ты порядок не навел, маму расстроил?» Уверяю вас, анальный малыш сделает все, чтобы мама была довольна, а уж навести порядок в своих игрушках (полочках и шкафчиках) для него особое удовольствие.

При этом дайте ему время, не ограничивайте его, не торопите, и тогда он со свойственной ему аккуратностью наведет идеальный порядок. Уверяю вас, он услышит ваши замечания, если вы будете разговаривать с ним в его системах ценностей.

Взаимопонимание

Системно-векторная психология Юрия Бурлана раскрывает сложные нюансы, связанные с воспитанием детей, в совершенно неожиданном свете, и дает в руки родителей уникальный инструмент понимания своего ребенка изнутри.

Выстроить отношения с ребенком на уровне взаимопонимания возможно. Радость от общения и воспитания возникает легко, когда понимаешь особенности ребенка, его слабые и сильные места, знаешь, как и куда направить его энергию. О таких результатах пишут многие родители после прохождения тренинга:

«Я стала четко отделять его потребности и мне не надо калечить психику его психику, пытаясь подобрать к нему ключик. Малыш расцвел на глазах. Он перестал проситься к бабушке, теперь ему нет необходимости уходить от меня».

Евгения Березовская, дизайнер

Подробнее узнать об особенностях разных детей вы можете уже на бесплатных онлайн лекциях по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Запись по ссылке http://www.yburlan.ru/training/registration-deti

Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Виктория Винникова, учитель математики

Раздел: Педагогика

12 Дек, 2015 Комментариев: 7 2404

Источник: http://svp.expert/pedagogika/kak-delat-zamechaniya-detyam-imeyushhie-ushi-da-uslyshat/

Как научить ребёнка слышать с первого раза?

5 советов, как научить ребенка не пропускать ваши слова мимо ушей
960 (22 за неделю) / 28.01.19 10:00 /

Научить своё чадо слушать и слышать с первого раза не так и просто, поскольку и взрослым не всегда это удается. Поэтому и появилось классическое выражение: «Ему все об этом давно говорят, а он как об стенку горох».

Все взрослые – и те, что понимают с первого раза, и те, что не слышат и с пятого, когда-то были детьми. Так вот, если ребёнка научить слышать с первого раза, то, скорее всего, когда он вырастет, то сохранит этот полезный навык на всю жизнь.

Наши советы  о том, как научить ребёнка слышать с первого раза, обязательно помогут вам, нужно лишь следовать им.

Спуститься с пьедестала «великого родителя»

Придётся, иначе ничего не получится. Для малыша, едва научившегося ползать, всё окружающее кажется огромным, за исключением самых близких – отца и матери, которые с первых дней жизни носят его на руках, поднимая его точку обзора мира до собственной.

Позднее, когда подросший ребёнок начинает ходить, проявлять свой характер, то родители упускают из виду более чем метровую разницу в росте и видении мира, поэтому продолжают смотреть на него с высоты своей значимости и мудрости и общаются сверху вниз. Одновременно и в их речах появляются приказной, повелительный тон.

 
Родители справедливо полагают, что они старше и умудрённее опытом, и поэтому обязаны учить уму-разуму наивного малыша. Но даже если это и так, то лучше всё же будет снизойти на уровень самого ребёнка. Лучше даже физически присесть и посмотреть в глаза ребёнку.

Тут-то и можно заметить, как одна и та же фраза, сказанная из «заоблачных высот» и при взгляде в детские глаза будет звучать совершенно иначе. Точнее, поменяется её восприятие малышом. Поэтому лучше попросить малыша убрать игрушки не криком из кухни или важно подбоченившись, а глядя ему в глаза.

Вместе с ним можно оценить беспорядок в детской, а потом, глядя ему в глаза, сказать, что надо бы всё это исправить.

Вначале нужно убедиться, что вас внимательно слушают

Частенько малыш так поглощён творчеством или игрой, что просто не слышит. Впрочем, кропотливая, требующая внимания работа и взрослых заставляет забывать про всё вокруг.

Вывести их из сосредоточенного состояния может либо тактильный контакт, либо очень громкий возглас. Последнее менее приятно, поэтому лучше пользоваться нежным прикосновением.

Начинать говорить по существу имеет смысл только тогда, когда замечено, что внимание человека переключилось на обращающегося к нему.

Неплохо будет вспомнить разговор с довольно маленьким ребёнком, который торопится рассказать нечто важное старшему, буквально захлёбываясь словами, чтобы не упустить всё, что рвётся наружу.

Иногда, чтобы удержать внимание, ребёнок держит голову взрослого двумя ладошками – мол, слушай и не отвлекайся! Ведь если взрослый отвернётся, то непременно пропустит новость между ушей.
Конечно, уподобляться детям, держа их за уши при обращении к ним, будет излишним.

Вместо ушей можно держать за плечи, а вообще, достаточно просто установить визуальный контакт. Если говорящего видят, то резко возрастает вероятность, что его ещё и услышат. Действительно, пропустить мимо ушей слова, когда тебя сверлят взглядом, гораздо сложнее.

Дети в детском саду очень часто, обращаясь к товарищу, с помощью рук настоятельно разворачивают его к себе, поскольку очень хотят быть услышанными.
Также важно обращение по имени, или даже любое другое обращение. Чаще всего, слова, сказанные без обращения в детской среде уходят в никуда, не производя никакого эффекта.

Если воспитатель детского сада скажет безлико «Прибираем игрушки», то на его слова дети никак не отреагируют, но если он попросит детишек поднять на него глаза, напомнит, что наступает время обеда и нужно прибрать игрушки, то непременно будет услышан.

Зрительный контакт

Детский мозг способен концентрироваться на решении лишь единственной задачи. Когда малыш увлечён игрой, а мама зовёт его обедать, то ей не следует раздражаться тому, что он её не слышит, поскольку он пока просто на это неспособен.

Перед тем как перейти к смысловой части обращения, необходимо установить с ребёнком визуальный контакт, полностью переключив на себя его внимание. Глаза обоих должны быть на одном уровне, а ещё лучше взять малыша за руку и обратиться по имени.

Если малышу больше 3,5 лет, то его можно попросить повторить услышанное, чтобы убедиться, что он всё запомнил и правильно понял.

Детская психология для родителей

Детская и подростковая психология – это не только удел специалистов. Это волшебный ключик к замку, он приоткрывает двери в мир детской души &nda …

Единственное задание

Дети с трудом воспринимают цепочку родительских просьб, например, взять чашку, поставить её в раковину, затем вытереть стол, вымыть руки и отправляться кушать.

Такой алгоритм действий ребёнок просто не запомнит, и на одном из этапов непременно застрянет. Поэтому слишком сложные задачи нужно разбить на более простые.

Озвучив первое задание, нужно дождаться его выполнения, тогда можно произнести и следующее.

Убедиться, что малыш услышал

«Слушал» совсем не то же, что «услышал». Кажется, что человек вроде бы и в глаза смотрел, и слушал, даже кивал или «угукал», но при этом был мыслями где-то далеко.

Поэтому для гарантии лучше его переспросить, всё ли он понял, о чём его сейчас просили. Также и с детьми – если ответ будет аналогичен сказанному, то значит, взрослый был услышан.

Поначалу все эти «реверансы» кажутся излишними, а потом к ним все привыкают и охотно пользуются. Зато потом у ребёнка не будет повода сказать, что он ничего не слышал.

Быть последовательным в просьбах

Нужно принимать во внимание, что ребёнок всегда является отражением родителей. Только услышать их ему мало, а требуется ещё ощутить, увидеть, воспринять сказанное эмоционально и через органы чувств.
Можно рассмотреть такую ситуацию. Мама с дочкой были в гостях и стали собираться домой.

Мама, смотря дочке в глаза и держа за руку, предложила ей начать одеваться – задание до ребёнка точно дошло. Но затем мамина приятельница предложила ещё чаю с пирогом, посмотреть старые фотографии или поделиться рецептом того же пирога.

Мама в результате так и осталась не одетой, но не забывает беспрестанно спрашивать у дочери, готова ли та к уходу. Дочь прекрасно видит, что сама мама и не думала одеваться, поэтому просто начинает все слова матери пропускать мимо ушей.

Поэтому если уж что-то было сказано ребёнку и услышано им, то дальше нужно действовать в соответствии со сказанным, показывая ему правильный пример.

Здесь и сейчас

Ещё пример – мама обращается к младшему сыну с призывом не брать конструктор старшего брата и напоминает, как тот недавно его побил за это и спрашивает, не хочет ли он повторения. Понятно, что у матери накипело, и она хочет сразу предупредить нежелательный поступок младшего сына.

Но когда нотация слишком длинная, то малыш путается в словесной паутине и забывает, о чём идёт речь. Да и прошлые грехи припоминать ему не стоит, как и пугать грядущими неприятностями, чтобы не воспитать у него катастрофического мышления.
Дети живут в настоящем, поэтому бессмысленно пытаться воздействовать на них долгими объяснениями.

Лучше уж сказать кратко, что нельзя ломать вещи брата, после чего переключить внимание младшего на игру в догонялки, прятки и прочие развлечения, то есть, найти более безопасный путь для выхода переполняющей его энергии. Тут важно одно правило – если не удаётся изменить поведения малыша, то нужно поменять обстоятельства, подталкивающие к нему.

Можно выделить старшему ребёнку индивидуальную зону для игры, где младший ему бы не мешал.

6 «Мама, мне страшно!» или основные причины проявления детского страха

Каждый человек в жизни испытывал на себе проявление страха. Эта эмоция связана с различными переживаниями и зачастую затрагивает механизм самосохранен …

Договориться о последствиях

Мама жалуется, что она всё говорит, говорит ребёнку, а он как об стенку горох.

Вот в этом-то бесконечном «говорю» и скрывается подвох – зачем обязательно слушать с первого раза, когда будет и пятый, и десятый? Поэтому если хочется научить чадо слышать с первого раза, то и говорить следует один раз, при этом предупреждая о последствиях.

Например, призывая к обеду, добавить, что дважды на стол накрывать никто не будет, а опоздавший останется голодным. Тот, кто вовремя не услышит, что следует убрать игрушки, останется вечером без них.
В детском саду хорошо работает правило «Кто за собой не убирает, тот потом и не играет».

Мама призвала нести грязные вещи, поскольку она запускает стиральную машину, а тому, кто не услышал, придётся свои вещи стирать руками.

И это вовсе не потому, что мама вредная, а потому, что штанишки понадобятся уже завтра, а стиральную машину нельзя использовать вечером, иначе своим гулом и прыжками при выжимании она перебудит половину дома. Взрослый объявляет, что нужно быстренько одеться и выйти не позднее 10 минут, чтобы не опоздать на киносеанс, а если кто-то не услышит, то сорвёт просмотр для всех.
Чтобы все эти ситуации срабатывали, нужно обязательно исполнять оговоренные ситуации с неминуемыми последствиями.

Неожиданные повторения

Дети подрастают, а правила остаются. Те же условия можно озвучивать и в более позднем возрасте ребёнка, с теми же приёмами, но добавляя другие ситуации, иные условия и эмоциональную среду. В этом случае родительские пожелания наверняка будут услышаны, а ребёнок усвоит их на всю жизнь.

Важные замечания

  • Учить ребёнка нужно на личном примере. Как научить ребёнка слышать с первого раза, если мама сама не реагирует на его призыв. Надо откликаться на просьбы ребенка сразу, а не отмахиваться, мол потом.
  • К ребёнку можно предъявлять лишь те требования, которые соответствуют его возрасту. Бессмысленно, например, потребовать, чтобы всё было убрано через 10 минут, когда малыш ещё понятия не имеет, что представляет собой этот промежуток времени.
  • Последствия невыполнения просьбы не должны выглядеть, как шантаж, а просто как обстоятельства, которые наступят после естественным путём и имеющие под собой объективные причины. «Не придёшь за стол – останешься голодным» – так выглядят естественные последствия. «Не будешь есть – вылью суп за шиворот» – это уже угроза или шантаж. 

Источник: http://blogs.bebeshka.info/vospitanie-detey/kak-nauchit-rebenka-slyshat-s-pervogo-raza/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.