10 ранних признаков аутизма у ребенка: как не пропустить

Ранняя диагностика аутизма: на что стоит обратить внимание родителям

10 ранних признаков аутизма у ребенка: как не пропустить

Сегодня все больше внимания в обществе уделяется проблеме аутизма. И этому есть вполне логичное объяснение – с каждым годом диагноз аутизм ставят все большему количеству детей.

в

Рассказать

в Одноклассниках

Согласно новой статистике США, сегодня 1 ребенок на 68 малышей страдает аутизмом. Среди детей с этой проблемой больше мальчиков. Чаще всего диагноз ставят в возрасте от 2 до 3лет.

Аутизм – проблема врожденная, поэтому последнее время все чаще говорят о необходимости ранней диагностике аутизма. Чем раньше поставлен диагноз, тем более действенной может быть помощь. Известно, что аутизм неизлечим, но поддается коррекции.

При своевременной квалифицированной помощи, ребенок с расстройствами аутистического спектра может стать полноценным членом общества и вести обычную жизнь.

Сегодня мы поговорим о том, как не пропустить первые симптомы аутизма, кому о них сообщать и что делать.

РАС, или ASD: что это такое?

Справка. Расстройства аутистического спектра (РАС), или Autism Spectrum Disorders (ASD) — это набор психологических характеристик человека, которые описывают его аномальные поведенческие особенности и затруднения в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также ограниченные интересы и часто повторяющиеся поведенческие акты.

Причины, или кто виноват?

На сегодняшний момент ни один специалист не ответит точно на вопрос, почему возникает аутизм? Но однозначно понятно, что есть комплекс факторов, которые, так или иначе, влияют на развитие этого отклонения.

Среди этих факторов такие:- генетические (не существует одного гена, который бы отвечал за расстройства аутистического спектра, но ученым удалось проследить зависимости в некоторых генных мутациях и возникновении аутизма, исследования в этом направлении продолжаются);- окружающая среда (тяжелые металлы, радиация и другое);- инфекционные заболевания во время беременности;- перинатальный стресс (тяжелые роды и так далее);

– нарушения в работе иммунной системы ребенка.

Таким образом, становится понятно, что никто не виноват в возникновении аутизма, он просто случается и самое лучшее, что мы можем сделать – это принять тот факт, что аутизм бывает, и малыши с аутизмом очень отличаются от других деток в своем развитии и восприятии окружающего мира.

Как не пропустить самые первые симптомы: важные советы

1.

Симптомы– ребенок не следит глазами за родителем (начиная с возраста месяц);- навязчивые движения руками, ногами (практически с самого рождения; обычно малыш двигает ручками и ножками хаотично, многим аутистам с рождения свойственны определенные навязчивые движения руками, которые не проходят с возрастом);- трудности при введении прикорма (после 6 месяцев; например, ребенок никак не хочет пробовать соленое или всегда предпочитает только один вид прикорма);

– отклонение в развитии традиционных навыков (например, в два три месяца должен говорить «агу», а он не говорит и так далее).

2.

Обратиться за помощью
Если вы заметили даже небольшие отклонения в развитии вашего ребенка или же просто какое-либо его поведение, движения кажутся вам странными, не стоит оставлять это без внимания и списывать это на его характер или личные особенности, лучше проверить, нет ли в этом отклонения. В первую очередь со своими жалобами и подозрением на аутизм стоит обратиться к детскому врачу, он направит вас на осмотр у невролога, именно невролог чаще всего может поставить диагноз уже в раннем возрасте.

3.

Самообразование в вопросе
Не стоит ждать, что детский врач, невролог или какой-нибудь другой специалист сможет сидеть с вами часами и рассказывать, что такое аутизм, какие его симптомы, и как вам понять вашего ребенка, если ему поставили такой диагноз или если есть подозрение, узнать необходимую информацию вы можете самостоятельно в справочной или медицинской литературе. Больше всего информации доступно в сети Интернет на английском языке по запросу «Autism Spectrum Disorders (ASD)».

4. Позитив и активность
Вопрос аутизма у детей очень непрост для восприятия родителей. Многие мамы и папы, даже если видят какие-либо отклонения в поведении ребенка, долго предпочитают не обращать особое внимание на это, убедить себя в том, что это вариант нормы, то есть делать все, чтобы избежать прямой встречи с проблемой.

В случае с аутизмом такое поведение очень вредит ребенку. Чем раньше он получит помощь, тем лучше, ребенок ни в коем случае не должен оставаться без помощи только из-за того, что родителям трудно осознать и принять то, что у их ребенка все-таки есть проблема.

Поэтому в любом случае стоит быть позитивными и активными – такой настрой самый полезный для ребенка и его будущего, расстроиться и опустить руки успеть можно всегда, а коррекция хороша в свое время, самым действенным временем для коррекции аутизма считают возраст до 4 лет.

Источник: http://detki.co.il/health/rannyaya_diagnostika_autizma_na_chto_stoit_obratit_vnimanie_roditelyam.html

Аутизм у детей: признаки в раннем возрасте и позже (фото и видео)

10 ранних признаков аутизма у ребенка: как не пропустить

Родителям часто сложно поверить, когда их ребенку ставят диагноз аутизм, ведь порой кажется, что с малышом все в порядке, он просто проявляет свой характер и индивидуальность.

Еще  в прошлом веке данная болезнь была очень редкой, на 10 тысяч здоровых детей приходился один с таким диагнозом. Согласно данным статистических  исследований, сегодня картина менее утешительная – один случай на сотню новорожденных.

Причины аутизма достоверно не установлены, да и заболевание в целом изучено плохо.

Специалисты выделяют несколько факторов, которые могут провоцировать появление проблем: поражения органов центральной нервной системы, изменения на генном уровне, отравление ртутью, последствие некоторых вакцинаций, вредное воздействие химических веществ на организм матери во время вынашивания малыша.

Аутизм непосредственно связан с нарушением процессов социальной адаптации ребенка, его психического и речевого развития.

В случае с аутизмом актуальна  общая схема для всех заболеваний – чем раньше его вывить, тем легче и эффективнее с ним можно бороться.

Рост случаев заболеваемости вызывает среди врачей и ученых большие опасения, очень важна осведомленность родителей о симптомах заболевания для своевременного его выявления.

В возрасте до одного года аутизм диагностируется крайне редко, так как симптомов болезни родители могут сразу и не заметить.

У ребенка в более взрослом возрасте заподозрить проблемы проще – ему  в первую очередь интересно исключительно одиночество, в друзьях или простых собеседниках он не нуждается.

Внимательное отношение родителей к малышу – залог своевременного обнаружения проблемы. О развитии аутизма могут свидетельствовать такие особенности в поведении и состоянии:

  • нарушены коммуникативные способности, то есть малыш почти не реагирует на собственное имя, не проявляет никакой реакции на стремление близких «поговорить», не гулит;
  • любому ребенку просто необходим контакт с матерью, с первых дней он привыкает к ее рукам. В случае если ребенок болен, с этим возникают некоторые проблемы. Так малыш не тянет рук к матери, когда та подходит, а во время кормления ему очень сложно занять комфортную позу;

Замечание врача: согласно информации, полученной после опроса матерей, их дети вели себя по-разному во время кормления или укачивания, но всегда это было взаимно неудобно. Так, некоторые малыши становились полностью обездвиженными, как бы растекаясь по рукам матери, а некоторые постоянно находилось в сильном напряжении  и  все время на руках были негибкими.

  • одной из ранних форм приспособления младенца является фиксация взгляда на лице его мамы. Новорожденные проявляют активный интерес к находящемуся напротив лицу, могут очень долго поддерживать зрительный контакт. Если ребенок страдает аутизмом, то такая форма приспособления становится для него неприемлемой. Зачастую это заметно рано – малыш либо вообще избегает прямого зрительного контакта, либо не фиксирует его надолго. Как показали исследования, человеческое лицо для аутичных детей также очень интересно, но они не могут долго фиксировать на нем свое внимание, а поэтому зрительные контакты непродолжительны и сменяются отводом взгляда;
  • Иногда тревога родителей абсолютно не оправдана, ведь дети развиваются индивидуальноодним из сигналов того, что ребенок развивается в нормальном темпе является появление улыбки адресно к близким. У детей с аутизмом такая реакция возникает своевременно, однако отмечают, что она появляется в основном не из-за присутствия родителя, а из-за посторонних факторов, приятных ребенку. Часто груднички с такой проблемой, в отличие от здоровых деток, не отвечают улыбкой на улыбку, то есть контакт с  взрослым им быстро становится неинтересен и они не реагируют на их попытки его продолжить;
  • к полугоду у детей формируется способность реагировать на различные выражения лица других людей. Малыши с аутизмом в большинстве ситуаций реагируют некорректно, то есть могут засмеяться на плач и наоборот;
  • Улыбка по отношению к близким людям — признак нормального  развитияигнорирование присутствия взрослого и отсутствие реакции на имя часто приводит к ложным подозрениям на проблемы со слухом, которых на самом деле нет;
  • хватательный навык выражен неярко, стремление играть с игрушками отсутствует.

Статистические исследования показывают, что мальчики страдают от аутизма в 4 раза чаще, чем девочки. Риск сильно увеличивается, если имеется наследственная предрасположенность. 

Существует специальная классификация, позволяющая описывать симптомы аутизма в рамках возрастных групп:

  • ранний аутизм (у детей в возрасте до 1 года);
  • детский аутизм (до 11 лет);
  • подростковая форма (до 18 лет);
  • и последняя, взрослая форма.

Рассмотрим проявления детского аутизма. Стоит отметить, что симптомы ранней формы никуда не уходят, к ним лишь присоединяются новые.

Во-первых, дети с аутизмом имеют серьезные нарушения речевой функции, у них бедный словарный запас и они плохо комбинируют отдельные слова  в предложения.

При этом они могут долгое время повторять фразу, услышанную ранее, как эхо, часто придумывают новые, собственные слова для комфортного описания окружающих их предметов. Для общения речь они практически никогда не используют, а о себе в большинстве случаев говорят в третьем лице.

Ребенок с таким диагнозом очень болезненно относится к каким-либо переменам. Смена привычной обстановки или вещей может стать поводом для истерики.

Обретение новых навыков очень затруднено, обычно у таких пациентов проявляются особые способности только к одному виду деятельности.

Контакт с людьми, особенно новыми, дается крайне тяжело – скорее всего,  ребенок просто убежит и спрячется. Создается общее впечатление, что ребенок попросту живет в собственном мире.

Фотогалерея: проявления аутизма у детей

[wonderplugin_gridgallery id=»20″]

Важно! Опасность заболевания кроется в склонности к самоистязанию и направлению агрессии на самого себя. Так, спровоцировать сильный гнев может даже малейшая неудача, и в трети всех случаев аутичные дети вредят себе же, таким образом вымещая недовольство или злость.

Симптомы аутизма порой носят не только поведенческий характер, но и принимают физическую форму. Так, в сочетании с особенностями организма, проявления аутизма могут дополняться следующими элементами:

  • нарушения в области сенсорного восприятия;
  • снижение уровня иммунитета и как следствие частые болезни;
  • нарушения в работе органов желудочно-кишечного тракта;
  • периодическое возникновение судорог.

Проявления болезни специфичны, у ребенка могут присутствовать как все без исключения, так и только отдельные симптомы.

Болезнь протекает в разных формах, при легких, например, пациенты с подобным диагнозом оканчивают школу, устраиваются на работу и даже заводят собственные семьи.

  Коррекция состояния производится с помощью специальных методик, основанных на обучении малыша конкретным сценариям поведения в различных ситуациях и активном взаимодействии с ним. Успех лечения полностью зависит от старания родителей.

об аутизме у ребёнка (доктор Комаровский)

  • Полина
  • Распечатать

Источник: https://pediatriya.info/kak-proyavlyaetsya-autizm-u-detey-do-goda-i-starshe/

Как заподозрить у младенца аутизм и начать коррекцию. Советы родителям

10 ранних признаков аутизма у ребенка: как не пропустить

Сегодня, 2 апреля, отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Он установлен резолюцией Генеральной ассамблеи ООН в декабре 2007 года. Цель этой даты — подчеркнуть необходимость помогать людям, страдающим неизлечимым заболеванием, и повышать уровень их жизни.

Диагноз «аутизм» в Беларуси ставят детям не ранее, чем им исполнится 3 года. Между тем признаки аутистических расстройств могут проявляться уже на первом году жизни – внимательным родителям не составит труда заметить их.

Что в поведении малыша должно насторожить? Какую коррекционную помощь и поддержку взрослые способны оказывать своему ребенку до и после официального подтверждения диагноза? Какие правила поведения важно соблюдать при общении с ребенком-аутистом? На вопросы портала www.interfax.

by ответила медицинский психолог Надежда Георгиева.

Признаки аутизма, заметные с пеленок

«Аутистические нарушения могут проявиться уже в первые месяцы жизни ребенка.

И очень важно, чтобы родители не закрывали на них глаза, не уповали на то, что странности исчезнут по мере взросления ребенка, а обращались за консультациями к специалистам – неврологам, психологам, психиатрам-психотерапевтам.

Ведь чем раньше начнется коррекционная работа, тем лучше будет ее результат», – предупреждает Надежда Георгиева и называет признаки раннего детского аутизма.

  • Ребенок избегает прямого взгляда в глаза.
  • Равнодушен или уклоняется от тактильных контактов.
  • Не реагирует на обращенные к нему улыбки и речь окружающих.
  • Почти никогда не улыбается сам.
  • Остается безучастным, когда родитель протягивает к нему руки.
  • Может не откликаться на свое имя.
  • Предпочитает контактировать с предметами, а не с людьми.
  • Любит находиться, играть в одиночестве – очевидно, что общество других людей его тяготит.
  • Не реагирует вообще или реагирует с опозданием на звуки: например, голос человека, лай собаки, сигнал автомобиля.
  • Не пытается вступать в контакт, взаимодействовать с окружающими детьми и взрослыми.
  • Часами может делать одно и то же: рисовать, к примеру, каляки-маляки, рвать бумагу, строить башню из кубиков, следить за стрелками часов.
  • С трудом переключается с одного занятия на другое.
  • Без устали повторяет одни и те же движения: подолгу монотонно раскачивается на стуле, бегает по кругу и т.п.
  • Проявляет фиксированный интерес к определенным цветам, звукам, предметам: например, обращает внимание только на вещи синего и желтого цвета; затаив дыхание, слушает тиканье часов; всегда играет только с желтой резиновой уточкой, игнорируя другие игрушки.
  • У него хорошо развито периферическое зрение.
  • Любит нюхать, лизать, ощупывать предметы.
  • Демонстрирует странные эмоциональные реакции: ни с того ни с сего может зарыдать или захохотать.
  • Ситуация внезапности вызывает у него сильный испуг, стресс.
  • Склонен к аутоагрессии – сам себя кусает, царапает.
  • 2-3-летний ребенок ленится жевать твердую пищу, предпочитает жидкие блюда и напитки.
  • Соглашается есть только определенные продукты (как правило, это ограниченный перечень), категорически отказывается от новых блюд.
  • С трудом засыпает, часто просыпается ночью.
  • Упорно отказывается пользоваться горшком – ничуть не огорчается, справляя малую и большую нужду в штаны.

Как воспитывать и чему учить ребенка-аутиста. Советы родителям

«Прежде всего родители должны смириться с тем фактом, что их ребенок всегда будет особенным – в большей или меньшей степени. Вылечить аутизм невозможно, однако установить связь аутистов с внешним миром, социализировать их – вполне реально.

Многих родителей наверняка ободрит информация о том, что диагноз «аутизм» задним числом поставлен таким известным людям, как Исаак Ньютон, Леонардо да Винчи, Людвиг ван Бетховен, Вольфганг Амадей Моцарт, Винсент Ван Гог, Чарльз Дарвин, Александр Пушкин, Марк Твен, Вирджиния Вульф, Агата Кристи, Альберт Эйнштейн, а из современников, чьи имена на слуху, аутистические нарушения выявлены у Билла Гейтса, Вуди Аллена, Стивена Спилберга. Кстати, последние исследования свидетельствуют о том, что аутизм – довольно распространенное явление: его признаки обнаруживаются у одного ребенка из 2,5 тыс., по другим сведениям еще чаще – у одного из 110. Мужской аутизм встречается чаще женского», – говорит психолог Надежда Георгиева.

Итак, что могут делать родители для того, чтобы их ребенок-аутист приспособился к жизни в обществе, вышел в «большой мир» и занял в нем свое место?

  • Принимайте ребенка таким, какой он есть, любите его безусловно – это самое главное.
  • Дарите ребенку как можно больше телесного тепла: берите на руки, усаживайте на колени, обнимайте, прижимайте к себе, делайте массаж, практикуйте совместный сон.
  • Верьте в потенциал ребенка и создавайте условия для его развития: знакомьтесь с различными методиками взаимодействия и работы с детьми-аутистами, объединяйтесь с другими родителями и перенимайте их опыт.
  • Аутисты остро нуждаются в том, чтобы их жизнь была упорядоченной и предсказуемой. Обеспечьте ребенку четкий режим дня, заботьтесь о том, чтобы в его комнате был установлен и поддерживался определенный порядок – каждый предмет должен иметь свое фиксированное место.
  • Многие аутисты склонны к агрессии и гневу, поэтому при общении с ребенком сохраняйте нейтральный эмоциональный фон, чтобы предотвратить у него проявление бурных вспышек негативных эмоций и чувств.
  • Учите ребенка конструктивным способам выражения агрессии: предлагайте ему в порыве злости поколотить подушку, потопать ногами, покричать в пластиковый стакан или пакет, изорвать газету на мелкие клочки и др.
  • Ребенок расстроился или испугался, кричит, плачет – постарайтесь устранить источник стресса. Если это невозможно, переключите его внимание, обнимите, схватите в охапку, скажите: «Я тебя люблю».
  • Общение должно быть предельно конкретным: используйте короткие четкие фразы без абстрактных слов с акцентом на то, что вы стремитесь донести до ребенка («Возьми чашку», «Будешь есть банан?»). При необходимости сопровождайте свою речь жестом, демонстрацией картинки.
  • Как можно чаще озвучивайте ребенку свои и его чувства, объясняйте причину их возникновения («Ты кричал, качался по полу, и поэтому я злилась на тебя», «Ты расстроился из-за того, что разлил чай», «Ты улыбаешься, потому что увидел собаку и обрадовался»).
  • Дети-аутисты капризны и своенравны, готовы сутки напролет делать одно и то же и яростно протестуют, когда их прерывают. Позволяйте ребенку заниматься тем, что ему интересно, но обязательно устанавливайте рамки: «Ты можешь собирать конструктор еще час, а потом мы пойдем на прогулку».
  • Обеспечьте долговременную работу с психологом или психотерапевтом, который будет учить ребенка общаться и взаимодействовать с другими людьми, распознавать свои и чужие эмоции и чувства.
  • Большую пользу детям-аутистам приносит танцедвигательная терапия – ищите специалистов в своем городе.
  • Заведите домашнего питомца, лучше всего – собаку. Общение с животными будет благотворно влиять на развитие мозга и эмоциональной сферы ребенка.
  • Заботьтесь о том, чтобы ребенок как можно чаще находился в обществе дружелюбно настроенных детей и взрослых, по возможности посещал интегрированную группу (класс) в обычном детском саду (школе).
  • Ежедневно занимайтесь с неговорящим или малоговорящим ребенком, используя коммуникативные карточки PECS – их можно купить, скачать из Интернета или сделать своими руками.
  • У детей с аутизмом отсутствует либо нарушен эмоциональный интеллект – его можно воспитывать, формировать путем постоянных тренировок в общении с членами семьи, сверстниками, одноклассниками, учителями и др.
  • Дети-аутисты испытывают определенные сенсорные проблемы, поскольку информацию из окружающей среды они воспринимают частями. Например, сначала они реагируют на свет, потом – на звук, после этого – на образ… И пока их мозгом распознается один раздражитель, поступает другой, вследствие чего информация обрабатывается кусками, порциями. Именно поэтому поведение аутистов выглядит неадекватным. Однако способность мозга одновременно перерабатывать поступающую информацию можно и нужно тренировать.
  • У детей-аутистов очень высокий потенциал, но они ленивы, апатичны, страдают синдромом дефицита внимания. Поэтому важно найти не только сферу их компетенции, но и знать, как их можно воодушевить, заинтересовать, мотивировать, побудить к той или иной деятельности.
  • У аутиста важно развивать самостоятельность, терпеливо и настойчиво прививать навыки самообслуживания. Моделируйте как можно больше ситуаций, в которых ребенок может имитировать ваши действия, копировать поведение: например, вместе с ним перед зеркалом чистите зубы, причесывайтесь, застегивайте пуговицы и др.
  • Развивайте у ребенка-аутиста чувство прекрасного – прежде всего с помощью классической музыки, которая не только обеспечивает ощущение психологического комфорта и безопасности, но и способствует развитию внимания и интеллекта. Регулярно ходите с ребенком в театр, музеи, на выставки.
  • Импульсивность – характерная черта аутистов, которая остается на всю жизнь. Это надо учитывать при выборе профессии – лучше, если она будет свободной, творческой, интровертной.

Аутизм там и тут – почувствуйте разницу

Легко ли в Беларуси быть родителями детей-аутистов? Психолог Надежда Георгиева делится с читателями www.interfax.by своим взглядом на проблему: «К сожалению, в нашей стране аутизм – это психиатрический диагноз.

Многих родителей он приводит в отчаяние: его боятся, стесняются, скрывают или до последнего отрицают, упуская драгоценное время для коррекции и реабилитации ребенка. В развитых странах отношение к аутизму совершенно другое – не как к болезни, а как к особому состоянию, вызванному атипичным строением и развитием мозга.

Там ни специалисты, ни обыватели не воспринимают людей с аутистическими нарушениями как больных, ущербных, опасных. Для них аутисты – это представители другой расы, с которыми при желании вполне можно найти общий язык.

За рубежом семьи, в которых воспитываются аутисты, не отгораживаются от мира, не прячут своих особенных детей – наоборот, стремятся наслаждаться родительством и жить полноценной жизнью.

Окружающие, и взрослые и дети, дружелюбны к людям с психофизическими ограничениями, готовы общаться с ними на равных и прийти на помощь в случае необходимости.

Ситуации, когда родители обычных детей возражают против того, чтобы в классе общеобразовательной школы учился ребенок-аутист, как это порой случается у нас, в развитых странах исключены. Считаю, что многим белорусам стоит поучиться такому отношению к людям, которые чем-то отличаются от большинства».

Беседовала Ирина Барейко

На фото психолог Надежда Георгиева

Источник: https://www.interfax.by/article/1181044

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.